Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое обеспечение педагогического процесса в УДО. Виды учебных программ




Примерная структура и содержание плана работы учреждения дополнительного образования.

Особенности планирования в учреждении дополнительного образования.

Планирование как процесс – это системати­ческая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки реального и желаемого. При этом очень важно учитывать достоверность необходимых для планирования данных.

Современный менеджмент качества рекоменду­ет опираться на четыре этапа процесса планирования:

1) выработка общих целей для определенно­го этапа развития;

2) определение путей достижения целей;

3) выбор средств достижения целей;

4) контроль за достижением целей.

Планирование деятельности как процесс услов­но классифицируется по следующим основаниям;

а) по степени охвата:

• общее планирование, охватывающее все сферы деятельности учреждения;

• частное планирование, охватывающее определенную сферу деятельности учреждения (учебно-воспитательная работа, методическая ра­бота, массовые мероприятия с детьми или планы отделов, кружков);

б) по предмету планирования;

• целевое (отдельная акция, специальная программа работы или воспитания, то есть план, выполнение которого решает конкретную цель, это может быть и цель учреждения в целом);

• планирование средств (бюджет учрежде­ния, планирование ресурсов, планирова­ние информации и рекламы);

• программное (деятельность учреждения разбивается на совокупность программ деятельности);

• планирование действий (структура мер, обеспечивающих результат: сценарный план, план реализации Концепции воспи­тания или внедрения педагогических ин­новаций в широкую практику);

в) по глубине планирования:

• глобальное (всеохватывающее);

• контурное (закладываются стратегические или ключевые моменты, тактические и ва­риативные действия могут быть зоной по­иска, изменений, творчества);

• детальное (полное и подробное описание всех шагов и действий по выполнению каждой задачи, стоящей перед коллекти­вом учреждения);

г) по срокам:

• краткосрочные (недельные, четвертные);

• долгосрочные (годовые и более);

д) по возможности изменения плана:

• гибкое планирование (допускается измене­ние действий, сроков);

• жесткое (строгое следование намеченным мерам в соответствии с логикой «цель — мероприятие»).

К критериям эффективного планирования со­временный менеджмент относит:

• полноту планируемых действий;

• точность мер, намеченных для достижения целей;

• непрерывность процессов;

• эластичность и гибкость;

• возможность контроля за выполнением;

• возможность оперативной корректировки.

Рассмотрим способы иерархической координации процес­са планирования:

• прогрессивный («снизу вверх», когда общий план работы учреждения складывается из отдельных частей, каждая из которых представляет собой план работы конкретного структурного подразделения);

• ретроградный («сверху вниз», когда план составляется администрацией учрежде­ния, является строгой директивой, кото­рую всем подразделениям необходимо выполнять);

• встречный, или круговое планирование (администрация выдвигает свои предложе­ния перспективных направлений развития, а структурные подразделения предлагают пути решения, конкретные меры по дости­жению поставленных ориентиров в соот­ветствии со своим профилем).

К методам планирования относятся: текст, матрица, схема.

Для получения достоверных и необходимых для планирования данных необходимо проанализировать внутренние и внешние факторы учреж­дения.

Внутренние факторы учреждения:

а) персонал (знания; возможности: индивидуальный коэффициент полезного действия сотрудника; поведение: взаимоотношения и взаимодействие с коллегами, неформальное общение);

б) технологии;

в) условия, при которых есть результат.

Внешние факторы:

а) особенности региона;

б) особенности социума;

в) особенности отрасли (образование) и системы управления ею.

Процесс планирования в УДО отражает:

профессиональную готовность педагогов решать педагогические задачи (это отра­жается в объеме деятельности, которую берет на себя педагогический коллектив в сфере дополнительного образования);

функциональную грамотность сотрудников всех уровней (если педагог не умеет ка­чественно планировать – он не знает, как действовать, к чему вести детей в их раз­витии, значит, не знает функциональных обязанностей);

уровень профессионализма коллектива (пе­дагоги знают (не знают) как планировать, что делать и зачем; умеют (не умеют) вы­строить логически конкретную деятельность на определенную перспективу; действуют: реализуют намеченное, что отражается в анализе предыдущих планов, имеют резуль­тат, то есть намечают достигаемое);

мотивацию профессиональной деятельнос­ти (формальный подход к деятельности порождает «обтекаемые», неконкретные, неточные планы и наоборот, ориентация педагога на конечный результат, на дости­жение целей, на успех и оценку деятель­ности порождает конкретное и продуманное планирование);

уровень организации труда в коллективе (ориентация членов трудового коллектива учреждения на имеющиеся общие для всего коллектива требования к процессу планирования, на систему оценки планов, то есть результат процесса планирования, четкая циклограмма планирования, систе­ма отчетности по плану действий, систе­ма учета и анализа сделанного).

Планирование работы предполагает выполне­ниеряда условий:

1. Знание достигнутого в момент планирования.

2. Конкретное представление перспективного уровня развития вышерасположенной в иерархическом соподчинении структуры (республиканское учреждение – перспек­тивы системы дополнительного образования в республике, определенные нормативом Министерства образования, отдел – пер­спективы развития учреждения и системы, сектор или кабинет – перспективы разви­тия отдела, кружок – перспективы развития профиля, кабинета и т. п.).

3. Конкретное представление перспективного уровня развития собственной структуры (каков может быть предел, достижимая верхняя планка).

4. Оптимальный выбор средств для перевода структуры с одного уровня развития на другой, более высокий. Средств не должно быть много или мало, их должно быть столько, чтобы не привести к дестабилиза­ции, сбоям в деятельности, к перегрузке, их должно быть достаточно для движения вперед, для дальнейшего развития: ребен­ка, профиля, педагогической квалифика­ции, воспитательной системы в целом.

Эффективный план действий должен как ми­нимум удовлетворять следующим требованиям:

а) наличие всех необходимых и достаточных для достижения целей действий;

б) согласованность позиций, соотнесенность содержания, средств, объема и сроков;

в) сбалансированность кадровых, материально-технических, научно-методических ресурсов;

г) возможность контролировать результат и процесс;

д) чувствительность к сбоям (свойство плана обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного планом, что представляет угрозу для достижения целей). Чувствительность должна быть достаточной, чтобы в случае сбоя (срочное задание органов управления, неисправности в техническом оборудовании, разрушение материально-технической базы и др.) субъект, принимающий решение, имел достаточно времени на его выработку.

В разработке любого плана выделяется 5 стадий:

а) проблемный анализ состояния (воспита­ния, обучения, развития, педагогической квалификации и профессионализма, достижения целей, развития коллектива, раз­вития и функционирования воспитатель­ной системы, внешних факторов, позитив­ных и негативных и т. д.);

б) формирование образа будущего (формулировка сферы актуального влияния: миссия учреждения, уровень личностного роста ребенка, уровень профессионализма, и др.);

в) разработка стратегии (цели), основных направлений и задач перехода на новую ступень развития;

г) формирование плана действий;

д) экспертиза намеченного плана действий (программы, проекта, концепции и др.).

Экспертиза обязательна, так как планирование — это звено организации деятельности, качество которого определяет качество результата деятельности учреждения в целом. Экспертами могут выступать: администрация, специальный независимый экспертный совет, методический совет, художественный совет учреждения, совет трудового коллектива.

Для выработки стратегии деятельности в за­висимости не только от внутреннего потенциала учреждения, но с учетом показателей внешней среды (социума, отношения к учреждению со стороны органов управления, статуса учрежде­ния в системе образования региона и др.) учреждения дополнительного образования как учреждения, относящиеся к категории от­крытых воспитательных систем, применяют со­временные методики оценки ситуаций с учетом внешних факторов. Одним из таких методов оценки ситуации при разработке стратегии явля­ется метод SWOT {strengths — достоинства, сильные стороны; weakness — слабости; opportunities — возможности; threats — угрозы). Знание и применение методики помогает учреж­дениям иметь адаптивную систему работы при сохранении константы миссии.

Характеристика метода SWOT (Достоинства, Слабости, Возможности, Угрозы).

Есть группы факторов, которые необходимо оценивать при планировании деятельности и вы­боре стратегии действий. К ним относятся: внутренние позитивные факторы; внутренние не­гативные факторы; внешние возможности помо­гающего и разрешающего характера; внешние негативные тенденции, угрозы срыва деятельно­сти.

Таким образом, при планировании надо ориентироваться не только на особенности са­мого учреждения, его ресурсные возможности и инновационные идеи, то есть внутренние факто­ры, но и на внешние факторы, которые суще­ствуют объективно независимо от желаний педагогического коллектива и административного аппарата. Все факторы оказывают влияние на функционирование учреждения дополнительного образования, которое носит как пози­тивный, так и негативный характер, усиливая или ослабляя позицию учреждения. Если не ана­лизировать факторы и их возможное влияние, то планы деятельности учреждений могут оказать­ся завышенными (нереальными, невыполнимы­ми) или заниженными (неэффективное использо­вание ресурсов, малоэффективная деятель­ность).

Методика SWOT дает любому руководителю алгоритм планирования, деятельности учрежде­ния, адекватной социокультурной и социально-экономической ситуациям, позволяющий иметь программу укрепляющих и развивающих дей­ствий.

Анализ внутренних и внешних факторов осуществляется на основе соотнесения: «достоинств больше, чем слабостей», «слабостей больше, чем достоинств», «возможностей больше, чем угроз», «угроз боль­ше, чем возможностей».

В результате факторного анализа может сло­житься четыре стратегических ситуации.

1. Ситуация максимального успexa. При ка­чественных внутренних ресурсах внешние факторы максимально благоприятны.

Возможная стратегия: укрепление своей ведущей позиции, экстенсификация деятельности при интенсифи­кации процессов и модернизации ресурсов. Так­тика — мотивация и стимулирование кадров.

2. Ситуация успеха. Невзирая на преобла­дание слабых внутренних ресурсов и недостат­ки в деятельности, учреждение функционирует в благоприятных внешних условиях, пользуется ав­торитетом, поддерживается органами образова­ния.

Возможная стратегия: выборочное улучше­ние своей позиции при устранении слабых зве­ньев во внутренней работе учреждения (профи­ля, инфраструктуры услуг, сис­темы управления, линий взаимодействия, др.). Руководителю необходимо знать, что конкретно нужно изменить, заменить и улучшить внутри уч­реждения, чтобы не ослабить и не потерять благоприятную внешнюю ситуацию. Тактика — ин­тенсификация деятельности.

3. Неблагоприятная ситуация. Преобладают сильные стороны внутри учреждения, оно обла­дает необходимыми ресурсами деятельности и опытом, но существует нестабильная внешняя ситуация. В таких условиях все силы и ресурсы учреждения, как правило, направлены на преодо­ление угроз, исходящих извне (угроза закрытия, сокращения штатов, сворачивания финансирова­ния и др.).

Возможная стратегия: выборочное завоевание сферы услуг на организацию свобод­ного времени школьников, развитие их интере­сов и способностей; поиск благоприятных «ниш» для укрепления позиции учреждения, создания собственной «зоны авторитета». Тактика — модернизация.

4. Угроза функционированию. Сложная внутренняя ситуация не позволит противостоять внешним угрозам. Возможная стратегия: постепенное снижение активности, плановое сворачи­вание сферы деятельности, перепрофилирова­ние, реорганизация, слияние, ликвидация учреж­дения. Тактика — поэтапная стабилизация кри­зисных зон.

Планирование в учреждении – это не только организация деятель-ности, но и одна из функций управления. Для того, что­бы эффективно управлять учреждением, необхо­димо четко представлять имеющиеся недостат­ки планирования в учреждении, выработать еди­ные подходы к процессу планирования, привлекая к нему сотрудников. Перед планированием следует провести с ними обучающие и инструктивные занятия, предос­тавив им памятки, инструкции, реко­мендации (прежде всего с административно-штат­ным персоналом). Алгоритм подготовки к такому занятию:

1.Сбор информации об имеющемся состоя­нии процесса планирования как такового (анализ документации, анализ контроля, анализ итоговых занятий, анализ аттеста­ции кадров);

2. Обобщение информации, выделение пози­тивных и негативных сторон, улучшение (ухудшение) в процессе планирования по сравнению с предыдущим периодом, показатели снижения (увеличения) объема работ;

3. Составление программы инструктажа или тренинга по планированию работы на сле­дующий период.

4. Инструктаж или тренинг (для всех сотруд­ников или по категориям). Инструктаж (тренинг) будет более плодотворным и результативным, если одна его часть будет носить характер теоретического погруже­ния, вторая – тренинг умений и навыков и третья – практического занятия по уст­ранению недостатков планирования и выработке общей стратегии планирования деятельности учреждения с конкретными рекомендациями по видам планов и со­держанию деятельности на предстоящий период. На втором занятии целесообраз­но провести блиц-опрос участников инст­руктажа, данные которого можно исполь­зовать при проведении третьей части за­нятия.

Блиц-опрос может состоять из трех блоков коротких заданий, на выполнение которых дает­ся фиксированное время. Ведущий занятия должен заранее подготовить бланки опроса примерно такого содержания:

1. Заполните таблицу (12 мин).

Цель воспитания Цель и задачи Цель и задачи моего Мои должностные
в современном моего учрежде- структурного под- задачи
обществе ния разделения (направ-  
    ле­ние, отдел,  
    кабинет, кружок)  
? ? ? ?

2. Дополните выражение: «Проанализировать процесс – это значит...» (3 мин).

3. Сформулируйте ответы и заполните табли­цу, в каждой графе которой должно быть пять значимых пунктов (10 мин).

 

В моем учреждении:

 

Плюсы процесса планирования (что меня устраивает, что хорошо) Минусы процесса планирования (что мешает, затрудняет работу)
   
   
   
   
   

 

Анализ полученных данных, их сопоставление поможет выявить некоторые слабые стороны в планировании учебно-воспитательного процесса учреждения. На занятиях желательно провести дискуссию или дебаты, обсуждение проблемных зон, деловую игру на выработку коллективного решения самых спорных и сложных моментов осуществления данного процесса в конкретном учреждении. Закончить обучающие занятия по планированию необходимо четким инструктажем и конкретными рекомендациями (желательно не только устного характера). В итоге целесообразно предложить участникам планирования форму пла­на с его структурой.

Анализ практики планирования в учреждени­ях дополнительного образования с при­менением данного подхода показывает, что у пе­дагогов и руководителей структурных подразде­лений каждый раз есть возможность выработать общие подходы к планированию и получить рекомендации перед началом нового этапа деятельности. Содержа­ние вопросов блиц-опроса можно менять в зави­симости от особенностей состояния планирова­ния в учреждении.

Нормативно закрепленных требований к пла­нам в учреждении внешкольного воспитания и обучения нет. Метод и форма планирования вы­бираются учреждением самостоятельно. Основ­ной нормативный документ (Положение об уч­реждении дополнительного образования) определяет только периодичность планирования (год, четверть, каникулы). Однако какую бы структуру плана учреждение ни выбрало, в нем содержательно раскрываются, как пра­вило, следующие аспекты:

1. Обоснование плана действий на предстоящий период (год, два, три, более дальнюю перспективу):

• анализ существующей ситуации в деятель­ности учреждения;

• выявление проблемных зон;

• противоречия между запросом на деятель­ность и имеющейся системой работы;

• приоритеты деятельности, которые помо­гут учреждению решить проблемы, проти­воречия и развить уже имеющиеся положи­тельные результаты.

 

2. Организация деятельности, подготовка базы, разработка внутренней регламентации: комплекс организационных действий, подготовка внутреннего норматива, документации, обеспе­чивающей деятельность учреждения и проведе­ние мероприятий, в том числе тарификации, от­ражающей инфраструктуру учебно-воспитатель­ного процесса (план учебной деятельности).

3. Содержание учебно-воспитательного про­цесса. Этот комплекс действий раскрывает со­держание воспитательной деятельности в круж­ках, клубах и др. объединениях по интересам. Имеет различную внутреннюю структуру в соот­ветствии с выбранной учреждением стратегией. В кружке, школе, студии наиболее часто встре­чающееся структурирование педагогической де­ятельности разворачивается в основном вокруг следующих стержневых моментов:

 

• формирование детских коллективов;

• занятия в соответствии с учебной программой объединения;

• формирование коммуникативных умений и навыков детей;

• внеаудиторные занятия по расширению кругозора детей (экскурсии, выходы, вы­езды за пределы учреждения);

• благотворительные акции детских коллективов;

• социальные проекты детей и детских кол­лективов;

• профориентация детей;

• формирование базовой культуры личности (бытовой, гендерной, гражданской, нацио­нальной, познавательной, ЗОЖ).

Деятельность клубов в УДО планируется в соответ­ствии с Уставом каждого клуба, но может содержать те же стержневые моменты, что и кружковая работа.

4. Организация и проведение массовых мероприятий:

• календарь внешних и внутренних акций, фестивалей, праздников, конкурсов, смот­ров, соревнований, сборов и т. д.;

• мероприятия по заявкам, услуги в сфере отдыха и развлечений, семейный досуг.

5. Методическое сопровождение, информационное и рекламное обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Методическое сопровождение – это действия сотрудников учреждения, предусматривающие создание методического фонда, видеофонда, фонда компьютерных технологий и программ, и др., разработка системы методик и технологий, помогающих педагогу дополнительного образования осуществлять процесс воспитания и обучения. В данный раздел дают предложения все категории работников учреждения, так как процесс воспитания и обучения должен быть целесообразно оснащен методическим инструментарием: программами, учебно-методическими комплектами, рекомендациями, дидактическим материалом, диагностическими методиками, схемами анализа и контроля и др.

Информационно-рекламное обеспечение учебно-воспитательного процесса – это действия педагогов и информационно-мето­дической службы, структурируемые в блоки:

а) внешняя информация – исходящая за пределы учреждения (буклеты, афиши, анонсы, календари, видеоролики, видео- фильмы, видеостенды и др.);

б) внутренняя информация – для сотрудников, детей и их родителей.

Формулировка пунктов плана отражает целевую аудиторию (кого информируем), содержание (о чем информируем), способы и технологии (как информируем). При планировании объема информации необходимо предусмотреть анализ эффективности информационного обеспечения, так как разработка информации, ее оформление, возможно, издание – это затраты рабочего времени, интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, что относится к категории экономической эффективности, целесообразному использованию ресурсов.

6. Сотрудничество и взаимодействие, координация. Учреждения дополнительного образования относятся к категории учреждений сферы услуг (в развитии, воспитании, образовании, отдыхе), имеют уровневое взаимодействие (районные, областные, республиканские), про­фильное и межпрофильное взаимодействие, ра­ботают в тесном контакте со спонсорами, обще­ственными объединениями, школами, вузами, научны­ми учреждениями и др. структурами.

План действий учреждения в данном разделе отражает диапазон контактов, сферу координации и содержание партнерской деятельности, формы взаимодействия.

7. Работа с кадрами, контроль и руководство. Относится к сфере управления ресурсами, кад­ровому менеджменту. При планировании отража­ются система действий по обучению кадров и повышению их квалификации, мероприятия по аттестации кадров, работа по сплочению коллек­тива, работа общественных советов (педсовет, методсовет, научно-методический совет, художе­ственный совет, совет учреждения, коллегия и др.), тематика целевых совещаний при директо­ре, темы и объекты контроля, циклограммы со­вещаний, отчетности, посещений, смотров готов­ности структурных подразделений (кабинетов) к началу учебного года и др.

8. Развитие материально-технической базы и внебюджетная деятельность. Планируются как профилактика, так и развитие базы, инвентари­зация и списание. Внебюджетная деятельность планируется в соответствии с законом Респуб­лики Беларусь «Об образовании» и Уставом уч­реждения, в котором перечисляются виды плат­ных услуг. Если в учреждении есть психологичес­кая или социально-педагогическая служба, то их деятельность планируется, как правило, отдель­ными блоками работы.

Детализация плана зависит от опыта аппара­та управления. Чем больше опыт, тем менее пе­регружен, четче структурирован план. Основная детализация большого объема конкретной дея­тельности, обладающей графиком, периодичнос­тью, объемом работ, выносится, как правило, в приложения.

Планирование деятельности учреждения, организация воспитания и обучения в котором достигла уровня воспитательной системы или системно организованной деятельности, полно­стью подчинено стратегии, выработанной кол­лективом педагогической концепции, ведущей Программе воспитания в учреждении. Все раз­рабатываемые и планируемые действия направ­лены на их выполнение (организация, процесс обучения и воспитания, мероприятия, подготов­ка кадров, контроль, ресурсы).

При системной организации деятельности процесс планирования зависит от того, что на­ходится в фокусе проектирования:

а) образ учреждения. Учреждение выбирает приемлемый для всего педагогического коллектива тип воспитательной системы и разрабатывает стратегию деятельности в сфере внешкольного воспитания: например, программы «Досуг», «Возрождение национальной культуры», «Дополнительное образование», «Формирование творческой
личности» и т. д. или комплексные;

б) модель образовательного процесса. Учреждение разрабатывает модули развития личностных способностей: например, «Позиция», «Личностный рост», «Ступени роста», «Творчество», «Социальная инициатива», «Профессионал», «Интеллектуал», «Лидер» и др.;

в) модель инфраструктуры отдыха и развлечений. Например, планируется деятельность под детские и молодежные проекты: «Фабрика звезд», «Диско-шоу», «Турпроект», «Занятость», «Биржа труда» и др.

Виды планов, а также особенности ком­плексно-целевого планирования и планиро­вания деятельности таких структурных эле­ментов учебно-воспитательного процесса как кружок, клуб, должны быть отдельной темой, так как требуют детального вариативного рассмотрения.

Планирование как процесс предполагает, прежде всего, умение думать с опережением, системность и упорядоченность в работе. Этот процесс далек от импровизации и требует от участников аналитического мышления. Любое планирование должно быт основано на убеждении, что будущее можно улучшить только активным вмешательством в настоящее.

Методическая деятельность учреждения дополнительного образования – это система взаимосвя­занных мер, действий, мероприятий, направлен­ных на всестороннее повышение квалификации профессионального мастерства каждого педагога,на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов и в конечном итоге на повышение качества и эффективности культурно-досуговой деятель­ности воспитанников, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся. Осно­ва методической работы – достижения педагогической науки, лучший педагогический опыт и анализ происходящих пе­дагогических процессов.

Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учрежде­ния немыслима без методического обеспечения. С точки зрения содержания методическое обе­спечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

В то же время, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, оказание методи­ческой помощи различным категориям педагогических работников, выявление, изучение, обоб­щение, формирование и распространение поло­жительного педагогического опыта.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – значит вовремя прийти на по­мощь человеку, который её осуществляет, профессионально грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникаю­щие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, обучающей деятельности.

Методическое обеспечение должно касаться всех направлений деятельности учреждения дополнительного образования, а именно:

культурно-массовой работы с учащимися. Методическое обеспечение организации и проведения культурно-массовых мероприятий (программы воспитательной и социокультурной работы, сценарии культурно-массовых мероприятий, методические рекомендации по организации культурно-массовых форм работы);

социально значимой деятельности детей и молодёжи. Методическое обеспечение деятельности общественных организаций и объединений, детских и молодёжных инициатив, ученического самоуправления (программы деятельности городских (районных) и школьных общественных организаций; сценарии проектов, акций и др. форм работы, проводимых общественными объединениями; программа работы «Школы лидера» для активов общественных объединений, программа молодежной инициативы «Город, дружественный детям» и др.);

системы развивающего и обучающего до­суга. Методическое обеспечение деятельности объединений воспитанников по интере­сам – кружков, клубов, студий и т.д. (программы работы клубов, кружков и т.д., методические пособия по организации работы объединений, организация семинаров, мастер-классов и др. форм работы в целях содействия повышению общепедагогических и специальных знаний и умений педагогов УДО и т.д.);

работы с семьёй. Методическое обеспечение работы клубов для родителей, родителей и воспитанников; информационно-просвети-тельской работы с родительским коллективом; досуговой работы с родителями и детьми по месту жительства (программы работы клубов, программы выходного дня, сценарии социокультурных форм работы, методическая литература и т.д.).

Сегодня качественной работой методической службы можно назвать сложившуюся систему выставочной деятельности, межкурсовую подготовку кадров учреждений дополнительного образования: семинары, мастер-классы, проблемные круглые столы, лекции специалистов, конкурсы профессионального мастерства, конференции, конкурсы образовательных про­грамм, издание методических пособий, сбор­ников образовательных программ профильных объединений и т.д.

Ярким показателем обновления деятельности, примером поиска инновационных идей, практи­ческой реализации и пропаганды лучшего педагогического опыта являются республиканские выставки научно-методической литературы и педагогического опыта для учреждений дополнительного образования. Они де­монстрируют не только многообразие функ­ций и направлений деятельности методических служб УДО, но и конкрет­ные особенности каждого региона. Материалы республиканских выставок широко использу­ются в практической деятельности учреждений дополнительного образования.

Основными субъектами методической рабо­ты являются методисты, профессионально за­нимающиеся ею. Эта деятельность включает в себя прежде всего изучение теории, методики и практики внешкольного воспитания и обуче­ния детей и разработку методики осуществле­ния и анализа культурно-досуговой деятельно­сти в учреждении внешкольного воспитания и обучения.

Одна из главных задач методической службы УДО – это обеспечение различных объединений в УДО учебными программами дополнительного образования, а также содействие руководителям объединений в разработке авторских учебных программ.

Все учебные программы, действующие сегодня в УДО, можно классифицировать следующим образом:

Типовая — программа, утвержденная Министерством образования в качестве при­мерной в той или иной образовательной области или направлении деятельности.

Индивидуальная (модифицированная, адаптированная, скорректиро-ванная) – про­грамма, разработанная на основе типовой и измененная с учетом собственного опыта ра­боты, видения предмета, однако в своих изменениях не затрагиваю­щая основ традиционной структуры заня­тий, концептуальных основ образовательно­го процесса.

Основные характеристики программы данного типа:

• преобразование структуры программы;

• углубление и расширение тематики содержания;

• адаптация к определенным условиям (возраст, условия учреждения, уровни развития детей и др.);

• включение новых педагогических тех­нологий.

При наличии большинства признаков и изменении содержания типовой программы более чем на 70 % она может рассматри­ваться в качестве инновационной, авторской.

Экспериментальная – программа, в со­держании которой заключен педагогический эксперимент. Ее цель – изменение содер­жания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых об­ластей знания, внедрение новых педагогичес­ких технологий, проверка гипотезы. Про­грамма должна иметь обоснование необхо­димости опытно-экспериментальной работы и научного руководителя. После прохожде­ния экспериментальной проверки, обсужде­ния и утверждения на экспертном совете программа переходит в статус авторской.

Авторская – программа, разработанная индивидуально или коллективно на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта, не имеющая аналогов в системе образования. Она отличается но­визной и актуальностью.

Программы учреждений классифициру­ются:

• по направлениям деятельности: техни­ческой самодеятельности, художествен­ной самодеятельности, экологии, экскурсионно-туристкой, спортивно-оздо­ровительной и др.;

• по образовательным областям: искус­ство, техника, словесность, естествен­ные науки, математика и информати­ка, общественные науки, социальная практика, физическая культура;

• по целевой направленности: познава­тельные, научно-исследовательской ориентации, развивающие творческую одаренность, социальной адаптации, социализации.

Познавательные программы – программы, расши­ряющие и углубляющие знания учащихся в отдельных областях науки, искусства, куль­туры, способствующие становлению индиви­дуального механизма освоения социокуль­турной деятельности.

Научно-исследовательской ориентации – программы, цель которых – выявление и последующее развитие творческих способно­стей учащихся в научной деятельности, фор­мирование необходимых навыков для исследовательской работы.

Развивающие творческую одаренность – программы, направленные на становление творческой личности, сочетающие в себе комплекс информативных, психологических, художественных, прикладных, физических и социальных условий для проявления твор­ческой одаренности детей.

Социализации – программы, осуществля­ющие цель освоения детьми положительно­го социального опыта, социальных ролей, выработку ценностных ориентации и становление ак­тивной личной позиции.

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности можно выделить программы:

• комплексные;

• интегрированные;

• модульные.

Комплексные – программы, соединяю­щие различные области, направления и виды деятельности в единое целое, где все составляющие взаимозависимы и отвечают образовательным потребностям.

Интегрированные – программы: 1) со­ставляющие целостность на основе того или иного единства; 2) единая образовательная программа, включающая различные образо­вательные области.

Модульные – программы, составленные из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.

Программа может быть интегрирован­ной по содержанию, комплексной по видам деятельности, модульной по способу орга­низации.

По форме реализации выделяются так­же программы:

• индивидуальные;

• кружковые;

• клубные;

• массовой работы;

• социальной практики.

По уровню развития детей:

• общие;

• для одаренных детей;

• с задержками развития и др.

По возрасту детей:

• для дошкольников;

• для младших школьников;

• для среднего школьного возраста;

• для старших школьников;

• разновозрастные.

По обязательности усвоения:

• основные;

• сквозные;

• по выбору.

По продолжительности реализации:

• одногодичные, двухгодичные и т. д.;

• единоразовые;

• циклические;

• долгосрочные.

Программы можно также классифицировать по уровню усвоения.

Общекультурный уровень – предполагает удов­летворение познавательного интереса ребен­ка, расширение его информированности в данной образовательной области. Предпола­гаемый конечный результат – базовые стандарты образования.

Углубленный – предполагает развитие компетентности в отдельных областях. Предполагаемый конечный результат – расширение базового компонента, исходя из целей программы.

Профессионально-ориентированный – предусматривает достижение высокого уровня образованности в данной образовательной области; гарантирует систему основных знаний, умений и навыков, дает профессио­нальную подготовку.

Программы УДО должны быть разнообраз­ными. При этом не следует смешивать программы разного порядка: 1) детской груп­пы (кружка, лаборатории и т.д.); 2) структурного подразделения; 3) учреждения в целом; 4) детских движений и объединений. Они отличаются как композиционно, так и содержательно. В то же время они опираются на общие принципы деятельности:

• общедоступность;

• свобода выбора;

• дифференциация и индивидуализация;

• психологическое сопровождение;

• сотрудничество взрослых и детей.

При моделировании и про­ектировании программ следует исходить из того, что любая программа в области дополнительного образования – не шаблон, так как дополнительное образование – это учет индивидуальности каждого ре­бенка, а также понимание специфики каждого вида досуговой деятельности в контек­сте основных принципов и задач внешколь­ного педагогического процесса. По этой при­чине при моделировании используется клас­сификация программ по их функционально­му назначению. Рассмотрим ниже модели разных программ.

 

4. Модели учебных программ дополнительного образования. Построение и план занятия кружка.

Модель образовательной программы.

Программа, направленная на достижение определенного уровня образованности учаще­гося, а также на его гармоничное развитие. Образовательная программа может иметь следующую структуру:

1. Определение области образования, ее характера (достижению какого уров­ня образованности способствует).

2. Обоснование актуальности программы.

3. Исходные положения, на которых ба­зируется программа.

4. Ведущие принципы образования, по­ложенные в основу программы.

5. Кому адресована программа.

6. Целевое назначение программы и кон­кретизирующие ее задачи.

7. Содержание образования (общая харак­теристика учебных, досуговых, других программ, входящих в образователь­ную) и структура учебного плана.

8. Основные условия реализации про­граммы.

9. Временные ресурсы, необходимые для освоения программы.

10. Организация процесса обучения (структурные компоненты учебного процесса, формы обучения, виды работ с предметным содержанием и т. п.).

11. Виды оцениваемых работ.

12. Контроль и диагностика движений.

13. Ожидаемые результаты освоения про­граммы.

14. Нормативные процедуры итоговой ат­тестации.

15. Дальнейшие образовательные маршру­ты и сферы деятельности освоивших программу.

16. Обеспечение программы (связи с дру­гими учреждениями, материальные средства).

Развернутая образовательная программа может выступать в качестве программы развития всего учреждения или его струк­турных составляющих: отделов, секций, ка­бинетов, служб и т. д.

Модель учебной программы

Это часть образовательной программы, расширяющая и углубляющая одну из об­разовательных областей. Предполагается, что учебная программа обязательно позво­ляет каждому отдельному ребенку самооп­ределиться и реализовать себя в конкрет­ной предметной области.

Исходя из этого, различными могут быть и цели учебных программ:

• знакомство, расширение и углубление знаний в отдельных областях науки или конкретном виде деятельности;

• формирование определенных знаний, умений, навыков в практической деятельности, которая отсутствует в базовом курсе школы;

• выявление и последующее развитие способностей в научно-исследователь­ской и творческой деятельности;

• формирование социального опыта об­щения в социокультурной среде, осво­ение социальных ролей;

• пропаганда здорового образа жизни, физического развития и укрепления здоровья;

• развитие индивидуально-творческого воображения, фантазии, формирование умений самовыражаться, описывая, изображая и озвучивая окружающий мир.

Структурная модель учебной программы следующая:

1. Целевое назначение.

2. Ведущие теоретические идеи (темы).

3. Ключевые понятия (вариант словаря).

4. Содержательная характеристика курса (разделы, темы, их содержание).

5. Проблемные вопросы теоретического характера (если есть). Задачи и задания, решаемые по об­разцу (для всех, дифференцированные, индивидуальные).

8. Обобщенные способы действия, обоб­щенная характеристика умений.

9. Тестовые и контрольные задания (те­кущий и итоговый контроль).

10. Литература, необходимая для освое­ния курса (воспитанником и педаго­гом), обязательная и дополнительная.

11. Характеристика целесообразной мето­дики построения курса (перечисляют­ся устойчивые организационные фор­мы, дается описание нетрадиционных форм построения занятий, приводят­ся рекомендации к построению пря­мой и обратной связи, системы об­разования).

Модель досуговой программы

Это программа познавательно-развлека­тельного, общественно полезного, опытно-деятельного характера, направленная на организацию свободного времени детей и подростков, а также родителей, позволяю­щая ребенку раскрыть себя и удовлетво­рить свои досуговые интересы и потребно­сти. Может организовываться педагогом или педагогом совместно с группой воспи­танников, причем дети могут принимать в программе систематическое либо эпизодичес­кое участие.

Цель досуговых программ — рацио­нальное и содержательное использование детьми свободного времени. Выделить до­суговые программы в отдельный функци­ональный вид позволяют следующие принципиальные особенности: раскрытие творческой самобытности ребенка, эмоци­ональная привлекательность и экзотич­ность, доступность и неформальность, выполнение развивающих функций, обес­печение зарядом бодрости, энергии и жизнерадостности.

Общая структурная модель досуговой программы такова:

• Целевая группа (кому адресована программа, какие по­требности удовлетворяет).

• Целевое назначение программы, ее за­дачи.

• Виды досуговои деятельности.

• Содержание (краткое) предлагаемой досуговой деятельности (сценарий, план).

• Предполагаемые формы деятельности.

• Возможные варианты участия школьни­ка в реализации программы (сценарий).

• Характеристика временных ресурсов.

• Условия, необходимые для реализации программы (в том числе материаль­ные, методические и др.).

• Участники-организаторы досуговои де­ятельности (педагоги и школьники).

• Литература, необходимая для освоения курса (учеником и педагогом), обяза­тельная и дополнительная, для орга­низаторов и для участников.

• Ожидаемые результаты реализации программы.

Включаясь в разработку программ вне­школьного воспитания и обучения, многие педагоги опираются на свой богатейший профессиональный опыт, создавая авторские программы.

Модель авторской программы

Разработка авторской программы предполагает не только отбор содержания деятельности, но и описание технологии и от­дельных методик по реализации програм­мы, а также создание учебно-методического обеспечения.

Авторская программа обязательно вклю­чает в себя:

• концепцию;

• четко сформированные, ясно изложен­ные цели и задачи обучения в дан­ной образовательной области;

• ключевые понятия, важнейшие законы и закономерности, которыми опериру­ют педагоги и которые изучаются в данной программе;

• описание содержательных структур предлагаемой программы и условий организации совместной деятельности детей и педагога;

• описание конкретных педагогических действий, направленных на овладение технологиями познавательной деятель­ности;

• описание диагностических инструмен­тов и методик, особенности их ис­пользования при выявлении уровня развития обучающихся;

• учебно-методический план программы с примерным объемом времени по каждой теме (теория и практика);

• перечень средств обучения;

• рекомендуемую литературу.

Программа должна соответствовать нор­мативным государственным документам, нормативным документам учреждения, его целям и задачам, плану учебно-воспитатель­ной работы.

Требования, предъявляемые к авторской программе:

ü актуальность – ориентированность на гуманистические и социально-педагогические ценности, на решение наиболее значимых целей и задач образования, соответствие целям учреждения;

ü прогностичность – отражение в целях и планируемых действиях изменяющихся требо­ваний и условий реализации программы;

ü рациональность – определение таких целей и способов их дости-жения, которые для данного комплекса решаемых проблем и имеющихся ресурсов позволяют получить максимально полезный результат;

ü реалистичность – соответствие между желаемым и возможным, между пла­нируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами;

ü целостность – обеспеченность полноты состава действий, необходимых для достиже­ния поставленных целей, а также согласо­ванность связей между действиями, вклю­ченными в программу;

ü сбалансированность – по всем ресур­сам: кадровым, научно-методическим, матери­ально-техническим;

ü контролируемость – возможность опе­ративно определять промежуточные цели (ожидаемые), т.е. наличие способов прове­рок реально полученных результатов на их соответствие целям.

Приступая к разработке авторской про­граммы, необходимо наметить определенные этапы ее создания. Существующая методика работы над авторской программой такова:

1. Прежде всего следует определить, ка­кая программа будет разрабатывать­ся. В частности, выделить образова­тельную область, определить харак­тер программы, ее направленность, степень сложности, возраст учащихся и т. д.

2. Необходимо проанализировать условия, имеющиеся для реализации образова­тельной программы: нормативно-право­вые, кадровые, материально-техничес­кие, научно-методические и др.

3. Определить авторский коллектив (если это не один автор) и план ра­боты над программой. В случае не­обходимости приглашаются специали­сты-консультанты.

4. Создать фонд идей, технологий, раз­работать банк данных – рабочих ис­ходных материалов, которые могут использоваться при разработке про­граммы.

Работу целесообразно начинать с изу­чения документов об образовании, действующих учебных программ, мето­дики проектирования авторской про­граммы. Следует также изучить обра­зовательные потребности детей, дости­жения науки в области знания, по которой составляется программа, а также в педагогике, психологии. Сбор материалов луч­ше всего вести по отдельным разде­лам. Например, по компонентам пе­дагогического процесса, содержанию образования, организации учебного процесса, технологии обучения и т. д.

5. Работая над составлением проекта программы, следует сначала выб­рать ее структуру, затем работать над текстом.

6. Составление проекта учебного плана.

7. Обсуждение проекта программы с коллегами, аналитиками, возможно, родителями учащихся (индивидуальная беседа, письменный отзыв, «круглый стол» и т. д.).

8. Рецензирование авторской программы экспертами.

9. Составление плана работы по апро­бации программы.

10. Апробация авторской программы.

11. Анализ-оценка результатов реализа­ции авторской программы, внесение в нее корректив, окончательное офор­мление.

Структурная модель авторской программы

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3. Основное содержание образователь­ного процесса, его технология и ре­зультаты.

4. Прогнозируемая результативность.

5. Условия реализации программы.

6. Список литературы для педагога.

7. Список литературы для учащихся.

1. Пояснительная записка определяет:

• характер и тип программы, возраст детей, количество воспитанников, вре­мя реализации программы;

• цель программы, ее назначение;

• задачи программы (образовательные, воспитательные и другие, решаемые в процессе ее реализации).

Цель образовательной программы педаго­га – выявление и развитие творческого по­тенциала ребенка. Задачи программы: опре­деление форм, средств, методик, с помощью которых осуществляется этот процесс. Задачи программы дают целевую установку на обучение, развитие, воспитание. В то же время задачи должны не повторять цели, а раскрывать, конкретизировать их.

В пояснительной записке представляет­ся основная концепция педагога: обоснова­ние актуальности данной программы, ис­ходные положения, на которых она бази­руется и т. д.

Авторская концепция должна быть крат­кой, реалистичной, раскрывать существенные особенности подхода автора к решаемым педагогическим задачам.

2.Учебно-тематический план.

Раздел содержит учебно-тематический план с указанием перечня базовых тем, включенных в программу, и количество учебного времени по каждой теме. Опреде­ляется последовательность учебного матери­ала и распределение его по времени и сте­пени сложности.

3.Основное содержание образовательного процесса, его технология и результаты. Содержание программы излагается в ла­коничной форме и логической последовательности по направлениям: содержание базовых тем, виды образовательной деятель­ности, содержание деятельности детей, вза­имодействие педагогов и учащихся, ожидае­мые результаты, механизм их достижения, система оценки. По каждой теме дается развернутая аннотация, в которой содержат­ся следующие компоненты:

• понятия, идеи, факты, которые пред­лагается осмыслить обучающимся;

• виды деятельности, способствующие повышению эффективности усвоения содержания тем программы;

• перечень того, что могут узнать, чему научиться дети при освоении конкрет­ного раздела программы;

• задания, задачи творческого характера;

• тестовые и контрольные задания (те­кущий и итоговый контроль);

• перечень дидактических материалов, наглядных пособий, инструментов и материалов для организации образова­тельного процесса.

4. Прогнозируемая результативность. Поэтапный педагогический контроль за освоением знаний, умений, навыков воспи­танников дает возможность прогнозировать результаты, достигаемые программой. Осуществление трех блоков задач (в воспита­нии, обучении, развитии) и означает дости­жение результатов. В этой части програм­мы определяется, какими знаниями, умени­ями, навыками должны овладеть дети, ка­кие черты характера можно воспитать, очерчиваются перспективы саморазвития и его стимулирования.

Управляемость реализацией образователь­ной программы предполагает постоянное ее регулирование и коррекцию на основе мониторинга. Достижения учащихся в овладе­нии материалом могут быть проверены срезовым методом посредством тестирования.

5. Условия реализации программы.

В разделе необходимо дать характерис­тику организационным, кадровым, матери­ально-техническим, финансовым ресурсам, необходимым для освоения курса.

6–7. Литература.

В этом разделе приводится литература, необходимая для освоения курса, а также литература обязательная и дополняющая «для педагога» и «для учащихся». При этом необходимо учитывать, что она должна быть общедоступной.

Авторская программа, как и любая другая образовательная программа, может быть использована в учебно-воспитательном про­цессе только после ее утверждения в каче­стве нормативного документа. В качестве примера приведем авторскую программу кружка «Изонить» для детей младшего и среднего школьного возраста (см. приложение А).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.306 сек.