КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация и потребности
Уровень притязаний и фрустраций личности Понятие уровня притязаний ввел в психологию Курт Левин, определяя его, как степень трудности целей, которые мы ставим перед собой. Он зависит от ближайшего социального окружения. Эксперимент Н.Ф. Наумовой и М. Слюсарянского был проведен в Перми на молодых рабочих. Хотели выявить зависимость между социальным происхождением и удовлетворенностью настоящим социальным положением. Самые удовлетворенные – дети крестьян, затем дети рабочих, дети инженерно – технических служащих, а наименее удовлетворенные – дети ответственных работников. Уровень достижений – как правило, ниже уровня притязаний. Разница между ними – фактор внутренней мотивации личности. При достижении уровня притязаний 1. Он растет, хотя и не всегда. 2. Останавливается на достигнутом. 3. Пытается снизить уровень планки (т.к. считает успех незаслуженным, случайным) Фрустрация – возникает при невозможности удовлетворить свои притязания. От латинского – крушение, расстройство. Это психическое состояние, переживаемое личностью при столкновении с непреодолимым препятствием на пути достижения цели или препятствием, кажущимся таковым. 1. Обход препятствия. 2. Реакция фиксации ошибки (раз за разом повторяет одну и ту же ошибку). Следует сделать перерыв. 3. Агрессия (по отношению к препятствию, к людям, вызвавшим фрустрацию, смещение агрессии на других или на себя (суицид)). 4. Замещение цели. 5. Рационализация (попытка объяснить, почему мне не нужна эта цель, раз я не могу ее добиться). 6. Вытеснение (не помним плохое). 7. Уход.
Р. Лайкерт: мотивация – это ядро управления. Мотивация – «movere» – толкать, побуждать. Потребности: 1. первичные, врожденные, одинаковы для всех. 2. вторичные, приобретенные – социальные. Потребности: 1. осознаваемые – вербализованные 2. неосознаваемые – не сформулированные. Одни и те же потребности могут приводить к разным действиям. Потребность приводит к возникновению мотивации, появления действий, приводящих к цели. При удачном действии происходит его повторение – закон эффекта. Личностный смысл – одни и те же действия для разных людей могут иметь разный смысл. Сдвиг мотивов – введено А.Н. Леонтьевым – действия, выполняемые для достижения цели, постепенно начинают производиться ради самих действий. А. Маслоу: Теория иерархии потребностей. После основного удовлетворения одного уровня, потребность переходит на следующий, более высокий. А. Маслоу взял 200 биографий великих людей и проанализировал их потребности и мотивы. 1. Естественные потребности. 2. Потребность в гарантии (безопасности). 3. Потребность в аффилиации (в принадлежности, в присоединении). 4. Потребность в уважении и самоуважении (не просто членом группы, но значимым). 5. Потребность в самоактуализации и самореализации. Большинство людей не доходят дальше 3 уровня. Ученики А. Маслоу продолжили его идею и выделили высшую потребность – Потребность в помощи и самореализации других людей. Кл. Алдерфер: Теория ERG. Сгруппировал (1) и (2) естественные потребности в существование. (3) потребность в отношение. (4) и (5) потребности роста. Чем больше удовлетворены низшие потребности, тем более значимы высшие потребности. Чем меньше удовлетворены потребности высших уровней, тем меньше значимы низшие.
Различные подходы: 1. Патерналистский подход (стимулирование людей независимо от успешности деятельности). 2. Теория Х – внешняя мотивация (экономическая, например). 3. Теория У – внутренняя мотивация, мотивация самой деятельностью. Труд естественен, как учеба или игра. (2), (3) – Д. Мак Грегор. 4. Главное – фактор принадлежности к группе единоличников. У. Оучи.
Мотивационно-гигиеническая теория Ф. Херцберг Два полюса: максимальная удовлетворенность работой и максимальная неудовлетворенность работой. Ранее они рассматривались как одно состояние с двумя полюсами. Ф. Херцберг предположил, что их два: максимальная удовлетворенность и минимальная удовлетворенность (аналогично неудовлетворенность). На состояние удовлетворенности влияют мотивами. На состояние неудовлетворенности влияют гигиенические факторы. Мотивы непосредственно связаны с содержанием труда. Гигиенические – факторы внешние и не связаны самим трудом. Внешние факторы (гигиенические) – в норме мы их не замечаем (чистый воздух). 1. санитарно-гигиенические факторы. 2. заработная плата. 3. взаимоотношение с руководством по вертикали. 4. взаимоотношение с сотрудниками. Но даже идеализация этих факторов может лишь снизить неудовлетворенность, но не повысить их удовлетворенность. Есть несколько способов, как можно немного повысить удовлетворенность: 1. дать самостоятельность. 2. повысить уровень ответственности. 3. показать возможность профессионального роста. На этой основе разрабатываются практические программы вроде программы «Обогащение труда», дабы труд стал более интересным и ответственным. Но мотивация – процесс слишком сложный и анкетная методика Херцберга не позволила выявить объективные связи между удовлетворенностью, условиями и результативностью труда.
Теория мотивации и достижения Д. Мак Клелланда Исследования начинались с теста тематической апперцепции (ТАТ) (рассказ истории по картинкам). Затем были исследования студентов: если студенты четко видели и формулировали проблему – отмечалась мотивация достижения; если преобладали общие слова и формулировки – мотивация аффилиации. Д. Аткенсон занимался подобными исследованиями. Ученые исследуют людей с мотивацией достижения цели: сам ставит цели, сам ищет пути ее достижения. Такой человек ориентирован на цель, а не на внешнее достижение, и у него ярко выражена внутренняя мотивация. Формирование такой мотивации может зависеть от разных факторов. От соответствующей семейной обстановки и воспитания – высокие стандарты достижения (сам выбирает свой путь), постоянство в семейных ориентирах (ели можно – так можно, если нет – нет). От религиозного воспитания, например, в духе протестантизма; присутствует даже в таких странах, где высокий послевоенный уровень. Человек, достигнув вершины, оказывается в пустоте, он не в состоянии поставить новую цель – болезнь Мартина Идена (герой романа Дж. Лондона). Недавно выделена еще одна мотивация – мотивация во власти.
Социальная психология групп. Группа – ограниченная в размерах общность людей в пределах той или иной социальной целостности (определенного социального контекста – группа не существует сама по себе). Р. Мертон. Группа – совокупность лиц, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность друг к другу и рассматриваемых как группа с точки зрения других лиц. Существуют признаки группы:
Агрегация – совокупность никак не взаимодействующих лиц (люди на остановке). Относительно двух человек – мнения разняться. Я. Щепанский: двое – диада, а группа только из трех человек. Три человека более устойчивы, но всегда есть тенденция к объединению двух и выталкиванию третьего. Группа с нечетным числом лиц имеет меньше проблем, она более устойчива. Для различных дискуссионных групп оптимальное число лиц 7±2. Чем меньше группа, тем меньше процент прогулов. Функция группы в обществе (Н. Смелзер): 1. Социализация. Первый агент социализации – семья, где учат основам поведения в обществе. Различают дотрудовую, трудовую и послетрудовую социализацию. По другим мнения, социализация заканчивается в молодом возрасте. Если упущен какой-то период раннего детства агентами социализации, то догнать его очень сложно, или вовсе невозможно. 2. Инструментальная функция. Люди заняты трудовой, производственной деятельностью. Многие вещи делать в одиночку невозможно. Образуются группы (музыкальная группа, экипаж самолета и т.д.). 3. Экспрессивная функция. Для выражения чувств (день рождения, болельщик на стадионе и т.д.). 4. Поддерживающая функция. Психологическая поддержка (берем с собой кого-нибудь в опасное дело). Эксперимент С. Шахтера. Студентам сразу говорят, что их ударяет электрическим током. Одной группе – о сильном ударе, другой – о слабом ударе. Затем их спрашивают: в одиночестве или в обществе себе подобных лучше ждать удар. 2/3 с сильным ударом решили ждать в группе. 2/3 со слабым ударом – все равно. Проводились и другие эксперименты. Выяснилось, что первенцы и единственные в семье дети в большей степени искали поддержку у группы.
Классификация групп Ч. Кули. 1. первичные – члены ее связаны сильными эмоциональными связями. Единственный их вид – семья. 2. вторичные – связи между ее членами менее эмоциональны, но более рациональны. Сейчас к первичным относят также студенческую группу и рабочий коллектив. Э. Мейо. 1. Формальные – взаимодействие формализовано – различные инструкции и указания. 2. Неформальные. Г. Хаймен (1942). 1. Группы членства – в составе ее индивид состоит (студенты СПбГУ). 2. Референтные группы (эталонные) – наиболее значимые, важные, ценные для индивида люди. Т. Пасонс. Типы референтных групп. 1. Нормативные – мы мечтаем быть ее членом, во всем ей следуем 2. Сравнительные – используем только для сравнения, попасть туда не хотим (сравниваем зарплату). 3. Негативные – в корне отрицаем все характерное какой-то группе. Воздействовать на человека можно через нормативную референтную группу. Г.М. Андреева: Группы: 1. условные – реально не существуют. 2. реальные: – лабораторные – естественные: большие: а) неорганизованные б) организованные малые: а) развивающиеся (становящиеся) б) коллектив.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |