Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррозионные свойства масел

При работе в двигателях смазочное масло контактирует с разнообразными по составу металлами и сплавами. Основные компоненты синтетических масел и углеводороды, составляющие основу нефтяных масел, с металлами не реагируют. Коррозию металлов могут вызвать три группы веществ, которые содержатся в маслах. первой группе относятся водорастворимые кислоты и щелочи, которые могут оказаться в масле при недостаточно тщательной очистке при его получении или попасть в него при работе двигателя на сернистом топливе, ко второй – органические кислоты, которые попадают в масло из сырья и образуются при окислении масла, к третьей – активные сернистые соединения. Наиболее коррозионно-агрессивны водорастворимые кислоты и щелолочи, содержание их в маслах недопустимо. Как и в топливах, наличие водорастворимых кислот и щелочей в маслах определяют помощью индикаторов (метилового оранжевого и фенолфталеина).

Коррозионное действие высокомолекулярных органических кислот на металлы интенсивнее проявляется в присутствии кислорода воды. Механизм коррозии следующий:

2Ме+02+2Н20 → 2Ме(ОН)2,

Me(OH)2+RCOOH → (RCOO)2Me+2H2O,

где Me – металл.

В результате коррозии металлов образуются мазеобразные вещества – соли органических кислот мыла, засоряющие маслосистемy двигателя. Содержание органических кислот в маслах оценивают, как и в топливах, по количеству щелочи – едкого кали КОН, которое их нейтрализует. Показатель их содержания в 1 г смазочного масла называется кислотным числом. Для свежих нефтяных масел оно невелико – не более 0,04...0,1 мг КОН на 1 г масла, но при работе двигателя многократно возрастает.

Коррозия со стороны активной серы (свободная сера, сероводород, меркаптановая сера) проявляется в основном в отношении цветных металлов. Коррозия при этом происходит лишь при высоких температурах (выше 140°С), поскольку при более низких температурах сера образует с металлом комплексные соединения, которые удерживаются на поверхности металла и защищают его проникновения коррозии вглубь. Однако коррозионное действие ела со стороны сернистых соединений в некоторых случаях играет положительную роль, так как предотвращает задир и схватывание.

Для повышения антикоррозионных свойств масел в них добавляют специальные присадки, действие которых объясняется пассивированием поверхности металла (сплава) и образованием на поверхности тонкой защитной пленки, препятствующей дальнейшему воздействию коррелирующих агентов. В качестве антикоррозионных присадок применяют органические соединения, содержащие серу или фосфор пли оба эти элемента вместе.

Общие требования к свойствам смазочных масел

Для обеспечения надежной и долговечной работы двигателей и других смазываемых механизмов и узлов ВС смазочные масла должны обладать следующими свойствами:

- хорошей смазывающей способностью;

- возможно меньшей вязкостью, но достаточной для создания надежного жидкостного слоя в узлах с гидродинамической смазкой при максимальной рабочей температуре;

- пологой ВТХ;

- противозадирными свойствами при высоких температурах;

- высокой термоокислительной стабильностью;

- низкой коррозионной активностью;

- низкой температурой застывания;

- высокой температурой вспышки;

- узким фракционным составом;

- физической однородностью (отсутствием механических примесей, воды, склонности к пенообразованию);

- малой токсичностью.

Смазочные масла, обладающие всем комплексом желательных свойств, получить практически невозможно, так как многие требования, предъявляемые к ним, противоречат друг другу. Так, ароматические углеводороды обеспечивают высокую термоокислительную стабильность нефтяных масел, но ухудшают ВТХ и повышают агрессивность к резине. Парафиновые углеводороды с пологой ВТХ имеют высокую температуру застывания. Естественные носители смазывающей способности (органические кислоты, смолы, соединения серы) ухудшают термоокислительную стабильность и повышают коррозионную активность в отношении металлов. Синтетические масла, обладающие рядом ценных качеств, коррозионно-активны и ядовиты. Поэтому к каждому сорту масла предъявляются высокие требования по тем показателям, которые являются решающими, а по остальным устанавливаются менее жесткие требования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Термоокислительная стабильность масел | Масла для авиационных поршневых двигателей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.