Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция, революция и реформа в развитии общества




 

 

 

Революции и реформы различаются масш­табом, областью применения, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Первые предполагают радикальный переход от старого к новому, качественный скачок, вторые тре­буют частичных улучшений и постепенности.

Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Пе­реворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в науке совершили теория относитель­ности Эйнштейна и открытие электрона. Археологи говорят о неолитической революции, специалисты по управлению — о ме­неджерской революции, социологи — "молчаливой революции ", ис­торики — о социалистической и т.д.

Хотя реформы предполагают частичные улучшения, по сво­им последствиям, они вполне могут сравниваться с революция­ми. Таковы отмена крепостного права в 1861 г. и столыпинская реформа. Как правило, они задумываются правительством как одиночное или состоящее из серии нововведение, подкреплен­ное законодательно или административно (механизм внедре­ния), но позже вовлекают все общество. По своей продолжитель­ности реформы и революции могут не различаться. Неолитическая революция тянулась несколько тысячелетий. Ок­тябрьская революция свершилась в несколько дней. Ее ядро со­ставил военный переворот и насильственный захват власти в центре. Однако на периферии страны она продолжалась еще много лет до тех пор, пока окончательно не были сломлены устои старого и не утвердилось новое. Сталинские репрессии, ин­дустриализация и коллективизация рассматривались как продол­жение Октябрьской революции. Таким образом, многие револю­ции (хотя и не все) и реформы, как совокупность преднамеренных и организованных действий, заканчиваются лишь тогда, когда достигнута главная цель.

Общество в целом является объектом социологического знания.

Во-первых, общество представляет собой ту услов­ную «границу», за которую социология не должна выходить по своей сути.

Во-вторых, возникновение и развитие социологии связано, прежде всего, с необходимостью цивилизованного уп­равления обществом и процессами, протекающими в нем.

В-третьих, правильное объяснение результатов конк­ретно-социологических исследований невозможно без учета специфики того общества, в котором эти исследования проводятся.

Что же такое «общество»? Если это и абстракция, то, выражаясь словами Гегеля, самая богатая из существовав­ших когда-либо в обществознании и существующих ныне. В современной социологии нет единой трактовки содержа­ния этого понятия:

«Общество — исторически развивающаяся система от­ношений между людьми, складывающаяся в процессе их со­вместной деятельности» (К. Маркс).

«Общество — взаимодействие людей, являющееся про­дуктом социальных, то есть ориентированных на поведе­ние других людей, действий» (М. Вебер);

«Общество — система отношений между людьми, свя­зующим началом которой являются нормы и ценности» (Т.Парсонс);

«Общество — это надындивидуальная духовная реаль­ность, основанная на коллективных представлениях» (Э. Дюркгейм);

Во всех этих определениях выражен взгляд на общество как целостную систему элементов, находящихся в тесной вза­имосвязи. Такой подход к обществу называется системным.Общество становится целостной системой с качествами, ко­торых нет ни у одного из элементов, поэтому социальная си­стема приобретает определенную самостоятельность по отношению к своим элементам и относительно самостоятельный способ развития.

Системный подход к обществу дополняется в социоло­гии детерминистским. Согласно этому подходу многообразные связи и отношения в обществе, образуя целостную систему, находятся в отношении подчиненности, субординации.

Ведущую роль играют производственные отношения (экономический базис общества), а все другие отношения (политические, идеологические, правовые, национальные и пр.), образующие надстройку, вторичны по отношению к произ­водственным.

Функциональныйподход к обществу, сторонником кото­рого был Г. Спенсер, исходит из того, что каждая часть в обществе выполняет строго определенные функции, направленные на удовлетворение какой-либо общественной потреб­ности (все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества). Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нару­шения деятельности этой части другим частям очень трудно выполнять нарушенную функцию.

Ограничимся следующим определением, отражающим наиболее распространенную точку зрения на общество:

Общество — это социальная система, представ­ляющая собой исторически сложившуюся форму единства и взаимодействия индивидов и социальных групп.

Общество характеризуется рядом признаков.

Первым из них является территория как географическое пространство, на котором складываются социальные связи, отношения и взаимодействия.

Второй — устойчивость, т. е. способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи. Отмечая устой­чивость как важнейшую характеристику общества, социологи расходятся в объяснении ее причин.

Э. Дюркгейм видел основу устойчивости общества в «кол­лективном сознании», в наличии общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма.

Р. Мертон считает, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством населения и ориентирующим каждого индивида на соблюде­ние норм совместной жизни.

Некоторые социологи считают, что устойчивость общества обеспечивается наличием государственной власти, кото­рая контролирует поведение и взаимоотношения людей, подавляя, в случае необходимости, их деструктивные устрем­ления и действия.

Всоответствии с современными системными взглядами, интерпретирующими общество как сеть, устойчивость сис­темы обеспечивается понятием автопоэза. Автопоэз системы означает ее свойство при воспроизводстве любого элемента одновременно создавать другие элементы и целостность как таковую. В этом случае система приобретает свойство разветвленности, которое позволяет гибко и многосторонне ре­агировать на проблемы, препятствующие существованию це­лого (гомеостаз).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 10549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.