КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности психологической и профессиональной реабилитации детей-инвалидов
Особенности реабилитации, детей-инвалидов и подростков по сравнению с реабилитацией взрослых: ♦ реабилитация ребенка-инвалида в силу особого положения ребенка в обществе теснейшим образом связана с воздействием на него социальных макро- и микрофакторов (семьи, социального окружения и др.), педагогическим воздействием (общим и специальным образованием) и по сути является социально-психологической и психолого-педагогической реабилитацией; ♦ реабилитация детей-инвалидов является длительным, динамическим процессом, сопровождающим ребенка на разных возрастных этапах и учитывающим закономерности психического развития, в связи с чем предполагается использование большого арсенала средств и методов в зависимости от возраста ребенка; ♦ комплекс реабилитационных мероприятий во многом зависит от психического, в том числе личностного развития ребенка-инвалида; последнее придает психологической реабилитации в детском возрасте особую значимость, так как именно личностные качества во многом определяют успешность социальной адаптации детей-инвалидов и инвалидов с детства. В психологической реабилитации инвалидов детского и подросткового возраста выделяют, три аспекта, определяющих ее основные задачи: ♦ операционалъно-деятельностный – связан с формированием у детей-инвалидов с раннего возраста умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни; ♦ социальный – определяется адекватным взаимодействием ребенка-инвалида с социальным окружением, вовлеченностью его в широкие социальные контакты, а в дальнейшем в трудовую жизнь; ♦ личностный – связан с внутренним осознанием своего состояния и положения в обществе; этот аспект как проблема формирования саморегуляции личности в условиях ограниченных возможностей самореализации. Психологические особенности детей-инвалидов: • ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире; • недостатки: в развитии моторики; замедленное восприятие; • недостатки в развитии речи; низкая познавательная активность; • нарушения в формировании личности (повышенная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, неадекватная самооценка, эгоистические тенденции); • недостатки в саморегуляции поведения; • чувство неполноценности. К подростковому возрасту у большинства инвалидов с детства (в 56 % случаев) формируется высокий уровень невропатизации; их мотивационно-потребительская сфера характеризуется усилением потребности в общении. Невозможность ее удовлетворения порождает психическую напряженность. В подавляющем большинстве случаев (78 %) у подростков-инвалидов выявляются нереальные профессиональные намерения, возникающие на компенсации чувства собственной неполноценности и затрудняющие их профориентацию. Фактором, существенно влияющим на процесс психического развития ребенка-инвалида, является воспитание. Дети и подростки, находящиеся в домах-интернатах и не получающие семейного воспитания, характеризуются высоким уровнем психической напряженности, трудностями установления социальных контактов. Но и семейное воспитание инвалидов детского и подросткового возраста имеет ряд недостатков. Гиперопека как наиболее частый из них подавляет активность и самостоятельность ребенка, что ведет к формированию эгоизма и иждивенчества. Реже встречаются гипопротекция и эмоциональное отвержение больного ребенка. Эти типы воспитания также крайне негативно сказываются на процессе психического развития ребенка-инвалида. При организации психологической реабилитации детей-инвалидов следует учитывать специфические особенности развития различных категорий детей-инвалидов. Выделяют три такие категории детей: 1) дети-инвалиды вследствие хронических соматических заболеваний; 2) дети-инвалиды с нарушениями функций анализаторов (зрения, слуха) и функций опорно-двигательного аппарата; 3) дети-инвалиды с психическими нарушениями. Специфические особенности психического развития детей каждой группы требуют дифференцированного подхода к выбору средств и методов как социально-психологической, так и психолого-педагогической реабилитации. Знание особенностей формирования психики детей-инвалидов позволяет сформулировать задачи по их психологической реабилитации следующим образом: Ø формирование психических функций, нарушенных вследствие заболевания или дефекта анализаторов, адекватного поведения и личности; Ø оптимизация социальных факторов, влияющих на процесс психического развития инвалида; коррекция отношения семьи и социального окружения, выбор и реализация адекватного педагогического воздействия; Ø профессиональная ориентация, учитывающая возможности, личностные особенности и профессиональные склонности ребенка. Эффективность такой реабилитации возможна при длительной целенаправленной работе с ребенком-инвалидом, его семьей и социальным окружением. Для успешной реализации намеченных мероприятий в Республике Беларусь создана и успешно функционирует специальная инфраструктура. По данным официальной статистики, в настоящее время обучением и воспитанием детей-инвалидов и детей с особенностями психофизи-ческого развития (ОПФР), а также их реабилитацией занимаются 267 специальных учреждений. В их числе: 67 специальных школ-интернатов (9 707 детей, что составляет 9,9% от общего количества детей с ОПФР, получающих специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь); 114 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (6 633 детей – 6,76%); 43 специальных (компенсирую-щих) детских дошкольных учреждения (3 559 детей – 3,63%); 20 дневных и одна вечерняя специальные школы (3 620 детей – 3,69%); 9 детских домов специального типа (595 детей – 0,61%); 9 домов-интернатов Министерства труда и социальной защиты (1 727 детей – 1,76%); 7 специализированных домов ребенка Министерства здравоохранения (804 ребенка – 0,82%); Деятельность психологической службы в учреждениях для детей-инвалидов (реабилитационных центров, коррекционно-образовательных учреждениях) предполагает проведение следующих мероприятий: ♦ изучение структуры нарушений психического развития детей и подростков; ♦ выявление нарушенных и сохранных психических функций, с учетом которых могут проводиться психокоррекционные мероприятия; ♦ разработка программ психолого-педагогической реабилитации для детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения; ♦ коррекция и профилактика нарушений познавательной деятельности и ведущих деятельностей детей на конкретных этапах возрастного развития; ♦ коррекция и профилактика нарушений личностного развития у детей и подростков; ♦ профконсультирование и профессиональная ориентация подростков; ♦ изучение, профилактика и коррекция неправильного семейного воспитания ребенка-инвалида; ♦ психологическая помощь родителям инвалидов детского и подросткового возраста (консультативная и коррекционная); ♦ просветительная работа по формированию у окружающих (взрослых» молодежи, детей) гуманного отношения к детям-инвалидам. Для подростков-инвалидов большое значение имеют вопросы профессиональной подготовки, обучения для вхождения во взрослую жизнь. В настоящее время значительно расширены медицинские показания к профессиональному обучению инвалидов, что позволяет осваивать более широкий спектр профессий. Система профессиональной реабилитации детей-инвалидов формируется на основе многоэтапного процесса получения инвалидами как общего, так и профессионального образования. Обучение инвалидов в специализированных учреждениях профессионального образования включает: ♦ получение инвалидами знаний и умений по специальности или профессиям (соответствующей квалификации); ♦ получение профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; ♦ реализацию профессионального, трудового потенциала инвалида, формирование личности профессионала за счет мобилизации ресурсов и скрытых возможностей, самоутверждение в признании объективной ценности и престижности своего профессионального труда; ♦ формирование нравственности, духовного богатства личности, культуры, умение решать творческие задачи, гибкость мышления, стремление к обновлению знаний и совершенствованию умений; ♦ развитие общественного сознания личности, понимание места и роли индивидуума в жизни общества, его взаимоотношений с природой, участие в социальных и природных процессах; ♦ формирование физического здоровья и потребности высокой культуры здоровья, высокого уровня и качества знаний, овладение профессиональным мастерством. В последние годы появились разные формы обучения (дистанционные) лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузах страны, том числе и в БГУ. На подготовительном отделении БГУ за 5 лет выпущено 55 инвалидов, продолжающих обучение в вузах страны. В рамках Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011–2015 гг. в Беларуси запланированы меры в отношении обучения и профессиональной подготовки детей-инвалидов и молодых инвалидов. В числе этих мер следующие: ü обучение группы детей с нарушением слуха по специальности «Живопись» в государственном учреждении образования «Гомельское художественное училище» (дневная форма обучения); ü обучение инвалидов с нарушением зрения по специальности «Техник-массажист» в учреждении образования «Гродненский государственный медицинский колледж» (ежегодно – 20 человек); ü изучение вопроса о возможности обучения инвалидов по зрению по специальности «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)», организация при необходимости их обучения по указанной специальности; ü внедрение интернет-технологий в процесс обучения инвалидов, в том числе с нарушениями зрения и (или) слуха; ü разработка и издание совместно с общественными объединениями инвалидов методических рекомендаций, учебных планов, программ, учебных пособий для учащихся инвалидов разных категорий, которые обучаются в школах искусств и занимаются в кружках и творческих объединениях и др. Большое внимание уделяется обучению детей с тяжелыми психическими и физическими нарушениями, находящихся в стационарных учреждениях социальной защиты. Министерством образования Республики Беларусь ежегодно расширяется перечень учебных заведений для детей с особенностями психофизического развития и инвалидов. В соответствии с государственной программой «Дети Беларуси» на 2006–2010 гг. (подпрограммы «Дети-инвалиды») в Министерстве образования был создан банк данных детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. Через общественное объединение «Спешиал Олимпикс» ведется работа по физической реабилитации детей по 17 видам спорта (2600 учащихся). Трудоустройство детей-инвалидов осуществляется через службы занятости или путем самостоятельного поиска рабочих мест на рынке труда. В то же время в республике существуют следующие проблемы профессиональной реабилитации детей-инвалидов: ♦ не разработана концепция образования инвалидов; ♦ отсутствует нормативная база, регламентирующая заочную, надомную и другие формы профессионального образования для инвалидов; ♦ отсутствуют условия для интегрированного обучения инвалидов; ♦ не в полной мере созданы условия для проведения ранней профориентации; ♦ требуется адаптация образовательных стандартов по отношению к инвалидам; ♦ слабо развита система курсового обучения инвалидов; ♦ необходимо восстановление лечебно-трудовых мастерских и лечебно-трудовых профилакториев, специализированных предприятий для инвалидов. Таким образом, все вышеперечисленное свидетельствует об актуальности проблемы реабилитации детей-инвалидов. Для решения данной важной государственной задачи необходима координация деятельности специализированных учреждений образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, требуется привлечение компетентных и заинтересованных специалистов.
8. Проблема реабилитации детей-инвалидов, страдающих ДЦП. Одним из основных классов болезней, формирующих первичную детскую инвалидность, являются болезни нервной системы и органов чувств. При этом 1/3 (32,77 %) детей, ставших инвалидами вследствие болезней данного класса, – дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП), Так, только в 2001 г. в Республике Беларусь впервые признаны инвалидами 377 детей, страдающих ДЦП. ДЦП – сложное заболевание центральной нервной системы, часто приводящее к тяжелой инвалидности. При ДЦП у разных детей могут быть различной степени выраженности те или иные расстройства, приводящие к различной степени ограниченности жизнедеятельности и как следствие к различному наполнению индивидуальной программы реабилитации ребенка. При ДЦП ведущим дефектом являются двигательные расстройства, которые связаны как с нарушением развития центральной нервной системы, так и с повреждением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Существенное значение в нарушении развития моторики у детей с церебральными параличами имеет тот факт, что у них не развиваются своевременно или развиваются с задержкой и патологическим путем схема тела, схемы его положения и движений. Большую роль в этом играет недоразвитие или патология системы регуляции состояния проприо-рецепторов мышц, суставов, связок, которые обеспечивают поток афферентных импульсов, необходимых для нормального развития мозга ребенка. Широкая вариабильность клинической картины ДЦП обусловлена различиями в распространенности и тяжести поражения нервной системы, особенностями созревания мозга в патологических условиях, типом регуляции двигательной активности, который вырабатывает аномально развивающийся мозг. Развитие личности у больных ДЦП определяют как ситуацию патологических формирований дефицитарного типа. Нарушения личности этих больных связаны с действием многих факторов: биологических, психологических, социально-психологических. Важную роль играет реакция больного на осознание дефекта, своей физической неполноценности. Психическая травматизация больных ДЦП начинается по существу с периода осознания дефекта и способствует формированию хрупкой и ранимой психики, изменению социальных связей, интерперсональных отношений. Эта травматизация особенно сильна у больных с выраженными физическими недостатками или грубыми косметическими дефектами головы и лица. К механизму формирования асинхроний развития по дефицитарному типу, помимо реакции на осознание собственной неполноценности, относится социальная депривация и неправильное воспитание: физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Это обуславливает самоизоляцию больного. У больных ДЦП отмечаются такие особенности, как эмоциональная лабильность, раздражительность, беспокойство, в более позднем возрасте наблюдается социальная незрелость, иногда агрессивность. Нарушения поведения в этой группе больных встречаются в 10 раз чаще, чем у нормальной детей. Нарушения поведения бывают не у всех больных. Проблема реабилитации детей с церебральным параличом сложна и до настоящего времени далека от разрешения. Актуальность темы определяет возрастающая из года в год частота данного заболевания, тяжесть поражения и его клинический полиморфизм, включающий в себя неврологическую, ортопедическую и психологическую патологии. В комплексе реабилитационных мероприятий у детей с ДЦП особое место занимают нарушения функций рук. Согласно результатам белорусских исследователей практически все обследованные учащиеся старших классов с последствиями ДЦП в той или иной мере нуждались в коррекции функций двигательной системы, определяющих успешность бытовой и трудовой адаптации. Система реабилитации таких детей требует комплексного подхода к организации преемственности в работе учреждений медико-социального и социального профиля. В рамках выполнения Республиканской гос. программы «Реабилитация» разработана технология комплексной реабилитации детей-инвалидов с ДЦП в условиях детской поликлиники. К сожалению, в настоящее время в республике не создана единая государственная служба реабилитации детей-инвалидов с отклонениями в психическом развитии. Реабилитационные мероприятия проводятся разобщено, в учреждениях различных ведомств отсутствует координация между отдельными этапами реабилитации. Поэтому каждый из аспектов реабилитационного процесса в отдельности не позволяет достичь желаемого результата. Эффект же может быть получен только при условии координации этапов и направлений реабилитации, системного и комплексного подхода к процессу абилитации (реабилитации). Отмечается недостаточная эффективность организаций медико-социальной реабилитации детей-инвалидов на отдельных ее этапах, в частности поликлиническом. Для решения ответственных и многообразных задач, возложенных на реабилитационные отделения и кабинеты поликлиник, требуется унифицированная документация, общие организационно-методические подходы, которые позволят обеспечить поэтапную преемственность и осуществить оценку эффективности реабилитационных мероприятий и контроль над их проведением. Создание новых реабилитационных технологий и применение их на практике будут способствовать оказанию максимальной помощи детям с дефектами здоровья и последующей полноценной их интеграции в общество.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |