КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Главные проявления мирового социального прогресса
Устойчивость общества обеспечивается не каким-то одним, а рядом социальных факторов, важнейшим из которых является структура общества. Социальная структура общества — это строение и форма организации общества, относительно устойчивые взаимосвязи составляющих его элементов. Социальная структура общества формируется на основе взаимной и, как правило, многосторонней связи его элементов. За счет механизмов обратной связи, как положительной, так и отрицательной, происходят процессы самоорганизации и развития системной целостности. Социальная структура складывается из людей, которые выступают носителями определенного социокультурного содержания. Основа структуры, в первую очередь, складывается из индивидов. В силу обладания определенного содержания люди как индивиды общества занимают определенные позиции (статус) и выполняют определенные социальные функции (роли). Процесс выполнения функций приводит к объединению этих индивидов в социальные, территориальные, этнические и иные общности (семья, социальные слои, классы, расы, нации, народности и т.п.). Для социальной структуры приоритетными являются субординационные связи (по вертикали) по отношению к координационным (по горизонтали), в результате чего она приобретает форму «социальной пирамиды». Примерами могут служить: • социальная «вертикаль» общества (немногочисленная элита, опирающаяся на высшие, средние и низшие слои общества, численный состав которых растет в геометрической прогрессии по мере удаления от социальной «вершины»); • система образования (общеобразовательные школы, ПТУ, техникумы, колледжи, институты, университеты); • семья (глава семьи, члены семьи, ближайшие родственники, дальние родственники); • производственный коллектив (собственник, менеджер, инженерно-технические работники, рабочие). «Пирамидальное» строение основных социальных структур обеспечивает оптимальное сочетание их устойчивости и изменчивости, при очевидном приоритете устойчивости. Поэтому развитие социальных структур происходит, как правило, постепенно и достаточно медленно. Вместе с тем в этом процессе можно выделить периоды быстрого и радикального изменения. Так было, например, при переходе от демократического общества в довоенной Германии к тоталитарному и от тоталитарного — к демократическому, примером которого может служить воссоединение бывших ГДР и ФРГ. Дело в том, что в отличие от окружающей нас природы, развивающейся по объективным законам, социальные изменения являются объективными, но не самопроизвольными. Они, в конечном счете, представляют собой результат активной деятельности конкретных людей и социальных групп, преследующих свои политические, экономические и социальные интересы. И если эти интересы оказываются узко эгоистичными, не совпадают с общей тенденцией развития того или иного конкретного общества, а прямо противоположны ей — возникает опасность нежелательных изменений социальных структур, которая при определенном стечении объективных и субъективных обстоятельств может стать трагичной реальностью. Третья отличительная черта достаточно зрелого общества — его автономность и самодостаточность. Автономность общества проявляется в его способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять им возможности для самореализации. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная при этом, что он всегда сможет удовлетворить другие свои потребности за счет такой же узкопрофессиональной деятельности других людей В обществе человек может приобрести необходимые навыки и приобщиться к достижениям материальной и духовной культуры, науки и т.п. Общество обладает той самодостаточностью, которая обеспечивает его относительную автономность и позволяет ему выполнять свое основное предназначение — предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей, Самодостаточность общества проявляется в отсутствии потребности во внешних управленческих импульсах. Общество регулируется и управляется теми социальными институтами и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого. Четвертая отличительная черта общества заключаетсяего способности интегрировать различные ингредиенты в системное целое. В процессе социализации каждое новое поколение людей включает общество в сложившуюся систему общественных связей и отношений, приобщает к нормам И правилам поведения. Благодаря указанному качеству, общество оказывается восприимчивым к нововведениям, органичновключает в себя новые институты и социальные нормы, обеспечивая тем самым преемственность своего развития. Общество — это самовоспроизводящаяся, саморегулирующаяся универсальная форма социального взаимодействия людей, обеспечивающая удовлетворение их основных потребностей. Общество представляет собой результат деятельности конкретных людей. Любой социальный институт, любая система ценностей и норм выполняет свою роль только в том случае, если они реализуются в действиях и поступках людей. Вот почему проблема существования, функционирования и развития общества — это также проблема существования, функционирования и развития индивида в обществе. Социальные изменения происходят только в том случае, когда начинают активно действовать конкретные носители разнонаправленных социальных интересов. Все мыслимое и реальное многообразие сообществ людей, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Типология обществ — это классификация, которая позволяет выделить несколько типов общества, объединенных сходными признаками, но имеющих различия. Одно общество может отличаться и отличается в действительности как явно (язык общения, культура, географическое положение, политический строй, способ хозяйствовании, уровень благосостояния), так и неявно (степень стабильности, глубина социальной интеграции или дезинтеграции). Данное обстоятельство создает проблему формирования критериев, на основе которых можно было бы классифицировать социальные системы. Для решения этой проблемы различные признаки, присущие обществу, выступают в роли критериев, превращающихся в основу для классификации. В принципе, каждая классификация выполняет свою познавательную роль. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные и письменные. Если в качестве главного критерия выступает число уровней управления и степень социального расслоения, общества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев. Возникшее социальное неравенство закрепляется юридически, экономически, политически и религиозно. Сложные общества появились примерно 6 тыс. лет на зад. Большую часть своей истории человечество прожило в простых обществах. В мировой социологии широкое распространение по лучило деление обществ на «традиционные» (аграрные), индустриальные и постиндустриальные. Под «традиционным» понимается общество с преимущественно аграрным способом хозяйствования, с малоподвижными социальными структурами и с основанным на патриархальных традициях способом саморегуляции. В нашем сегодняшнем понимании традиционное общество воспринимается как примитивное и отсталое. Для него характерны крайне низкие темпы развития производства, которые могут удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Но главное в том, что «традиционное общество» крайне инерционно, а потому и маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе строго контролируется и регламентируется обычаями и консервативными нормами. Обычаи, нормы, социальные институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускается даже мысль о каком-либо их изменении. Таким образом, выполняя свою интегративную функцию, они в то же время объективно способствуют подавлению свободы Человека, которая является одним из необходимых условий постоянного обновления общества. Термин «индустриальное общество» ввел в научный оборот А. Сен-Симон. Важными чертами индустриального общества являются гибкость его социальных структур, высокая Социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Иными словами, это такой тип организации социальной жизни, который осуществляется не на основе жесткого контроль над деятельностью и поступками людей и не путем унификации их социального облика, а путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интере сы индивида с общими принципами, регулирующими совместную деятельность людей. В 60-х гг. XX в. для обозначения третьей исторической ступени в развитии общества был введен термин «постиндустриальное общество». Концепция постиндустриального общества активно разрабатывается в американской и западноевропейской социологии. Структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран заставили по иному взглянуть на само общество в целом. Прежде всего, резко возросла роль науки, знаний и информации. Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид вместе с тем получает преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии. Свободный творческий труд становится основой успеха и процветания как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Однако на фоне технического, технологического и информационного прогресса в постиндустриальном обществе наблюдаются процессы, вызывающие серьезную тревогу. Государство, его правящая элита, имея преимущественный доступ, в частности, к важнейшей социально-политической информации и к средствам коммуникации, получает невиданную ранее возможность оказывать влияние на сознание людей. Таким образом, «постиндустриальное общество» — это не только качественно новая общественная система, обеспечивающая приоритет знаний и образования, но и реальная угроза усиления государственного контроля над личностью, причем в достаточно скрытой, а потому и в более опасной форме. В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию обществ. В отличие от рассмотренной типологии общества, основу которой составляют технические и технологические факторы, марксизм исходит из того, что различные общества отличаются по уровню своей зрелости способом производства материальных благ. При этом под способом их производства понимается противоречивое единство уровня развития производительных сил и характера производственных отношений, прежде всего, отношений собственности средства производства и иные ресурсы экономического воспроизводства. Такой подход позволяет представить общественное развитие в виде последовательной смены общественно-экономических формаций, каждой из которых присущ свой способ производства. Маркс выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Каждая формация обладает спецификой, она развивается за счет развития внутренних противоречий, обладая набором системных свойств. К ним великий мыслитель относил способпроизводства, политические, моральные, правовые, эстетические и другие социальные процессы. Основными социальными противоречиями Маркс считал противоречия между классами, поскольку одни классы производят материальные блага, необходимые для потребления, а другие их присваивают. В результате жесткого разделения труда, свойственного всем классовым формациям, люди отчуждаются от культуры. Конечным итогом бесклассового развития, о котором писал Маркс, являлось и преодолениеотчуждения людей от культуры на основе планового и мобильного разделения труда.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |