КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика рыночной экономики
3 S Д 2 Спрос – то количество товара, которое могут и желают приобрести потребители при данной цене. Это – платежеспособная потребность. Его нельзя определить без цены.
ЭТО ПРОИСХОДИТ ПО ДВУМ ПРИЧИНАМ:
при покупке дорогостоящих и редких товаров; при переключении спроса на более качественные и дорогие товары.
Зависимость между ценой и величиной спроса выражается графиком спроса
Р Д1 6 д д2 4 д1 2 д д2 Q 0 1 2 3 4 5 изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%
Чем больше товаров – знаменателей, тем выше эластичность спроса Если: Ер > 1-спрос эластичен; Ер < 1-спрос неэластичен; Ер=1-единичная эластичность
Предложение – количество товара, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Существует прямая зависимость между ценой и предложением.
Такая зависимость выражается графиком предложения:
8 S S1 6
4 S2 2 S S1 0 1 2 3 4 Q
Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению равновесной (рыночной) цены. Равновесная цена – это та цена, при которой уравновешивается цена предложения и цена спроса. На изменение рыночной цены влияет: 1) неудовлетворенный спрос, ведущий к повышению цен; 2) избыточное предложение, приводящее к снижению цен до уровня равновесных
P S1 PC
E PE PA Q C A QE A1 C1
Установление равновесия рынка можно выразить схематически. Возьмем, к примеру, ситуацию увеличения спроса в результате роста доходов.
Силой, которая экономически заставляет всех товаропроизводителей изготавливать продукты по равновесной цене, является конкуренция. Конкуренция (от лат. “concurro” – сталкиваться) – соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конечная цель – получение большей прибыли.
В зависимости от режима конкурентной борьбы различают:
Несовершенная конкуренция выступает в формах олигополии и монополистической конкуренции. Олигополия – рынок, на котором господствующее положение занимают несколько крупных фирм. Доступ на такие рынки крайне ограничен, что позволяет фирмам зарабатывать огромные деньги. Особенностью такого рынка является тесная взаимозависимость фирм. Используется практика ценовой дискриминации. Монополистическая конкуренция – имеет место, когда продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможет вход для новых продавцов. Относительно большое число продавцов не позволяет отдельной фирме существенным образом влиять на цены. Преобладают неценовые формы конкуренции.
Прямой противоположностью конкурентному рынку является монополия, характеризующаяся наличием единственного производителя и продавца на рынке конкретного товара, или монопсония, когда всей полнотой рыночной власти наделен единственный покупатель данного вида товара.
Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким ценам. Антимонопольные меры: ü Административно-правовое воздействи е в виде запретов монополий, роспуска и расчленения их на ряд самостоятельных производств ü Административно-экономическое воздействие, направленное на преследование государством предприятий, допускающих необоснованное повышение цен. ü Экономическое воздействие: -антимонопольное законодательство (налоги) - поощрение выпуска товаров-заменителей - увеличение импорта.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |