КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа воспитания, защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении
Содержание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки учащихся и их семей имеет комплексный характер, поэтому работа ведется как с семьями, характеризующимися не ярко выраженными критериями социальной опасности, так и с семьями, в которых такие критерии имеют ярко выраженный характер. В соответствии с Законом РБ от 31.05.2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дети в таких семьях сначала ставятся на учет в СПЦ и СППС учреждения образования в течение срока, необходимого для оказания социальной или иной помощи семье, но не менее 6-ти месяцев, или до устранения причин и условий, создающих социально опасное положение. Работа с семьями в этом случае включает следующие компоненты: I. Профилактико-просветительская деятельность. Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения, насилия в отношении детей, девиантного поведения детей. Основные направления профилактической работы: • повышение роли семьи в воспитании детей и профилактике девиантного поведения детей (изучение основ взаимоотношений в семье, причин возникновения внутрисемейных конфликтов, возможностей предупреждения и путей преодоления, основ семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребёнка, семейного права, нормативных правовых актов, регламентирующих права и обязанности детей и родителей); • создание благоприятной нравственной атмосферы в семье и позитивных внутрисемейных взаимоотношений, морально-психоло-гического климата семьи; • предупреждение ошибок в семейном воспитании; • формирование у ребёнка твёрдых нравственных ориентиров, нравственной позиции; • воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства; • недопущение насилия над ребёнком, подавляющего волю либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным; • недопущение приобщения детей к спиртным напиткам, курению, азартным играм; • побуждение ребёнка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой. Профилактико-просветительская деятельность включает: ü психолого-педагогическое просвещение родителей (направлено на повышение психолого-педагогической культуры родителей, их ответственности за воспитание детей); ü правовое просвещение детей (предполагает формирование законопослушного поведения, навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях, организацию досуговой занятости детей); ü содействие повышению воспитательной роли учреждений образования в предупреждении социально опасного положения и преодолении девиантного поведения детей. Методы и формы работы: педагогические лектории, родительские конференции, университеты, клубы; курсы тренингов для родителей по вопросам воспитания детей; ситуационные игры и тренинги для детей по формированию безопасного поведения, по овладению социальными навыками; беседы, деловые игры, дискуссии по правовым проблемам; встречи с работниками правоохранительных органов, адвокатами, представителями правозащитных организаций; оформление уголков правовых знаний и стенгазет; издание информационных листков и буклетов, другой продукции правового содержания. II. Охранно-защитная деятельность. Включает: ü изучение положения детей в семье; выявление и устранение причин и факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни детей с использованием критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних; ü признание детей находящимися в социально опасном положении; разработку и реализацию индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении; ü защиту прав и законных интересов детей в различных правоохранительных и правозащитных органах и организациях (органы управлением образования, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и др.), ходатайство о признании детей нуждающимися в государственной защите; ü социальный патронат несовершеннолетних (универсальная форма работы, представляющая собой оказание различной помощи ребёнку и семье на дому). Осуществляется в отношении снятых с учёта детей, находящихся в социально опасном положении, детей после их возвращения в семьи в случаях принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения о возвращении ребёнка родителям либо принятия судом решения об отказе в лишении родительских прав в отношении родителей (единственного родителя); ü оказание психологической помощи детям, подвергшимся различным видам насилия в условиях семьи или окружающего социума. Методы и формы работы: ü проведение «социального расследования» по изучению семейной ситуации, социального статуса, положительных ресурсов семьи, определение влияния окружающего социума на семью и её членов; ü оказание психологической, социально-педагогической, педагогической, социальной, правовой помощи ребенку и семье в ходе социального патроната. Технология социального патроната включает: • предварительную подготовку встречи, постановку целей; • предварительное оповещение о времени визита и его цели; • посещение (беседа, наблюдение, анализ ситуации и т.д.); • подведение итогов, при необходимости — составление акта о посещении ребёнка на дому; ü организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи семье, содействие в организации быта и питания детей; ü восстановление жизненно важных документов ребёнка; ü контроль регистрации детей по месту жительства, своевременного получения паспорта, гражданства. Помощь в оформлении пенсий, пособий; ü участие в заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних, судебных процессах в роли защитника прав ребёнка. III. Диагностико-аналитическая деятельность. В этом отношении необходимо осуществлять: ü сбор достоверной информации о причинах, последствиях нахождения/пребывания ребёнка в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации различными специалистами и педагогами; ü социально-педагогическая и психологическая диагностика. Оценка индивидуальных особенностей ребёнка. Конкретизация проблемных состояний/переживаний ребёнка, имеющихся у него проблем; ü определение мер коррекционно-реабилитационного и воспитательного характера. Методы и формы работы: ü поле диагностического исследования для педагога-психолога: • межличностные и внутриличностные конфликты (особенности детско-родительских отношений), особенности развития эмоционально-волевой, поведенческой и когнитивной сфер личности ребёнка, темперамента, характера, развития самосознания, сформированности полоролевой идентичности, статусное положение ребёнка в коллективе сверстников и т. п. Выявляется личностный/компенсаторный ресурс ребёнка как потенциальная возможность для изменений. Методы исследования: методики диагностики темперамента, характера, самооценки, самосознания; наблюдение за поведением ребёнка, реакциями на различные стимулы; выяснение контактности, субъективных особенностей отношения к случившемуся (метод диагностической беседы); изучение артефактов (продуктов трудовой, художественной и симптоматической деятельности); беседы с другими специалистами, а также очевидцами случившегося; ü поле диагностического исследования для социального педагога: • установление ближайшего социального окружения ребёнка; выявление специфики взаимодействия в данном микросоциуме; выяснение социально-педагогического и экономического ресурса семьи; выявление особенностей поведения и обучения ребёнка в учреждении образования; выяснение основополагающих социально-аксиологических аттитюдов личности ребёнка; выявление социально-педагогических аспектов возникновения социально опасного положения; изучение информации, предоставленной заинтересованными и т. п. Методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование, изучение литературы и документов, социально-педагогического опыта, результатов социально-педагогической деятельности, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, экспертный опрос; беседа с ребёнком, со значимыми представителями его окружения; наблюдение за его реакциями в отношении случившегося; анализ соответствующей документации (акты обследования условий жизни и воспитания, характеристики, заключения врачей и т. п.) Принципы, соблюдаемые при диагностике: 1) методологические: • объективность в сборе фактов и их интерпретации; • множественность источников информации и её достоверность; 2) этические: • конфиденциальность; • соблюдение этических норм. IV. Коррекционно-реабилитационная деятельность. Социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей. Коррекция отклонений в личностном развитии и поведении ребёнка. Оказание психологической помощи ребёнку, другим участникам образовательного процесса. Разрешение внутри- и межличностных конфликтов, создание благоприятной психологической атмосферы. Социально-педагогическая и психологическая коррекция и реабилитация семьи и ребенка. Социально-педагогическая и психологическая коррекция – система специальных (психологических, дефектологических) и общепеда-гогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков в поведении и социально-педагогическом и психологическом развитии детей и подростков. Социально-педагогическая реабилитация – процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения с окружающим социумом. Социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей включает в себя специальную и общую реабилитацию. Специальная социально-педагогическая и психологическая реабилитация — конкретная профессиональная деятельность специалистов и педагогов учреждения образования (социальный педагог, педагог-психолог и др.); общая социально-педагогическая и психологическая реабилитация — создание единого социализирующего/воспитательного пространства в рамках деятельности учреждения образования, позволяющее сформировать благоприятный социально-психологический климат, имеющий социализирующее влияние на детей. Средства реабилитационного воздействия: • различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая); • психологическая помощь (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия); • специальная помощь (игро-, сказко-, арт-, библио-, кукло-, танцевально-двигательная терапия, проективное рисование, сочинение историй); • предметы материальной и духовной культуры (литература, призведения искусства, средства массовой информации и др.). Основные виды деятельности, в которых дети наиболее полно развиваются и которые составляют основу личностного развития, – игра, учение и труд. В работе с детьми и родителями учитываются основные факторы, играющие основную роль в возникновении нарушений личностного развития: • социальные (условия жизни, негативное влияние микросоциальной среды, психосоциальные травмы, алкоголизм и др.); • биологические (наследственность, травмы и др.). Методы и формы работы: индивидуальные: • консультирование, психотерапевтические техники и методы (нлп, арт-, игро-, сказко-терапия, психоанализ, методики релаксации и т. п.), коррекция психических познавательных процессов (внимание, память и т. п.) (педагог-психолог); • беседы с ребёнком и его родителями на морально-нравственную тематику, оценка поведения в социальном окружении, в школе, отношение к родителям (взаимоотношения родителей); социально-педагогическое консультирование по выявлению и разрешению проблем детско-родительских, детско-детских отношений; методы внушения, убеждения, контроля (социальный педагог); групповые: · тренинги общения, уверенности в себе, эмоционального реагирования, ассертивности, восстановления детско-родительских отношений и т.п. (педагог-психолог); · групповые беседы по проблемам организации безопасности жизнедеятельности ребенка в социальном контексте. Обучение правилам самозащиты в экстренных случаях. Проведение социально-педагогических тренингов в зависимости от выявленных проблем (социальный педагог совместно с педагогом-психологом). · Проведение различных досуговых и обучающих мероприятий (викторины, конкурсы, трудовые десанты и др.). Таким образом, профилактические программы такого содержания направлены на предупреждение семейного неблагополучия и социального сиротства, социальную реабилитацию детей. находящихся в социально опасном положении, оказание комплексной помощи семье и детям.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |