Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие культуры и экономики


Культура и миф.

Культурные универсалии.

Социокультурные суперсистемы.

Типы взаимодействия культур.

Основные элементы культуры.

Культура как объект социального познания.

 

Положения ГОСТ:

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

 

Основные понятия:

Культура, структура культуры, виды, формы и функции культуры. Знаки и символы, ценности, правила, обычаи, традиции, манеры, обряды. Идеальные типы взаимодействия культур, антисистема. Основные социокультурные традиции, социокультурные системы по П.А.Сорокину.

 

Темы рефератов:

 

Основная литература по теме:

1. Абудлова Е.А. Социология для студентов. Р н/Д.: 2007.

2. Волков Ю.Г. Социология. М.: Гардарики, 2007.

3. Зборовский Г.Е. Социология управления. М.: Гардарики, 2007.

4.Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007..

5. Радугин А.А. Социология. М.: Центр, 2000.

6. Социология. Учебное пособие. Пятигорск, 2000.


ВОПРОС 1:

«КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ»

 

Основные понятия:

Культура, виды, формы и функции культуры.

 

Сегодня исследователям известны свыше четырехсот определений понятия культура.

Культура – это:

– исторически развивающееся, сложное и многогранное общественное явление, способ освоения действительности, создания ценностей, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности, которая обуславливает выживание той или иной исторической общности в конкретных условиях и обуславливает её уникальность и самоценность;

– это поведение, присущее специфически человеку разумному, рассматриваемое в неразрывной связи с материальными объектами, используемыми как орудийная часть этого поведения.



 

Особый интерес представляет определение культуры «как комплекса приёмов выживаемости», который складывался веками и тысячелетиями. Исследователи Д.Калюжный и Е.Ермилова утверждают, что различные национальные культуры сформировались в результате эволюции, в результате стремления выжить в конкретных условиях, как природных, общественных, так и политических. «Каждый народ на земле своей заботился о себе, о природе, о ближнем и дальнем, помня о прошлом и думая о будущем; это и есть культура».

Культура включает в себя все стороны жизни человека и общества и выражается:

- в общественной жизни – специфическими способами взаимодействия людей;

- в экономике – особым хозяйственным укладом;

- в политике – формой государственности и политического режима;

- в праве – особыми формами правового регулирования.

Виды культуры:

материальная – продукты ремёсел и производства, орудия труда, инструменты, сооружения, здания, техника и др.

нематериальная – представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.

Формы культуры:

1.Элитарная – создаётся либо привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами;

2.Народная – создаётся анонимными творцами, включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни и танцы;

3.Массовая (общедоступная) – не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. У неё самая широкая аудитория, и она является авторской;

4.Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.

Функции культуры:

– регулирующая, гармонизирующая, стимулирущая, преемственности, познавательная, аксиологическая, запрещающая, преобразующая, гедонистическая (наслаждение).


ВОПРОС 2:

«ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ»

 

Основные понятия:

Структура культуры, знаки и символы, ценности, правила, обычаи, традиции, манеры, обряды.

Структура культуры:

С точки зрения системного подхода культура представляет собой так называемую большую систему – плохо организованную систему с плохой структурой. Культуре не свойственна чёткая внутренняя организация, пригнанность элементов, она обладает диффузорностью, ибо границы культурных явлений проходят по широким, неопределённым территориям. Тем не менее, культура – это система, элементы которой характеризуются достаточно определёнными внутренними и внешними связями. Так культура рассматривается как двойственное в структурном отношении образование, состоящие из двух основных сфер: хорошо структурированного ядра и плохо структурированной периферии.

Ядро – система в миниатюре, образующая квинтесенцию всех имеющих существенное значение системных связей и отношений.

Периферия – самые широкие неопределённые территории, которые испытывают на себе лишь частичное организующее и упорядочивающее воздействие со стороны ядра.

Т.о., культура как система, в целом характеризуется метафорой недостроенности. В социологии в качестве культурного ядра рассматриваются различные элементы.

 

Знаки и символы:

- представлены главным образом в языке;

- язык – это объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта;

- выступая средством человеческого общения, язык обеспечивает социальное поведение человека;

Ценности:

- общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться;

- составляют основу нравственных принципов;

- разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Правила:

- особые стандарты поведения;

- регулируют взаимодействие между людьми и указывают на дозволенное и недозволенное поведение в определённых ситуациях;

Обычаи:

- традиционно установившийся порядок поведения;

- воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности отношений людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычной для его членов;



- состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписания;

- неписанные правила поведения;

Традиции:

- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течение длительного времени;

- функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности;

- пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества;

Манеры:

- внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих;

- основаны на привычках;

Обряд:

- совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определённые коллективные чувства;

- в них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции;

- в обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.


ВОПРОС 3

«ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР»

 

Основные понятия:

Идеальные типы взаимодействия культур, антисистема.

 

На основании имеющихся в современной антропологии и социологии культуры концептуальных разработок в области межкультурных коммуникаций можно выделить следующие «идеальные типы» взаимодействия культур:

1. Взаимоизоляция. Каждая из взаимодействующих культур занимает в отношении другой позицию "гетто" с четко очерченными ценностными границами.

2. Активный обмен (диалог). Предполагает широкий спектр вопросов, в основном второстепенного характера, по которым в границах каждой культуры активно изучается мнение культуры контрагента, ищутся и вырабатываются собственные параллели и аналоги. Обмен идет на уровне периферийных интерпретаций, не затрагивая ядерных структур культур – контрагентов, которые сохраняют свою самобытность.

3. Интеграция (синтез). Предполагает три основных варианта: конвергенция – диалог культурных систем на уровне ядерных структур и постепенное слияние в нечто новое целое; инкорпорация – включение одой системы в другую в качестве "субкультуры"; ассимиляция – поглощение одной системой другой в качестве в качестве суммы ее дессоциированных фрагментов после распада ее ядерной структуры.

4. Перманентный конфликт. Означает "войну лигитимаций" за перирфирийное пространство. Интерпретации одной культуры стремятся полностью вытеснить интерпритации другой как не совместимые с истиной, подлинными ценностями.

5. Взаимодополнение. Ценностная система каждой из взаимодействующих культур занимает свою нишу и интерпритирует строго определенные аспекты социальной реальности. Их ядерные структуры, сохраняя самобытность и автономию, подвергаются известной социализации, образуя своего рода "симбиоз".

6. Параллелизм в развитии. Предполагает изначальное отсутствие каких либо точек пересечения "жизненных миров "различных культур", в силу чего их ценностные системы развиваются каждая сама по себе.

 

Все виды взаимодействия различных культурных систем, кроме конфликта, возможны лишь в том случае если их структурообразующие ценности имеют одинаковую, либо близкородственную направленность. Если же они диаметрально противоположны, то необходимо говорить о крайнем культурном антагонизме, который не может предполагать никаких отношений кроме конфликтных. Культурные системы становятся взаимоисключающими и отношения между ними можно определять как отношения «анти».

Антисистема:

– системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных культурных связей. В пределе их плотность сводится к нулю, что означает уничтожение системы, будь то государство, ландшафт или этнос.

Для антисистемы независимо от конкретной идеологии ее членов существует одна объединяющая установка: отрицание реального мира как сложной и многообразной системы во имя тех или иных абстрактных целей.

Среди членов антисистем преобладают люди с футуристическим ощущением времени, то есть таким мироощущением, при котором будущее считается единственно реальным, прошлое - ушедшим в небытие, а настоящее расценивается как преддверие будущего. Таким образом, реализация целей антисистемы, какими бы они ни были, всегда отнесена к будущему.

Идеология антисистемы всегда противопоставляет себя любой этнической культурной традиции, под которой понимается иерархия стереотипов и правил поведения, культурных канонов, политических и хозяйственных форм, а не только мировоззренческих установок, характерных для каждого конкретного этноса и передаваемых из поколения в поколение. Накопленной культурно - этнической традицией определяется своеобразие каждого этноса и его место в ряду других народов. Следовательно, антисистема всегда стремится к моральному уничтожению этноса, из числа представителей которого она инкорпорирует своих новых членов.

 


ВОПРОС 4:

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СУПЕРСИСТЕМЫ»

 

Основные понятия:

Основные социокультурные традиции, социокультурные системы по П.А.Сорокину.

 

В современном мире чётко просматриваются идущие из истории две основные социокультрные традиции выявляющие свои различия при решении коренных вопросов бытия: Запад и Восток.

1.В отношении личности. Запад основывает видение мира на человеке, будто он есть его начало и творец. Восток основывается на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни, культивирует идею отказа от личного «Я» в пользу безличного абсолюта.

2.В отношении к миру, к реальности. Запад склонен подчёркивать активную позицию человека по от ношению к условиям своего существования, к внешнему миру, в том числе и социальному. Восток скорее предпочитает доктрину «недеяния» во внешнем мире, уход в себя, в поиск подлинного смысла бытия человека.

3.В отношении возможностей разума. Запад останавливается на рациональности, открытой силе логической мысли и эмпирической данности, прагматизме. Восток тяготеет к интуитивному познанию.

 

Социокультурные системы по П.А.Сорокину (в качестве основных идеологических предпосылок выступают представления о природе конечной ценности (истинной реальности):

Умозрительная (идеациональная) культура:

1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, Дао, Брахма);

2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Богу, исполнение священного долга, моральные обязанности);

3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.

Таким образом, истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и поэтому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (в и поэтому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, Град Господень, слияние с Брахмой).

Чувственная культура:

1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется;

2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, секс, убежище, комфорт);

3) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.

Таким образом, истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер. Добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и потому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.

Промежуточная, «идеалистическая культура»:

Представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признаёт, что реальность и материальна, и сверхъестественна, потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения. Признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценностью.

 

Философия истории должна исходить из тезиса о том, что в пределах, заданных относительно константными физическими условиями (климат, географическое положение), наиважнейшим фактором социоультурных изменений (т.е. собственно динамики) становится распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы.

В каждый исторический момент господствует одна из суперсистем, хотя на периферии её ценностного ядра можно обнаружить как осколки предыдущей, так и ростки новой суперсистемы. Каждая суперсистема относительна, её ценности лишь частично объясняют бытие, а имманентное человеческой природе развитие познание ведёт к динамике суперсистем, к их флуктуации, в основе чего лежит принцип лимита. Кульминация развития одной из них означает достижение предела её познавательных возможностей, и дальнейшее существование суперсистемы лишь увеличивает относительность её истин и ценностей. Одновременно расширяется поиск новых ценностей, так, что в целом развитие общества представляет собой непрерывную флуктуацию от сенсативных к умозрительным суперсистемам с относительно короткими периодами баланса между ними в виде идеальных ценностных суперсистем.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности становления гражданского общества в России | Управление социальным конфликтом

Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.