Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникация субкультуры с окружающей средой


12.11.2009

05.11.2009

 

О контрольной работе:

 

«У вас уникальнейший случай поучаствовать в научной работе. Никто не знает, как это делать. Моя задача поставить тройки и допустить к зачету тех, кто хоть чё-то написал, и поставить неуд тем и не допустить к зачету тех, кто просто поленился две минуты подумать, и поставить автомат тем, кто внимательно меня слушал и подошел к этой работе творчески. Попробуйте ваши творческие, так называемые, способности применить, и вот эту вот туманность, которая существует в ваших взглядах на социальную реальность, облечь в некоторую более или менее ясную форму. И всем будет интересно – и мне будет интересно читать, и вам будет…»

 

Вопрос студента: а юмор приветствуется?

Ответ: «Юмор всегда приветствуется, стеб не приветствуется»

 

Вопрос студента: а почему существует этот длинный список субкультур, о которых нельзя писать?

Ответ: «Первое: о них все уже знают. Второе: я не хочу вас мучить, потому что ход вашей мысли будет очень простой – «давайте посмотрим в Интернете!» - и вы будете мучительнейшим образом переделывать статьи из Интернета, вставлять под эти вопросики, в итоге сделаете двойную работу. Лучше просто напишите что-нибудь оригинальное, что будет действительно ваше»

 

Работа должна быть оригинальной!

Самая популярная ошибка при выполнении работы - лень! (когда это сделано задней левой ногой). Для того чтобы поверил, что такая субкультура существует, нужно приложить фотографии (а можно даже Интернет-ссылки)

 

Несколько работ написать можно, но лучше не надо: лень читать.

 

 

Лекция:

 

Субкультура не = секта

 

Секта – группа, которая захватывает человека с опред. целью.

 

Субкультуры – чем похожи на группы и на массу – записали уже (когда???)

 

Преподаватели – не субкультура, а группа в рамках структуры образования. Преподаватели одной кафедры – группа. Преподаватели разных кафедр, которые отмечают день рождения одного из преподавателей и собрались на одной из кафедр – больше похоже на субкультуру (хотя, сложно её назвать субкультурой, т.к. не преподаватель туда попасть не может, а субкультура – открытое образование, в которое может вступить кто угодно)



 

Причины вступления в субкультуру

 

Быть студентом – не вполне добровольное дело (к этому склоняли и родители, и общество, в котором так положено), а быть байкером – дело совершенно добровольное. Для чего люди делают то, что делают? – это не только факты личной биографии, а было под влиянием социальных факторов. Например, человека не устраивает его положение в социальной группе – и он хочет выделиться, уйти от действительности, стать хоть кем-то, стремится быть похожим на кого-то, кто в этой группе.

 

Референтная группа – группа, на которую ты хочешь равняться. У каждого из нас есть такая группа (она своя в зависимости оттого, какое мироощущение). Например, для Разина – академики.

 

В субкультурах участвует примерно 10% населения нашей страны.

 

Из социологов вообще мало кто понимает, что такое субкультура. А те, кто знает, называют тот самый список, который указан в анкете – о ком писать нельзя.

 

Есть традиция изучения субкультур как молодежных образований. Но это не всегда так. Есть чисто молодежные субкультуры, основанные чисто на соматических навыках, которых уже нет у людей за 30. Например, паркурщики, которые прыгают по крышам – обычно люди до 25 лет. Паркурщики говорят, что в этом есть своя определенная философия. Но она есть в любой субкультуре.

 

Возраст в субкультуре не играет большой роли. В неё может войти кто угодно.

 

Причины, которые называют люди в ходе опросов (по России):

- Самое частое – уход от действительности – эскопизм (от слова escape - убегание) и скучная жизнь, уход от повседневности (устоявшегося порядка бытия), рутины (вместе – 43%)

- На 2. месте – новые друзья, единомышленники.

- На 3. месте – поиск адреналина.

Потом:

– т.к. это модно, интересно

- нехватка общения, заполнение чем-то, чего не хватает

- стать на время другим

- самореализация

- требуется ощущение свободы

- научиться чему-то, любознательность

- повышение самооценки решать проблемы, избавляться от трудностей

- приобрести способность

- найти опору и утешение

- завести деловые связи

- физическое совершенство (2%)

- найти духовное очищение (1%)

- финансовый интерес (1%)

 

Есть гипотеза, что люди обычно не думают об этом, а задумываются, когда их спрашивают. Но это только гипотеза.

 

По мнению Разина, основная причина - деструкция ценностно-нормативных моделей, нравственных устоев. То есть:

В 80-х годах во времена застоя людям стало не очень понятно, что есть хорошо, а что есть плохо. В умах людей началась деструкция советской идеологии. Сначала: «Мы живем плохо, а зато наши дети будут жить лучше», потом в 80-х стало менее понятно что к чему, потом в 90-х годах – полный хаос, и он продолжается до сих пор. У нас проблемы с ценностями. Это не особенность нашей страны, но в нашей стране это сегодня очень заметно. Нет настоящих ценностей, только ложные. И даже журналисты часто чувствуют некоторую фальшь в том, что они пишут.

 

Появление рынка породило философию индивидуализма (скорее всего, она пришла с запада вместе с идеей капитализма, достиженчества и т.д.). Индивидуализм означает полную свободу. Свобода породила необходимость отвечать за собственные поступки. За сына винодела папа подумал, ему не надо волноваться самому, т.к. его будущее решено уже давно. На нас же не давит семья, ни тем более какая-либо каста. Индивидуализация породила кризис самоидентификации. Сегодня нет никаких комсомольцев, пионеров – и людям приходится самим выбирать свой путь. На что можно опереться? – на собственный опыт, на опыт родственников и друзей, на информацию в СМИ. Люди стремятся прописать себя каким-то ясным языком. Быть офисным планктоном многим сложно и не нужно. Непонятно, кто ты – офисный планктон, или, быть может, кто-то ещё? – человек копит деньги, покупает мотоцикл – и становится героем, отличным от всех (байкером).



 

Индивидуализация идет рука об руку с массовизацией. Мы – вроде бы индивиды и предоставлены самим себе во всем. Но поглядишь на нас – и кажется, что мы, вроде бы, одинаковые, живем похожим образом. Что было бы, если бы не было субкультур? – тоска зеленая. Появляется мысль, а не прописать ли свою жизнь оригинальным образом, так, чтобы не было ни у кого другого так же.

 

Некоторые люди вступают в субкультуру от скуки. Хочется чего-то нового, может быть, экстремального и интересного.

 

К проблеме скуки можно отнести и проблему безопасной жизни. Во время войны почт не было субкультур, люди были заняты другим, им было не до скуки.

 

* Сегодня многих интересуют татуировки. Сколько же будет лет через 30 татуированных бабушек и дедушек! J

 

Ещё одна причина вступления в субкультуру – возросшая социальная нагрузка на индивида. Несмотря на то, что напрямую никто не давит, давление ощущается. Отсюда желание скрыться, убежать. Например, по выходным вступают в городские квесты.

 

В 90-х годах появилось понятие личной жизни, появилась возможность отгородить себя от других (неприятных) и создать вокруг себя социальное пространство приятных людей.

 

Сегодня не считается асоциальным поступком присоединиться к определенной группе людей, кот. является субкультурой.

 

Сегодня нет такого давления на личность. В былые времена студенты ездили на картошку, и это было принудительно. Сейчас разве что армия – соц.институт-принудиловка. И как только человек попадает в армию, он лишается практически всего. У него отбирают свободу и отшибают память. У него нет ничего своего. Есть люди, которые хотят пойти в армию, но зачем же других туда принуждать идти?

 

Есть небольшая прослойка людей, которая протестует против общества с его современным образом жизни. К ним можно причислить панков, готов, эмо, хиппи, но далеко не все субкультуры.

 

 

 

 

Также мы посмотрели на причины с уровня внешнего наблюдателя, который может заглянуть поглубже и обобщить…

 

… разрушение всяческих ценностей – ценностно-нормативных рядов, моделей.

Попросту, люди не знают, как им жить и куда идти, …

 

… надо решать самому, человек несколько растерян – и ищет разные варианты жизненного стиля.

Мы упоминали и кризис самоидентификации, и тему индивидуализации.

Мы говорили и о том, что социальная нагрузка возросла: человек вынужден намного больше работать. Раньше (например, в СССР), человек работал намного меньше. Сегодня интенсификация возросла, труд стал более насыщенным, занимает больше времени. Поэтому человеку хочется иногда скрыться и отдохнуть от того, что происходит с ним в повседневности.

… государство и различные другие группы норовили это право сузить. … большинство, конечно, не знало.

Структура общества изменилась, появились различные обширные группы, у которых за плечами нет корней. Целые группы (напр. манагеры, офисные работники, охранники и др.) не знают, что им делать. Их социальная группа не прописывает им жизненных ориентиров или прописывает странные, а хочется другого.

 

Деструкция общественного сознания породила странное явление: человеку не за что зацепиться в его миропонимании, а субкультура, в которую он включен, дает ему некую уверенность в завтрашнем дне (например, он знает, что завтра он пойдет прыгать с парашюта – и спокоен).

 

Часто люди бывают участниками нескольких субкультур или меняют их.

 

Начала куда-то уходить подлинность – подлинность всего: жизни, человеческих отношений, вещей (стали не таким и качественными, «китайскими», например, раньше делали ).

 

* в Советском Союзе существовала формула лишения личности – «недельный детский сад»… Выходной был один – воскресенье, суббота появилась потом, в ? году.

13:20 Когда ввели ещё один выходной день, это было большой проблемой: люди не знали, что с ним делать, начинали пить, тосковать, начались депрессии, самоубийства. Им сложно занять себя, даже вступить в субкультуру, а

 

Конечно, это подхватывается людьми, которые что-то продают.

Автомобиль раньше был железным, а теперь стал пластмассовым. Автомобиль создан для того, чтобы доехать из пункта А в пункт Б. Но эта функция сейчас не первостепенная, а на первом месте у людей статусность опред. марки и т.д.

Мы говорили и про безопасность, красоту, комфорт. Ради них другие качества вещи убираются – в том же автомобиле, который стал «пластмассовой гадостью». С другой стороны, именно для безопасности

 

Неподлинность отношений заметна по существованию сайтов знакомств. Есть и много механизмов, заменяющих сайты знакомств: дискотеки, Дни рождения, и т.д. Во всём этом есть некая противоестественность.

 

Значимость опред. вещи в человеческом сознании сегодня часто определяется не за счет того, что эта вещь хороша. Рваные джинсы раньше можно было выкинуть на помойку, а сегодня они – знак престижа или чего-то подобного.

 

Во Франции это навязывание ценностей называется симуляцией. Человеку могут не нравиться рваные джинсы, но он их наденет для того, чтобы казаться (себе и другим) молодым, модным, и т.д.

В результате всего этого люди чувствуют, что живут в мире вымышленном, причем не ими самими.

 

В мире не всё так ужасно. Ведь всегда есть возможность выбора.

 

Субкультуру надо отличать от моды. Если все ходят в рваных джинсах, это ещё не субкультура, хотя и очень похожа: общность символики, опред. мировоззрение. Отличие в том, что тусовка, носящая джинсы, не транслирует во времени свои образцы поведения, механизмы.

 

Все субкультуры производят какие-то тексты (песни, да и всё что угодно).

 

Каналы коммуникации в субкультурах.

 

Сленг.

Тусовка, личное общение.

Различные ритуалы.

Стили в одежде.

Форумы и сайты в Интернете.

Субкультурный журнал - один из серьезнейших средств коммуникации в субкультурах (газеты

Видео, снятое друг о друге и размещенное в Интернете

Граффити (пишут свои имена, клички, и т.д. – древняя потребность пометить территорию, только некоторые

 

Структура субкультуры:

 

Субкультуру можно изобразить в виде ядра, вокруг которого несколько кругов один больше другого. Личное общение между участниками субкультуры возможно в её ядре. Участнику, находящемуся на периферии в одной точке какого-то из кругов, сложно пообщаться с кем-то в другой точке. Хотя, при помощи интернета могут

 

* в интернете можно узнать всё, но если бы это всё ещё и работало всегда, ничего другого бы не существовало.

 

38:00

 

Если это лыжники, они собираются перед соревнованием. Если это косплей, у них репитиции.

 

Маркировка участников: люди с одной стороны стремятся быть равными, а с другой у них должны быть какие-то знаки отличия даже внутри субкультуры

Любая структура стремится к иерархическому строению

 

39 - 42

 

…как должен себя вести будущий байкер.

 

Развернутая субкультура имеет свою философию, т.к. развернутую картину мира. Сейчас допустима множественная картина мира. Раньше все должны были смотреть с одной точки зрения – религиозной, … или … . а теперь можно с любой. …

Понятно, что байкеры смотрят на этот мир с особой точки зрения, рыболовы с другой (у них «появляется некий рыболовный взгляд на мир»)

 

 

Она нужна для рекрутинга новых членов – для выживания этой субкультуры.

45:00

 

Секретное общество в общем не нуждается в связи с внешним миром, а субкультура нуждается.

 

* 47:20 – ДЛЯ КАТИ

 

Некоторые люди плохо относятся к членам других субкультур, например, панка или хиппи некоторым хочется убить. Для того, чтобы это не происходило, субкультура должна транслировать свои ценности остальному миру - обществу,

 

Некоторые субкультуры достаточно сложны по своей атрибутике. Этой атрибутикой может интересоваться всё остальное общество. Например, у байкеров есть мотоциклы. Но мотоциклами интересуются не только они, но и

 

50:20

Что мотоцикл может быть не только способом удовлетворения

 

…о каком-нибудь путешествии, приключении. Словом, что происходило с этими людьми – они сами описывают, говорят о своей группе.

 

У субкультур есть несколько признаков

 

Функция сленга – маркировка своих каналов коммуникации. Своих, а не чужих! Обеспечение большей плотности своих контактов. Если 10 человек говорит на одном языке и в одном месте, мы видим группу.

То, что маркируется специальными словечками, - это главные точки этой субкультуры, главные её позиции и стратегии, главные смысловые моменты, вообще что-то главное.

 

* спелеологи лазят по пещерам, а спелестологи – по искусственным каменным образованиям; их надо отличать от диггеров, которые лазят по канализациям, по

54:40

У спелестологов есть слово «шкурник» - тонкий лаз, в кот. Сложно пролезть. Умение в такие лазы пролезть

55:30

 

Тусовка. У всех субкультур есть тусовки. Смысл тусовки: она обеспечивает коммуникацию между разными направлениями. Они разные, но они вроде бы как одни. В этом смысл косплея и других слетов субкультур. Ещё смысл тусовки – унификация сленга (если будут говорить на разных языках, распадутся на разные субкультуры)

 

…Видите, кто есть кто.

 

У всех субкультур есть «фенечки». Они задают место человека в иерархии. Например, у военных на погонах написано, кто они есть, ордена задают опред. значимость. У членов субкультуры есть нечто, что демонстрирует их значимость, место в иерархии.

01:04:20 – 01:08:15

На любом мотоцикле байкеров есть наклейки, которые говорят, в скольких мероприятиях он участвовал, …

Подведенные глаза или зеленые волосы могут быть знаком опред. места в иерархии,

 

Розовые колготки у эмо, цветные волосы у панков, и т.д. – атрибутика. Из-за неё мы легко можем отличить панка от гота. Это знаки, которые их отличают от толпы.

 

Функция сайта: организаторская. Но сайт не полностью передает… не нужны были другие способы коммуникации.

 

Функция журнала. Коммуникация между членами субкультуры и между субкультурой и остальным обществом.

 

Нет возможности у опред. байкера общаться со всеми байкерами этой страны. Поэтому часто лидеры сообщества выступают в журналах. Они пишут свои статьи, у них берут интервью. Члены субкультур часто являются издателями этих журналов. Например, Говинский, кот. издает журнал «Оффлайн драйв», сам явл. чемпионом России. Журнал может

01:10

 

Практически для каждого сообщества есть магазин, в котором можно купить относящееся к этой субкультуре. Там продается и специальная одежда, и другое. Часто лидеры владельцев являются владельцами этих магазинов. Субкультурные журналы часто создаются

 

Часто субкультуры создаются в коммерческих целях. Мы до этого рассматривали вступление в субкультуры с точки зрения

01:14

 

Существует много экстремальных видов спорта. Например, летят на змее за катером. Атрибутика для них стоит очень дорого. Эти спортсмены тратят и на спорт, и на собственную безопасность во время занятия им (шлемы и прочее). Потом появляется журнал, тусовки, в тусовках появляется иерархия, и т.д.

 

 

Сказал после лекции:

 

субкультура вещь открытая
в нее может вступить кто угодно

группа - закрытая

 

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свойства социальной группы | Аномия как теория девиации

Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.