Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аномия как теория девиации


Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

10.12.2009

19.11.2009

 

Некоторые ученые считают, что весь мир состоит из субкультур. Например, Щипанская (насколько он помнит).

 

Фантомные группы – группы, которые то ли есть, то ли нет. То ли их все видели, то ли никто не знает, где они обитают. Яппи и гопники - не субкультуры. Блондинок многие относят к субкультурам. Не субкультура – то, что не подходит под пункты анкеты.

 

У англичан субкультуры считают, что субкультуры базируются на рабочем классе. Пример: панки. Хотя, сегодня панков почти не осталось, сегодня – сплоченные группы клоунов.

 

«В социальном мире много непонятного, даже для нашей кафедры… для всей… а может, даже и для меня».

 

Если человек, принадлежащий к опред. субкультуре, не говорит о своей принадлежности к ней, не знает о ней, ещё не факт, что он к ней не принадлежит. Он может думать, что это что-то другое.

 

Пример фантомной группы – метросексуал. Это концепция, модель, придуманная кем-то. На самом деле их нет. Лидеры этой группы: Девид Бэкхам, Илья Лагутенко, Сергей Зверев и им подобные. Они сами могут не знать об этом. Просто кто-то решил, что они – образцы метросексуалов. «метро» - т.к. городская культура. «сексуал» - вообще непонятно, почему.

Гипотеза: метросексуалы – искусственное образование, т.к. кто-то в этом заинтересован, заинтересован в бытии такой группы (это продавцы мужской косметики, стильной одежды). Раньше мужчине было неприлично интересоваться косметикой. Перед продавцами встала задача сделать из мужчин потребителей косметики – надо было их убедить в том, что ничего плохого в этом нет.

Секса в СССР не было, т.к. не было продавца, кот. бы продавал что-то ля этой сферы, это была абсолютно интимная сфера. А потом появилась коммерция, нужно было из интимной сферы это вытащить наружу – сделали – секс появился. И теперь под маской сексуального, привлекательного, эротичного продаётся многое. Куда только красивых сексуальных девушек ни сажают, чтобы это продать!



Появление метросексуалов (если они вообще появились) – индикатор того, что женщины начинают побеждать в борьбе полов. В начале 80-х женщины решили, что они лучше мужчин. Остались дети – некоторые из их мальчики. Мальчика женщина может воспитать, как женщину, как бы она ни старалась даже наоборот. Понятно, откуда могут появляться метросексуалы. Метросексуалы были всегда, т.к. всегда у некоторых мужчин была потребность красить ногти, одевать парики и т.д., но общество им этого делать не позволяло. Раньше моду диктовали сословия: сапожник не мог одеться, как аристократ. Когда границы в индустриальных обществах пали, появилась мода. Подиум – механизм появления моды, а следовательно и метросексуалов. В армии есть мода только на первый взгляд, но она скорее субкультурная, это не мода, а фенечки, которые обозначают положение в обществе. Массово-информационные процессы порождают механизмы моды. Главная задача модельной индустрии – постоянно предъявлять образцы. Не только продавцы заинтересованы в появлении метросексуалов, но и СМИ: обо всём уже написано, а тут свежачок. А для женщин это попытка поглощения мужчин – назвать женщинами (шутка Разина). Черты метросексуала очень похожи на женские.

В субкультуру сложно вступить, несмотря на то, что всё открыто: надо познакомиться с народом, войти в коллектив, и т.д. А метросексуалом стать легко: начал краситься, и всё.

Метросексуалы появились в 94 году – американец придумал такое название для молодых людей с опред. характеристиками.

 

Почему женщины читают Космополитан? – разные причины, в том числе – чтобы понять, что мужчины читают о них. Почему мужчины его читают? (а их 40% читателей) – чтобы лучше знать женщин.

 

01:01:48 – из работ студентов о мужчинах и журналах Менс Хэлс, Максим и ЭфЭйчЭм (почему там такие рубрики и как представлен мужчина). Мужчина представлен в них беспомощным, как женщина в женских журналах.

Большинство тем касается ориентации в пространстве. Темы: «Как вести себя в музее», «Как быстро и незаметно подсчитывать калории», «Как пользоваться домкратом» и т.п.

14% в этих 3 журналах – тема болезней. А ведь болезни никогда особенно не волновали мужчин. Раньше это было в женских журналах. Теперь в мужских журналах темы: «Как дожить до донорской печени», «Умирают ли от изжоги».

Следующая тема – страх женщины: страх первого свидания, что ей говорить, как поцеловать, как c ней разговаривать, если всё-таки придётся разговаривать, степени доступности иностранок, немного женской психологии. Не было таких тем раньше. Мужчин мало волновала женская психология.

 

Мужчины читают в журнале о том, о чём раньше думали только женщины – и становятся «женщинами»

 

В женских журналах на первом месте болезни, на втором мужчины, на третьем ориентация в пространстве.

01:16:10

 

Женщины представляются в СМИ более приспособленными к жизни, чем мужчины. А может, это действительно так.

 

 

! ПЕРЕПИСАТЬ С ДИКТОФОНА ЛЕКЦИИ 26.11.2009 И 03.12.2009 !

 

 

 

Зачет на вечернем отделении в понед. 21 декабря в 16:00. Будет не один принимать. Будет 2 предмета в 1 день (скорее всего, 2 вопроса по одному предмету, 2 вопроса по другому).

 

150 человек, допустим, 50 автоматов, хотя 20 человек до сих пор не прислали работы.

 

На сайте autooffice.info будут вопросы. Правда, там лежит программа курса. Вопросы в опред. смысле дублируют их.

 

Про вопросы для заочников: - 6:00 – 06:30

 

- Можно ещё успеть написать?

- Ну, напишите. Как я могу запретить вам?

 

В деревне у людей простые взаимоотношения, из очень легко описать: все равны, взаимоотношения носят спарадический характер (встретил на улице, поговорил с кем-то), связи эмоциональные (кого-то любим, кого-то нет), и т.д. В городах приходится общаться с большим количеством партнеров; появляются условия труда, появ. профессии (самовозобновляющиеся условия труда); профессии обеспечивают



13:50

Возникает кооперация – особая форма сотрудничества, когда связи ля удовлетворения потребностей осуществляются не напрямую, а опосредованно, многоступенчато. Появляются соц. институты.

Часто мы чем-то обмениваемся, но не всегда напрямую. Кому-то платит государство, которому мы платим налоги (пример – солдаты, которые нас охраняют)

 

! Социальный институт – воспроизводящая совокупность норм и принципов взаимодействия относительно решения базовых проблем (определение Разина)

 

Базовые проблемы и институты

У всех людей, всех сообществ есть базовые проблемы:

- все хотят жить в безопасности (появляется армия, полиция и т.п. для защиты)

- рождение детей и их воспитание (появляется институт семьи)

- детям надо давать образование (институт учебный)

- есть религии (церковь их оформляет)

- есть политика и политические вопросы (есть институты, борющиеся за власть)

 

Все стадии регулируются в каждом обществе с одной стороны похожим образом, а с другой –

19:20

 

Пространство, где мы находимся, стены, парты и т.д. – это материальное выражение норм и способов поведения в социальном институте образования, кот. устоялся в этом обществе.

 

Можно заниматься социологией и в песочнице, но в обществе выработались нормы, кот. приписывают читать лекцию «вот за этой штуковиной» (про кафедру). А вчера на профессорском собрании Рихтер выступил на тему того, что надо обустроить современным образом аудитории.

 

Есть такая фраза

26:30

«Человека неумалимо тянет ко злу…»

 

Надо как-то человека побудить, чтобы он стремился к добру.

 

Что такое добро? Человек, делая что-то, учитывает существование других.

 

Социализация – процесс… 29:00

Этот процесс начинается с первых дней жизни ребенка.

 

Если человек не социализирован, он…

 

Интеллект вырабатывается при жизни.

 

32:00-37

Была одна женщина, которая…

Это было начало 20 века…

 

…через понимание того как живут индейцы и папуасы. Они шли, шли и нашли около костра маленькую девочку, а племя не нашли…

 

 

Первая стадия: детство…

К 8 годам… на первой стадии дети усваивают нормы и ценности своих групп и соц. классов (понимают, они дети рабочих или дети олигархов)

 

Вторая стадия: школа.

На этой стадии… приобретаются нравственные понятия (если до этого не воспитали родители). В каждой школе сущ. Как минимум 2 плана: один учебный, а второй латентный, когда нормы, ценности сообщества через учителей передаются детям (им объясняются… 38:40). Меняются идеологические конструкции, учебные планы, но латентный план остаётся. Латентный план: ребенок усваивает, что существует неравенство, существует власть (обществоведение, например, учит структуре власти). В общем, ребенок начинает понимать, где он живет.

У некоторых вторая стадия продлевается и на дневном отделении института.

 

Третья стадия содержит 2 роли:

- мужа и жены

- независимого экономического агента (человек сам зарабатывает деньги, не зависит от родителей)

Это накладывает на человека много новых перспектив. Он социализируется ещё раз.

 

Как усваиваются эти нормы и ценности, для науки пока загадка. Некоторые делают вид, что её отгадали, другие говорят прямо.

 

Интериоризация – усвоение, принятие норм поведения.

 

Некоторые говорят

Парсенс говорит о впитывании. Это скорее не научные термины, а метафоры. И психологи в этом нам не помощники, к сожалению.

 

Метафора: вертолет летит высоко над красивым парком; внизу газоны, ухоженные рощицы, непроходимые заросли кустарника, асфальтовые аллеи, узкие тропинки; появляются люди. Одни идут по аллее, другие поперек, третьи вообще лезут через кустарник (видно, что нет оттуда выхода, но он всё равно лезет). Это метафора, описывающая, что такое социальный институт – это как раз аллея (хорошо учиться, хорошо работать – медленный, но верный путь к успеху). Те, кто «перепрыгивает через кусты», напр. грабят банки – их поведение называется девиантным(отклоняющимся).

 

Девиантное поведение – слегка отклоняющееся от общепринятое и часто влекущее за собой дополнительные санкции.

Даже в мелочах: прическа может отличаться от общепринятых – может быть осуждение.

 

Деликвентное поведение –

52:00

Влечет за собой административную ответственность.

 

? поведение

53:40

 

Криминальное поведение – серьезное отступление от норм в обществе, влекущее за собой уголовную ответственность.

 

 

Теория стигматизации

 

Стигма – печать.

Раньше клеймили скот. Сегодня группы накладывают стигмы на другие группы (как правило, сильные на слабых, мужчины на женщин, взрослые на детей). Назвать кого-то дикарем – значит, навесить на него ярлык.

 

Теория исходит из того, что ни одно действие не явл. девиантным, по сути…

56:44

Биологически все равны.

 

Первичная стигматизация: кто-то кого-то называет, напр., преступником (напр. подростка, залезшего за яблоком или нарисовавшего на парте)

Вторичная стигматизация: человек сам на себя накладывает эту стигму.

 

Теория исходит из того, что все совершают преступления.

Все дети лазят за яблоками или бьют стекла (например), но если они в бедных районах, их с большей вероятностью назовут преступниками, чем если они из богатых районов, родителей которых они боятся.

 

Однажды назвав человека преступником, мы порождаем вторую стадию социализации. Человек скажет: «Да, я преступник. А вы все уроды, и я всё равно буду тем, кто я есть».

 

Вообще девиация нужна для сплачивания общества. Если не объявлять преступлением ничего, общество не будет сплачиваться против преступников. Да и если уберем наркоманию, куда денутся сюжеты про преступность? Общество определяет себя через врагов («Я не такой», «я лучше» или «я хуже»)

 

Любят объяснять: «Ну, у меня нет ферментов – я и склонен к выпиванию».

 

 

 

Греч. «аномос» – жизни без законов.

Франц. «аноми» – моральное разложение, падение нравов (Эмиль Дюрги в начале 20 века придумал это слово).

 

Аномию можно описывать с 2 сторон:

- большое количество людей, зная о существовании норм, относятся к ним негативно

- состояние личности, дезинтегрированное, дезорганизованное, в подавленном состоянии психики, когда личность не знает, что ей делать, куда идти, как жить дальше (в 20 веке при социализме у личности были цели: шли к коммунизму – одни были за, другие против, некоторые в полную силу «тянули это бревно», но в целом двигались к коммунизму; в 1991 году всё это рухнуло и появилась как бы свобода, но непонятно, куда идти, что делать, наступила полная дезорганизация в умах, которая во многом продолжается до сих пор).

 

Аномия возникает при отсутствии или непроясненности целей (цели ясны, но недоступны, либо цели не ясны).

Например, цель ясна: Мерседес – лучший автомобиль. Но подавляющее большинство россиян не может купить себе новый Мерседес. И у человека появляются психологические проблемы – это тоже аномия.

 

Что с этим делать? Есть несколько способов выхода из состояния аномии для личности:

- Конформизм: принимать цель и действовать согласно этому. Т.е. работать, работать и купить Мерседес (или не купить). Если цель осуществлена, человек чувствует себя хорошо. Это единственный недевиантный способ.

- Инновационное поведение. Все идут по аллее, а можно сократить путь к Мерседесу, напр. его угнать. Общество не учит никого угонять автомобили, наоборот, говорят «не укради». Но человек изобретает новое поведение – и общество его за это карает. Но! Человек полез через кусты, кто-то за ним, потом ещё, ещё – и в результате такое поведение может стать нормой (пример: революционеры, за кот. пошли люди)

* тут ещё будет про виды поведения…

 

Отсюда слабая социализация (педагоги не знают, чему им учить детей).

 

Человек, как правило, и часто идентифицирует себя через свою социальную группу. Если у этой соц. группы цели не прояснены, личности сложно выработать систему ценностей. Пусть он сам выработал систему ценностей, но общество всё равно задает опред. нормы (напр. решил ходить голым – принадлежит к нудистам, но не может прийти так в университет). «Вы можете не быть в группе, кот. прыгает в окно, но вы всё равно будете в другой группе».

 

Девиантное поведение (своё собственное) возможно. Но к чему оно может привести?

 

* В четверг лекция по феминизму

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммуникация субкультуры с окружающей средой | Связь социологии с другими науками

Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.