Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексная оценка положения детей в семье

Следует отметить, что Декрет № 18 и другие меры, которые принимаются государством в поддержку детства, носят профилактический характер и направлены на недопущение и исключение случаев попадания детей в экстремальную ситуацию. Это делает актуальным разработку нестандартных социальных подходов и программ, обобщение современных методик и форм работы с неблагополучными семьями и детьми, нуждающимися в государственной защите, разработку программно-методических материалов по социально-педагогической, коррекционно-реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации.

Профилактические программы нового поколения создаются за пределами традиционных учебных, медицинских, социальных программ, к данным разработкам привлекаются специалисты-практики не только общеобразовательных учреждений, но и учебных заведений закрытого типа, социально-педагогических центров, в деятельности которых существуют положительные результаты в работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Данные профилактические программы основываются на результатах комплексного оценивания положения детей в семье, которое осуществляется на основе «Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (постановление Министерства образования от 28.07.2004 № 47). Данная инструкция содержит показатели неблагополучия семьи, на основе которых комиссией принимается решение о придании ребенку статуса находящегося в социально опасном положении. Рассмотрим основные группы показателей.

1. Социально-экономические показатели:

Ø длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;

Ø длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;

Ø расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;

Ø отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д..

2. Медико-санитарные показатели:

Ø антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;

Ø отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;

Ø алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;

Ø неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм и др.

3. Социально-демографические показатели:

Ø родители имеют статус лиц без определенного места жительства;

Ø выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;

Ø родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям и др.

4. Психолого-педагогические показатели:

Ø полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;

Ø непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;

Ø насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами и др.

5. Криминально-аморальные показатели:

Ø постановка родителей на учет в органах внутренних дел;

Ø нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;

Ø аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);

Ø наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира и др.

Ниже представлены критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего.

1. Ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению или содер­жанию ребёнка — уклонение родителей от выпол­нения своих обязанностей: своим поведением ли­шают ребёнка минимальных жизненных благ, не­обходимых для проживания и развития, не забо­тятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и са­мостоятельной жизни в обществе, проявляют к не­му безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинс­кой помощи, отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребёнка; отсутствие внима­ния, что может привести к несчастному случаю и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытно­стью), факты оставления ребёнка без пищи, тепла, присмотра, изгнания его из дома.

2. Злоупотребление родительскими правами — принуждение ребёнка к попрошайничеству, заня­тию проституцией, азартными играми; вовлече­ние ребёнка в преступную деятельность, антиоб­щественное поведение; незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребёнку; запрещение ребёнку посещать учреждение обра­зования; систематическое применение к нему ан­типедагогических мер воздействия.

3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспи­тание носит антиобщественный характер), — приобщение ребёнка к спиртным напиткам, не­медицинскому употреблению наркотических, ток­сических, психотропных и других сильнодейству­ющих, одурманивающих веществ; аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребляют алкогольными напитками; стра­дают хроническим алкоголизмом, наркоманией, занимаются проституцией; состоят на учёте в ор­ганах внутренних дел и др.); родители привлечены к административной ответственности за соверше­ние правонарушений, предусмотренных статьями 9. 1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодек­са Республики Беларусь об административных правонарушениях.

4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье —физическое, сексуальное или психичес­кое (эмоциональное) насилие, проявившееся в длительном, постоянном или периодическом психологическом воздействии, приводящем к формированию у ребёнка патологических черт характера или нарушению развития его личности (открытое неприятие и критика ребёнка, оскорбление и уни­жение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, пред­намеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вы­звавшее у него психическую травму).

5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия — нарушение дисциплины, увеличение числа пропусков занятий в учреждении образования, прогулов (если несовершеннолетний состоит в трудовых отно­шениях); укрепление асоциальных связей, бро­дяжничество; совершение действий, влекущих административную либо уголовную ответствен­ность, состоит на учёте в инспекции по де­лам несовершеннолетних; является членом экстремистской группировки, деструктивной секты.

6.Нахождение несовершеннолетнего в неблагоприя­тных условиях, экстремальной жизненной си­туации — проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов (безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера); негативное влияние культурных или религиозных факторов; несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребы­вания.

Все представленные показатели неблагополучия семьи и критерии нахождения ребенка в социально опасном положении, при условии их наличия в жизнедеятельности конкретных семей, являются основанием для организации работы с такими семьями по выведению воспитывающихся в них детей из социально опасного положения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Комиссия по делам несовершеннолетних: общая характеристика, функции охраны и защиты детства | Программа воспитания, защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.