КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная психология личности
Подробнее о методах... Методы социальной психологии Обусловленность выбранного метода: 1. Уровень материальной культуры общества. 2. Уровень культуры самого исследования. 3. Особенности популяции, в рамках которой работает исследование.
Для проведения исследования необходимо: 1. Субъект исследования 2. Объект исследования 3. Инструмент (опросник, шкала) 4. Эталоны измерения 5. Процедуры.
Классификация методов В. Семенова. 1. методы эмпирических исследований: · наблюдение · анализ документов · опросы · специализированные социально-психологические методы (социометрия, метод групповых оценок и пр.) · тесты · эксперимент 2. моделируемые методы (в лабораториях) 3. управленческо-воспитательные (тренинги).
Американская классификация: 1. Корреляционные методы 2. Экспериментальные методы Метод наблюдения – визуальный охват объектов, интересных для исследователя. 1. Неконтролируемое /контролируемое наблюдение (нестандартизированное/стандартизированное). Это наблюдение включенное, участвующее. 2. Наблюдение в естественных ситуациях (испытуемый не видит наблюдателя или не знает, что за ним наблюдают). 1936 г. Уайт «Общество на углу улицы» - описал жизнь итальянской община Нью-Йорка, представившись студентом, пишущим диплом об итальянских обычаях. 1960-е гг. М. Омон работал 8 лет жила разнорабочей и жила среди них, получив диплом Сорбонны. А. Алексеев в середине 80-х с бригадой поехал на Украину возводить колхозы. Т. Брок – 1) Техника потерянного письма. Обнаруживалось в ящике письмо: в Нью-Йорке – уезжающего советского человека, в Петербурге – уезжающего американца. Иногда нашедшие отсылали письма. В Америку пришло писем больше. 2) Искусственно набирал толпу в Америке и у нас. Толпа-американцы – драка, толпа-русские – что-то делают. 3) Реакция на запачканный локоть у незнакомца только в России. Анализ документации. Междисциплинарный метод. Документ – все что угодно (газета, конспект лекции, все фиксируемое). Классификация документов:
До середины 30-х годов – качественный анализ. А затем – контент-анализ. Б. Берельсон Предложил контент-анализ. Уделял внимание тому, как часто повторяется тот или иной момент (слово, мысль, обращение). Главное – ценность выделенных единиц. 1943 г. На основе использования контент-анализа была закрыта профашистская газета в США. В. Семенов анализировал образы брака и любви в молодежных журналах. Оказалось, что они различались в зависимости от пола автора. Опросы. Различают два вида: интервью (личное вербальное взаимодействие) и анкета. Страна опросов – Англия. Уже в VII веке они проводились по заказу парламента. Опросы используются на всех этапах исследования. На первом этапе – интервью. Опросы существуют как основное средство сбора первичной информации. На заключительном этапе они используются для уточнения данных. Интервью (нельзя ставить знак равенства с беседой) – метод сбора первичной информации, в котором один человек – интервьюер, который стремиться получить информацию об отношении и мнении относительно одного человека или группы. Метод может использоваться при отборе лиц – оценочное интервью. Различают: 1. информационное интервью – нужно для получения информации. 2. терапевтическое интервью – для изменения поведения того или иного человека. Эти методы могут сочетаться. Середина 40-х гг. Стресс-интервью. Проверяли реакцию на стрессовую ситуацию (темная комната с узким пучком света, стул на двух ножках, гипотетическая ситуация кражи). Вопросы направлены на: 1. выявление информации о фактах (сколько вам лет, где работаете и т.д.). 2. выявление мнений о фактах. Нужно обязательно узнать, откуда человек узнает о факте, о котором рассуждает. Желательно выяснять что-либо у непосредственных участников. Виды интервью: 1. Стандартизированные (используются чаще всего) – имеют строго определенные формулировки вопросов и их последовательность. Для проведения можно использовать не очень квалифицированных интервьюеров; не слишком жесткая форма для опрашиваемого; дешевле; но уровень контакта не высокий. 2. Нестандартизированные – общая только тема и цель. Интервьюер свободен. 3. Полустандартизированное (с середины 40-х) – разработали Р. Мертон и П. Кендалл. Используется путеводитель интервью – перечень обязательных вопросов. Другое название – фокусированное интервью. Правила формулирования вопросов:
Открытый вопрос не дает опрашиваемому подсказки относительно формы ответа. Закрытый вопрос предлагает на выбор 2 и более вариантов ответа, что лишает возможности отвечать своими словами. Он чаще используется в анкетах. Правила последовательности вопросов (особенно в интервью):
Способы записи информации в интервью: 1. дословная запись. 2. кодирование. 3. механическая регистрация, звукозапись. 25–30 минут – хорошее время для интервью. Самое длинное интервью – 6 часов. Репрезентативный опрос – опрос особой выборки. Иногда цели опроса лучше замаскировать. Э. Ноэме выяснял отношение опрашиваемого к произведенному интервью. Если опрашиваемый увеличивал время – разговор казался ему неинтересным и наоборот. Анкета: должна быть планка, краткое объяснение цели исследования, указание, как отвечать (последовательность не так важна), благодарность. Начинать всегда следует с программы исследования. Программа исследования:
Первый этап – разведывательный план: пробные интервью, предварительные интервью. Второй этап – аналитический план: описательный, дескриптивный план, сбор и анализ информации, отчет. Не подразумевает экспериментальных ситуаций. Происходит вычисление связей и корреляций. Третий этап – экспериментальный план. Иногда можно обойтись и без разведки и аналитического плана. Существует проблема экологической валидности, – в какой степени лабораторные данные можно перенести на реальную жизнь. Валидность = обоснованность (должна выявлять то, для чего предназначена) + надежность (однопорядковость данных при повторных измерениях).
Личность – это конкретный человек, как носитель сознания (К.К. Платонов). – это интегративная целостность биогенных, психогенных и социогенных характеристик (Я. Щепанский). – это субъект преобразования мира на основе его подсознания, переживания и отношения к нему. (К.К. Платонов – деятельностная сторона личности). Состав личности по К.К. Платонову:
Ролевые структуры личности Каждый человек действует в соответствии с выбранными или данными ему социальными ролями. В 1936 г. Р. Линтон и Д. Мид ввели в психологию понятие «социальная роль». Структура личности – ряд взаимодействующих слоев.
Психологическое ядро личности: субъективное «Я», самооценка, самовосприятие. Формируется Я-концепция, представление о своих предках. Отражение Я-концепции – логическое поведение. На этом основаны проективные методики. Я-концепция начинает формироваться с появления человека на свет под влиянием ближайшего окружения, и прежде всего матери. «Я» обеспечивает стабильность личности. Э. Берн пытался выделить компоненты субъективного «Я»: 1. Я–детское 2. Я–реальное, адекватное 3. Я–родительское Иногда одно из них начинает преобладать. В зависимости от того, какое Я выходит вперед, проявляется определенный вид поведения. Промежуточный слой – типические реакции – устойчивые образцы поведения. Они обусловлены особенностями я – концепции и наоборот, приобретенные типические реакции влияют на Я-концепцию. Что бы повлиять на поведение нужно влиять или на «Я» или на само поведение. Внешний слой – социальная роль – нормативный образец поведения, ожидаемый от каждого в соответствии с местом, занимаемым личностью в структуре общественных отношений. Классификация социальных ролей по Герхарду. 1. Статусные – изменяемые с величайшим трудом, предписаны нам от рождения. · Мужчина – Женщина · Возрастные роли · Роль гражданина своей страны 2. Позиционные – определяются профессионально-квалификационным разделением труда в обществе. (Физики, химики, журналисты; Старшие и младшие научные сотрудники; профессора, категории актеров). Более определены, чем статусные. Статусные, в свою очередь, накладываются на позиционные. 3. Ситуационные – исполняются в той или иной ситуации. Пешеход, покупатель и т.д. Больше степеней свободы. Различие в их количестве может привести к конфликту. Классификация позиционных ролей на работе по Брауну: 1. Ориентир. 2. Одобритель, эмоциональный лидер. 3. Уникальные роли, обусловленные характеристиками человека. Например, козел отпущения. Т. Парсонс. Подход к проблеме социальных ролей. Характеристики анализа социальных ролей:
Т. Шибутани. Классификация социальных ролей: 1. Конвенциональные. Люди договариваются о правилах их исполнения (преподаватель и студент). 2. Межличностные. Неформальные, индивидуализированные. Как вести себя с тем или иным человеком.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |