КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа специалистов приюта с неблагополучной семьей. Патронат над семьей после возвращения ребенка из ДСП
Как показывает практика, с момента поступления ребенка в приют, работа ведется не отдельно с ним, а также с социумом и со всей его семьей с целью коррекции детско-семейных отношений. В работе с социумом ставятся следующие задачи: • объективная оценка сложившейся ситуации; • прогнозирование возможных путей выхода семьи из кризисной ситуации при помощи социальных институтов и административных структур региона; • мобилизация ресурсов социума для оказания необходимой помощи ребенку и семье; • координация деятельности различных ведомств по оказанию своевременной помощи семье. Работа с семьей предполагает решение следующих задач: • установление позитивного контакта с родителями и родственниками; • помощь в глубоком осознании родителями существующих проблем и появлении искреннего желания принимать активное участие в их решении; • переориентация взглядов родителей на ценности семьи: формирование представлений о ребенке как о главной семейной ценности; • оздоровление детско-родительских отношений. Для каждого ребёнка неоспорима важность и уникальность опыта воспитания в родной семье, потому что только она может сформировать представления о социальных ролях, развить чувство ответственности и заботы, поэтому, наряду с реабилитацией воспитанников, проводится социальная реабилитация семьи. Для этого важно определить проблемы семьи и пути их преодоления совместно с родителями, родственниками и заинтересованными организациями. На этой основе специалистами приюта по каждой семье изначально проводится социальное расследование: изучается информация, переданная учреждением образования; выявляются основные проблемы семьи; определяется возможность возвращения ребенка в биологическую семью; планируются мероприятия по оказанию помощи семье; вырабатывается план защиты прав и законных интересов ребенка и согласовывается с семьей; осуществляется поиск источников помощи в окружении семьи; заключается с семьей договор, который налагает на неё определённые обязательства и ставит перед ней посильные задачи. Обычно в таком договоре о сотрудничестве между родителями и СПЦ прописываются все факторы неблагополучия в семье, в отношении которых родители должны принять меры для того, чтобы дети вернулись в семью, например: Обязательства семьи • капитальный или косметический ремонт в квартире, приобретение мебели, необходимой для работы и отдыха ребёнка (например, рабочий стол, отдельное спальное место и др.); • обращение к врачу-наркологу для лечения, кодировки или просто консультации с предоставлением соответствующих подтверждающих документов; • устройство на работу родителей или предоставление подтверждающего документа с места работы; • предоставление характеристики с места работы (обязательно положительной); • погашение задолженности за коммунальные услуги; • возмещение расходов на содержание воспитанников; • посещение группы самопомощи; • регулярное посещение своих детей в приюте; • совместное участие в мероприятиях приюта и др. Обязательства СПЦ: • оказывать необходимую социально-педагогическую, психологическую, юридическую поддержку семье; • действовать на основе законодательства Республики Беларусь, учитывать интересы ребёнка и руководствоваться принципом «не навреди»; • предоставить ребёнку возможность временного проживания в социальном приюте, обеспечить ему необходимые условия для жизни, здоровья и развития, а также оказать помощь в создании благоприятного психологического микроклимата в приюте; • организовывать помощь в разрешении детско-родительских конфликтов, просвещение по вопросам воспитания и взаимодействия в семье; • привлекать к помощи третьих лиц. Не смотря на обозначенные меры, следует выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты в ходе социальной реабилитации воспитанников приюта и их семей, в их числе: • агрессивное и неадекватное поведение родителей несовершеннолетних, помещённых в приют; • появление их в приюте в нетрезвом виде при посещении детей; • трудности в привлечении родителей воспитанников к сотрудничеству со специалистами СПЦ, невыполнение и частичное выполнение условий договора сотрудничества между СПЦ и родителями. Агрессивность и неадекватное поведение можно объяснить тем, что, когда дети отбираются у семьи и помещаются в приют, это является стрессовой ситуацией не только для них, но и для родителей. Даже неблагополучная семья стремится к соединению. Поэтому нередки случаи, когда родители в первые дни помещения ребенка в ДСП приходят и начинают выяснять отношения с работниками приюта, хотя направление в приют дают или органы опеки и попечительства, или комиссия по делам несовершеннолетних города (района). В этом случае только спокойный диалог администрации, СППС и воспитателей приюта с родителями позволяет снять агрессивность и наладить отношения с родителями в дальнейшем. Часто родители, страдающие алкогольной зависимостью, появляются в приюте в нетрезвом виде. Их предупреждают о нарушении правил посещения детей в приюте, и, если такое происходит снова, администрация СПЦ запрещает на какой-то период времени навещать воспитанников, а иногда привлекает к решению данного вопроса работников ИДН ОВД для составления административных протоколов за нахождение в общественном месте в нетрезвом состоянии, также в случаях хулиганских поступков. Кроме этого, родителям предлагается пройти обследование у нарколога по месту прописки и проживания, посещать группы самопомощи в наркодиспансере, если нужно — закодироваться, а также получить консультации специалистов СПЦ по данному вопросу. Несмотря на то, что работники школ и детских дошкольных учреждений взаимодействуют с семьями до попадания детей в приют и часто предупреждают родителей об альтернативе помещения в приют при изменении ситуации в семье к худшему, существуют определённые трудности в привлечении родителей воспитанников к сотрудничеству со специалистами СПЦ. Происходит это оттого, что зачастую родители воспринимают работников СПЦ и приюта как карательный орган, отобравший у них детей и требующий от них выполнения невозможного: отказа от спиртного, погашения задолженности за коммунальные услуги, устройства на работу и просто человеческого общения со своими детьми. Если для большинства людей это норма жизни, то неблагополучными семьями это воспринимается иначе. У такой семьи свой уклад жизни, правила общения с детьми, часто гипертрофированные и деструктивные, для них норма — употребление спиртных напитков, общение с асоциальными личностями, тунеядство, различные виды насилия в семье и другие асоциальные проявления. Порой и учебные учреждения, в которых до этого обучались дети, не всегда грамотно и компетентно объясняют назначение приюта, поэтому приют воспринимается как нечто угрожающее, неизвестное и позорное. Только слаженная работа всех специалистов СПЦ при первичном знакомстве и в последующей реабилитационной работе с семьёй помогает снять напряжение в общении, наладить конструктивные отношения. Также одним из этапов реабилитации воспитанников приюта и их семей является составление межведомственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних на основе собранной информации, индивидуальных потребностей ребёнка и семьи. Планы включают в себя конкретные мероприятия по исправлению кризисной ситуации в семье. В реализации планов задействованы все службы района наравне со специалистами СПЦ и учреждения образования в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 18 от 24.11.2006 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». В процессе выполнения межведомственного плана защиты прав и законных интересов ребенка ежемесячно социальным педагогом совместно с психологом и воспитателями ДСП осуществляется патронат семьи по месту жительства с целью проведения диагностических, просветительских бесед и обследования материально-бытовых условий. Это позволяет определить положительные изменения, происходящие в семье, даёт возможность правильно решить вопрос о возвращении ребёнка в семью или о поиске других форм его жизнеустройства. Важным направлением является психолого-педагогическое просвещение родителей с целью создания оптимальных условий для взаимодействия в семье. Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения заканчивается различного рода рекомендациями. Без внимания не остаются вопросы родителей. В приюте, как правило, один раз в квартал проводятся родительские собрания, где освещаются наиболее актуальные проблемы, которые возникают в процессе воспитания детей и реабилитации семьи. Наиболее эффективные методики и формы взаимодействия с семьей специалистов ДСП: семейный совет; линия жизни; поиск ресурсов; мастерская будущего; тестирование, анкетирование; консультирование; составление памяток, рекомендаций; составление совместного плана помощи ребенку; совместное проведение праздников; социальный патронат. Помимо этого, в СПЦ регулярно проводятся заседания медико-психолого-педагогических консилиумов, на которых обсуждается реальная помощь каждому ребёнку и его семье, которую могут оказать специалисты СПЦ. Данные консилиумы проводятся по мере изменений реабилитационной работы в лучшую или худшую сторону, вносится соответствующая корректировка по мере необходимости. В состав консилиумов обязательно входят и воспитатели приюта. В процессе работы целесообразно организовывать семейные советы с родителями и родственниками (опыт шведских педагогов). На них, как правило, приглашаются работники сектора по охране прав детства и специалисты учреждения образования, по ходатайству которого ребёнок был определён в приют. Цель этой методики – координация усилий членов семьи по поиску путей выхода из кризисной ситуации, в которой оказался ребёнок. Как показывает практика, для многих родителей пребывание детей в приюте оказывает отрезвляющее действие. Если в семье существует стойкая эмоциональная связь между родителями и детьми, то тогда родители готовы сделать всё возможное и невозможное, чтобы вновь соединиться с детьми. Они выполняют все условия договора в максимально короткий срок. Однако имеются факты невыполнения или частичного выполнения условий договора сотрудничества между СПЦ и родителями. Нередко в приюте находятся воспитанники, которых родители не навещают, не звонят, не интересуются их жизнью, здоровьем и развитием, материально не обеспечивают и т. д. Такие родители, находящиеся в глубоком кризисе, забывшие про своих детей в угоду личным интересам и потребностям и не желающие принимать помощь извне, по окончании срока неудачной реабилитационной работы лишаются родительских прав. Если возвращение ребенка в биологическую семью по тем или иным причинам невозможно, то в ДСП реализуется программа по подготовке воспитанников приюта к помещению в опекунские и приёмные семьи. Данная программа направлена на психолого-педагогическую и правовую подготовку воспитанников детского социального приюта для проживания в замещающей семье. Таким образом, основной принцип социально-педагогической работы в приюте — приоритет интересов ребёнка, защита его прав, а также работа с его семьёй. При этом первоочередной задачей выступает возвращение ребёнка в биологическую семью. Поэтому весь коллектив СПЦ и заинтересованные службы города должны, прежде всего, сделать всё для того, чтобы помочь семье выйти из кризисной ситуации либо обеспечить соответствующие условия по государственной защите детей из неблагополучных семей (опека, приёмная семья, интернат). Если по истечении срока нахождения ребенка в приюте родители выполнили все обязательства договора, решается вопрос о возвращении ребенка в биологическую семью. После соответствующего заключения КДН и решения суда ребенок покидает детский социальный приют, однако его семья становится объектом социального патроната, который осуществляют специалисты СПЦ. Цель социального патроната: определение комплекса мер по сопровождению несовершеннолетних после возращения в биологическую семью из детского социального приюта для обеспечения успешности процесса реабилитации и коррекции проблем семьи и ребёнка. Участниками социального патроната являются учреждение образования, СПЦ, ДСП, при необходимости другие учреждения и организации региональной системы защиты детства, определённые межведомственным планом. При выпуске ребенка из детского социального приюта специалисты ДСП передают в учреждение, где воспитывается ребёнок (или специалистам СПЦ, если выпускается неорганизованный ребенок): • информацию о возращении ребёнка в семью; • личное дело ребёнка; • план сопровождения семьи несовершеннолетнего после возвраще-ния в биологическую семью, утверждённый комиссией по делам несовер-шеннолетних (составленный совместно с учреждением образования). За две недели до возвращения в биологическую семью проводится педагогический консилиум совместно со СППС, работниками учреждения здравоохранения по месту учёбы и жительства ребёнка. В случае если несовершеннолетний неорганизованный (воспитывается дома, не посещает учреждение образования), в педконсилиуме участвуют представители учреждения здравоохранения, специалисты СПЦ. На педконсилиуме заслушивается информация о семье, принимается решение о возвращении в биологическую семью и составляется совместный план сопровождения семьи, который утверждается комиссией по делам несовершеннолетних. Социальный патронат проводится не более 6-ти месяцев. Организуются промежуточный и итоговый педконсилиумы по выполнению плана сопровождения. Принимается решение о продлении сопровождения семьи или прекращении сопровождения. Контроль за выполнением плана сопровождения осуществляет приют совместно с учреждением образования, где находится ребёнок. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования, СПЦ в процессе осуществления социального патроната: Ø проводят мониторинг положения ребёнка в семье; Ø диагностируют: – характер взаимоотношений родителей и других взрослых членов семьи с ребёнком; – позицию ребёнка в семье; – отношение ребёнка к родителям; Ø проводят тренинговые занятия с детьми, направленные на дальнейшее восстановление детско-родительских отношений, предупреждение отклонений в эмоционально-волевой сфере согласно рекомендациям межведомственного плана; Ø вовлекают несовершеннолетних в работу внешкольных учреждений, кружки и клубы по интересам; Ø осуществляют контроль над поведением и успеваемостью ребёнка, состоянием его здоровья; Ø анализируют внешний вид ребенка, осуществляют контроль над обеспечением родителями гигиенических правил содержания ребёнка; Ø проводят работу по правовому просвещению несовер-шеннолетних, профилактике преступлений и правонарушений; Ø вовлекают родителей в процесс воспитания несовершеннолетних, мотивируют расположение родителей к контактам со специалистами (социальными педагогами, психологами, медработниками); Ø обследуют жилищно-бытовые условия проживания несовер-шеннолетних в семье, анализируют обеспечение защиты и реализации прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности; Ø анализируют динамику процесса реабилитации семьи и ребёнка, выносят предложения о снятии с учёта, продолжении патроната или о возбуждении иска по поводу лишения родительских прав. Другие организации, учреждения (ИДН, учреждения здравоохранения и т.д.) работают с несовершеннолетним, его семьёй в соответствии с планом сопровождения семьи несовершеннолетнего после возращения в биологическую семью, утверждённым комиссией по делам несовершеннолетних.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 7211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |