КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебно-тематический план кружка
ПРИЛОЖЕНИЕ А Взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования на современном этапе. Сегодня школа и учреждения дополнительного образования –партнеры в образовательно-воспитательном пространстве с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании детей. И в школах, и в учреждениях дополнительного образования, складываются, развиваются воспитательные системы, отвечающие современным запросам общества, семьи, детей, конкретного социума. Взаимодействие школы и УДО предполагает организацию совместной деятельности самих детей и педагогов, в которой проявлялась бы их субъектная позиция. Следовательно, взаимодействие – это: • организация связей, контактов, ведущих к обогащению результатов педагогической деятельности; • организация отношений, общения людей разного положения, возраста, опыта (педагогов, детей, представителей органов государственного управления), в основе которых – добровольность, общность интересов, равенство, полезность; • организация вхождения воспитательных структур в окружающий социум и освоение его общими усилиями субъектов взаимодействия. Особенность взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования заключается в том, что управление осуществляется не по директивно-нормативным установкам извне, «сверху», а преимущественно через лидеров, которые являются инициаторами, организаторами совместных действий, носителями идей, замыслов, новаций, авторами воспитательных программ, систем. На современном этапе, как показывает опыт организации взаимодействия, инициатором чаще выступает учреждение дополнительного образования. Программы дополнительного образования, разрабатываемые во внешкольных учреждениях, наглядно показывают детям практическую значимость получаемых знаний, обозначают сферы их применения в окружающей жизни и этим привлекательны для школьников. А школьных педагогов эти программы привлекают новизной подходов, инновационными педагогическими технологиями. Знакомство педагогов дополнительного образования со школами-соседями, поиск партнеров, единомышленников нередко приводит к тому, что школьного учителя приглашают поработать педагогом дополнительного образования или методистом. Освоившись, он нередко сам становится организатором более широкого сотрудничества школы и учреждения дополнительного образования. Цель, конкретные задачи, содержание взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования определяются исходя из: • наличия общего и специфического в этих учреждениях, определенного в нормативных государственных документах, уставах, положениях; • особенностей конкретного учреждения, направления его деятельности, воспитательной системы (уровня ее развития), социального заказа конкретного социума (запросы семьи; потребности, интересы детей и возможности их удовлетворения). Общее в деятельности школы и УДО: 1) ребенок, его воспитание и развитие как цель педагогической деятельности; 2) кадры – в основном педагогические; 3) социально-природная среда. Специфика данных образовательных учреждений заключается в 1) конкретных задачах по реализации общей цели, 2) в позиции взрослого и ребенка в педагогически организованном процессе, 3) в содержании и направленности видов деятельности, 4) в показателях результатов их деятельности. Так, воспитание в школе происходит в значительной степени через обязательную программируемую государством учебную деятельность, строго регламентированную, с четко обозначенными правами и обязанностями участников процесса обучения – учителя и ученика, со стабильной системой оценок. В деятельности учреждений дополнительного образования воспитание – это процесс развития ребенка в добровольно выбираемой деятельности детского демократического сообщества (группы, кружка, объединения клубного типа, секции), в содружестве со сверстниками и взрослыми – руководителями-воспитателями. Такая деятельность по личному выбору предполагает активную субъектную позицию ребенка в определении ее содержания, форм, результативности. В различных видах деятельности, осуществляемой учащимися в УДО процесс познания практикоориентирован, индивидуален, личностно значим по результатам, приближен к реалиям окружающей жизни, способствует самореализации личности. Например, ученик в школе изучает на уроках географии и биологии природу родного края, природные явления и т.д., получает при этом теоретические знания. В то же время, он, будучи воспитанником туристско-краеведческого центра, осваивает основные специальные знания, умения в походе, экспедиции, коллективной краеведческой, исследовательской деятельности и способен успешно их применять на практике в различных жизненных ситуациях, грамотно ориентироваться на незнакомой местности по карте, компасу, природным приметам, провести экскурсию с младшими школьниками и т.д. Поэтому именно через выявление специфики каждого образовательного учреждения, его воспитательной системы важно строить взаимоотношения, сотрудничество, существенно дополняя, обогащая друг друга. Важным фактором, влияющим на характер и содержание взаимодействия, является окружающая среда – социум (природный, социальный, культурный, экономический). Именно объекты окружающей среды часто становятся реалиями, на основе которых организуется совместная деятельность школы и учреждения дополнительного образования. Совместная деятельность на базе среды способствует выведению воспитательных систем «за стены» своего учреждения, включению их в социум, педагогическому освоению среды, превращению ее в фактор воспитания детей и взрослого населения. В одном социуме объединяющими факторами могут быть уникальные природные зоны (леса, парки, усадьбы, реки), в другом – исторические памятники, культурные центры (театры, музеи), народные традиции, ремесла, экономические, научные, производственные объекты. Для партнеров общей для сотрудничества может стать, например, туристско-краеведческая деятельность как компонент основного и дополнительного образования. Тогда формы сотрудничества должны быть адекватны этому общему содержанию деятельности, а именно: совместные походы, экспедиции, лагеря, слеты, комплексные экскурсии, интегрированные занятия. Воспитание на традициях национальной культуры может стать основой взаимодействия школ с гуманитарным, культурологическим уклоном и Дворцов творчества детей и молодежи (их организационных структур – отделов декоративно-прикладного искусства, художественной самодеятельности, фольклорных студий, и т.д.). Объекта-ми их общей деятельности будет создание музеев народного быта, темати-ческих выставок, организация народных праздников, фольклорных фести-валей, концертных программ, национально-драматических студий и т.д. Взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования на основе общих направлений деятельности способствует созданию в окружающем социуме новых центров воспитания и образования различной содержательной направленности, удовлетворяющих многообразные потребности, увлечения детей. Одни центры могут действовать на базе школ, другие – на базе учреждений дополнительного образования, а третьи могут создаваться совместными усилиями по месту жительства, при музеях, стадионах, предприятиях. Создание таких центров расширяет сферу влияния воспитательных систем образовательных учреждений, выявляет новые перспективы их развития. Общая деятельность положительно влияет и на соответствующие звенья воспитательных систем взаимодействующих учреждений. Растет профессионализм взрослых, меняется их педагогическое мышление, позиция по отношению к детям, окружающему миру вне школы. Вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс, программы. Появляются новые идеи, инициативы. В результате взаимодействия зарождаются, оформляются новые воспитательные модели (системы), отвечающие специфике социума, образовательных учреждений, а главное – заполняющие досуг детей содержательной деятельностью. Общая деятельность порождает высшую форму взаимодействия — сотрудничество, которое характеризуется: а) постоянством, разнообразием деловых контактов на разных уровнях (руководителей, педагогов, отдельных структур, детских объединений); б) реальным позитивным влиянием друг на друга, взаимопониманием, взаимоуважением, доверием; в) готовностью оказать помощь друг другу. Формы работы, которые рождаются в сотрудничестве, становятся традициями в социуме («праздник улицы», «день города», фестивали детского творчества, туристско-краеведческие слеты, спортивные эстафеты, осенние ярмарки, экологические десанты, вахты памяти, вечера «В кругу семьи» и др.). Создаются совместные детские досуговые центры, клубы по интересам (пресс-центры, «детские биржи труда» и т.д.), организуется каникулярное времяпрепровождение (городские лагеря, площадки). На базе предприятий, учреждений создаются профориен-тационные центры. Взаимодействие предполагает не только постоянное сотрудничество, совместную деятельность, но и установление деловых контактов разового, эпизодического характера. Тут имеются в виду: информированность друг друга о наиболее значительных делах, событиях в деятельности учреждений; оказание помощи в разработке и реализации инновационных программ; участие в отдельных мероприятиях; индивидуальные консультации; обмен методическими, дидактическими материалами; решение вопросов, касающихся детей – учащихся школы и воспитанников учреждения дополнительного образования; разовые привлечения педагогов-специалистов к работе учреждения. Опыт убеждает в том, что именно из таких разовых, эпизодических деловых контактов может развиться полноценное взаимодействие высшего уровня – постоянное сотрудничество. Приведем примерный перечень форм взаимодействия, проверенных практикой: • привлечение педагогов школ к работе учреждений дополнительного образования (руководителями детских объединений, методистами, консультантами, а также в качестве участников конференций, смотров, конкурсов и т.д.); • привлечение педагогов дополнительного образования к работе школ (в качестве инструкторов, руководителей программ дополнительного образования и т.д.); • создание совместных детских объединений определенной профильной направленности; • организация на базе школ филиалов учреждений дополнительного образования; • подготовка и проведение массовых мероприятий с детьми; • совместное участие в праздновании знаменательных дат, событий; • проведение летних походов, экспедиций, создание лагерей труда и отдыха; • совместная экспериментальная работа по конкретным проблемам воспитания, образования; • подготовка методических, дидактических пособий, программ к действующим воспитательным системам; • проведение совместных семинаров, курсов по подготовке педагогов-воспитателей; повышение педагогического мастерства сотрудников учреждений; • совместные общественно полезные дела по улучшению окружающей жизни (города, района, улицы и т.д.). В практике взаимодействия рождаются особые коллегиальные формы управления процессом воспитания детей, рациональной его организации. Такими формами можно назвать: рабочие совещания-семинары педагогов школ и учреждений дополнительного образования по конкретным вопросам взаимодействия (например, разработка программы празднования юбилейных дат в 2012 г.: 130-летие со дня рождения классиков белорусской литературы Янки Купалы и Якуба Коласа, 100-летие со дня рождения Максима Танка); научно-практические конференции по определению содержания, результативности взаимодействия и т.д. В ходе делового сотрудничества складывается динамическая структура информирования, согласования деятельности школы, учреждения дополнительного образования с учетом специфики субъектов. Становятся традиционными встречи руководителей, совместно проводимые заседания методических объединений, встречи педагогов, методистов-организаторов конкретных общих дел, встречи активов школьников и воспитанников учреждений дополнительного образования, конкретных детских объединений (классов, кружков, отрядов). На базе такого взаимодействия возможно возникновение общего коллектива взрослых – единомышленников; новых детско-взрослых самодеятельных объединений по интересам (экологического, гражданско-патриотического, туристско-краеведческого, спортивного, культуроло-гического характера); временных структур в период летних каникул. Эти образования могут стать ядром новых воспитательных систем в социуме. Обратим внимание также на то, что весьма значительна роль учреждений дополнительного образования в организации шестого школьного дня. Введение пятидневной учебной недели внесло коррективы не только в деятельность школы, но и в деятельность учреждений дополнительного образования: в учебные планы и программы, расписание занятий, кружков и объединений, определило пути взаимодействия и координации с учреждениями образования, культуры, детскими и молодежными общественными организациями. При формировании воспитательного пространства шестого школьного дня его организаторам необходимо как тесное сотрудничество, так и продуманное разделение функций между общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования. Содержание и организация совместной деятельности между ними имеют определенные различия, которые необходимо учесть при разработке программ деятельности в шестой школьный день. Формируя модель воспитательного процесса УДО в этот свободный день, прогнозируя его результаты, необходимо изучить мнения педагогов школы, ребят и родителей. Также важно привлечь администрацию школы, ребят из активистов, представителей родительского актива к обсуждению и разработке программы. Для более полного анализа социального состава, уровня, интересов и потребностей учащихся целесообразно перед началом учебного года провести социологические исследования среди педагогов учреждения дополнительного образования, школ и жителей микрорайона (например, провести анкету «Твои ожидания в субботний школьный день» и т.п.). Кроме этого, необходимо представить информационную справку о состоянии и возможностях учреждения дополнительного образования. Она предназначается в первую очередь для тех, кто впервые знакомится с деятельностью учреждения. В информационной справке (или визитке) предоставляются сведения об основных творческих объединениях учреждения дополнительного образования с краткой характеристикой нетрадиционных объединений; работа социально-педагогической и психологической службы (график индивидуальных консультаций педагога-психолога, педагога социального), время работы «Академии для родителей» и т. д. На основе анализа социально-воспитательной среды учреждения дополнительного образования составляется подробный социальный паспорт микрорайона, который позволяет систематизировать сведения о возможностях культурно-просветительских, спортивных и других учреждений региона. В нем отражаются основы взаимодействия внешкольного учреждения со школами района и просматриваются тенденции будущего сотрудничества с целью улучшения качества воспитания школьников в шестой школьный день. Результаты социологического опроса и анализ социальной среды учреждения дополнительного образования могут стать важнейшим фактором при разработке программы воспитательной работы на субботние дни, а также позволят увидеть потенциальные, не реализованные им возможности для более полного удовлетворения родительских ожиданий и педагогических запросов в шестой день недели. К потенциальным возможностям УДО в этом отношении можно отнести: Ø работу творческих объединений, которые дают полноценный курс допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки (изостудия, театр моды, клуб юных журналистов, школа техников-авиаторов и т. д.); Ø более широкое использование индивидуально-личностного подхода к организации учебного процесса учреждения дополнительного образования (внесение в учебный план больше часов индивидуальной работы, часов для минигрупповых занятий); Ø создание сети профильных площадок (экологической, туристической, спортивной, технической, игровой, театральной, музыкальной, для детей-сирот и для детей из малообеспеченных семей); Ø организацию детской площадки при клубах по месту жительства, где родители младших школьников могут на несколько часов оставить детей под присмотром педагогов; Ø открытие площадки общественно полезных дел (мелкий ремонт бытовой техники, мебели, школьных театральных костюмов и т. д.). Таким образом, основными направлениями сотрудничества общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования в шестой день недели могут быть: • развитие личности учащихся, создание условий для их творческой самореализации; • гражданско-патриотическое воспитание; • экологическое и эстетическое воспитание; • формирование здорового образа жизни учащихся; • нравственно-правовое воспитание учащихся, профилактика правонарушений; • работа с семьей; • профориентационная и научно-исследовательская работа (создание молодежных разнопрофильных научных объединений по типу «Малой академии» для работы с одаренными детьми с целью подготовки их как к поступлению в вузы, так и к участию в предметных олимпиадах); • методическое сопровождение шестого школьного дня. Таким образом, взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования – это организация, согласование их взаимообусловленных действий, направленных на достижение общей цели, эффективную реализацию специфических воспитательных возможностей каждого субъекта взаимодействия. Опыт убеждает в том, что сегодня дополнительное образование благотворно влияет на развитие воспитательных функций общеобразовательных школ, на создание и развитие их воспитательных систем. АВТОРСКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Кружок «Изонить» (Декоративно-прикладное творчество)
Л.В. Литвинова, руководитель кружка «Изонитъ» Телеханского дома детского творчества
Пояснительная записка
Изонить является одним из самых старинных и увлекательных видов декоративно-прикладного творчества. В последнее время искусство конструирования и изготовления картин с помощью цветных нитей становится популярным. Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно с первого раза, так как техника ее выполнения проста и доступна. Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Это могут быть декоративные панно, картины, поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг и многое другое. Цель кружка – эстетическое, творческое и трудовое воспитание школьников. Основными задачами кружковой работы с изонитью являются: • знакомство и изучение истоков происхождения ниточного дизайна; • обучение технике выполнения изонити; • выявление и развитие природных способностей кружковцев; • развитие сенсорного восприятия, логического мышления и воображения; • развитие творчества и индивидуальности; • воспитание высокохудожественного и эстетического вкуса; • повышение личной культуры детей; • воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и качественно выполнять работу. Программа кружковой деятельности рассчитана на один год обучения – 144 часа для учеников младшего и среднего возраста общеобразовательных школ. Предполагаемое количество кружковцев — 15 человек. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа и состоят из теоретической и практической частей. Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы, как объяснение, беседы, сопровождающиеся демонстрацией схем и рисунков, сравнение и анализ конструктивных форм, просмотр и обсуждение готовых изделий. Значительная часть времени отводится на тренировочные упражнения и самостоятельное выполнение работ. Эта программа дополняет занятия по изобразительному искусству, трудовому обучению и культуре. При планировании работы кружка в ее содержание включаются также посещение выставок, встречи с народными умельцами, изучение литературы, необходимой для работы на занятиях, организация и участие в выставках. Начиная обучение, руководитель кружка должен ознакомить детей с правилами безопасности при работе с ножницами, шилом, иглой и другими инструментами, а по мере надобности обращаться к этим вопросам в дальнейшем. Необходимо рассказать кружковцам историю возникновения и развития ниточного дизайна; познакомить с пряжей, порекомендовать, какие нити лучше использовать для работы, указать примерное количество пряжи при изготовлении того или иного изделия. Большое внимание на занятиях уделяется цветоведению, так как цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия. Поэтому кружковцам необходимо показать многообразие цветов, научить правильно их подбирать в зависимости от характера и предназначения изделия. Подбор пряжи, выбор цвета, составление эскиза и самостоятельное создание изделия – процесс творческий и увлекательный. Он развивает творческие способности детей, приучает их к усидчивости, аккуратному выполнению работы, стимулирует формирование художественных знаний. Большое внимание необходимо уделять индивидуальной работе с детьми, так как одни дети быстро и легко приобщаются к творчеству, а другие дольше остаются лишь исполнителями и начинают пробовать свои силы в творчестве, только накопив определенные навыки. Занятия в кружке открывают большие возможности для развития детской инициативы. Важно всячески поощрять стремление детей внести в работу что-то свое, оригинальное, неповторимое. А задача руководителя – пробудить, развить и поддержать творческое начало у каждого ребенка. К концу года обучения учащиеся должны овладеть техникой изонити, начиная с простых элементов и приемов, с последующим их усложнением. Кружковцы должны научиться создавать эскизы, подбирать фон, составлять цветовую гамму и самостоятельно изготавливать изделия. Талантливые и упорно работающие дети смогут создать неповторимые картины. Итоги деятельности кружка подводятся на выставке, где представляются лучшие работы учащихся. При отборе и оценке детских работ нужно учитывать возраст кружковца, содержание и художественную ценность изделия. Лучшие работы награждаются грамотами.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |