КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы и методы обучения и воспитания учащихся в УДО
Учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополни-тельного образования: общая характеристика. Организационная модель педагогической деятельности и учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования в сравнении с общеобразовательной школой имеет ряд особенностей, которые можно было бы обозначить как их преимущества в системе непрерывного образования. Отметим их. Первое, что характерно для учебно-воспитательного процесса в УДО, – его мягкая регламентация. Она проявляется, прежде всего, в том, что учебная нагрузка доступна практически каждому учащемуся и достаточно легко регулируется в ходе учебно-воспитательного процесса. Режим учебных занятий, в сравнении со школой, очень облегчен. Это позволяет детям заниматься одновременно в нескольких кружках. Такая возможность закреплена «Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи». Как правило, учащийся посещает объединение (кружок, студию, клуб и др.) 2–3 раза в неделю (в зависимости от года обучения), а его нагрузка определяется следующим образом: ü до 6 лет – не более 2 учебных часов в неделю, ü 6-10 лет – до 4 учебных часов в неделю, ü 11-13 лет – до 6 учебных часов в неделю, ü от 14 лет и старше – до 12 учебных часов в неделю. Показателем мягкой регламентации учебного процесса выступают и его особые организационные формы, основной из которых является занятие, длительность которого не превышает трех академических часов. Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут. Занятия в объединениях УДО весьма разнообразны по своим учебно-воспитательным задачам, по используемым педагогическим технологиям и способам организации детской деятельности. Как правило, сегодня занятия в объединениях строятся комплексно, их цель – решить познавательные, прикладные и воспитательные задачи. Наиболее высокая нагрузка и строгая регламентация учебного процесса имеет место в специализированных школах, которые решают задачи допрофессиональной подготовки: спортивные, художественные, музыкальные. Но и в них вариативность учебного процесса зависит от возможностей учащихся. Учебный год в учреждениях дополнительного образования, как правило, начинается в десятых числах сентября и заканчивается в середине мая. Летний период педагоги-внешкольники используют для организации оздоровления и отдыха воспитанников, который часто сочетается с тренировочным процессом. Вторая особенность заключается в том, что на современном этапе деятельность учреждений дополнительного образования регламентируется типовыми программами, которые, как правило, носят не жестко-нормативный, а рекомендательный характер и дают возможность педагогическим работникам вносить в них необходимое образовательное содержание и иннвационные формы, помимо традиционных. Например, в учреждениях туристско-краеведческого направления деятельности преобладают прикладные и практические занятия, организуемые нередко и вне аудитории в нетрадиционных для других направлений формах – выезды на экскурсии, участие в походах, соревнования и т. п. Содержание занятий туристско-краеведческого профиля касается следующих образовательных областей: юные туристы, юные краеведы, географы-краеведы, юные геологи, юные гидрологи, юные историки, военная история Беларуси, юные этнографы, юные фольклористы, музееведение, литературное краеведение, юные археологи, юные туристы-экологи, юные туристы-краеведы, юные экскурсоводы, мой город, мой район, мой род, моя семья, моя малая родина, юные нумизматы, юные почвоведы, художественное краеведение, любительское рыболовство, юные туристы-спасатели, юные туристы-спелеологи, туристы-проводники, школа безопасности, юные судьи туристских соревнований, юные инструкторы туризма, велосипедный туризм, пешеходный туризм, водный туризм, лыжный туризм, горно-пешеходный туризм, туристско-прикладное многоборье, спортивное скалолазание, альпинизм, туризм и спортивное ориентирование, спортивное ориентирование. Занятия в учреждениях художественного профиля можно отнести к коллективной творческой деятельности, когда воспитанники вместе с педагогом готовят и проводят какое-либо творческое дело, организуют выставки своих работ, праздники, конкурсы, конференции и т. д. Содержание дополнительного образования в учреждениях художественного профиля включает: 1. Музыкальное творчество. 1.1 Инструментальная музыка: Фортепиано, гитара; струнные инструменты; народные инструменты; духовые инструменты; ударные инструменты; электроинструменты; инструментальные ансамбли и оркестры. 1.2Вокально-хоровое творчество: академическое сольное пение; хоровое пение; вокальный ансамбль; эстрадный вокал; авторская песня; фольклорный ансамбль, народный хор, сольное народное пение. 2. Хореографическое творчество: классический танец; народный танец; народно-сценический танец; спортивный танец; современная хореография; ритмика. 3. Театральное творчество: драматический театр; театр кукол; музыкальный театр; театр мод; исторический театр; театр пластики; цирк; литературное творчество; художественное слово. 4. Изобразительное искусство: рисунок; живопись; гравюра; графика. 5. Декоративно-прикладное творчество: лепка; керамика; скульпту-ра; роспись (ткань, дерево, стекло); бумагопластика (оригами); вышивка, вязание, кружевоплетение, макраме; текстильный дизайн; фитодизайн и флористика; моделирование и конструирование одежды; работа с природным материалом; ткачество; народные художественные ремесла; работа с металлом, чеканка; мягкая и декоративная игрушка; фотография; искусство кино-, видео-, телевидение; анимация; театральный дизайн, декорации, бутафория и реквизит. В учреждениях дополнительного образования технического профиля преобладают практические занятия с учащимися, которые направлены на формирование у них политехнического мировоззрения и пространственного мышления, ценности научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности. Содержание образования технического профиля включает следующие направления и виды деятельности: - техническое конструирование: разработка технической документации; создание реальных технических устройств, сооружений, машин, приборов, механизмов с признаками новизны, - техническое моделирование: моделирование аналогов реально существующих технических устройств, приборов, оборудования, воспроизводящих или имитирующих их строение и действие; - художественно-техническое направление: создание с помощью различных технических устройств, механизмов, приспособлений, приборов и оборудования художественных изделий или объектов духовной культуры; - предметно-техническое направление: расширение и углубление знаний, закрепление практических умений и навыков по различным предметам естественнонаучного цикла; приобретение знаний и умений, необходимых для практических работ по ремонту, наладке и изготовлению наглядных пособий, приборов, технических средств обучения; - профессионально-техническое направление: изучение принципов действия, освоение, эксплуатация, обслуживание и ремонт различных технических устройств, машин и механизмов; приобретение определенных умений и навыков в актуальной области практической деятельности, облегчающих получение в будущем конкретных профессий, связанных с изучаемой техникой. Учреждения дополнительного образования эколого-биологического профиля имеют главной целью формирование у учащихся эколого-биологической культуры, мотивов конструктивной эколого-биологической деятельности, навыков ответственного поведения человека в природе посредством теоретических и практических занятий. Образовательные области дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля следующие: социальная экология, общая экология, экология природопользования, биология (ботаническое, зоологическое, физиологическое, молекулярное, микро-биологическое, биотехнологическое, генетическое направления), экология человека, экология животных, этноэкология, экологическое краеведение, агробиология (растениеводческое, садоводческое, животноводческое, агротуристическое направления), дендрология, лесоводство, геоэкология, биоэтика, энтомология, орнитология, ландшафтный дизайн, фитодизайн; экодизайн; декоративно-прикладное творчество средствами природы (работа с камышом, берестой, цветами, корнями, соломой и др.), цветоводство, медико-биологическое (валеологическое, биохимическое, гигиеническое направление), окружающая среда (направления – энергия и окружающая среда, среда обитания, природные ресурсы, климатология), культурно-досуговое (через – экотеатры, экогостиные, фитобары, экостудии, экодискотеки, экомастерские). Следует отметить, что перечень направлений и видов деятельности в учреждениях дополнительного образования может изменяться в соответствии с запросами учащихся, родителей, общества, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Третья важная особенность организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования заключается в наполняемости учебных групп. Как правило, в УДО преобладает возрастной подход к формированию групп. Этому посвящается организационный период учебного процесса (сентябрь – набор учащихся, формирование групп и первичная диагностика каждого учащегося по уровню его развития и способностей в данном направлении деятельности или виде творчества). Как правило, наполняемость учебных групп, которые занимаются по программе 1-го года обучения, 12–15 человек, двух и более лет – не менее 8–10 человек. В научно-исследовательских, конструкторских кружках, студиях, мастерских, спортивных секциях количественный состав кружка определяется решением педсовета учреждения, но он должен быть не менее 6 учащихся. В объединениях по интересам могут заниматься и дети дошкольного возраста, в состав такого объединения должно входить не более 10 детей. Сегодня в системе дополнительного образования все больше встречаются разновозрастные группы, в которых педагог-внешкольник ставит задачи формирования и развития коммуникативных умений в общении с младшими и старшими, в общении разных полов. Также наблюдается тенденция к созданию групп детей с разными возможностями. Например, в группах обычных детей занимаются дети-инвалиды. Конечно, педагог идет с ними по особому учебному маршруту, но при этом реализуются задачи социальной адаптации детей-инвалидов, а здоровые дети приобретают опыт общения с ними, учатся быть терпимыми и заботливыми. Следует отметить, что в связи с переходом педагогов-внешкольников на комплексные формы детских объединений, где основу педагогической системы составляет единый детский коллектив, педагоги все чаще объединяют разные группы в общей деятельности, тем самым формируя этот единый коллектив, т. е. в группы учащиеся объединяются только для сугубо учебной работы по предмету, а в других видах деятельности группы действуют сообща. Для некоторых видов творчества это явление было характерно всегда, к примеру, в хоровом пении, в оркестрах, в туристско-краеведческой работе, в техническом творчестве, но сегодня и в других направлениях дополнительного образования педагоги-внешкольники активно выстраивают общение воспитанников разных групп. Еще одной не менее важной особенностью организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования является добровольность участия детей в различных объединениях. Этот принцип добровольности и ориентации на интерес ребенка также соответствует требованиям Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи. Он заключается в простом положении: ребенок вправе сам выбрать любой вид творчества и коллектив и вправе его покинуть в любой момент. Конечно, данный принцип добровольности значительно усиливает требования к педагогам. Важно быть не только мастером своего дела и предложить ребенку деятельность, которая бы полностью удовлетворила его интерес, но еще и создать комфортную атмосферу в объединении для каждого ребенка, чтобы он захотел в этом коллективе остаться надолго. Именно принцип добровольности, в отличие от школы, определяет педагогическую позицию УДО: только вниманием, доброжелательным отношением, участием в судьбе ребенка можно удержать его надолго. Авторитарная позиция, равнодушие педагога всегда сопровождаются значительной потерей контингента уже в первый год обучения. Надо отметить, что сохранность (как текущая – в течение одного учебного года, так и перспективная – в течение всех лет обучения) контингента в коллективе должна выступать сегодня одним из главных показателей результативности работы и педагога-внешкольника, и учреждения в целом, хотя и не быть самоцелью. В учреждениях считается нормальным явлением, когда дети переходят из коллектива в коллектив, потому что «не нашли себя». Поэтому рассматривается не сам факт ухода ребенка из коллектива, а мотив, характер причины этого ухода. Современные учреждения дополнительного образования республики, совершенствуя свою деятельность, переходят на более интересные и сложные учебные программы допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки детей. Поэтому в ряде случаев принцип добровольности ограничивается профессиональными требованиями: в коллектив отбираются дети, обладающие необходимыми данными для конкретной сферы деятельности. В системе дополнительного образования также имеются ограничения в наборе детей по принципу сохранения здоровья в тех видах и сферах деятельности, которые требуют определенного уровня физического развития, например, спорт, туризм, технические виды спорта и т. д. При этом для детей, не прошедших по физическим характеристикам в основные группы, могут создаваться облегченные учебные программы и специальные группы. Обозначенные особенности организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования характерны для УДО всех типов и видов деятельности.
Обучающая работа в учреждениях дополнительного образования осуществляется через основную форму работы: учебное занятие. В учреждениях дополнительного образования технического профиля основной формой организации образовательного процесса является занятие (теоретическое и практическое). Формы обучения: групповые (звеньевая, бригадная, кооперировано-групповая, дифференцирован-но-групповая, индивидуально-групповая) и индивидуальные. Методы обучения: 1) объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором обучающиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, тренинга, диспута, дискуссии, семинара, консультации, инструктажа, обсуждения; из учебной, технической, справочной литературы; через мультимедийные и экранные пособия, интернет и др.; 2) репродуктивный метод обучения – метод, в котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила; 3) метод проблемного обучения; 4) эвристический метод обучения. Основной формой организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля является занятие (теоретическое и практическое), лабораторный эксперимент, экскурсия, поход, массовые мероприятия и т.д. Все применяемые методы распределяются по следующим группам: ü методы формирования экологического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.); ü методы организации эколого-биологической деятельности уча-щихся (практическая исследовательская работа, упражнение, работа с ли-тературой и информационными ресурсами, самостоятельная работа, твор-ческие задания, демонстрация, дистанционные методы обучения и др.); ü методы стимулирования эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (дифференцированное обучение, поощрение, соревнование, защита творческих работ и проектов, перспектива, ситуация успеха и др.); ü методы контроля и оценки эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоконтроль, интерактивные, рефлексивные методы и др.). В процессе обучающей деятельности УДО туристско-краеведческого профиля основной формой также является теоретическое и практическое занятие. Помимо него выделяются общие и интергированные организационные формы. Общими организационными формами педагогического взаимодействия, является предметный (по интересам) кружок, клуб, студия, секция, практикум, отряд, мастерская, школа юных и т.д. Среди интегрированных организационных форм выделяются соревнования, экскурсии, слеты, учебно-полевые и тренировочные сборы, профильные лагеря и смены, экспедиции, очно-заочные (дистанционные) географические и исторические школы, конференции, научные общества учащихся, школы раннего развития, конкурсы, лабораторные и исследовательские практикумы, информационные центры, школы историко-патриотического и географического всеобуча и т.д. В учреждениях дополнительного образования художественного профиля выделяются следующие формы и методы учебной работы: Общие организационные формы педагогического взаимодействия: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная. Формы занятий: традиционное занятие; интегрированное, комбинированное занятие; лекция, семинар, практическое занятие, тренинг, игра, экскурсия, экспедиция, творческая мастерская, дискуссия, диспут, турнир, соревнование, конференция, репетиция, концерт, спектакль, пленэр, выставка и другие. Методы и приемы организации образовательного процесса: словесный (лекция, беседа, изложение и анализ текста); наглядный (показ видеоматериалов, наблюдение, просмотр, исполнение и другое); практический (тренинг, упражнение, исследовательская, творческая работа и другое). Формы подведения итогов образовательного процесса: отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие; концерт, зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта и другие. Кроме того, следует отметить, что «Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи» предусмотрена не только очная, но и заочная (дистанционная) форма получения дополнительного образования, что нашло свое отражение в типовых программах дополнительного образования по различным профилям. В «Положении об учреждении дополнительного образования …» также отмечается возможность такой формы, как получение дополнительного образования на дому для тех категорий учащихся, которые временно или постоянно не могут посещать учреждение образования. В учреждениях дополнительного образования, независимо от их профиля, должны осуществляться социокультурные формы воспитательной работы с учащимися. В педагогике часто вместо термина «социокультурная форма» используют такие понятия как «культурно-досуговая программа» или «воспитательное мероприятие». Все формы социокультурной работы в учреждениях дополнительного образования можно разделить на три основные группы: общие, специальные и массовые. Общие формы (используются в процессе реализации любых направлений воспитательной работы, конкретную направленность приобретают в зависимости от цели и содержания деятельности). К ним относятся: а) секции, кружки, студии (могут быть научные, творческие, спортивные и т.д.); б) лектории; в) тематические вечера и утренники; г) клубы по интересам; д) выставки (художественные, технические, литературные и т.д.); е) экскурсии (природа, производственные и сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения, музеи, выставочные залы и т.д.); ж) походы, экспедиции (туристические, краеведческие и т.д.); з) выпуск стенгазет, тематических плакатов, бюллетеней, альбомов (освещающих различные события в жизни кружка, клуба, учреждения, города и т.д.). Специальные формы (содержат специфику преимущественно одного направления воспитательной работы): а) викторины «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринги», познавательно-развлекательные конкурсы и т.д. (развитие интеллектуальной культуры учащихся); б) акции по озеленению территории микрорайона, сбору макулатуры и металлолома; создание наглядных пособий для работы кружка (клуба) и т.д. (трудовое воспитание); в) посещение кинотеатра, театра, выставок, конкурс рисунков, музыкальный вечер и т.д. (эстетическое воспитание); г) проведение соревнований, спортивных игр, Дней здоровья; работа спортивных секций, турпоходы, турслеты (физическое воспитание, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая работа); д) проведение акции помощи детям-инвалидам, детям-сиротам; диспут «Добро должно быть непременно с кулаками. Так ли это?» и др. (нравственное воспитание). Массовые формы. Отличаются большим количеством участвующих школьников (например, команды от каждой школы города и района), имеют познавательно-развлекательную направленность деятельности: а) организованное проведение различных традиционных праздников (Осенний балл, Новый год, День матери, Праздник 8-го марта (Женский день) и т.д.); б) вечера и смотры художественной самодеятельности; в) литературно-музыкальные и литературно-исторические композиции, посвященные знаменательным датам в жизни города, страны, творчеству выдающихся представителей науки, культуры, искусства и т.д.; г) фольклорные фестивали; д) концерты, фестивали, КВНы городского и областного уровней. Тематика организованного праздника в УДО может определяться профилем учреждения. Так, например, в УДО технического профиля могут отмечаться Дни космонавтики, авиации, автомобилиста, флота, радио и т.д. В УДО эколого-биологического профиля могут организовываться специфические праздники – День птиц, День леса, День защитников природы и т.д. При отборе форм в процессе воспитательной работы следует учитывать соответствие формы задачам, которые следует решить в ходе взаимодействия, особенности детского коллектива, специфику и традиции учреждения дополнительного образования, морально-психологические, материальные, временные и другие условия и средства, необходимые для реализации выбранной формы.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 4658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |