Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная психология личности




Подробнее о методах...

Методы социальной психологии

Обусловленность выбранного метода:

1. Уровень материальной культуры общества.

2. Уровень культуры самого исследования.

3. Особенности популяции, в рамках которой работает исследование.

 

Для проведения исследования необходимо:

1. Субъект исследования

2. Объект исследования

3. Инструмент (опросник, шкала)

4. Эталоны измерения

5. Процедуры.

 

Классификация методов В. Семенова.

1. методы эмпирических исследований:

· наблюдение

· анализ документов

· опросы

· специализированные социально-психологические методы (социометрия, метод групповых оценок и пр.)

· тесты

· эксперимент

2. моделируемые методы (в лабораториях)

3. управленческо-воспитательные (тренинги).

 

Американская классификация:

1. Корреляционные методы

2. Экспериментальные методы

Метод наблюдения – визуальный охват объектов, интересных для исследователя. 1. Неконтролируемое /контролируемое наблюдение (нестандартизированное/стандартизированное). Это наблюдение включенное, участвующее.

2. Наблюдение в естественных ситуациях (испытуемый не видит наблюдателя или не знает, что за ним наблюдают).

1936 г. Уайт «Общество на углу улицы» - описал жизнь итальянской община Нью-Йорка, представившись студентом, пишущим диплом об итальянских обычаях.

1960-е гг. М. Омон работал 8 лет жила разнорабочей и жила среди них, получив диплом Сорбонны.

А. Алексеев в середине 80-х с бригадой поехал на Украину возводить колхозы.

Т. Брок – 1) Техника потерянного письма. Обнаруживалось в ящике письмо: в Нью-Йорке – уезжающего советского человека, в Петербурге – уезжающего американца. Иногда нашедшие отсылали письма. В Америку пришло писем больше. 2) Искусственно набирал толпу в Америке и у нас. Толпа-американцы – драка, толпа-русские – что-то делают. 3) Реакция на запачканный локоть у незнакомца только в России.

Анализ документации. Междисциплинарный метод. Документ – все что угодно (газета, конспект лекции, все фиксируемое).

Классификация документов:

  1. Официальные. Исходят из той или иной официальной организации.
    • Первичные (протоколы заседаний)
    • Вторичные (отчет за год) – основан на данных из первичных документов.
  2. Неофициальные.
    • Личные – удостоверяются подписью.
    • Безличные.

До середины 30-х годов – качественный анализ. А затем – контент-анализ.

Б. Берельсон Предложил контент-анализ. Уделял внимание тому, как часто повторяется тот или иной момент (слово, мысль, обращение). Главное – ценность выделенных единиц.

1943 г. На основе использования контент-анализа была закрыта профашистская газета в США.

В. Семенов анализировал образы брака и любви в молодежных журналах. Оказалось, что они различались в зависимости от пола автора.

Опросы. Различают два вида: интервью (личное вербальное взаимодействие) и анкета. Страна опросов – Англия. Уже в VII веке они проводились по заказу парламента. Опросы используются на всех этапах исследования. На первом этапе – интервью. Опросы существуют как основное средство сбора первичной информации. На заключительном этапе они используются для уточнения данных.

Интервью (нельзя ставить знак равенства с беседой) – метод сбора первичной информации, в котором один человек – интервьюер, который стремиться получить информацию об отношении и мнении относительно одного человека или группы. Метод может использоваться при отборе лиц – оценочное интервью. Различают:

1. информационное интервью – нужно для получения информации.

2. терапевтическое интервью – для изменения поведения того или иного человека.

Эти методы могут сочетаться.

Середина 40-х гг. Стресс-интервью. Проверяли реакцию на стрессовую ситуацию (темная комната с узким пучком света, стул на двух ножках, гипотетическая ситуация кражи).

Вопросы направлены на:

1. выявление информации о фактах (сколько вам лет, где работаете и т.д.).

2. выявление мнений о фактах. Нужно обязательно узнать, откуда человек узнает о факте, о котором рассуждает. Желательно выяснять что-либо у непосредственных участников.

Виды интервью:

1. Стандартизированные (используются чаще всего) – имеют строго определенные формулировки вопросов и их последовательность. Для проведения можно использовать не очень квалифицированных интервьюеров; не слишком жесткая форма для опрашиваемого; дешевле; но уровень контакта не высокий.

2. Нестандартизированные – общая только тема и цель. Интервьюер свободен.

3. Полустандартизированное (с середины 40-х) – разработали Р. Мертон и П. Кендалл. Используется путеводитель интервью – перечень обязательных вопросов. Другое название – фокусированное интервью.

Правила формулирования вопросов:

  1. Вопрос должен быть как можно короче.
  2. Не должен включать малознакомых слов и символов.
  3. Каждый вопрос должен быть логически отделен (плохой вопрос – «Любите ли вы ходить в кино или театр?»).
  4. Вопрос не должен быть очень личным. Лучше строить вопросы в безличной форме.
  5. Формулировать вопрос следует в такой форме, чтобы любой ответ был социально приемлемым. Можно использовать синонимы, более мягкие по смыслу.

Открытый вопрос не дает опрашиваемому подсказки относительно формы ответа.

Закрытый вопрос предлагает на выбор 2 и более вариантов ответа, что лишает возможности отвечать своими словами. Он чаще используется в анкетах.

Правила последовательности вопросов (особенно в интервью):

  1. начинать следует с более простых вопросов.
  2. первый вопрос должен быть как можно более интересным и не должен быть дискуссионным (особенно в США).
  3. должна быть некоторая логика в последовательности.
  4. иногда необходимо ставить провокационные вопросы, будто интервьюер уже знает на него ответ («когда вы прекращаете бить свою жену?»).
  5. нельзя спорить или одобрять человека.
  6. важные вопросы лучше всего ставить в середине интервью – время наивысшего контакта.

Способы записи информации в интервью:

1. дословная запись.

2. кодирование.

3. механическая регистрация, звукозапись.

25–30 минут – хорошее время для интервью. Самое длинное интервью – 6 часов.

Репрезентативный опрос – опрос особой выборки.

Иногда цели опроса лучше замаскировать.

Э. Ноэме выяснял отношение опрашиваемого к произведенному интервью. Если опрашиваемый увеличивал время – разговор казался ему неинтересным и наоборот.

Анкета: должна быть планка, краткое объяснение цели исследования, указание, как отвечать (последовательность не так важна), благодарность. Начинать всегда следует с программы исследования. Программа исследования:

  1. чтение литературы.
  2. формулирование проблематики, предмет и объект исследования.
  3. гипотеза.
  4. выбор метода.

Первый этап – разведывательный план: пробные интервью, предварительные интервью.

Второй этап – аналитический план: описательный, дескриптивный план, сбор и анализ информации, отчет. Не подразумевает экспериментальных ситуаций. Происходит вычисление связей и корреляций.

Третий этап – экспериментальный план.

Иногда можно обойтись и без разведки и аналитического плана.

Существует проблема экологической валидности, – в какой степени лабораторные данные можно перенести на реальную жизнь.

Валидность = обоснованность (должна выявлять то, для чего предназначена) + надежность (однопорядковость данных при повторных измерениях).

 

Личность – это конкретный человек, как носитель сознания (К.К. Платонов).

– это интегративная целостность биогенных, психогенных и социогенных характеристик (Я. Щепанский).

– это субъект преобразования мира на основе его подсознания, переживания и отношения к нему. (К.К. Платонов – деятельностная сторона личности).

Состав личности по К.К. Платонову:

  1. Биологически обусловленная подструктура – полученное от природы. Врожденные анатомо-физиологические способности, генетическая информация. На социальность человека влияют, например рост (у высоких – более высокая самооценка), красота.
  2. Особенности протекания психических процессов. Их основа биологическая, но можно как-то вмешиваться в их развитие (тренировать силу воли и т.п.).
  3. Навыки (зависят от биологической обучаемости) и опыт (богатый социальный опыт).
  4. Социально обусловленная подструктура – результат взаимодействия (социальные потребности, интересы, установки, предрассудки).
  5. Дополнительные подструктуры: способности и характер (каркас личности, индивидуальная неповторимость).

Ролевые структуры личности

Каждый человек действует в соответствии с выбранными или данными ему социальными ролями. В 1936 г. Р. Линтон и Д. Мид ввели в психологию понятие «социальная роль». Структура личности – ряд взаимодействующих слоев.

 

Психологическое ядро личности: субъективное «Я», самооценка, самовосприятие. Формируется Я-концепция, представление о своих предках. Отражение Я-концепции – логическое поведение. На этом основаны проективные методики. Я-концепция начинает формироваться с появления человека на свет под влиянием ближайшего окружения, и прежде всего матери. «Я» обеспечивает стабильность личности.

Э. Берн пытался выделить компоненты субъективного «Я»:

1. Я–детское

2. Я–реальное, адекватное

3. Я–родительское

Иногда одно из них начинает преобладать. В зависимости от того, какое Я выходит вперед, проявляется определенный вид поведения.

Промежуточный слой – типические реакции – устойчивые образцы поведения. Они обусловлены особенностями я – концепции и наоборот, приобретенные типические реакции влияют на Я-концепцию. Что бы повлиять на поведение нужно влиять или на «Я» или на само поведение.

Внешний слой – социальная роль – нормативный образец поведения, ожидаемый от каждого в соответствии с местом, занимаемым личностью в структуре общественных отношений.

Классификация социальных ролей по Герхарду.

1. Статусные – изменяемые с величайшим трудом, предписаны нам от рождения.

· Мужчина – Женщина

· Возрастные роли

· Роль гражданина своей страны

2. Позиционные – определяются профессионально-квалификационным разделением труда в обществе. (Физики, химики, журналисты; Старшие и младшие научные сотрудники; профессора, категории актеров). Более определены, чем статусные. Статусные, в свою очередь, накладываются на позиционные.

3. Ситуационные – исполняются в той или иной ситуации. Пешеход, покупатель и т.д. Больше степеней свободы. Различие в их количестве может привести к конфликту.

Классификация позиционных ролей на работе по Брауну:

1. Ориентир.

2. Одобритель, эмоциональный лидер.

3. Уникальные роли, обусловленные характеристиками человека. Например, козел отпущения.

Т. Парсонс. Подход к проблеме социальных ролей. Характеристики анализа социальных ролей:

  1. Эмоциональность (врач и служитель кладбища должны быть сдержаны).
  2. Способ получения (способы бывают достигнутые (студент) и предписанные).
  3. Масштаб (окулист, продавец или друг, родитель).
  4. Формализация. Формализованные роли содержат определенную структуру действий. Библиотекарь и друг – поведение относительно взятой книги.
  5. Мотивация. Мотив есть всегда, но не всегда осознаваем.

Т. Шибутани. Классификация социальных ролей:

1. Конвенциональные. Люди договариваются о правилах их исполнения (преподаватель и студент).

2. Межличностные. Неформальные, индивидуализированные. Как вести себя с тем или иным человеком.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.