Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура – основа синтеза объемно-пространственных (пластических) искусств

Тема 2

Синтез объемно-пространственных (пластических) искусств (4 часа)

 

Лекции 2-3

 

Природа пространственных искусств – через специфику объемно-пространственного проектирования.

 

Специфика объемно-пространственного (пластического) формообразования обусловлена спецификой пространственных искусств, а именно такими их свойствами и признаками, как то:

 

· Материальная природа – они выявляют себя наглядно, ощутимо в материале;

· Апеллируют преимущественно к визуальному и сенсорному контакту, а также моторному (телесному, через движение) освоению пространства (реальности);

· требуют при создании использования различных (более или менее плотных) пластических материалов (мягких, жидких, твердых, газообразных и т.д.);

· Ограничены спецификой использованных материалов, поскольку их характеристики (свойства) обусловлены в том числе и определенными техниками (технологиями) обработки использованных материалов;

· Имеют телесную природу, обладают пластической формой, имеют определенный объем и занимают определенное место в пространстве;

· Пространственность – трех-, а то и четырехмерны, занимают собою определенное пространство, причем нередко при их восприятии задействуется также категория времени;

· Доступны различным, подчас сразу нескольким, сенсорным (или чувственным) каналам восприятия (зрение, осязание, обоняние, моторика).

 

Характер художественного синтеза, как и стиля, рождается непосредственно на «границе контакта» человека с реальностью, через телесные ощущения, которые являются продуктом и результатом этого взаимодействия.

 

Стиль в пластических искусствах во многом обусловлен характером и свойствами выбираемых материалов и способами их художественной обработки, т.е. техникой и технологией их создания

 

Наиболее ярко стиль «прочитывается», т.е. раскрывается, проявляет себя в искусствах, свободных от излишней миметичности (изобразительности), т.е. преимущественно «в архитектуре и в орнаменте» (А. Ригль) как в преимущественно формосозидающих, а не в иллюзионистических.

 

Крупные эпохальные исторические стили возникают как результат синтеза пространственных искусств на основе архитектуры (романика, готика, барокко, классицизм, рококо и др.)

 

Синтез пространственных искусств предполагает взаимодействие архитектуры, скульптуры, живописи, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства в едином пространственно-пластическом ансамбле (храма, дворца, королевской резиденции, аристократического особняка, буржуазного или крестьянского жилища)

 

Критериями синтеза выступают следующие аспекты создания конечного продукта:

 

  • Собственно художественный (содержательно-экспрессивный, образный, мировоззренческий),
  • технологический,
  • специфически «потребительский» – как будет «работать», использоваться,

 

Основа синтеза – организация пространственно-временного континуума жизни через соотнесение пространства и времени.

 

Участие и роль пластических искусств в формировании синтеза:

 

  • Архитектура формирует искусственное пространство бытия (жизни), моделирует ее средствами художественной культуры в реальном пространстве;
  • Скульптура насыщает пространство пластическими телами, раскрывающими и проясняющими его образный смысл, создает пластическую композицию в пространстве;
  • Живопись монументальная средствами иллюзионистическими включает (присоединяет) зрителя к ситуации синтеза (обращение к зрителю, находящемуся в пространстве через жест, взгляд, движение персонажей, композиционную организацию пространства (Византийский храм с мозаичными на золотом фоне декорациями сводов и купола, иконами, обращенными к верующему – символическое пространство молитвы);
  • ДПИ насыщает пространство предметами, объектами для манипулирования, взаимодействия, функционально моделирует ситуацию пребывания в нем человека;
  • Монументально-декоративное искусство выявляет специфику архитектурной конструкции на поверхности архитектурно-пластической оболочки, делает ее наглядной, ясной, проясняет тектонику (логику построения архитектурной формы);
  • Ландшафтное проектирование (садово-парковое искусство) связывает архитектурно-пластический ансамбль с природой, вписывает его в реальное внешнее окружение (архитектурное, пластическое. природное), организует пространство крупных территорий (мегаполиса, к примеру).

 

Как синтез объемно-пространственных (пластических) искусств «работает» в истории:

 

Великие памятники архитектуры непременно были частью целостного синтетического действа.

 

В основе классической культуры и порожденного ею синтеза искусств – ритуально-символические процессы (феномены):

  • эпифания: («диво», зрелище богоявления и созерцание явленного чуда, прототип - восход солнца – по О. М. Фрейденберг);
  • ритуальное шествие с поклонением богам через принесение даров (жертвоприношение);
  • ритуальная смерть и возрождение человека в новом качестве (перерождение, смена маски).

 

Исторические примеры:

 

- Стоунхендж – ритуал поклонения солнцу:

 

Мегалитическая (прото)архитектура (кромлех), полуоткрытая, гигантский масштаб, ориентация сооружения по сторонам света, ритуальная дорога вдоль реки, горы костей животных.

 

- Парфенон – праздник поклонения Афине и принесения даров (жертвоприношение):

 

Восстановление разрушенного персами святилища на священной горе. Храмы, монументально-декоративная скульптура (шествие изображенное (ритм колонн, «панафинейский»фриз) и реальное вокруг храма). Единство замысла и авторства: мастерская Фидия, Перикл. Архитектура храмов, скульптура круглая (статуи Афины в храме и на воздухе), рельефы фриза, метоп;

 

- Форум Траяна в Риме – увековечивание воинских побед обожествленного императора

 

Составные элементы (площадь, триумфальная арка, базилика, 2 библиотеки, рынок, колонна, статуя императора). Единая композиционная ось, последовательная смена впечатлений идущего человека (арка, храм, столб – на одной оси фиксируют начало, конец и художественный апогей пространства – триумфальную колонну с историей завоевания даков).Смена ритмов продольного и поперечного, пересечения оформлены постановкой зданий (базилика Ульпия) Изобразительное раскрытие замысла (Траян – великий полководец, чтит богов, законы, заботится о благе народа);

 

- Собор Св. Софии в Константинополе – вознесение духа через соборное участие в православной литургии («Повесть временных лет» о славянских послах князя Владимира в связи с выбором веры)

 

Новый тип храма как сени Господней, простертой над людьми, как образ небесного Иерусалима. Специфика архитектурной композиции, плана, решения верхней зоны, живописное убранство. Символизм архитектурного пространства. Специфика восприятия (переживания) пространства.

 

- Амьен, Реймс, Сен Шапель – католическая месса в готическом соборе

 

- Росписи Stanza della Segnatura в Ватикане работы Рафаэля – триумф церкви как синтеза власти духовной (религии), интеллектуальной (философии) и искусств

 

- Палаццо Дукале в Урбино, дворец Гонзага в Мантуе – празднества и светские развлечения частной жизни (свадьбы, приемы, маскарады, театрализованные представления).

 

- Площадь Капитолия в Риме по проекту Микельанджело Буонаротти – воплощение барочного пространственно-пластического синтеза

 

- Версаль как воплощение синтеза пластических искусств и природы в резиденции абсолютного монарха

- убранство городского аристократического особняка (отеля) - «Галантный театр жизни» французских аристократов эпохи рококо – камерный характер, олицетворение поэзии пасторальной жизни

- Синтетические общественные зрелища эпохи Великой французской революции

- коронация императором Наполеоном Жозефины в соборе Нотр-Дам (известна по картине Ж.-Л. Давида)

- синтез искусств в буржуазных особняках эпохи модерна

-синтез искусств в революционных спектаклях раннего Мейерхольда, Маяковского, фильмах Д. Вертова

 

- массовые праздничные шествия, демонстрации, спортивные праздники, военные парады времен тоталитарных режимов в Германии, Италии, Советском Союзе.

 

Множественность информационных кодов (средствами разных искусств, обращенных к разным органам чувств) транслирует «сообщение» в режиме параллельности, сопоставимости, уподобления идеи, одной, переданной разными средствами.

 

При этом композиционными средствами будут различные виды симметрии (более статичная осевая или более динамичная центральная), параллельность, единая система пропорционирования как способ выявления взаимосвязей отдельных частей внутри целого, ритмическая (повторяемость одного ритма разными средствами, фигуративными, орнаментальными, ритмикой архитектурной композиции), сопоставимость в цвете (перекличка цветов), в характере фактуры поверхности и т.д. Принцип гармонии, согласования, соподчинения или более экспрессивного гармонического контраста (сочетание контраста и гармонии – в барокко, например).

 

 


Тема 3

ТЕАТРАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ ИСКУССТВ (4 часа)

 

Лекция 4

Природа и специфика театрального синтеза.

 

Театр реализует прямой диалог со зрителем, обращаясь напрямую к его душе, сердцу и разуму. В театре всегда происходит живое непосредственное взаимодействие сцены и зрительного зала. Сам принцип этого взаимодействия и определяет особый язык театра как синтетического вида искусства.

 

Произведение театра – спектакль – может жить только при условии его непосредственного восприятия зрителем. Искусство театра требует художественного взаиморезонанса: сцена живет реакцией зрительного зала, а зал эмоционально «заряжается» энергией от сцены.

 

Происходит театр от древнейших ритуально-обрядовых культовых действий. Театр реализуется в игре как условном создании некой возможной ситуации, важной и значимой для человека, переживание которой и игровое осмысление которой реализуется через метафору театрального действия.

Игра и условность – особенность ритуала – в основе эмоциональных взаимоотношений всех участников коллективного обрядового действия.

Использование специальных предметов и атрибутики (маски, костюмы, специальные предметы культа (в театре называется бутафорией).

 

Начало европейского театра – из ритуальных празднеств Древней Греции архаической эпохи («Великие Дионисии» справлялись ежегодно в марте месяце). Смысл – ритуальное «возвращение» на землю бога виноделия Диониса.

Праздничное действо метафорически выражало ход природно-календарного цикла: «смерть» (осень-зима) и «воскрешение» (весна-лето) бога. Обязательный элемент – жертвоприношение козла – метафора ритуальной смерти бога, во время которого исполнялась торжественная песнь, трагедия (трагос – козел, оде - песнь), или «песнь козлов». Отсюда название одного из древнейших драматургических жанров. После смерти бога следовало его ритуальное воскрешение, и жрец, символизировавший живого Диониса, шествовал в окружении веселящейся толпы, исполняя комедию (комос – шествие бражников).

 

Ритуальные игры, связанные с темой жизни и смерти, страдания и радости, постепенно обрели человеческое измерение и более глубокий смысл. Они постепенно переместились в театры (от театрон – места для зрителей). Располагались места для зрителей в виде полукруга амфитеатром и спускались к круглой площадке орхестре, в центре которой, как напоминание, помещался жертвенник Дионису.

На ней выступал хор («народный голос», который выражал коллективное мнение полисной общины по поводу происходящих на сцене событий).

Хор состоял из 12-15 человек (хоревтов), управлялся предводителем (корифеем), говорил о себе в первом лице (я), подчеркивая свою монолитность.

С проскения, небольшой площадки перед скеной (палаткой для переодевания), играли актеры.

 

Первоначально театральные представления исполнялись одним актером в виде ораторий; актер (жрец) произносил свой монолог, а хор вступал с ним в диалог. С У в. до н.э., с эпохи Эсхила (525-456 гг. до н.э.), великого античного драматурга, начинается рождение собственно театра. «Отец древнегреческой трагедии» ввел в представление второго актера, и началось настоящее сценическое взаимодействие, построенное на разнице характеров, идей и мнений. Основа театрального действия – драма («действие»).

Театр – искусство действия, динамичное, творящееся на глазах зрителя, искусство зрелищное, обращенное к зрительному восприятию. Оно основано на динамических принципах и требует постоянной трансформации каждой сценической ситуации.

Действенная природа театра и определяет специфику всех средств художественной выразительности театрального языка.

 

Творец театрального искусства – актер, он задает движение всему театральному представлению. Основа театрального действия определяется жизнью актера на сцене, его движениями, пластическими и психологическими трансформациями образа, его игрой.

 

Для создания сценической (т.е. условной и игровой) реальности театра необходим комплекс художественных средств (сценическое пространство, грим, костюмы, декорации, бутафория, освещение, музыка, фоновые шумы). Театр – искусство синтетическое по природе, и синтез этот складывается из всех элементов театрально-декорационного, актерского и постановочного искусства. Он определяет художественную целостность и завершенность театрального произведения (спектакля).

 

Древнегреческий актер – мужчина. Число актеров на сцене не превышало трех человек (третьего исполнителя ввел Софокл, второй великий античный драматург). Актеры пользовались масками (укрупняли черты лица, обрисовывали возраст, пол и характер персонажа; были хорошо видны зрителям в задних рядах. Рот маски служил рупором, усиливавшим звук, издаваемый актером). Использовали также котурны, сандалии на высокой платформе, увеличивавшей рост актера и длинные туники, драпировавшие тело целиком.

Основные средства выразительности древнегреческого актера – жест и голос (звучно декламировали поэтический текст, также исполняли вокальные партии).

 

В Древнем Риме искусство театра не имело такого важного общественного значения, как в Древней Греции. Оно уступало гладиаторским боям. Актер (от лат. «действующий», т.е. развлекающий публику жестами, зачастую довольно неприличными) – клоун и фигляр, нередко из вольноотпущенников. Хор отсутствовал, маски, котурны и раскраска лиц сохранялись.

 

В эпоху Средневековья основные направления европейского театра:

  1. развлечения - площадные народные зрелища, исполнявшиеся гистрионами (скоморохами) на площадях во время ярмарок (шутки, пение. Пляски, игра на музыкальных инструментах);
  2. поучения – церковные действа на тему библейских и евангельских сюжетов во время литургии (постепенно действие выходило из церквей на паперть, площадь и улицы городов).

На основе церковной драмы возникли основные формы средневековых театральных представлений (миракль (чудо), мистерия (служба, обряд), моралите (нравственное наставление), фарс («начинка»), или комические сценки).

 

С эпохи Возрождения начались строиться специальные театральные здания (закрытые) – Театр «Олимпико» А. Палладио в Виченце 1528 г. с ярусным расположением мест в зрительном зале. Рождается светский театр. Усложнилась сценическая техника (особое освещение), декорации стали писать на холсте, натянутом на раму.

Театральное пространство делится на сцену и зрительный зал (партер, ложи бельэтажа, 1-I ярусов). Сценическое возвышение – планшет сцены. Открытое сценическое пространство условно делится на 4 плана в глубину. Закрывается задником, за которым располагается закулисное помещение. По сторонам сцена скрывается драпировками- кулисами. Количество кулис соответствует количеству планов сцены. Часть сцены перед занавесом называется авансценой. В этом пространстве и рождается спектакль. От зрительного зала сцена отделяется высоким порталом, или портальной рамой. Проем портала называется зеркалом сцены.

Сценическое освещение включает рампу – группа осветительных приборов, устанавливаемых перед занавесом на переднем крае планшета во всю ширину зеркала сцены (дает т.н. «нижнее освещение» спектакля); софиты – укрепляются над сценой и служат для «верхнего освещения»и бережки – подсвет или переносная лампа для локального освещения.

 

История белорусского театра начинается с придворного театра княгини Уршули (Урсулы) Радзивилл в Несвиже ХУШ в.

 

Основа спектакля – драматургическое (литературное) произведение. Оно требует актуализации для современного зрителя, т.е. вмешательства режиссера. «Режиссерский» театр развивается в ХХ веке, во многом под влиянием кинематографа.

 

Первый этап работы над спектаклем – режиссерское прочтение пьесы. Мыслит художественными обрами, многомерными, допускающими различные виды их сценической интерпретации. Драматург – автор пьесы. Режиссер – автор театрального спектакля, т.е. сценической интерпретации пьесы. Он воспринимает и переосмысляет литературный текст с точки зрения возможностей его зрелищных постановочных возможностей. Мыслит текст пластически, видя его в пространстве сцены. Литературное слово для режиссера обретает материальную конкретность и наглядность.

Коллективная читка пьесы режиссером и актерами за столом – следующий этап (коллективный) работы над спектаклем. Предполагает обмен мнениями по поводу смысла и содержания пьесы, характеров персонажей, особенностей их взаимоотношений. Определяет основную цель будущего спектакля и ключевые события в его развитии.

Репетиции сопровождаются поисками сценических мизансцен (т.е. логически и содержательно наиболее оправданного расположения на сцене актеров и различных предметов в конкретных эпизодах спектакля). Во время репетиций складывается глубокое психологическое взаимодействие персонажей, живущих в особой «сценической» реальности пьесы.

 

Готовый спектакль отрабатывается на прогонах (постановках без зрителей). Завершается работа над спектаклем генеральной репетицией (игрой в заполненном зрительном зале накануне премьеры для уточнения психологических моментов взаимодействия сцены и зрительской аудитории).

 

В пластическом воплощении литературного текста на сцене главный помощник режиссера – художник. Он создает окончательный зримый образ всего спектакля. Сводит воедино декорации, костюмы, грим, бутафорию, световую окраску, создавая органическое целое из всех художественных (визуальных) составляющих сценического действия.

 

Две традиции театральной режиссуры Х1Х –ХХ вв.:

· жизненно правдоподобное и психологически точное воплощение (К.С. Станиславский);

· иносказательное и условное (метафорическое) - В.Э. Мейерхольд, Б. Брехт.

 

Режиссер в театре – «мозг» спектакля, актер – его душа.

Актер творит «художественное произведение» из самого себя (голосом, мимикой, пластикой), с помощью костюма и грима преображая себя. Актер в роли сосуществует как «Я» и «не-Я» (личность и персонаж), в нем как бы соединяются две личности одновременно. Это сценическое раздвоение/слияние (синтез) двух «я» в одной личности на сцене и составляет специфику актерской профессии.

 

Сценическое существование основано на особых правилах сценического поведения. В воображаемых обстоятельствах спектакля актеры живут по законам реальной человеческой жизни, основанным на реальных психологических взаимоотношениях персонажей пьесы друг с другом. Поэтому сценическое поведение актера должна отличать предельная органичность воображаемой ситуации.

Важнейшим принципом актерской игры является психологическое вживание в образ.

 

Важно также воссоздание логики внутреннего действия персонажа. Актер использует свое творческое воображение и помощь режиссера для воссоздания сложности внутренних процессов персонажа (требуется профессиональное внимание, пристальное и внимательное наблюдение над жизнью).

 

Перевоплощение актера в сценический образ предполагает в качестве основы умение выстроить на сцене последовательное психологическое действие с помощью сценических слова, жеста и паузы. Имеет значение интонационная партитура, темп и тембр речи, модуляции голоса.

Грим помогает раскрыть не только внешние, но и внутренние особенности сценического персонажа. Задача грима «выявить и воплотить в зримом образе самое характерное, наиболее типичное для внутренней сущности его персонажа» (Н.К. Черкасов). Он определяет черты лица персонажа, его мимику, жесты, походку, ритм движений, весь пластический рисунок его поведения.

 


Лекция 5

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Что такое синтез искусств? | Синтез в искусстве кинематографа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.