КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Защита прав несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом
Специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитатель-ные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей: сущность и специфика работы педагога социального. Тема 11. Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка отдельным категориям граждан
1. Специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей: сущность и специфика работы педагога социального. 2. Защита прав несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом. 3. Коррекционно-реабилитационная работа с осужденными несовершеннолетними в закрытых воспитательных учреждениях. Социальная реинтеграция осужденных подростков. 4. Проблема насилия в семье в отношении женщин. Организация службы кризисной помощи женщинам. 5. Основные социальные услуги, оказываемые семье и детям. 6. Медико-психологические и социальные проблемы населения Беларуси после аварии на ЧАЭС. 7. Государственные меры Республики Беларусь по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и социальная защита пострадавших граждан.
Рекомендуемая литература
1. Бедулина, Г.Ф. Ресоциализация несовершеннолетних право-нарушителей в учебных заведениях закрытого типа / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007. –№ 9. – С. 16–20. 2. Кунгурова, Н.И. Социальная работа / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск: МФЦП. – 2007. – С. 227–263. 3. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы / И.В. Пантюк. – Минск: Амалфея, 2010. – С.172–186; 204–220. 4. Социальная педагогика: курс лекций / М. А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 319–342.
Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на следующие виды: · специальные общеобразовательные школы; · специальные профессионально-технические училища; Также существуют специальные лечебно-воспитательные учреждения. К ним относятся специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессионально-технические училища для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния. Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и девочек. Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального, базового, общего среднего и профессионального образования. Учреждения могут быть открытого и закрытого типа. Учреждения открытого типа выполняют профилактическую функцию и создаются для следующих категорий детей и подростков: 1) с устойчивым противоправным (девиантным) поведением; 2) подвергшихся любым формам психологического насилия; 3) отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями. Учреждения открытого типа могут быть государственными, муниципальными или негосударственными. Учреждения закрытого типа создаются для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т.е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РБ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Такие учреждения могут быть только государственными. Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду. При этом проведение воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы сочетается с определенным режимом содержания. В Республике Беларусь существует три учебных учреждения образования закрытого типа, где находятся малолетние правонарушители: Могилевское государственное специальное профессионально-техническое училище № 2 деревообработки, Могилевская государственная специальная средняя школа закрытого типа, Петриковское государственное специальное профессионально-техническое училище № 1 легкой промышленности. А также одно специальное лечебно-воспитательное учреждение (общеобразовательная школа для учащихся с ОПФР) закрытого типа для мальчиков в Кричеве. Обязательным условием для направления несовершеннолетнего в специальные учебные заведения является постановка его на учет и проведение профилактической работы по месту его жительства со стороны сотрудников внутренних дел соответствующего уровня (города, района и т.д.). Этим занимается городской (районный) отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ОППН), существующий в УВД. Если возникает необходимость направления несовершеннолетнего в специальное учебное заведение сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путевки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН) при городской (районной) администрации. Комиссия, рассмотрев заявку, выносит постановление о направлении несовершеннолетнего в специальное учреждение (11–14 лет – в специальные школы, 14–18 лет – в специальные профессиональные училища) и выписывает ему путевку. Направление подростков в специальные учебные учреждения осуществляется через приемники-распределители для несовершеннолетних правонарушителей, где они находятся со времени оформления сотрудниками ОППН заявки до получения выписанной Комиссией путевки в специальное учреждение. После получения путевки сотрудники ОППН доставляют несовершеннолетнего в специальное учебное учреждение, а затем в течение всего периода его пребывания там осуществляют непосредственное взаимодействие с воспитанником и педагогическим коллективом учреждения, тесным образом сотрудничая с социальным педагогом учреждения. Роль социального педагога в закрытом учебном заведении состоит в сопровождении личностного развития и осуществлении социальной реабилитации учащихся, проведении поддерживающих коррекционных мероприятий, осуществлении паспортизации учащихся-сирот, оформлении пенсии по случаю потери кормильца, открытии личных счетов, оформлении документации на каждого учащегося. В функции социального педагога входит также решение вопросов, связанных с организацией взаимодействия с государственными структурами. Специфика обязанностей социального педагога в закрытом учебном учреждении состоит в следующем: 1) оформление ходатайства о лишении родителей родительских прав; 2) подготовка запросов по поводу недостающих документов, о переводе пенсий и пособий; 3) оформление прописки учащихся; 4) рассылка писем и звонки родственникам; 5) связь с КДН по месту жительства воспитанника; 6) решение вопросов о закреплении жилья за детьми-сиротами, их трудоустройство. Социальный педагог также представляет интересы детей в КДН, в суде по вопросам, связанным с выводом или продлением срока нахож-дения для получения образования и специальности. Особого внимания требует работа по взысканию денежных средств с родителей детей – социальных сирот, поступивших в учебное учреждение закрытого типа. Основополагающим моментом социально-педагогической поддержки является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой подросток был до сих пор, и осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности. Важная педагогическая задача этой работы – оказание помощи в период адаптации к условиям закрытого учебного заведения, обеспечение социальной защиты прав учащихся в государственных и общественных организациях, КДН, ИДН и судах. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. вступил в действие 1 января 2000 г. Учитывая особенности психологии несовершен-нолетних, в УК введен специальный раздел V «Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет». Это является существенным шагом на пути реализации требований Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (утверждены Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.). Эти правила предписывают в рамках каждой национальной юрисдикции «предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям...» В разделе пятом УК определены: 1) виды и размеры наказаний, применяемых к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет; 2) особенности назначения наказания; 3) порядок применения принудительных мер воспитательного характера; 4) условия освобождения от уголовной ответственности и замены наказания более мягким; 5) особенности погашения судимости. Необходимость специальных норм об ответственности несовершеннолетних в уголовном праве вытекает из принципов справедливости и гуманизма. С целью наиболее полного обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) законодательством наряду с общими гарантиями предусмотрены ряд дополнительных. К ним относятся нормы Уголовно-процессуального кодекса РБ (УПК): ■ обязательность предварительного следствия по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними (часть 2 ст. 181, ст. 189 УПК); ■ обязательное участие защитника (п. 2 части 1 ст. 45 УПК); ■ участие в производстве по уголовному делу законного представителя (ст. 436, 437 УПК); ■ участие при допросе педагога или психолога (часть 1 ст. 435 УПК); ■ расширенный предмет доказывания (ст. 89 УПК); ■ сокращенная максимальная продолжительность допроса (часть 1 ст. 434 УПК); ■ особенности применения задержания и мер пресечения (ст. 432 УПК); ■ возможность назначения разбирательства уголовного дела в закрытом судебном заседании (часть 2 ст. 23 УПК); ■ недопустимость применения сокращенного порядка судебного следствия (часть 2 ст. 326 УПК); ■ удаление несовершеннолетнего обвиняемого из зала судебного заседания (часть 1 ст. 438 УПК). Как известно, предварительное расследование протекает в двух формах: дознание и предварительное следствие. Общепринятой считается точка зрения, согласно которой права участников наиболее полно гарантированы при осуществлении предварительного расследования в форме предварительного следствия. В правиле 12.1 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г.), содержится рекомендация заниматься расследованием дел о преступлениях несовершеннолетних наиболее подготовленным сотрудникам правоохранительных органов. В соответствии с частью 2 ст. 181, ст. 189 УПК по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, обязательно предварительное следствие. Участие защитника (адвоката) по делу о преступлении несовершеннолетнего обязательно независимо от того, достиг ли обвиняемый совершеннолетия к моменту расследования и судебного разбирательства. Это же правило применяется и когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых совершено в возрасте до 18 лет, а другое – после достижения совершеннолетия (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» 1, с изм. и доп. от 25 сентября 2003 г. № 11, 28 сентября 2006 г. № 9). Обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних вызвано тем, что обвиняемый (подозреваемый) в силу своего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять полноценную защиту своих интересов. Оно направлено на создание действительного процессуального равноправия между стороной защиты и стороной обвинения. Несоблюдение судом требований закона об обязательном участии защитника (адвоката) по делам о преступлениях несовершеннолетних признается в соответствии с п. 4 ст. 391 УПК существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет отмену обвинительного приговора (часть 4 п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»). Законное представительство вытекает из обязанности родителей, усыновителей, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов несовершеннолетних во всех учреждениях, в том числе следственных и судебных. Судебная практика исходит из того, что содержащийся в части 1 ст. 56 УПК перечень лиц, которые могут быть законными представителями, является исчерпывающим. Однако если несовершеннолетний не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, суд в качестве законного представителя несовершеннолетнего должен вызвать представителя органа опеки и попечительства. Очевидно, что в названных случаях аналогичная обязанность лежит и на следователе. Если несовершеннолетний воспитывается в детском доме или школе-интернате в связи с сиротством или лишением родителей родительских прав, законным представителем является представитель воспитательного учреждения. Законными представителями несовершеннолетнего обвиняемого не могут быть признаны родители (усыновители), лишенные родительских прав; опекуны или попечители, освобожденные органами опеки и попечительства от выполнения своих обязанностей; лица, признанные недееспособными; лицо, которому вменяемым обвиняемому деянием, предусмотренным уголовным законом, причинен вред. Если указанные препятствия возникли после признания лица законным представителем несовершеннолетнего обвиняемого, суд решает вопрос о прекращении участия данного лица в судебном разбирательстве и принимает меры к замене его другим законным представителем. Законный представитель может участвовать в деле в качестве защитника несовершеннолетнего, а также в качестве гражданского ответчика. При допросе несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого участие педагога или психолога обязательно (часть 1 ст. 435 УПК). Перед допросом несовершеннолетнего следователь, прокурор, судья должны разъяснить педагогу или психологу его права и обязанности. Согласно части 1 ст. 62 УПК педагог или психолог являются специалистами и, следовательно, имеют права и несут обязанности специалиста. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, прокурора или суда задавать вопросы подозреваемому или обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса или с соответствующей частью протокола судебного заседания и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Исходя из требований ст. 435 УПК, показания несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого в отсутствие педагога или психолога не имеют юридической силы, в соответствии с частью 5 ст. 105 УПК признаются недопустимыми и не могут быть положены в основу обвинения. Прекращение участия педагога или психолога при достижении обвиняемым 18-летнего возраста во время судебного следствия не допускается. Успешное решение задач уголовно-процессуального доказывания во многом предопределяется четким представлением о предмете данной деятельности – предмете доказывания. Под предметом доказывания понимается совокупность обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Предмет доказывания включает такие обстоятельства, которые непременно должны быть установлены посредством специальной процедуры судебного доказывания. В соответствии с частью 1 ст. 89 УПК при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства уголовного дела подлежат доказыванию: • наличие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения); • виновность обвиняемого в совершении преступления; • обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характеризующие личность обвиняемого). Уголовно-процессуальное законодательство также предписывает при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства обращать особое внимание на выяснение следующих обстоятельств: • возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения); • условия жизни и воспитания; • причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним; • наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников. Справедливым наказанием в отношении несовершеннолетнего будет то наказание, которое наилучшим образом обеспечивает его исправление. При этом наказание не должно быть чрезмерно строгим. Допрос несовершеннолетних ограничен четырьмя часами в день, и при этом обязателен перерыв после первых двух часов допроса. Данное положение вызвано тем, что само по себе вовлечение несовершеннолетнего в уголовный процесс может стать причиной психологической травмы подростка. В случае же длительного допроса несовершеннолетнего негативное воздействие усилится. При решении вопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого в каждом случае должна обсуждаться возможность применения такой меры, как отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст. 432 УПК). Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, усыновителей, опекунов или попечителей регулируется ст. 123 УПК и является, по существу, поручительством лиц, на которых возложены обязанности по его воспитанию и которые находятся с ним в близких родственных отношениях. Это усиливает воздействие данной меры на обвиняемого и подозреваемого. Отдача под присмотр может быть осуществлена по письменному ходатайству лиц, которым подросток отдается под присмотр. При этом должны быть собраны данные об отношении этих лиц к воспитанию, выяснено, имеют ли они возможность в силу состояния здоровья, характера работы и других обстоятельств осуществлять присмотр. Обязательства о присмотре может принять на себя один из родителей. Участие его в деле в качестве законного представителя не исключает возможности принять такое обязательство. О принятии под присмотр дается подписка, в которой лицо, берущее на себя присмотр, обязуется обеспечить условия, при которых несовершеннолетний не скроется, будет являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс, не будет препятствовать предварительному расследованию дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, не будет заниматься противоправной деятельностью, будет надлежаще вести себя в семье, в быту, по месту работы или учебы. Лицу, которое берет на себя обязательства о присмотре, разъясняется характер преступления, в котором обвиняется или подозревается несовершен-нолетний, ответственность за невыполнение обязательства. Об этом также указывается в подписке. Отдача несовершеннолетних под присмотр администрации специальных детских учреждений применяется в отношении подозреваемых (обвиняемых), воспитывающихся в этих учреждениях (детские дома, школы-интернаты, спецшколы и специальные ПТУ, приемники-распределители). Законодательство Республики Беларусь, воплощая его в жизнь, предусматривает по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16-летнего возраста, возможность проведения закрытого судебного разбирательства. Этот принцип защищает несовершенно-летнего от огласки сведений, способных отрицательно повлиять на его будущую жизнь, позволяет «избежать причинения ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации» (п. 8.1 Пекинских правил). При наличии оснований для рассмотрения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего обвиняемого в закрытом судебном заседании судья при назначении судебного разбирательства указывает об этом в постановлении с обязательным обоснованием такого решения (часть 1 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»). В судебное заседание вызываются законный представитель, педагог (часть 3 ст. 435, ст. 437 УПК). Вместе с тем неявка законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого, надлежащим образом извещенного о рассмотрении уголовного дела и не заявившего ходатайства об его отложении, не препятствует рассмотрению уголовного дела, если суд не найдет его участие необходимым (часть 3 ст. 437 УПК). Необходимо также отметить, что уголовно-процессуальным законом не предусмотрен вызов для участия в судебном разбирательстве представителей комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а равно представителей учебно-воспитательных учреждений и трудовых коллективов, в которых учился или работал несовершеннолетний. Работники этих органов, учреждений и организаций могут быть допрошены судом в качестве свидетелей, если это требуется для выяснения обстоятельств дела и данных о личности несовершеннолетнего. Судебное разбирательство должно отвечать интересам несовершеннолетнего и осуществляться в атмосфере понимания, что позволит несовершеннолетнему участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения (п. 14.2 Пекинских правил). Все дела о преступлениях несовершеннолетних рассматриваются коллегиально (судья и два народных заседателя с обязательным участием защитника. В зале суда также должны находиться педагог или психолог.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |