Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жанры научного стиля

Синтаксические особенности.

Частое нанизывание родительных падежей при выражении объектных отношений (определение условий кристаллизации примитивных магм). Использование страдательных конструкций, часто без указания на субъект действия (Пара логически противоположных понятий воспринимается человеком не как цельность). Предложения с инверсией (измененный порядок слов; в многочисленных научно-педагогических работах рассматривается необходимость согласованного, гармонического сочетания некоторых сторон образовательного процесса).

Существует ряд условий, влияющих на особенности создания научного текста: цель работы (представить новое знание, изложить известные факты, научить знанию), ее объем, степень подготовленности аудитории (специалисты, учащиеся, неспециалисты; взрослые, дети), письменный или устный характер текста. Различное сочетание этих факторов определяет жанровое разнообразие научных текстов, среди которых выделяют собственно научные (монография, статья, доклад), научно-информативные (реферат, аннотация, тезисы), научно-справочные (словарь, справочник, энциклопедия), учебно-научные (учебник, лекция) и научно-популярные (книга, статья, лекция) тексты.

В собственно научных текстах должно обязательно содержаться новое знание. Они наиболее сложны для восприятия, так как предполагают полную осведомленность читателя в описываемой проблеме: автор не должен, например, объяснять значение общепринятых терминов. Собственно научные тексты различаются объемом, который зависит от того, какая научная проблема ставится – вырабатывается ли новая концепция (диссертация) или решается частный научный вопрос (статья). Также объем работы определяется областью научного знания: тексты гуманитарные более многословны, чем естественнонаучные. Должны различаться собственно научные тексты письменные и устные: в последних (например, в докладах) необходимо учитывать то, что на слух информация воспринимается хуже. В связи с этим докладчик должен подготовить свой текст таким образом, чтобы он не оказался перегружен содержательно (излишними научными подробностями) и с точки зрения языковой (отказ от сложных предложений с большим количеством придаточных, текст должен быть четко рубрицирован).

Особенность научно-информативных текстов (авторефератов, аннотаций, рецензий, отзывов, рефератов, тезисов) состоит в том, что они в краткой форме должны изложить основные идеи, содержащиеся в «большом» научном тексте. Следовательно, научно-информативные тексты являются текстами вторичными – они создаются в результате переработки других текстов.

Аннотация представляет собой краткое изложение содержания «большого» научного содержания. Аннотации пишут для того, чтобы помочь читателю «большой» текст или нет. Это компас, помогающий ориентироваться в море научной литературы. Основные требования к аннотации – краткость и информативность:

1. в аннотации не должно быть лишней информации;

2. не должно быть оценочных слов: лексику аннотации составляет терминология и клише, связывающие эти термины) (в работе описаны, рассмотрен вопрос, автор приходит к выводу, что);

3. аннотация должна быть лишена черт авторства;

4. предложения должны быть простыми, легкими для восприятия.

Конспект – это краткое изложение прочитанного научного произведения. Самое важное в конспекте – найти верное соотношение между цитированием и передачей мысли автора своими словами. Составитель конспекта должен уметь внимательно читать, то есть выделять основное в тексте.

В настоящее время многие учащиеся заменяют конспектирование научных работ копированием текста. Потом выделяют маркером. Такое изучение текста малополезно. Опыт показывает, что надо текст «пропустить» через себя, передать содержание своими словами. В этом случае читатель становится соавтором научного текста.

Реферат – это краткое описание научной проблемы, обзор литературы по данной теме. Автор реферата не должен увлекаться цитированием – реферат в значительно большей мере самостоятельное произведение, чем конспект. Составление реферата учит многому: описывая и сопоставляя чужие точки зрения, автор постепенно вырабатывает свое видение проблемы. Неслучайно, в первые годы в вузах студенты больше занимаются написанием рефератов, чем написанием самостоятельных работ.

Главный языковой навык, которым должны обладать авторы конспектов и рефератов, - умение передавать чужую речь. Существует ряд способов сделать это:

1. можно описать общую тематику научной работы (в своей статье автор пишет о…, в статье рассматриваются вопросы…, актуальность проблемы, к которой обращается автор…);

2. можно следовать за автором, повторяя ход его рассуждений (статья состоит из… частей, в начале статьи автор пишет о…, затем автор подробно останавливается на проблеме…, в заключение автор говорит о…);

3. можно говорить об особенностях авторской точки зрения (автор дискутирует с…, автор не согласен с…, автор придерживается той же точки зрения, что и.., автор доказывает справедливость тезиса…, автор дает определение…, выводы, к которым приходит автор…);

4. можно привести свою оценку авторского материала (большой интерес вызывает следующее авторское утверждение…, спорным выглядит…, наиболее важным представляются следующие авторские выводы…).

Особенности учебно-научных текстов определяется тем, что их читателями являются неспециалисты. Поэтому и содержание, и язык не должны быть сложными для восприятия.

Научно-популярные тексты во многом похожи на тексты учебно-научные: в них о сложных проблемах повествуется простым языком. Читатель научно-популярной книги или статьи не является специалистом в той области знания, о которой повествуется в тексте. Поэтому автор должен «приспособить» свои знания к уровню знаний своего читателя. И выбрать те языковые средства, которые помогут ему это сделать.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Морфологические особенности | Язык документа. Служебная документация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.