КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 23. Характеристика учебно-воспитательного процесса внешкольного учреждения воспитания и обучения
Структура учреждения дополнительного образования и ее характеристика. Материально-техническая база УДО. Согласно «Положению о структурном подразделении учреждения, обеспечивающего получение внешкольного воспитания и обучения», структурные подразделения учреждения внешкольного воспитания и обучения – это студия, отдел, сектор, кабинет, лаборатория, мастерская, библиотека, служба, музей и т.д. Цели и задачи деятельности структурного подразделения соответствуют целевому назначению учреждения внешкольного воспитания и обучения. Все структурные подразделения УДО делятся на три типа: 1 тип – структурные подразделения, осуществляющие образовательно-воспитательный процесс; 2 тип – структурные подразделения, осуществляющие обеспечение образовательно-воспитательного процесса по направлениям: психолого-педагогическое, научно-методическое, информационно-рекламное, социологическое, организационное. 3 тип – структурные подразделения, осуществляющие материально-техническое обеспечение учреждения и досуговой деятельности. Содержание деятельности структурного подразделения определяется его типом и профилем деятельности. Структурное подразделение учреждения дополнительного образования может быть монопрофильным (например, отдел конструирования и моделирования одежды в Центре творчества детей и молодежи) или синтезировать в содержании деятельности несколько профилей (отдел художественной самодеятельности, включающий вокальные кружки, театральную студию, ансамбль народного танца, кружок эстрадного танца, студию бального танца и т.д.). В структурном подразделении, осуществляющем образовательно-воспитательный процесс основу деятельности составляет работа объединений по интересам (кружок, секция, клуб, студия, ансамбль, театр, хор и др.); функционально-предметными сферами деятельности являются: креативная, учебно-практическая, образовательно-воспитательная, культурно-массовая и рекреационная. В структурном подразделении, осуществляющем обеспечение образовательно-воспитательного процесса основу деятельности составляет предоставление комплекса социально-образовательных услуг согласно направлению обеспечения; функционально-предметными сферами деятельности являются: координация, диагностика и анализ, программирование, проектирование, прогноз, информирование, обучение, мотивация. В структурном подразделении, осуществляющем материально-техническое обеспечение учреждения и досуговой деятельности основу составляет организация и использование разнообразных материально-технических средств в образовательно-воспитательном процессе и в методической сфере деятельности; функционально-предметными сферами деятельности являются: создание и развитие современной материально-технической базы, обеспечение ее функционирования и эффективности использования. Структурное подразделение учреждения дополнительного образования организует деятельность на основе годовых, календарных планов и в каникулярное время. Общее руководство деятельностью структурного подразделения осуществляет руководитель учреждения дополнительного образования, непосредственное руководство структурным подразделением и подразделением внутри структурного подразделения возлагается на заведующего, назначаемого руководителем учреждения (например, заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Центра творчества детей и молодежи). Коллегиальным органом управления структурного подразделения является педагогический совет, деятельность которого определяется положением о педагогическом совете УДО. Структурное подразделение имеет право осуществлять хозрасчетную деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом учреждения внешкольного воспитания и обучения: проводить платные занятия, организовывать выставки-продажи изделий, ярмарки, платные мастер-классы и т.д. Для обеспечения эффективности деятельности структурное подразделение УДО, как правило, располагает необходимыми условиями для организации работы (материально-технической базой): помещениями, соответствующими установленным санитарно-гигиеническим нормам и оснащенными охранными и противопожарными средствами, оборудованием, материалами и техническими средствами (например, швейные машины в кружке конструирования и моделирования одежды и др.). Руководитель и сотрудники структурного подразделения (в соответствии с должностными инструкциями) несут ответственность за результаты деятельности, материальную ответственность за сохранность фондов и материальных ценностей. В целом, материально-техническую базу учреждений образования составляют земля, здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и иное имущество, используемое для обучения, воспитания, оздоровления обучающихся (воспитанников) и для решения других задач в сфере образования. Согласно Кодексу РБ «Об образовании» в учреждении образования должны быть: помещения, кабинеты, лаборатории, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения, необходимыми для организации образовательного процесса; иное имущество в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами. К средствам обучения относятся приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты, необходимые для реализации образовательной программы. Материально-техническая база учреждения дополнительного образования детей и молодежи формируется учредителем (в случае государственного статуса УДО учредителем выступает Министерство образования) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь. Обновление и развитие материально-технической базы учреждения дополнительного образования детей и молодежи обеспечивает его учредитель. В соответствии с Положением «Об учреждении дополнительного образования детей и молодежи» не допускаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
1. Особенности планирования в учреждении дополнительного образования. 2. Примерная структура и содержание плана работы учреждения дополнительного образования. 3. Учебно-методическое обеспечение педагогического процесса в УДО. Виды учебных программ. 4. Модели учебных программ дополнительного образования. Построение и план занятия кружка. 5. Учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования: общая характеристика. 6. Формы и методы обучения и воспитания учащихся в УДО. 7. Взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования на современном этапе.
Рекомендуемая литература
1. Беляева, Н.М. Методические основы планирования в учреждении внешкольного воспитания и обучения / Н.М. Беляева // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 3. – С. 20–26. 2. Евладова, Е.Б. [и др.] Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 349с. 3. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.И. Фришман. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с. 4.Храмцова, Ф.И. Социокультурные аспекты внешкольной педагогики / Ф.И. Храмцова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. – № 6. – С. 9–12.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |