Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конечные результаты обучения. Сформировать у студента знания:

Сформировать у студента знания:

- потехникее приготовления бактериального препарата

- по окраске по Граму, ее целях, достоинствах и недостатках.

- о сущности простых методов окраски бактериальных препаратов

Сформировать навыки по:

- приготовлению фиксированных мазков из микробов, растущих на жидкой и твердой питательных средах;

- производению окраски мазков простымиспособами;

- окраске мазка по методу Грама.

Основные вопросы темы:

1.Техника приготовления препарата с жидкой и плотной питатель­ных сред.

2.Простые методы окраски. Красители, применяемые в бактериоло­гической практике.

3.Окраска по Граму. Сущность метода, модификация по Синеву.

Методы обучения и преподавания:(малые группы, дискуссия, сит.задачи, работа в парах,презентации, кейс-стади и т.д.)

Пассивный метод- опрос, объяснение.

Активный метод (Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов. работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами.)

Интерактивный (решение ситуационных задач, работа в группах, блиц-опрос, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, критическое мышление, мини-исследования и т.п.)

Литература:

Основная:

1.Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2005. - 734 с.

2.Медицинская микробиология, вирусология, иммунология (под ред. Воробьёв А.А) МИА., Москва, 2004.- 690с.

3.Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000. - 591 с.

4.Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2006. — 1200 с.

5.Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

6.Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф. Воробьева А.А.

7.Дикий И.Л, Сидарчук И.И. и др. Микробиология. Руководство к лабораторным занятием. Киев, 2004, 583 с.

Дополнительная:

1.Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.В., Фрейдлин И.С. Руководство клабораторным занятиямпо медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: Медицина, 1993.

2.Н.Красилыников А II. Справочник по антисептике. - Минск. - Выс шк.- 1995. - 367с.

3.Галактионов В.Т. Иммунология. - М. - Изд. "РИЦ МДК". - 2000. – 487с.

4.Воробьев А.А. "Микробиология, иммунология". - М.: МИА, 2002.

5.Воробьев А.А., Кривошейн Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарнаямикробиология. - М.: Издательский центр "Академия" – 2003. – 464 с.

6.Аравийский Р.А., Горшкова Г.И. Практикум по медицинской микологии. - С-Пб. - 1995. - 50 с.

7.Всант P., Мосс У., Уивер Р. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий (аэробных и факультативно-анаэробных). - М.: Мир, 1999. – 791 с.

8.Внутрибольничные инфекции // Под ред. Р.П.Венцелла. - М.:Медицина, 1990.- 656 с.

9.Саттон Д., Фотергилл А., Ринальди М. Определитель патогенных и условно-патогенных грибов. - Изд. Мир, 2001. - 470 с.

10.МаянскийА.Н.Микробиология дляврачей. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. — 400 с.

11.Котова А.Л. Клиническая микробиология: Методические указания.-Алматы, 2004.- 162с.

12.Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии – СП Стройлеспечать. – 1994.– 224 с.

13.Определитель бактерий Берджи /Под ред Д.Хоулта, Н.Крига, П.Снитаи др.// М.: Мир, 1997. - в 2 томах.

14.Вопросы общей вирусологии, под ред. Кисилева И.О. Санкт- Петербург, 2007, 375 с.

15.Поздеев О.К. Медицинская микробиология: Учеб. О.К.Поздеев; под ред. В.И.Покровского.-2-е изд.испр.-М.:ГЭОТАР-МЕД,2004.-768 с

На казахском языке:

Основная:

1. Медициналық микробиология, Алматы,2011,683 б Рамазанова Б.А, Кудайбергенұлы К.К редакциялаумен.

2. Б.А. Рамазанова, А.Л. Котова және т.б. Микроорганизмдер морфологиясы.(оқу- әдістемелік құрал) Алматы,2007, 131б.

3. Б.А. Рамазанова, К.К Құдайбергенұлы, А.Л Котова. Инфекция туралы ілім.(оқу-құралы) Алматы 2007,111 б.

4. Б.А.Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микроорганизмдер физиологиясы. (оқу - әдістемелік құрал). Алматы,2007, 126 б.

5. Б.А. Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микроорганизмдер экологиясы. (оқу- құралы). Алматы, 2007, 95 б.

6. Б.А. Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микробтарға қарсы қолданылатын препараттар (оқу- құралы) Алматы, 2007.,47 б.

7. Микробиология және вирусология (жалпы бөлімі): Оқу құралы /Ү.Т.Арықпаева, К.Х.Алмағамбетов, Н.М.Бисенова, Н.Б.Рахметова, Г.Д.Асемова, Койшебаева К.Б., Бисимбаева С.К., Калина Н.В./. 1-ші басылым. (Медициналық және фармацевтикалық мамандық бойынша жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған оқу құралы) - Астана, 2005. – 208 б.

8. «Микроорганизмдердің морфологиясы» оқу құралы, Астана, 2004, 32б.; Микробиология және вирусология (жеке бөлімі): Оқу құралы /Ү.Т.Арықпаева, К.Х.Алмағамбетов, Н.М.Бисенова, Ә.Ө.Байдүйсенова, Н.Б.Рахметова, Г.Д.Асемова /1-ші басылым. (Медициналық және фармацевтикалық мамандық бойынша жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған оқу құралы) - Астана, 2006. – 199 б.

Дополнительная:

1. Жалпы микробиологиядан лабораториялық сабақтар бойынша оқу-әдістемелік құрал (А.Л. Котованың ред.). – Алматы, 1997.

На английском языке:

Основная:

1.Richard V Georing, Hazel M Docrell, Mark Zukerman, Derek Wakelin, Ivan M Roit, Cedric Mims,Peter L Chiodini “Medical Microbiology”,4th Edithion, 2008, UK, p.656.

2.Jacquelyn G Black “Microbiology”,7 th ,WILEY,2010,p.846

3. Patric R Muray,Ken S Rosenthal, Michael F Pfaller “Medical Mcrobiology”,5th Edithion, 2008,p.962

4. Cedric Mims, Hazel M Docrell, Richard V Georing, Ivan M Roit, Derek Wakelin, Mark Zukerman, “Medical Microbiology”,3th Edithion, 2004, ELSEVIER MOSBY, p.659.

5. Geo F Brooks,Kaaren C Carroll, Janett S Butel, Stephen F Morse,24th Edithion, JAWETZ,MELNICK&ADELBERG^S

6. Mark Gladwin, Bill Trattler, “Clinical Microbiology”, 4th Edithion, MedMaster, Miami, 2007, p.393.

7. Anathanarayan R., Paniker C.K.J. Text book of microbiology. Orien Longman. Seven edition, 2005.

8. Medical microbiology. Ed.by Inta Ozols. Elsevier Mosby, 2004.

Дополнительная:

1.Robert M Diamond “Designing Assessing Courses and Curricula”, 3th Edithion,Jossey-Bass,2008,p.487

2.Patric Leonardi “Microbiology Study Guide: Key Review Questions and Answers”, Silver Educational Publishig,2005,p.78

3.N.Cary Engelberg,Victor DiRita,Terence S Dermondy, “Mechanisms of Microbial Disease”, 4th Edithion,Lippincton Williams&Wilkins,2007,p.762

4.William F Strohl, Harriet Rouse, Bruce D Fisher, “Microbiology”, Lippincton^s,2001,p.516

5.Jawetz, Melnic & Adelberg. Medical microbiology. Singapore. 2004.

6.Arora D.R. Text book of microbiology. CB. 2001.

7.William A. Stradit, Harriet Rouse, Bruce D. Fisher. Microbiology. 2001, Lippencott, Williams and Wilkins

8.Black Jacquelyn G. Microbiology. Principles & Applications, 1996 by Prentice-Hall, New Jersey

9.Medical microbiology. An introduction to Infectious Diseases. Ed. by Ryan Kenneth J. Appleton and Lange. Stamford, Connecticut, 1998.

10.Toni Hart, Paul Shears. Atlas de Roche de Microbiologie. - Paris., 1997.- 314р.

Контроль (вопросы,тесты, задачи и пр):

Вопросы:

1. Этапы приготовления бактериальных препаратов.

2. Тинкториальные свойства бактерий. Механизм взаимодействия красителей с отдельными структурными компонентами бактериальной клетки

3. Понятие о простых методах окраски.

4. Окраска по Граму, сущность, этапы проведения, цели, достоинства и недостатки.

Ситуационные задачи:

1. В лабораторию поступил материал, взятый из зева больного ребенка с подозрением на дифтерию.

Какой метод окраски должен применить лаборант?

Какова микроскопическая картина?

Каковы дифференциальные признаки возбудителя дифтерии?

О т в е т:

- можно применить как окраску по Граму, так и простой метод окраски метиленовой синькой.

- в мазке будут обнаружены синего цвета палочки, расположенные под углом друг к другу, на концах палочек видны утолщения «валютиновые зерна»

- дифференциальными признаками возбудителя дифтерии являются: расположение в под углом друг к другу в виде «римских цифр» и «валютиновые зерна»

2. В мазке, окрашенном по Граму, обнаружены красного цвета палочки средних размеров, с закругленными концами и фиолетовые кокки в виде гроздьев винограда. Определите вид микробов и отношение к окраске по Граму.

О тв е т: красного цвета палочки – кишечная палочка (Грам «-»), фиолетового цвета кокки-стафилококки (Грам «+»)

Тесты:

1. РАСПРЕДЕЛИТЕ ПРЕПАРАТЫ НА НАТИВНЫЕ И ФИКСИРОВАННЫЕ:

1) висячая капля

2) окрашенный мазок

3) раздавленная капля

4) фиксированный мазок

2. УСТАНОВИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ЭТАПАХ ОКРАСКИ ГРАМ (+) БАКТЕРИЙ:

1) Бактерии окрашиваются фуксином в красный цвет

2) Спирт вымывает комплекс через широкие поры оболочки

3) Кристаллический фиолетовый и йод образуют комплекс, который в клетке не фиксируется

4) Прочный комплекс не вымывается спиртом, окрашивая бактерии в фиолетовый цвет

5) Кристаллический фиолетовый и йод образуют комплекс, который фиксируется в клетке за счет рибонуклеата магния

3. ВЫБЕРИТЕ ПРОСТЫЕ МЕТОДЫ ОКРАСКИ:

1) водно - спиртовый раствор метиленового синего

2) водный раствор метиленового синего

3) водно-спиртовым раствором фуксина

4) по Романовскому-Гимзе

5) по Циль-Нильсену

6) по Нейссеру

7) по Ожешко

8) по Бурри

9) по Граму

4. ПРИ ФИЗИЧЕСКОМ СПОСОБЕ ФИКСАЦИИ ПРЕДМЕТНОЕ СТЕКЛО С ПРЕПАРАТОМ ПЛАВНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ПРОВОДЯТ В _________________________________________________________________________

5. ПРИ ХИМИЧЕСКОМ СПОСОБЕ ФИКСАЦИИ ПРЕДМЕТНОЕ СТЕКЛО С ПРЕПАРАТОМ ОПУСКАЮТ В ___________________________________________________________________________________

6. ПРИ ПРОСТЫХ МЕТОДАХ ОКРАСКИ ПРИМЕНЯЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНГРИДИЕНТЫ, НЕ ОБЛАДАЮЩИЕ КРАСЯЩИМИ СВОЙСТВАМИ

1) ДА

2) НЕТ

7. ПРИ ПРОСТЫХ МЕТОДАХ ОКРАСКИ ПРИМЕНЯЮТ НЕСКОЛЬКО КРАСИТЕЛЕЙ:

1) Да

2) Нет

8. УСТАНОВИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ЭТАПАХ ОКРАСКИ ГРАМ (-) БАКТЕРИЙ:

1) Бактерии окрашиваются фуксином в красный цвет

2) Спирт вымывает комплекс через широкие поры оболочки

3) Кристаллический фиолетовый и йод образуют комплекс, который в клетке не фиксируется

4) Прочный комплекс не вымывается спиртом, окрашивая бактерии в фиолетовый цвет

5) Кристаллический фиолетовый и йод образуют комплекс, который фиксируется в клетке за счет рибонуклеата магния

9. УСТАНОВИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ЭТАПАХ ОКРАСКИ ПО ГРАМУ:

1) промывают водопроводной водой

2) обесцвечивают спиртом 30сек-1 мин

3) докрашивают раствором фуксина 1-2 мин

4) наливают раствор Люголя до почернения или 1-2 мин

5) на фиксированный препарат наносят генцианвиолет 1-2 мин

10. УСТАНОВИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ЭТАПАХ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ФИКСИРОВАННОГО МАЗКА ИЗ ЖИДКОГО МАТЕРИАЛА:

1) обезжирить предметное стекло

2) зафиксировать мазок в пламени горелки

3) мазок высушить на воздухе или в струе теплого воздуха над пламенем горелки

4) петлей внести каплю исследуемой жидкости и круговыми

5) движениями распределить равномерным слоем в виде кружка, диаметром примерно 1-1,5 см

11. УСТАНОВИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ЭТАПАХ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ФИКСИРОВАННОГО МАЗКА С ТВЕРДОЙ ПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ:

1) обезжирить предметное стекло

2) зафиксировать мазок в пламени горелки

3) нанести на предметное стекло каплю воды или физ. раствора

4) мазок высушить на воздухе или в струе теплого воздуха над пламенем горелки

5) петлей внести культуру и круговыми движениями распределить равномерным слоем в виде кружка, диаметром примерно 1-1,5 см

12.ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОКРАШЕННОГО ПРЕПАРАТА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:

1.Высушивание мазка на воздухе

2.Фиксацию в пламени

3.Использование предварительно убитых прогреванием бактерий

4.Высушивание мазка в пламени

5.Фиксацию высушиванием на воздухе

13.ФИКСАЦИЯ МАЗКОВ ИЗ КУЛЬТУР МИКРОБОВ ПРОВОДИТСЯ:

1.В пламени горелки

2.Смесью Никифорова

3.Ацетоном

4.Метиловым спиртом

5.Всем перечисленным выше

14.ПРИ ОКРАСКЕ ПО ГРАМУ ПРИМЕНЯЮТ КРАСИТЕЛИ:

1.Генцианвиолет

2.Метиленовый синий

3.Везувин

4.Азур – эозин

15.К СУЩНОСТИ ОКРАСКИ ПО ГРАМУ НЕ ОТНОСИТСЯ:

1.Зависит от строения клеточной стенки

2.При окраске генцианвиолетом с последующим воздействием раствора Люголя образуется комплексное соединение, не вымываемое спиртом

3.Зависит от наличия тейхоевых кислот

4.Связана с наличием липополисахаридов

5.Связана с наличием пептидогликан

16.СПОСОБНОСТЬ ГРАМПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ БАКТЕРИЙ ОКРАШИВАТЬСЯ В СИНЕ-ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ ЗАВИСИТ ОТ:

1.Наличия углеводов

2.Свойств пептидогликана взаимодействовать с краской

3.Наличия ЦПМ

4.Сужения пор в пептидогликане

5.Толщины стенки

17.К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫХ БАКТЕРИЙ НЕ ОТНОСИТСЯ:

1.Утрачивают краситель

2.Обесцвечиваются при обработке спиртом

3.Пептидогликана содержат 5-10%

4.Содержит тейхоевые кислоты

5.Окрашиваются фуксином

18.ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОКРАСКИ ПО ГРАМУ:

1.Отличие одних видов бактерий от других

2.Выявление жгутиков

3.Выявление протопластов

4.Выявление оболочки

5Выявление ядерной субстанции

19.НАЗОВИТЕ ГРАМПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ БАКТЕРИИ (ОБОЗНАЧЕНО ЦИФРАМИ):

А. Гр+ 1. Вибрионы

Б. Гр- 2. Кампилобактерии

3. Актиномицеты

4. Риккетсии

5. Бациллы

6. Хламидии

7. Микобактерии

8. Клостридии

9. Спирохеты

10. Коринебактерии

ТЕЗАУРУС (глоссарий):

 

Фиксированный мазок

Мазок- отпечаток

Грам(+) бактерии

Грам(-) бактерии

Простые методы окраски

 

Примерный хронометраж занятия:

№пп Этап занятия Содержание этапа занятия Методы обучения (по выбору преподавателя) Методы контроля (по выбору преподавателя) отведенное время, на этап / мин
  Вводный Приветствие, перекличка, оглашение темы, цели и задач, оглашение осваиваемых компетенций, мотивационная характеристика - - 10 мин.
  Контроль исходного уровня знаний Определение исходного уровня знаний по данной теме - Тестирование Решение ситуационных задач 20 мин.
  Основной этап Приготовление фиксированных мазков. Пассивный (объяснение, беседа, демонстрация, наблюдение) Активный (Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, рабочих тетрадей, работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами.) Интерактивный (решение ситуационных задач, кроссвордов, работа в группах, блиц-опрос, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, критическое мышление, мини-исследования и т.п.) Проверка рабочей тетради 25 мин.
  Бодрячок - Интерактивный - 5 мин.
  Перерыв - - - 5мин.
  Основной этап Простые методы окраски. Окраска по Граму Пассивный (объяснение, беседа, демонстрация, наблюдение) Активный (Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, рабочих тетрадей, работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами.) Интерактивный (решение ситуационных задач, кроссвордов, работа в группах, блиц-опрос, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, критическое мышление, мини-исследования и т.п.) Проверка рабочей тетради 20 мин.
  Этап проверки   Заключительный контроль знаний. Обратная связь.     Пассивный Интерактивный   Тестирование 10 мин
  Подведение итогов занятия. Обсуждение достижения целей и решения поставленных задач, освоенных компетенций. Оглашение оценок и выставление их в журнал Заполнение оценочных листов Пассивный   - 10 мин
  Комментарии к домашнему заданию по теме следующего занятия - Пассивный   - 5 мин

Тема 3. Сложные способы окраски мазков. Исследование бактерий в живом состоянии. Принцип работы фазовоконтрастного, люминесцентного и электронного микроскопов.

Цель:

формирование у студентов знанийи практических навыков по технике исследования бактерий в живом состоянии, а такжесложных методах окраски препаратов.

Задачи обучения:

-формирование у студентов знаний по технике приготовления нативного бактериального препарата;

-научить исследовать бактерии в живом состоянии.

-ознакомить и научить студентов владеть сложными методами окраски бактериальных препаратов;

-освоить принципы работы фазовоконтрастного, люминесцентного и электронного микроскопов.

- ознакомить со сферой применения, достоинствами и недостаткамиданных методов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конечные результаты обучения. Методические рекомендации для практических занятий | Конечные результаты обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.