Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы обучения и воспитания учащихся в УДО




Учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополни-тельного образования: общая характеристика.

Организационная модель педагогической деятельности и учеб­но-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования в сравнении с общеобразовательной школой имеет ряд особенностей, которые можно было бы обозначить как их преимущества в систе­ме непрерывного образования. Отметим их.

Первое, что характерно для учебно-воспитательного процесса в УДО, – его мяг­кая регламентация. Она про­является, прежде всего, в том, что учебная нагрузка доступна практически каждому учащему­ся и достаточно легко регулиру­ется в ходе учебно-воспитатель­ного процесса. Режим учебных занятий, в сравнении со шко­лой, очень облегчен. Это позволяет детям заниматься одно­временно в нескольких кружках. Такая возможность закреплена «Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи». Как правило, учащийся посещает объединение (кружок, студию, клуб и др.) 2–3 раза в неделю (в зависимости от года обучения), а его нагрузка опре­деляется следующим образом:

ü до 6 лет – не более 2 учебных часов в неделю,

ü 6-10 лет – до 4 учебных часов в неделю,

ü 11-13 лет – до 6 учебных часов в неделю,

ü от 14 лет и старше – до 12 учебных часов в неделю.

Показателем мягкой регла­ментации учебного процесса выступают и его особые организационные формы, основной из которых является занятие, дли­тельность которого не превышает трех академических часов. Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут.

Занятия в объединениях УДО весьма разнообразны по своим учебно-воспитательным задачам, по используемым педагогическим технологиям и способам орга­низации детской деятельности. Как правило, сегодня занятия в объединениях строятся комплексно, их цель – решить по­знавательные, прикладные и воспитательные задачи.

Наиболее высокая нагруз­ка и строгая регламентация учебного процесса имеет место в специализированных школах, которые решают задачи допрофессиональной подготовки: спор­тивные, художественные, музы­кальные. Но и в них вариатив­ность учебного процесса зависит от возможностей учащихся.

Учебный год в учреждениях дополнительного образования, как правило, начина­ется в десятых числах сентяб­ря и заканчивается в середине мая. Летний период педагоги-внешкольники используют для организации оздоровления и от­дыха воспитанников, который часто сочетается с тренировоч­ным процессом.

Вторая особенность заключается в том, что на современном этапе деятельность учреждений дополнительного образования регламентируется типовыми программами, которые, как правило, носят не жестко-нормативный, а рекомендательный характер и дают возможность педагогичес­ким работникам вносить в них необходимое образовательное содержание и иннвационные формы, помимо традиционных.

Напри­мер, в учреждениях туристско-­краеведческого направления деятельности преобладают прикладные и практические заня­тия, организуемые нередко и вне аудитории в нетрадицион­ных для других направлений формах – выезды на экскур­сии, участие в походах, сорев­нования и т. п.

Содержание занятий туристско-­краеведческого профиля касается следующих образовательных областей: юные туристы, юные краеведы, географы-краеведы, юные геологи, юные гидрологи, юные историки, военная история Беларуси, юные этнографы, юные фольклористы, музееведение, литературное краеведение, юные археологи, юные туристы-экологи, юные туристы-краеведы, юные экскурсоводы, мой город, мой район, мой род, моя семья, моя малая родина, юные нумизматы, юные почвоведы, художественное краеведение, любительское рыболовство, юные туристы-спасатели, юные туристы-спелеологи, туристы-проводники, школа безопасности, юные судьи туристских соревнований, юные инструкторы туризма, велосипедный туризм, пешеходный туризм, водный туризм, лыжный туризм, горно-пешеходный туризм, туристско-прикладное многоборье, спортивное скалолазание, альпинизм, туризм и спортивное ориентирование, спортивное ориентирование.

Занятия в учреждениях художе­ственного профиля можно отнести к коллективной твор­ческой деятельности, когда воспитанники вместе с педаго­гом готовят и проводят какое-либо творческое дело, органи­зуют выставки своих работ, праздники, конкурсы, конфе­ренции и т. д.

Содержание дополнительного образования в учреждениях художественного профиля включает:

1. Музыкальное творчество.

1.1 Инструментальная музыка: Фортепиано, гитара; струнные инструменты; народные инструменты; духовые инструменты; ударные инструменты; электроинструменты; инструментальные ансамбли и оркестры.

1.2Вокально-хоровое творчество: академическое сольное пение; хоровое пение; вокальный ансамбль; эстрадный вокал; авторская песня; фольклорный ансамбль, народный хор, сольное народное пение.

2. Хореографическое творчество: классический танец; народный танец; народно-сценический танец; спортивный танец; современная хореография; ритмика.

3. Театральное творчество: драматический театр; театр кукол; музыкальный театр; театр мод; исторический театр; театр пластики; цирк; литературное творчество; художественное слово.

4. Изобразительное искусство: рисунок; живопись; гравюра; графика.

5. Декоративно-прикладное творчество: лепка; керамика; скульпту-ра; роспись (ткань, дерево, стекло); бумагопластика (оригами); вышивка, вязание, кружевоплетение, макраме; текстильный дизайн; фитодизайн и флористика; моделирование и конструирование одежды; работа с природным материалом; ткачество; народные художественные ремесла; работа с металлом, чеканка; мягкая и декоративная игрушка; фотография; искусство кино-, видео-, телевидение; анимация; театральный дизайн, декорации, бутафория и реквизит.

В учреждениях дополнительного образования технического профиля преобладают практические занятия с учащимися, которые направлены на формирование у них политехнического мировоззрения и пространственного мышления, ценности научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности. Содержание образования технического профиля включает следующие направления и виды деятельности:

- техническое конструирование: разработка технической документации; создание реальных технических устройств, сооружений, машин, приборов, механизмов с признаками новизны,

- техническое моделирование: моделирование аналогов реально существующих технических устройств, приборов, оборудования, воспроизводящих или имитирующих их строение и действие;

- художественно-техническое направление: создание с помощью различных технических устройств, механизмов, приспособлений, приборов и оборудования художественных изделий или объектов духовной культуры;

- предметно-техническое направление: расширение и углубление знаний, закрепление практических умений и навыков по различным предметам естественнонаучного цикла; приобретение знаний и умений, необходимых для практических работ по ремонту, наладке и изготовлению наглядных пособий, приборов, технических средств обучения;

- профессионально-техническое направление: изучение принципов действия, освоение, эксплуатация, обслуживание и ремонт различных технических устройств, машин и механизмов; приобретение определенных умений и навыков в актуальной области практической деятельности, облегчающих получение в будущем конкретных профессий, связанных с изучаемой техникой.

Учреждения дополнительного образования эколого-биологического профиля имеют главной целью формирование у учащихся эколого-биологической культуры, мотивов конструктивной эколого-биологической деятельности, навыков ответственного поведения человека в природе посредством теоретических и практических занятий.

Образовательные области дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля следующие: социальная экология, общая экология, экология природопользования, биология (ботаническое, зоологическое, физиологическое, молекулярное, микро-биологическое, биотехнологическое, генетическое направления), экология человека, экология животных, этноэкология, экологическое краеведение, агробиология (растениеводческое, садоводческое, животноводческое, агротуристическое направления), дендрология, лесоводство, геоэкология, биоэтика, энтомология, орнитология, ландшафтный дизайн, фитодизайн; экодизайн; декоративно-прикладное творчество средствами природы (работа с камышом, берестой, цветами, корнями, соломой и др.), цветоводство, медико-биологическое (валеологическое, биохимическое, гигиеническое направление), окружающая среда (направления – энергия и окружающая среда, среда обитания, природные ресурсы, климатология), культурно-досуговое (через – экотеатры, экогостиные, фитобары, экостудии, экодискотеки, экомастерские).

Следует отметить, что перечень направлений и видов деятельности в учреждениях дополнительного образования может изменяться в соответствии с запросами учащихся, родителей, общества, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Третья важная особенность организации учебно-воспита­тельного процесса в учреждениях дополнительного образования заключается в наполняемости учебных групп. Как правило, в УДО преобладает возрастной подход к формирова­нию групп. Этому посвящается организационный период учеб­ного процесса (сентябрь – набор учащихся, форми­рование групп и первичная ди­агностика каждого учащегося по уровню его развития и способ­ностей в данном направлении деятельности или виде творче­ства).

Как правило, на­полняемость учебных групп, ко­торые занимаются по програм­ме 1-го года обучения, 12–15 человек, двух и более лет – не менее 8–10 человек. В научно-исследовательских, конструкторских кружках, студиях, мас­терских, спортивных секциях количественный состав кружка определяется решением педсо­вета учреждения, но он должен быть не менее 6 учащихся. В объединениях по интересам могут заниматься и дети до­школьного возраста, в состав такого объединения должно вхо­дить не более 10 детей.

Сегодня в системе дополнительного образования все больше встречаются разновозрастные группы, в ко­торых педагог-внешкольник ставит задачи формирования и развития коммуникативных уме­ний в общении с младшими и старшими, в общении разных полов. Также наблюдается тен­денция к созданию групп детей с разными возможностями. На­пример, в группах обычных де­тей занимаются дети-инвалиды. Конечно, педагог идет с ними по особому учебному маршруту, но при этом реализуются зада­чи социальной адаптации де­тей-инвалидов, а здоровые дети приобретают опыт общения с ними, учатся быть терпимыми и заботливыми.

Следует отметить, что в свя­зи с переходом педагогов-вне­школьников на комплексные формы детских объединений, где основу педагогической сис­темы составляет единый дет­ский коллектив, педагоги все чаще объединяют разные груп­пы в общей деятельности, тем самым формируя этот еди­ный коллектив, т. е. в группы учащиеся объединяются только для сугубо учебной работы по предмету, а в других видах дея­тельности группы действуют сообща. Для некоторых видов творчества это явление было характерно всегда, к примеру, в хоровом пении, в оркестрах, в туристско-краеведческой рабо­те, в техническом творчестве, но сегодня и в других направле­ниях дополнительного образования педагоги-внешкольни­ки активно выстраивают обще­ние воспитанников разных групп.

Еще одной не менее важной особенностью организации учеб­но-воспитательного процесса в системе дополнительного образования является доб­ровольность участия детей в различных объединениях.

Этот принцип добровольности и ориентации на интерес ребенка также соответствует требовани­ям Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи. Он заключается в простом положении: ребенок вправе сам выбрать любой вид творчества и коллектив и впра­ве его покинуть в любой момент. Конечно, данный принцип доб­ровольности значительно усили­вает требования к педагогам. Важно быть не только масте­ром своего дела и предложить ребенку деятельность, которая бы полностью удовлетворила его интерес, но еще и создать комфортную атмосферу в объе­динении для каждого ребенка, чтобы он захотел в этом кол­лективе остаться надолго. Именно принцип добровольнос­ти, в отличие от школы, опре­деляет педагогическую позицию УДО: только вниманием, доброжелательным отношением, участием в судьбе ребенка можно удержать его надолго. Авторитарная позиция, равнодушие педагога всегда со­провождаются значительной потерей контингента уже в первый год обучения.

Надо отметить, что сохран­ность (как текущая – в течение одного учебного года, так и перспективная – в течение всех лет обучения) контингента в коллективе должна выступать сегодня од­ним из главных показателей ре­зультативности работы и педа­гога-внешкольника, и учрежде­ния в целом, хотя и не быть самоцелью. В учреждениях счи­тается нормальным явлением, когда дети переходят из коллек­тива в коллектив, потому что «не нашли себя». Поэтому рас­сматривается не сам факт ухо­да ребенка из коллектива, а мотив, характер причины этого ухода.

Современные учреждения дополнительного образования республики, совер­шенствуя свою деятельность, переходят на более интересные и сложные учебные программы допрофессиональной и начальной профессиональной подго­товки детей. Поэтому в ряде случаев принцип добровольнос­ти ограничивается профессио­нальными требованиями: в кол­лектив отбираются дети, обла­дающие необходимыми данны­ми для конкретной сферы дея­тельности.

В системе дополнительного образования также имеются ограничения в наборе детей по принципу сохранения здоровья в тех видах и сферах деятельности, которые требуют определенного уровня физичес­кого развития, например, спорт, туризм, технические виды спорта и т. д. При этом для де­тей, не прошедших по физичес­ким характеристикам в основные группы, могут создаваться облегченные учебные програм­мы и специальные группы.

Обозначенные особенности организа­ции учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования характерны для УДО всех типов и видов деятель­ности.

 

Обучающая работа в учреждениях дополнительного образования осуществляется через основную форму работы: учебное занятие.

В учреждениях дополнительного образования технического профиля основной формой организации образовательного процесса является занятие (теоретическое и практическое). Формы обучения: групповые (звеньевая, бригадная, кооперировано-групповая, дифференцирован-но-групповая, индивидуально-групповая) и индивидуальные.

Методы обучения: 1) объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором обучающиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, тренинга, диспута, дискуссии, семинара, консультации, инструктажа, обсуждения; из учебной, технической, справочной литературы; через мультимедийные и экранные пособия, интернет и др.; 2) репродуктивный метод обучения – метод, в котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила; 3) метод проблемного обучения; 4) эвристический метод обучения.

Основной формой организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля является занятие (теоретическое и практическое), лабораторный эксперимент, экскурсия, поход, массовые мероприятия и т.д. Все применяемые методы распределяются по следующим группам:

ü методы формирования экологического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.);

ü методы организации эколого-биологической деятельности уча-щихся (практическая исследовательская работа, упражнение, работа с ли-тературой и информационными ресурсами, самостоятельная работа, твор-ческие задания, демонстрация, дистанционные методы обучения и др.);

ü методы стимулирования эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (дифференцированное обучение, поощрение, соревнование, защита творческих работ и проектов, перспектива, ситуация успеха и др.);

ü методы контроля и оценки эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоконтроль, интерактивные, рефлексивные методы и др.).

В процессе обучающей деятельности УДО туристско-краеведческого профиля основной формой также является теоретическое и практическое занятие. Помимо него выделяются общие и интергированные организационные формы.

Общими организационными формами педагогического взаимодействия, является предметный (по интересам) кружок, клуб, студия, секция, практикум, отряд, мастерская, школа юных и т.д.

Среди интегрированных организационных форм выделяются соревнования, экскурсии, слеты, учебно-полевые и тренировочные сборы, профильные лагеря и смены, экспедиции, очно-заочные (дистанционные) географические и исторические школы, конференции, научные общества учащихся, школы раннего развития, конкурсы, лабораторные и исследовательские практикумы, информационные центры, школы историко-патриотического и географического всеобуча и т.д.

В учреждениях дополнительного образования художественного профиля выделяются следующие формы и методы учебной работы:

Общие организационные формы педагогического взаимодействия: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Формы занятий: традиционное занятие; интегрированное, комбинированное занятие; лекция, семинар, практическое занятие, тренинг, игра, экскурсия, экспедиция, творческая мастерская, дискуссия, диспут, турнир, соревнование, конференция, репетиция, концерт, спектакль, пленэр, выставка и другие.

Методы и приемы организации образовательного процесса: словесный (лекция, беседа, изложение и анализ текста); наглядный (показ видеоматериалов, наблюдение, просмотр, исполнение и другое); практический (тренинг, упражнение, исследовательская, творческая работа и другое).

Формы подведения итогов образовательного процесса: отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие; концерт, зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта и другие.

Кроме того, следует отметить, что «Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи» предусмотрена не только очная, но и заочная (дистанционная) форма получения дополнительного образования, что нашло свое отражение в типовых программах дополнительного образования по различным профилям. В «Положении об учреждении дополнительного образования …» также отмечается возможность такой формы, как получение дополнительного образования на дому для тех категорий учащихся, которые временно или постоянно не могут посещать учреждение образования.

В учреждениях дополнительного образования, независимо от их профиля, должны осуществляться социокультурные формы воспитательной работы с учащимися.

В педагогике часто вместо термина «социокультурная форма» используют такие понятия как «культурно-досуговая программа» или «воспитательное мероприятие». Все формы социокультурной работы в учреждениях дополнительного образования можно разделить на три основные группы: общие, специальные и массовые.

Общие формы (используются в процессе реализации любых направлений воспитательной работы, конкретную направленность приобретают в зависимости от цели и содержания деятельности). К ним относятся:

а) секции, кружки, студии (могут быть научные, творческие, спортивные и т.д.);

б) лектории;

в) тематические вечера и утренники;

г) клубы по интересам;

д) выставки (художественные, технические, литературные и т.д.);

е) экскурсии (природа, производственные и сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения, музеи, выставочные залы и т.д.);

ж) походы, экспедиции (туристические, краеведческие и т.д.);

з) выпуск стенгазет, тематических плакатов, бюллетеней, альбомов (освещающих различные события в жизни кружка, клуба, учреждения, города и т.д.).

Специальные формы (содержат специфику преимущественно одного направления воспитательной работы):

а) викторины «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринги», познавательно-развлекательные конкурсы и т.д. (развитие интеллектуальной культуры учащихся);

б) акции по озеленению территории микрорайона, сбору макулатуры и металлолома; создание наглядных пособий для работы кружка (клуба) и т.д. (трудовое воспитание);

в) посещение кинотеатра, театра, выставок, конкурс рисунков, музыкальный вечер и т.д. (эстетическое воспитание);

г) проведение соревнований, спортивных игр, Дней здоровья; работа спортивных секций, турпоходы, турслеты (физическое воспитание, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая работа);

д) проведение акции помощи детям-инвалидам, детям-сиротам; диспут «Добро должно быть непременно с кулаками. Так ли это?» и др. (нравственное воспитание).

Массовые формы. Отличаются большим количеством участвующих школьников (например, команды от каждой школы города и района), имеют познавательно-развлекательную направленность деятельности:

а) организованное проведение различных традиционных праздников (Осенний балл, Новый год, День матери, Праздник 8-го марта (Женский день) и т.д.);

б) вечера и смотры художественной самодеятельности;

в) литературно-музыкальные и литературно-исторические композиции, посвященные знаменательным датам в жизни города, страны, творчеству выдающихся представителей науки, культуры, искусства и т.д.;

г) фольклорные фестивали;

д) концерты, фестивали, КВНы городского и областного уровней.

Тематика организованного праздника в УДО может определяться профилем учреждения. Так, например, в УДО технического профиля могут отмечаться Дни космонавтики, авиации, автомобилиста, флота, радио и т.д. В УДО эколого-биологического профиля могут организовываться специфические праздники – День птиц, День леса, День защитников природы и т.д.

При отборе форм в процессе воспитательной работы следует учитывать соответствие формы задачам, которые следует решить в ходе взаимодействия, особенности детского коллектива, специфику и традиции учреждения дополнительного образования, морально-психологические, материальные, временные и другие условия и средства, необходимые для реализации выбранной формы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 4597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.