Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы самостоятельной работы

Предисловие

Москва 2009

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению самостоятельной работы

и самопроверки знаний по дисциплине

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

 

для студентов всех направлений и специальностей,

реализуемых в МГСУ

 

 

 


 

 

Составители:

 

К.и. н. Бызова О.М., к.и.н. Пантелеева Т.Л.

 

 

Под общей редакцией Молоковой Т.А., к.и.н., профессора,

зав. кафедрой Истории и культурологии МГСУ

 

Предисловие. 3

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по темам курса «Отечественная история». 5

Конференция. 12

Предметная Олимпиада. 12

Рекомендуемая литература и источники. 13

Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата. 14

Тематика рефератов. 17

Методические рекомендации по подготовке компьютерных презентаций. 19

Контрольные вопросы по курсу «Отечественная история». 20

Тесты для самопроверки знаний студентов. 22

Рекомендации по посещению исторических музеев. 35

Приложение. 41

Методические указания по выполнению самостоятельной работы и самопроверки знаний являются частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Отечественная история» для студентов очного и очно-заочного (вечернего) отделений всех специальностей МГСУ.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов при изучении курса «Отечественная история» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Указания составлены с учетом резкого сокращения аудиторных часов, выделяемых на изучение дисциплины «Отечественная история», и увеличения количества часов на самостоятельную работу студентов для подготовки к лекционным и практическим занятиям, зачетам и экзаменам.

Цель методических указаний - помочь студентам при самостоятельном изучении учебной программы с использованием лекционных материалов и рекомендуемой учебно-методической литературы.

Методические указания включают: формы самостоятельной работы, тематический план курса, рекомендации по самостоятельному освоению каждой темы курса, список основной и дополнительной литературы, задания для самостоятельной работы, вопросы для самопроверки знаний, контрольные вопросы к экзамену (зачету), перечень тематических сайтов, требования к написанию и оформлению реферата, тематику рефератов, рекомендации по посещению исторических музеев.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной составляющей.

Самостоятельная работа представляет собой вид внеаудиторной учебной деятельности, направленной на непрерывное самообразование, который предполагает определенный уровень самостоятельности студента от постановки задач до осуществления самоконтроля.

Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа студентов предназначена как для овладения конкретной дисциплиной, так и для формирования навыков самостоятельной работы в целом: в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, искать и находить выход из сложной ситуации, конструктивные решения поставленных задач. Значимость самостоятельной работы очень велика и выходит за рамки отдельного предмета. Любой специалист, независимо от специальности и характера работы, должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями, организаторскими способностями, опытом исследовательской деятельности, оценочными навыками. Самостоятельная работа способствует выполнению всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека.

В МГСУ существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Отечественная история»: подготовка к лекциям, практическим (семинарским) занятиям, зачету, экзамену, студенческой конференции, предметной Олимпиаде, промежуточному тестированию; подбор источников и литературы для выступления с докладами и участия в дискуссиях по проблемам Отечественной истории; выполнение рефератов, заданий и др.

Среди форм самостоятельной работы студентов можно выделить следующие: изучение терминологии, изучение хронологии, изучение персоналий, изучение фактического материала (конкретных вопросов, положений, событий), изучение конкретных вопросов в соответствии с учебной программой курса «Отечественная история».

В основном задания на самостоятельное изучение тех или иных конкретных тем курса даются лектором во время чтения лекций. На практических занятиях, преподаватель, ведущий семинары, может дополнить, уточнить задание на самостоятельное изучение определенных проблем в соответствии с учебной программой по дисциплине «Отечественная история». При выдаче задания для самостоятельной работы, преподавателем рекомендуется основная и дополнительная литература, уточняются вопросы. Студентам необходимо завести тетрадь для самостоятельной работы.

Изучение терминологии. Изучение любого вопроса рекомендуется начать с освоения основополагающей терминологии. Терминология - это совокупность терминов, употребляемая в соответствующей области знаний. Необходимость систематической работы студентов над изучением исторической терминологии вызвана необходимостью изучать незнакомые слова и понятия. Целесообразно выписать главные термины по каждой теме в тетрадь и дать их определения.

Изучение хронологии. При рассмотрении того или иного периода отечественной истории необходимо, прежде всего, определить его хронологические рамки, основные периоды, дать их обоснование.

Изучение персоналий. Историческими личностями следует считать людей с ярко выраженной индивидуальностью, оставивших значительный след в истории.

Все люди – субъекты истории. Перед ними лежит множество возможностей, и от них зависит, по какому пути пойдет развитие страны. Поэтому можно утверждать, что люди делают свою историю. Конечно, те или иные значительные повороты истории определяются действиями крупных масс людей. Но отдельные исторические факты и даже масштабные события часто являются последствиями действий малых групп, небольших сообществ и отдельных личностей. Прежде всего это относится к тем, кого именуют лидерами – монархи, президенты, главы политических партий, военачальники и др. Велика роль отдельных людей в истории. Новаторы в искусстве, изобретатели в технике, первооткрыватели в науке, подвижники в религии – все они могут быть отнесены к историческим личностям.

В отечественной истории, несомненно, были выдающиеся личности, от действий которых зависел дальнейший ход развития нашего государства. В ходе самостоятельной работы студентам следует по каждой теме выписать имена выдающихся деятелей.

Изучение фактического материала. История представляет собой череду фактов. Каждый исторический факт сам по себе уникален. В то же время факт многогранен и не может быть понят вне места и времени. Работа с фактами требует установления между ними взаимосвязей. Чтобы понять место и значение конкретного факта или события в истории следует рассматривать его в совокупности других фактов и событий и оценивать с позиций того времени, когда факт или событие имели место. Среди всех исторических фактов и событий встречаются великие, значительные, случайные, др. Ни одно важное событие в жизни не проходит для современников и их потомков бесследно, поэтому нельзя пренебрегать никакими историческими событиями и фактами. Необходимо выделить и отметить важнейшие из них, оценить их место и значение в отечественной истории.

Изучение конкретных вопросов в соответствии с учебной программой курса является одной из ведущих форм самостоятельной работы студентов по дисциплине «Отечественная история».

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по темам курса «Отечественная история»

Тема 1. Введение в курс «Отечественная история»

Для самостоятельного изучения рекомендуются следующие вопросы:

1. Цели и задачи источниковедения. Классификация исторических источников.

Исторический источник как основа исторического исследования. Классификация источников: вещественные (орудия труда, предметы быта, архитектура и т.п.), письменные (юридические акты, летописи, описания, мемуары, письма и др.), лингвистические (данные языка), этнографические (нравы обычаи), фольклорные (былины, сказки и т.п.), аудиовизуальные (кино-фото-видеодокументы). Методы работы с разными видами источников. Специальные исторические дисциплины, изучающие источники: палеография, эпиграфика, нумизматика, геральдика, сфрагистика, метрология, ономастика и др.

2. Историография Отечественной истории.

Зарождение российской историографии. Исторические концепции XVIII в.: В.Н. Татищев, норманнская теория и критика норманизма М.В. Ломоносовым. Классики исторической науки XIX в.: Карамзин Н.М., государственная школа, Соловьев С.М., Ключевский В.О. Взгляды западников и славянофилов, Н. Данилевский как один из основоположников цивилизационного подхода к изучению истории. Историография XX в.: Покровский М.Н., Платонов С.Ф., Рыбаков Б.А., Греков В.Д., Л.Н. Гумилев и др., их основные научные труды и концепции. Подходы к изучению истории: формационный, цивилизационный, социальной истории, компаративистский и др., обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории. Проблема особенностей отечественной истории.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. ЗДІБНОСТІ | Тема 2. Зарождение и основные этапы становления российской государственности в IX-XV вв. Для самостоятельного изучения рекомендуются следующие вопросы:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.