Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качественное измерение действия субъекта




(не всякое действие является прогрессивным)

 

От чего зависят действия людей, их качественный уровень?

 

1. Личностные качества: харизматичность никто не отменял…

динамизм, целена­правленность в достижении целей – пассивность, консерватизм, стремление удержать достигнутое…

2. Структуры, в которых разворачивается его деятельность: могут быть открытыми, гибкими, многовариантными либо жесткими, закрытыми, догматичными, отвергающими новшества, но­вации.

3. Естест­венные окружающие условия: одни субъекты стремятся во что бы то ни стало преодолеть ес­тественные преграды, покорить и приспособить их к своим целям, другие, напротив, приспосабливают себя к естественной среде и пас­сивно подчиняются ей.

4. Уровень культуры: отношение к прошлому (бережное отношение к традиции или огульное отрицание прошлого) и будущему (оптимизм и надежду на будущее, строят и реализуют долгосрочные проекты и планы и, наоборот, пессимизм и отчаяние, нежелание прилагать усилия, вкладывать интеллект, капиталы в будущее).

 

Таким образом, необходимо сочетание личностных ка­честв и внешних факторов:

- творчество, независимость, восприятие реальности;

- оптимистичный, долгосрочный взгляд на будущее и его плани­рование;

- устойчивая и уважаемая традиция;

- благоприятные и активно воспринимаемые естественные усло­вия;

- гибкие, разнообразные и экономически развитые структуры деятельности.

 

В качестве резюме: Характерные черты субъекта деятельности мож­но разделить на две категории: мотивы и возможности – не только хочу, но и могу действовать, т.е. способность выходить за рамки своей ограниченности (природной лени, физического недомогания, преодоления обстоятельств и пр.)

Самотрансценденция – свобода и способность выходить за пределы собст­венных возможностей:

- трансценденция природы посредством ее покорения, контроля и регулирования;

- трансценденция социально-культурных структур посредством отказа от прежних догм и представлений;

- самотрансценденция через обучение, тренировки, самоконтроль, продвижение по службе и др.

Способность к самотрансценденции высвобождает важнейшие черты субъекта деятельности: склонность к иннова­циям, выдвижение оригинальных идей, новых проектов, стремление к расширению опыта, багажа знаний, мастерства, стратегии, техноло­ги, которые приобретаются в производственной, экономической, со­циально-культурной практике.

 

Т.о., деятельность можно представить как специфическую форму отношения человека к окружающему миру, содержание которой несет в себе преобразования в интересах людей. Она включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. В конечном счёте, деятельность является условием существования человека и общества.

 

МЕНЕДЖМЕНТ И ТВОРЧЕСТВО (4)

 

М. Каган «Человеческая деятельность» (1974) – описание видов человеческой деятельности.

«Первоэлементы» человеческой дея­тельности, как необходимые и достаточные для реализации в социуме:

ü практически-преобразовательная деятельность;

ü продуктивно-творчес­кая деятельность;

ü ценностно-ориентационная духовная деятельность;

ü деятельность, связанная с социальной коммуникацией.

В практике реальной жизни такие абстрагированные структур­ные элементы деятельности не существуют обособленно, они взаимо­действуют, скрещиваются, содействуют друг другу, но могут сохра­нять свою относительную самостоятельность.

Менеджмент как функ­циональная деятельность в сфере управления, направленная на эффективное и производительное достижение целей организации относится к практически-преобразующему(в большей степени) виду деятельности.

Социокультурный менеджмент предполагает включение всех четырех вышеназванных видов деятельности, так как социокультурная деятельность по своей природе и практически-преобразовательная, и продуктивно-творческая, и ценностно-ориентационная, духовная и коммуникативная (игровые виды деятельности, познавательная деятельность людей, общение как вид дея­тельности).

Такое многообразие видов деятельности, включенных в струк­туру социокультурного менеджмента, объясняется продуктом, произ­водимым его усилиями и энергией, целями, планированием и органи­зационными ресурсами.

В социокультурной сфере это - менеджмент социально-культурной деятельности, арт-менеджмент, менеджмент выставок и презентаций; менеджер-постановщик культурно-досуговых программ, менеджер-технолог социально-культурных процессов и т.д. Весь социокультурный процесс разделился на самостоятельные функции и сферы деятельности менеджмента. Но как только функций стало много, появилась проблема их координации и соединения на новой основе. Оказалось, что объединить их можно только одним способом - закрепить за каждой функцией группу специалистов под руководством «полевого» менеджера и передать общие координационные функции менеджеру вышестоящего уровня (рук. отдела, зам. руководителя учреждения).

Так возникли прообразы нынешних творческих команд.

Большинство специалистов, работающих в социокультурной сфере, можно отнести к числу людей творческих профессий, но и дру­гая часть специалистов, у которых деятельность определенным обра­зом регламентирована правилами, находит решения задач в ситуаци­ях, имеющих известную степень неопределенности.

Творчество - это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и ду­ховные продукты.

Потребность, побуждающая к творческой деятель­ности, проистекает из воображения и фантазии. Вообра­жение дает возможность предвидеть возможные изменения, далеко опережающие действительность. Ф антазия, по­зволяет создавать новые образы, конструкции и модели в искусстве, науке и реализовывать их в материальных и духовных продуктах.

Вряд ли здесь могут действовать традиционные модели управления!?

Механизмы управления творческими процессами должны быть филигранными, потому что работа с творческими людьми: художни­ками, композиторами, исполнителями и др., не поддается управлению, она направлена, прежде всего, на создание условий для их творческой самореализации.

Функции управления в творческом процессе могут быть очерчены такими смыслами, как сопереживание, поддержка, свобода и раскрепощение, демонстрация результатов творчества.

 

В творчестве принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение (по Бердяеву «интуиция, творческое горение» – субъективное переживание творца) и приобретаемое в обучении и практике мастерство, реализуемые в осуществлении творческого замысла (по Бердяеву «охлажденные продукты культуры, культурные ценности, книги, картины, учреждения, добрые дела».

В искусстве управления творческой деятельностью менеджер лучше всего преуспеет через собственное приобщение к такой дея­тельности. Следует решать трудные, нестандартные задачи, общаться с искусством, развивать собственное воображение и фантазию, находить наилучшие комбинации решения проблем.

«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

П.И. Чайковский

 

Таким образом, менеджмент социокультурной сферы, опирающийся на деятельностные основы человека, ставит и решает задачи развития таких видов деятельности, которые согласуются с социаль­ной природой человека, выявляют и развивают его способности, виды и способы познавательной активности.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Сущность и структура человеческой деятельности.

2. Мотивация деятельности: заполните следующую таблицу:

 

Мыслитель Мотив деятельности Обоснование
Аристотель    
Гегель    
Ж. Монтескье    
К. Маркс    
В. Врум    
Лайман Портер и Эдвард Лоулер    

 

3. Классификация человеческих потребностей, мотивирующих деятельность.

4. Синдром «мотивации достижения».

5. Основные этапы развития субъекта действия. Какое историческое время / культурные эпохи соответствуют указанным в таблице субъектам действия?

6. Творчество как процесс человеческой деятельности.

 


[1] Гегель. Философия истории. // Энциклопедия философских наук. – М.: Мысль, 1976. – Т. 3. – с. 370.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.