Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы лекций

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА.

Глава 5

Глава 4

Глава 3

Глава 2

Глава 1

Вопрос 4. Проблемы сырьевого комплекса России

Вопрос 3. Минеральные ресурсы и их виды

Вопрос 2. Экономическая оценка природных ресурсов

Вопрос 1. Сущность природных условий и природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал территории

Вопросы для самоконтроля

Вопрос 11. Учет факторов размещения производства и их практическое применение

Вопрос 10. Решение задач рационального размещения производительных сил путем применения математических методов

Вопрос 9. Влияние на размещение демографических факторов

Вопрос 8. Земельный фактор

Вопрос 7. Энергетический и водный факторы

Вопрос 6. Совокупность факторов размещения отраслей обрабатывающей промышленности

Вопрос 5. Фактор научно-технического прогресса

Вопрос 4. Транспортный фактор

Вопрос 3. Факторы размещения и их классификация. Экономическая оценка ресурсов

В то время было полно джаз-бендов, чёрные музыканты играли в ночных барах, казино.Америка переживала на себе катастрофу Великой ДепрессииМассы людей уезжали из родных мест, в поисках хоть какой-то работы, в поисках лучшей доли. Америка была полна контрастов всегда, вот и в 20-е годы мы обнаруживаем на фоне ужасающей нищеты в провинции, богатую и пресыщенную верхушку общества - буржуа и аристократию. В крупных городах США много эмансипированных женщин, дорогие авто и шикарные ночные рестораны, яркая иллюминация. Голливуд выпускает новые фильмы.

Глава 5. Методы социального управления

Глава 4. Законы и принципы социального управления

Литература

Глава 3. История управленческой социальной мысли

Глава 2. Сущность и содержание социального управления

Литература

Классификация операционных систем

Тема 2. Три вида графического изображения объекта проектирования – эскиз, чертеж, архитектурный рисунок.

Графика как составная часть творческого процесса дизайн-проектирования.

Тема 1

Введение.

Краткий конспект лекций для студентов

специальности 1-19 01 01 «Дизайн»

специализация 1-19 01 01-02 02 «Дизайн интерьеров»

1 курс, 1 семестр

доцент Дягилев Леонид Евсеевич

 

 

2008 г.


Исторический экскурс. Графика как вид изобразительного искусства, основными художественными средствами которого являются линия, тон, светотень и цвет. В графике преобладает линейный способ изображения.

В древнерусских чертежах XVI-XII вв. использовались приемы иконописного искусства. При построении изображений не передавалось умение удаляющихся в глубину картины вертикальных размеров (как в современных аксонометрических проекциях, допускалась множественность точек зрения). Изображения часто представляли как бы виды с высоты птичьего полета. Использовался также иконописный прием изображения на картинной плоскости различных сооружений, отстоящих в действительности на различном расстоянии от зрителя – одно над другим, без перспективного сокращения размеров. В XVII в. появляются чертежи, в которых планы и фасады сооружения совмещались в одну плоскость.

Разделение изображений на отдельные проекции появилось в конце XVII в. Чертежи выполнялись в линейной графике, не в масштабе, но при числовых размерах, с точностью до одного вершка, черными чернилами. В отдельных случаях применялись краски для подкрашивания чертежа.

В конце XVIII в. Г.Монж обосновал методы изображений, которые точно передают на плоскости величины всех трех измерений предмета (ортогональные проекции).

Сохранившиеся до нашего времени архитектурные проекты свидетельствуют о высоком мастерстве архитектурной графики XVIII в., как правило, строго подчиненной существу проекта. Иногда они представляли собой вполне законченную картину с вписанным в нее архитектурным объектом. Для проектной графики этого периода характерны художественно-технические приемы, наглядно и выразительно раскрывающие назначение, художественные и конструктивно-строительные особенности проектируемого сооружения.

В XIX в. графические приемы были усовершенствованы. Прием нанесения акварельных пятен принимал живописный характер с подтеками, с передачей фактур, передачей впечатления реального строительного материала и монументальности.

В современной архитектурной и дизайнерской практике наряду с традиционными графическими приемами появляются новые черты, обусловленные иным характером архитектуры., новыми методами строительства и строительных материалов. На графику современного проекта оказывает влияние стандартизация и размер чертежа. Активно входит в проектную практику компьютерная графика с ее возможностями иллюзорной передачи объемов, фактур материалов, светотеней.

Дизайн-графика тесно увязывается с преподаванием смежных профессиональных и общехудожественных дисциплин, таких как рисунок, живопись, строительное черчение, перспектива, материаловедение, выполнение проекта в материале.

 

Графика как вид изобразительного искусства(станковая, книжная, прикладная, проектная)

Основные графические средства изображения – точка, линия, пятно, тон, штрих, растр (способ передачи оптического эффекта в тональной передаче формы с помощью линий и точек).

Все изобразительные средства используются в плоскостных и пространственных изображениях. Плоскостными изображениями называют изображения, в которых подчеркивается двухмерность изобразительной плоскости, т.е. по вертикальной и горизонтальной координатам. Объемными и пространственными называют изображения с использованием глубинных координатоскостными изображениями называют изображения в которых подчеркивается двухмерность изобразительной плоскости, т.е..

Линия в чертеже является элементом черно-белой графики, но различная толщина линии, частота штриха и его пересечения дают возможность передачи тональных отношений формы и пространства, передачи фактуры предметов, рельефа и декоративных элементов.

Способ пространственного изображения в архитектурной графике связан также с выполнением тональных заливок (отмывок), которые выявляют художественные и конструктивные качества формы с помощью светотени.

Тон, как понятие, воспринимается нами как обозначение светлоты или темноты предметов, выраженных в отношениях белого, черного и серого тонов, т.е. предметы, нейтрально окрашенные (ахроматические).

Черное, серое, белое представляют большие изобразительные возможности в архитектурном проекте (контур, штрих, заливка сечений и планов, фасадов и архитектурных деталей).

Для использования в проектной графике ахроматических цветов необходимо знать основные принципы их согласования, от соотношения черного, серого, белого (контрастные или нюансные отношения), а также от ритмичного построения этих цветов, от соотношения количества фона и изображения.

На первых практических занятиях первокурсники выполняют задания на передачу шкалы ахроматических цветов, тона с помощью точки, линии, пятна. В следующем задании нужно будет передать объемную форму сложной архитектурной детали (капитель) с помощью светотени.

Динамические и статические качества архитектурного объекта также можно передавать с помощью тональных отношений. Это подробно усваивается на занятиях по основам композиции.

В черно-белой графике возможно и выявление цвета. Правильно выбранная тональность строительного материала или окраски позволяет достаточно точно «прочесть» цвет материала.

Благодаря соотношениям белого, серого и черного мы можем передавать и усиливать величину, высоту, «вес» плоской поверхности.

Светлые тона подчеркивают малую весомость.

Темные тона утяжеляют массу.

Светотень как одно из средств изображения наиболее наглядно передает в проектной графике характеристику архитектурного объекта.

Восприятие архитектуры в реальных условиях натуры связано с закономерностями освещения и воздушной перспективы. Один и тот же объект в зависимости от силы и направления освещения, расстояния от источника искусственного света изменяется по своей выразительности.

Так прямой свет под прямым углом уничтожает тени, теряется объем, пропадает пространственное восприятие формы.

При направленности света под углом 45º к поверхности выявляются объемные и фактурные качества трехмерной формы со всеми светотеневыми градациями (свет, полутон или полутень, тень, рефлекс и падающая тень).

Если фактура поверхности глянцевая или полированная, то появляется еще блик.

Приближая источник света к объекту, мы усиливаем контрастность, отдаляя – наблюдаем нюансные тональные отношения.

В ортогональных проекциях (генпланы, фасады, разрезы) общепринятым является условное освещение слева направо (иногда слева направо, когда этого требует композиционное решение) под углом 45º. Такой выбор направления света упрощает построение теней и дает оптимальную объемно-пространственную характеристику объекта.

Способы применения светотени в проектной графике зависят и от масштаба изображения.

Деталь в крупном масштабе (1:1, 1:5, 1:10) требует более тщательной проработки, так как светотеневые отношения в этом случае должны строиться на многочисленных градациях от белого до черного.

В архитектурных чертежах разрезов, фасадов в масштабе 1:100, 1:200, 1:400 светотеневая моделировка применяется ограниченно: только свет и тень, без дальнейшей разработки.

В мелких чертежах, например в масштабе 1:500, 1:1000, светотень может быть исключена.

Цвет в монохромном изображении (как говорилось выше) передается соответствующей тональностью ахроматических цветов, так как цветовой тон определяется светлотой.

Тон, светотень и цвет в проектной графике должны находиться в таком соотношении, чтобы ясно была выражена композиционная идея.

В проектной графике цвет с одной стороны служит для передачи полихромных свойств проектируемого объекта, включая элементы монументально-декоративной живописи, с другой стороны как средство графической выразительности чертежа в живописно-графических приемах изображения фасадов, перспектив, композиционного решения листа в целом.

Теория цвета изучается на специальной дисциплине «Цветоведение», мы же коснемся основных качеств спектральных цветов:

1) цветовой тон;

2) насыщенность (яркость цвета);

3) светлота цвета

 

Цветовой тон – это качество, которое прежде всего отличает один цвет от другого.

Насыщенность (яркость) – это отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте ахроматического цвета (серого), т.е. большая или меньшая выраженность в цвете его цветового тона. Для получения малонасыщеного цвета достаточно прибавить к нему белил (разбеленные или выбеленные цвета) или черной краски (зачерненные или тусклые цвета).

Светлота цвета определяется степенью близости его к белому цвету

Хроматические цвета воспринимаются как “теплые” и “холодные в зависимости от того, с каким цветом ни сравниваются. Например: в группе теплых (красных) цветов оранжевый будет теплее, чем малиновый; в группе холодных – фиолетовый теплее синего.

Можно говорить также о “весе” и о пространственных свойствах цвета. Чем темнее цвет, тем от “тяжелее”. Более насыщенные цвета цвета воспринимаются как более тяжелые, чем малонасыщенные.

“Тяжесть” или “лекгость” цвета (0плотность или прозрачность) зависят не только от самого цвета, но и от способы наложения краски и от материала. Акварель (прозрачный материал) дает более легкие цвета. Корпусные, фактурные краски придают изображению впечатление большей тяжести.

Бумага. Успех в решении поставленной задачи зависит от правильно выбланного графического материала. Например, для линейной графики (особенно для работы пером) наиболее подходящей бумагой является гладкая бумага или с небольшой фактурой – ватмат, полуватман.

Для акварели, темперы, гуашибольше пододит фактурная бумага типа “Торшон” или “Госзнак”.

Гладкие бумаги не годятся также для таких материалов, как мягкий карандаш, уголь, сангина, пастель. Эти материалы в проектной графике применяются чаще всегопри кратковременных эскизных зарисовках на пленэре.

Перо, рейсфедер, рапидограф, фломастер, гелевая ручка применяются чаще для выполнения архитектурных чертежей, но также могут применяться и для кратковременных зарисовок.

Тушь и кисть. Тушь бывает жидкая (химическая) и в плитках (китайская).

Неразбавленная водой жидкая тушь дает не очень приятную блестящую поверхность. Разбавленная водой она дает приятные серые оттенки, а в раблте рейсфедером – тонкие светлые линии.

 

 

Архитектурный эскиз – способ совершенствования творческого замысла. Под архитектурным эскизом следует понимать первоначальные наброски и зарисовки идейного и художественного замысла проектируемого

объекта. Эти первые проектные идеи могут переводиться в крупный масштаб для презентации, обсуждения и защиты своего творческого замысла.

Набросок в проектной графике имеет самое широкое распространение и называется форэскизом. Это планы, разрезы, фасады или перспективные рисунки. Ценность архитектурного эскиза заключается в том, Что в нем проявляется наибольшая возможность решать различные композиционно- графические задачи, испытывать разнообразные приемы, материалы.

Отмывка – типичный и основной способ разработки архитектурного чертежа – требует профессиональных технических навыков. Под отмывкой следует понимать не только светотеневую моделировку ъ, но и тональную разработку архитектурных чертежей. Для отмывания используется тушь, акварель, кисти.

Диапазон приемов отмывки очень широкий: от заливки серой или черной тушью элементов чертежа (планы, разрезы, фасады, окна на фасадах, тени и т.п.) до отмывки больших поверхностей неба, земли, генпланов и др.

Отмывка архитектурных чертежей и дизайн-проектов выполняется только прозрачными материалами: китайской тушьюили акварелью, которые позволяют передавать тонкие переходы от светлого к темному, сохраняя прозрачность слоя и видимость линий на чертеже.

Способы выполнения отмывки: покрытие краской поверхности бумагикистями (отмывка) или набрызгкраски аэрографом (механический способ). Применяются и другие способы для передачи фактуры или тектуры (по сырой заливке посыпается соль, песок, производится торцевание щетинной кистью).

Китайская тушь натирается на увлажненной тарелке, разводится в кипяченой воде, фильтруется через или вату. Покрытие производится большой кистью, плоскость бумаги устанавливается под углом 20 – 30 º. При горизонтальном положении бумаги краска растекается по бумаге, образуя случайные подтеки.

После завершения покрытия необходимой плоскости (соблюдая четкое обрамление по краям окрашиваемой поверхности) внизу образуется большая капля краски, которая снимается отжатой кистью.

Для равномерности тона необходимо покрыть предыдущий слой еше раз в другом направлении (перпендикулярно).

В современной дизайн-графике техника отмывки сочетается с другими графическими приемами – штриховка, линии обводки рейсфедером, аппликацией, покрытием отдельных участков кроющими красителями (гуашь темпера), а также техника трафарета (при торцевании или работе с аэрографом), для чего трафарет наклеивается на бумагу резиновым клеем, который затем легко счищается.

В архитектуре существует очень важный аспект в творческом процессе создания предметно-пространственной среды эстетического содержания, совместно с монументально-декоративным искусством, что принято называть синтезом искусств.

Особенностью современного монументального искусства является интерес художников-монументалстов к выразительным свойствам материала, как, например, необработанного бетона, дерева, художественного металла, объемного витража из литого и колотого цветного стекла на бетонном каркасе (Г.Ващенко, витраж в кинотеатре ”Москва”), использование естественных материалов в мозаике (колотый гранит, галька).

Аппликацияиспользуется в проектной графике для быстрого выпаолнения эскизов, шрифтовых надписей (плоттерная резка шрифтов).

Фотографияиспользуется в эскизных проектахдля выполнения фотомонтажа. Современная цифровая фотография позврляет делать выразительные вкрапления фотоизображений в чертеж, выполненный способом отмывки.

Компьютерная графика это современный инструмент для выполнения архитектурных и дизайн-проектов с помощью графических программ “CorelDrow”, “FotoShop”, “AutoCad”, “3Dmax” и др. Но без овладения традиционной проектной (ручной) графикой невозможно успешно проектировать интерьеры, т.к. …

Способы исправления.Ошибки в проекте возможно исправлять без переделки всего графического листа – срезка,, счистка чернильной резинкой, размывка, смывание краски губкой или кистью с последующим ретушированием т.к. повторные заливки не могут быть качественными. Вплоть до использования гуашевых красок. Ретушь можно делать штрихами, точками.

Архитектурный рисунок. Под архитектурным рисунком понимают всякий рисунок от руки, который делается в процессе разработки какой-либо архитектурной задачи (наброски, эскизы, кроки, архитектурные «рисунки архитектора» и пр.).

Рисунком архитектора называют рисунки и кратковременные зарисовки, наброски с натуры. В наброске сосредотачиваются важнейшие этапы рисунка: постановка задачи, определение главного, второстепенного, выявление характерного, быстрая фиксация принятого решения.

Архитектурная графика выдающихся архитекторов стала самостоятельным видом искусства (рисунки Я.Чернихова, О.Нимейера, Ле Корбюзье).

В учебной работе студенты выполняют множество рисунков, на занятиях по «Основам композиции» студенты выполняют графические интерпретации с фотографий шедевров мировой архитектуры. Во время прохождения учебной практики необходимо выполнить ряд обязательных рисунков архитектурных объектов, кроки одного из памятников белорусской архитектуры в Минске.

Архитектурный чертеж. Компоновка архитектурного чертежа, эскизного проекта на планшет, техника выполнения (тональный, линейный линейно-тональный, полихромный чертеж), шрифтовые надписи на проекте.

Обмерный чертеж.В процессе реставрации незаменимым документом является обмерный чертеж. Исходным материалом для составления эскизного и рабочего проекта реставрации являются обмерные кроки – черновые чертежи с указанием всех размеров.

Литература

 

1. К. Зайцев. Современная архитектурная графика. М., 1970.

2. А. Иконников, Г. Степанов. Основы архитектурной композиции. М., 1971.

3. А. Ефимов. Колористика города. М., 1990.

4. К.В. Кудряшов, Л. Байтзетцер. Проблемы изобразительного языка архитектора. М., 1985.

5. Е.С. Пономарёва. Цвет в интерьере. Мн., 1984.

 

 

По интерфейсу:

1) текстовые - рассчитаны на одного пользователя, однозадачные, 16-ти разрядные. Иногда называют системой командной строки MSDOS-7, затем появляются программные оболочки, позволяющие управлять объектами с помощью функциональных клавиш.

графические операционные системы (с 1995 г). Имеют графический интерфейс, который характеризуется наличием пиктограмм, разных меню, окон, кнопок и управление мышью. Многопользовательские, сетевые (архитектуры клиент-клиент, кпиент-сервер 32-разрядные, появились 64-разрядные): Windows95, 98,(NT), Millenium, 2000, ХР, Vista, Windows 7(2009),8(2014 теперь она будет рассчитана не только на компьютеры, но и на планшеты. Windows 8 будет специально адаптированной под тачскрин, в продажу должны поступить ультрабуки третьего поколения Mac OS, System, UNIX, LINUX.

Предполагается, что в будущем будут разрабатываться операционные системы, которые должны значительно упростить работу пользователя с программами. Эти операционные системы должны поддерживать интерактивный ввод/вывод информации - двусторонний диалог (социальный интерфейс).

По режиму работы:

1) автономные операционные системы - могут работать на отдельном компьютере

2) сетевые, которые используются при создании сети.

По архитектуре сетевые ОС можно классифицировать; - “клиент - клиент”, где все компьютеры равноценны и выполняют одинаковые функции,

- “клиент - сервер”, архитектура корпоративных и глобальных сетей, компьютеры неравноценны. UNIX, LINUX, ХР Server, Vista Server...

Основные функции сетевых операционных систем

a) Связывают все ПК и периферийные устройства сети

b) Обеспечивают защищенный доступ к данным и устройствам

Утилиты - вспомогательные или служебные программы, которые предоставляют ряд дополнительных услуг. Они помогают пользователю работать с системой и повышают ее эффективность.

Условно делятся на;

внутренние (или встроенные)-

а) утилиты динамического сжатия данных,

b) установки и удаления программ

c) сканирование диска (проверка на логические ошибки)

d) резервного копирования, которые позволяют автоматически создавать копию жесткого диска на стримеры

e) для оптимизации дисков (позволяющие обеспечить быстрый доступ к информации) внешние, которые поставляются как отдельные программы. К ним относятся:

1. Программы архиваторы WinZip, WinRar

2. Пакет утилит Norton Commander

3. Антивирусные программы

Антивирусные программы - это программы, которые используются для предотвращения заражения компьютера вирусом и ликвидации последствий.

Компьютерный вирус - это программа, которая может создавать свои копии и внедрять их в файлы, изменять состояния дисков, наносить и другие вредоносные действия.

В зависимости от того, какие типы файлов поражают вирусы, они делятся:

• вирусы, поражающие загрузочные сектора дисков

• вирусы, поражающие исполнительные программы (exe, com, bat)

• макровирусы - вирусы поражающие файлы документов

По принципу распространения вирусы делятся на:

“Черви” - очень быстро распространяются, но не очень зловредные

• " троянские кони ” (обладают механизмом вторжения и поражения, но не обладают средством размножения)

Существуют зловредные программы, которые разрушают защиты и пароли.

Антивирусные программы: Norton Antitvirus, AntiViral Toolkit Pro = AVP, Nod 32, avast

Драйвер - это программа, использующаяся для управления устройствами ввода - вывода (драйвер мыши, клавиатуры, принтера, дисковода).

Прикладные программы

Прикладные программы или программы пользователей - это программы, которые превращают компьютер в инструмент для выполнения какого-то конкретного вида работ, необходимого пользователю. ПО:

- домашнее ПО

- деловое ПО (офисное ПО, лингвистическое ПО, экономическое)

Офисное По

программы автоматизации делопроизводства (MS Word, табличные процессоры MS Excel);

- программы для создания деловой графики (Power Point, CorolDraw, PhotoShop);

- системы управления документооборотом СУБД (MS Access);

- телекоммуникационные программы (программы браузеры: Explorer, Opera, ICQ, SKYPE)

 

Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997.

Государственное и муниципальное управление. Справочник /Отв. ред. Н.И. Глазунова. М., 1993.

Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.

Системные проблемы России. Путь в XXI век /Рук. авт. коллектива Д.С. Львов. М., 1999.

 

 

В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.

В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.

Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин) изучается в основном техническими науками.

Управление в живой природе, то есть управление биологическими системами, является объектом изучения естественных наук.

Управление как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.

Наиболее общие законы и принципы управления рассматривает наука кибернетика. В соответствии с делением окружающего нас мира на неживую природу, живую природу и человеческое общество кибернетика разделяется на техническую, биологическую и социальную.

Понятие “социальное управление” рассматривается в узком и широком значении слова.

В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

Анализируя в “Капитале” различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: “Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, — писал он, — нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере”. В широком смысле слова социальное управление рассматривается как сфера деятельности людей. Маркс обратил внимание на выделение социального управления в определенный вид человеческой деятельности: “Труд по надзору и управлению... непосредственно и неразрывно связан с производительными функциями, Которые налагаются всяким комбинированным трудом на отдельных индивидуумов в качестве особого труда”, возникающего “всюду, где непосредственный процесс производства имеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъединенным трудом самостоятельных производителей”.

Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников — управляющих.

В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.

Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

Ключевое понятие управления — воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

Однако воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятия управления.

Например, в толковом словаре В. Даля термин “управлять” означает править, давая ход, направление, распоряжаться, заведовать, быть хозяином, распорядителем чего-то, подрядничать. Государь управляет народом, государством; министры управляют каждый своей частью.

В государственном управлении управленческая деятельность, как известно, связана с государственной властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и т. п.), и все же первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это — процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.

Следовательно, основным элементом управления, с чего оно начинается, является целеполагание.

Цель управления — желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления — главный и начальный этап управления.

Целеполагание — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей, исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Подчеркнем, что в социальных системах воздействие субъекта управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, напротив, стремится к максимальной строгости, экономичности, целесообразности и последовательности. Заметим, что всякое воздействие в обществе носит сознательный социальный характер, поэтому впредь слово социальное может быть опущено: оно подразумевается, поскольку речь пойдет об управлении общественными делами.

Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (оперативных, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющих мотивы поведения людей.

Итак, уже само целеполагание — есть одно из могучих средств, которое оказывает воздействие на людей, их поведение и жизнедеятельность и тем больше, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы (экономические, социальные, политические, духовно-культурные).

Именно поэтому многие ученые, изучающие управление, считают сегодня главным средством воздействия одного человека на другого, возбуждения его активности систему стимулирования к деятельности (экономической, политической, социальной, моральной и т. п.).

Источником активности, как известно, являются стимулы. Они есть движущая сила и причина активности. Они могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, то есть представления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.

Итак, как видно, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но еще в большей мере к нему имеет отношение мотив. Если стимул содержит в себе и причину, и цель активности в их нерасчлененном виде, а цель не всегда может быть осознанной, то мотив активно включает сферу сознания, идеальный образ, что делает саму активность более целесообразной, эффективной. Можно поэтому сказать, что мотивация к деятельности — это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека, “Я — концепцию” и т. п. Поэтому очень важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное использование человеческого фактора, ресурса личности в управлении.

Теория мотивации становится все более важным, хотя и не единственным средством управленческого воздействия. Это особенно характерно для современного управления, которое все в большей мере опирается на главные ресурсы: творческий потенциал личности, сильную социальную организацию, интеллектуальную собственность и ее составляющую — информацию. Поэтому правы те исследователи, которые считают, что сегодня необходимо говорить о новой парадигме управленческой теории, которая все в большей мере основывается на приоритетном включении в содержание главного, субъекта управления — творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества, а не только усредненных органов и организационных структур управления.

Именно интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управленческой деятельности, способны достигать наилучших результатов в управлении общественными делами, обеспечивать упорядоченность и высокий уровень организации социальных систем. Поэтому важнейшей функцией управления выступает наиболее полное включение в управленческую деятельность наиболее одаренных в этом отношении граждан, создание своего рода “управленческой элиты”, облеченной доверием общества, профессионально выполняющей его главную миссию — создание простора для саморазвития, самопроявления сущностных сил самой сложной социальной системы и отдельных структурных образований: региональных, муниципальных, трудовых, семейных, каждого человека в отдельности на основе самоуправления и саморегулирования.

Поэтому управление — это особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.

 

Обычно считают, что управление возникло только в результате разделения труда на умственный и физический, что привело к разделению управленческой и исполнительной деятельности. Однако феномен управления имеет более древнюю и длительную историю. Уже на заре человечества в стаде человекообразных обезьян обнаруживаются признаки управления. В стаде управление проявляется на уровне животных инстинктов. Члены стада шли за своим вожаком не потому, что они осознавали разумность этого, а в силу заложенных в них природой программ целесообразного поведения. Такое бессознательное поведение сохраняло им жизнь. В дальнейшем, по мере развития человека, управление из бессознательного (инстинктивного) акта постепенно превращается в сознательный, который получает со временем и научное подкрепление.

Феномен управления тесно связан с понятием социальная организация. В самом деле, в течение многих веков управление из бессознательной деятельности превращалось в обычай, традицию, общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения в поколение передавала навыки управления.

Таким образом, социальное управление — это во многом продукт социальных организаций.

Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности. Последняя — одна из разновидностей человеческой деятельности вообще. “Всякая деятельность человека субъективна, — подчеркивал В.Г. Афанасьев, — человек — субъект деятельности. Вместе с тем эта деятельность объективна, поскольку она направлена на какой-либо объект. Объект — это то, с чем человек взаимодействует, что противостоит субъекту в его предметно-практической, социально-политической и духовной деятельности, что преобразуется человеком в процессе этой деятельности”.

Управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Управленческая деятельность отличается интеллектуальным характером, поскольку всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опосредованно — сознание и поведение людей. Она должна адекватно отражать Социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.

Во многом управленческая деятельность является информационной, потому что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной и, прежде всего, управленческой информации. Существуют большие трудности в получении того, что олицетворяет собой информацию, пригодную для управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъективном истолковании, не является информацией. Информацией может быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состояние и динамику. Поэтому управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке и анализу социальной информации, которая и лежит в основе целесообразной управленческой деятельности.

Это сложное эмоционально-психологическое явление с ярко выраженной доминантой воли. Каждый человек, занятый управлением, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т. д. Это создает в социальных организациях особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и деятельности. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного “я” управленческой функции — вот естественные компоненты, которые присущи управленческой деятельности в нормальном органе управления. Если этого нет, то формируемые и реализуемые таким органом управляющие воздействия вряд ли могут пользоваться авторитетом людей и в должной мере влиять на их сознание и поведение.

В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и каждый человек вступают в управленческие отношения, которые можно разделить на две части: связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой задач и организацией их достижения.

Управленческие отношения отличаются исключительной сложностью, представляя собой единство объективного и субъективного, и реализуются в деятельности субъектов управления. Они определяются особенностями социальной экономической системы.

Организационные отношения — необходимый элемент механизма управления, имеют свою внутреннюю структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др. Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные.

В процессе деятельности, которая реализуется в организационных отношениях, осуществляется взаимодействие с коллективами людей, имеет место специализация по определенным предметам, содержанию и видам работ, что требует кооперации в целях комплексной реализации компетенции органа управления и в целом реализации функций управления. Формальное построение органа по подразделениям и должностям создает лишь внешнюю логическую схему для организационной деятельности, которая каждый раз, с учетом свойств конкретных людей, должна быть соотнесена с неформальной (отношения между людьми и социальными группами). Только тогда управленческая работа имеет шанс на успех. Момент неформальных отношений в организаторской деятельности нередко не учитывается, руководители делают акцент на собственную волю или близкое окружение. Тогда управленческая деятельность теряет свой потенциал и снижается ее эффективность. Особо актуален момент неформальных коллективных отношений в больших социальных организациях, в обществе в целом, где морально-психологические и нравственные регуляторы имеют все большее значение.

Помимо отношений субординации типа “руководители — подчиненные” существуют отношения координации, или отношения между находящимися на одном иерархическом уровне членами организации, направленными на взаимное согласование действий, исходя из совместных задач руководства или исполнения.

Система управления подразделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассматриваться как относительно самостоятельная с присущими ей особенностями. Они имеют многоуровневую иерархическую структуру, в каждом звене (подсистеме) имеются свои направления прямых и обратных связей, образующих внутренние источники саморегуляции.

Анализируя дальше систему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Помимо объекта и субъекта управления организационных и управленческих отношений и соответствующих видов деятельности, в нее входят функции управления, под которыми понимают конкретные направления деятельности. Функции управления можно классифицировать по их общим значениям, разделяя их на функции целевые и организационные. Назначение целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются не только необходимым, но и определяющим элементом как управленческой деятельности, так и всей системы управления, ее становления и развития.

Процесс целеполагания является определяющим условием эффективности всей системы управления. Содержание существующей системы управления функционально организуется (самоорганизуется) именно для достижения определенных целей. Целеполагание всегда выполняет элемент прогнозирования — предвидения состояний, изменений, которые ожидаются в результате развития данной социальной системы.

Итак, основные задачи управления и его составной части — организации — решает система управления. Конечным результатом ее функционирования являются принятие и реализация грамотного управленческого решения, которое всегда представляется интеллектуальным и психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

 

Выводы

 

1. Необходимость социального управления прежде всего обусловлена разделением труда и потребностью в его кооперации. Как совместный труд составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым условием существования и развития общества.

 

2. Ключевое понятие управления — воздействие. Воздействие в социальных системах носит осознанный характер, и поэтому может быть понято как такое воздействие субъекта управления на объект, при котором имеется цель перевода последнего в желаемое состояние. Поэтому основным элементом управления является целеполагание.

 

3. Новой парадигмой управления является все более полное включение творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества в содержание субъекта управления, что позволяет формировать управленческую элиту профессионалов, которая способна выполнить главную миссию общества, — создать условия для его саморазвития и повышения качества жизни своих членов. Поэтому управление не только сводится к достижению целей, но и является средством поддержания целостности любой сложной системы и стимулирования ее саморазвития.

 

4. В процессе осуществления управленческой деятельности создаются особого рода управленческие отношения. Они имеют свою сложную внутреннюю структуру. Система управления, которая складывается в процессе реализации управленческой деятельности и функций управления, состоит из объекта и субъекта управления, системы прямых и обратных связей внутри системы, источников саморегуляции (интересов, потребностей, ценностей составляющих ее подструктур), разных органов управления. Содержание системы управления и внутренние принципы ее организации и самоорганизации определяет целеполагание, связанное с прогнозированием и моделированием социальных систем. Конечным итогом функционирования и развитая системы управления являются принятие и реализация управленческого решения.

 

 

 

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародились искусство и наука управления. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

социальной — необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах;

экономической — необходимость в производстве и распределении ресурсов;

оборонительной — защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т. п.). К примеру, египетские пирамиды — это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

Наиболее длительным был первый период развития управления — начиная с 9—7 тыс. лет до н. э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9—7 тысячелетии до н. э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т. п.) к принципиально новой форме получения продуктов — их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000—2800 гг. до н. э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Большая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в период, называемый индустриальным (1776—1890), принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ управления оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект “аналитической машины” — прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени управленцы изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних управляющих.

В сущности, то, что мы сегодня называем управлением, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников — обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

Самые первые исследования в области управления были сделаны классической школой.

Первых управленцев в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический продукт). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих к труду. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т. п.

Большинство исследователей того времени полагало, что управление — это искусство. Такое понимание управления связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим управленцам. Поэтому многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки зрения характера. Если установить черты характера, свойственные управленцу, то считалось, что можно найти людей, которые обладают такими качествами.

Результаты этих исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно, что даже такая вещь, как ум, в некоторых случаях может не иметь в управлении первостепенного значения. В итоге было установлено, что концепция черт характеров просто не срабатывает. В связи с этим и возник вопрос: есть ли наука управления?

Первый крупный шаг к рассмотрению управления как науки был сделан Ф. Тейлором (1856—1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался эффективностью не человека, а деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

Благодаря разработке концепции научного управления оно было признано самостоятельной областью научных исследований. В своих работах “Управление фабрикой” (1903) и “Принципы научного менеджмента” (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он как основатель “школы научного управления” разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области управления.

Становление науки об управлении связывается также с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.

Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий — научного менеджмента, классическая, традиционная.

Разновидностью классической школы управления является административная школа. Она занималась изучением вопросов роли и функций управления. Считалось, что, если определить суть работы управляющего, легко можно выявить наиболее эффективные методы руководства.

Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль (1841—1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.

 

На базе учения А. Файоля в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий —функций управления.

Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, “администрирования” (отсюда и название административная школа).

Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация управленцев одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.

Из других представителей административной школы можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию управления рабочей силой (1917), и М. Вебера, предложившего концепцию рациональной бюрократии (1921). Последний дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия — порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.

Основная черта классической школы (научной и административной) заключается в том, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических управленцев состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления.

Классическая школа — один из первых камней в фундаменте мировой управленческой науки. Однако это не единственное течение в развитии управленческой мысли.

Определенный прорыв в области управления, ознаменовавшийся появлением школы человеческих отношений (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-х годов. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.

В начале XX в. ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее, чем любой из “классических” управленцев. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами, и что в основе управления лежит забота об отдельном работнике.

Р. Оуэн был реформатором управления в том смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и пр.) и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на “уход” за людьми (живой машиной): внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т. п. Тогда, вероятнее всего, “ремонт” людей не потребуется.

Родоначальником школы человеческих отношений принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда.

Движение человеческих отношений стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент делался на заботе о людях, а в движении научного управления — на заботе о производстве. Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. То есть речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

 

Большой вклад в развитие школы человеческих отношений был сделан в 40—60-е годы, когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour — поведение) было разработано несколько теорий мотивации.

Одной из них является иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Он предложил следующую классификацию потребностей личности:

1) физиологические;

2) безопасности существования;

3) социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.);

4) престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение);

5) самовыражения, полного использования своих возможностей, достижения целей и личного роста.

Не менее популярно в школе человеческих отношений и учение Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (Х и Y) лежат следующие характеристики работников:

теория X — средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек в такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности;

теория Y — люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой. Появление данной школы — следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений управленцев.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т. п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в управлении был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается управленец, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача управленца в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е годы появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне, имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (различные формы структурного деления); систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия; систему власти; систему логического принятия решений.

С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода: формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, то есть центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута.

Менеджмент как массовое явление и область общей теории управления возник в результате осуществления управленческой революции на Западе в 60—80-е годы XX в., он вплотную связывается с эффективностью управленческих воздействий в социальной сфере и их обратным влиянием на рыночные структуры, экономику, финансы, персонал управления и т. п. Его теория и практика разворачиваются как бы в другом социальном пространстве, другой социальной среде, когда социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей, утверждение достойного образа жизни становятся не только тенденцией общественного развития, но и нормой социального поведения государства (социального государства), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаимоотношений классов и социальных групп (социальное партнерство). В этих условиях цели общественного развития как бы определены, их стратегия выстроена и отражена в национальных социальных доктринах, законодательных нормах и акцент делается на методах их реализации в профессиональной деятельности управленцев на разных уровнях управления (от общества в целом до каждого местного сообщества, трудовой ассоциации, семьи, каждого гражданина в отдельности).

На каждом уровне управления не только задаются социальные приоритеты, но и разрабатываются механизмы их реализации (экономические, информационные, организационные, административные, нормативно-правовые). Социальная сфера управления становится относительно самостоятельной, многоструктурной и массовой с точки зрения как объекта воздействия, так и его субъекта, появляется особый тип управленца — рыночный. Каждый муниципальный менеджер, нанятый по контракту, несущий ответственность за управленческую деятельность по ее результатам, становится как бы предпринимателем в сфере управления, который успешно конкурирует с государственным управлением, создает необходимые общественные противовесы, без которых чиновничий аппарат на всех уровнях управления бюрократизируется, вырождается и деградирует. Как показал мировой опыт, это главный механизм формирования ответственной и профессиональной команды не только менеджеров, но и государственных органов управления.

В истории становления управления было несколько революций, но началом менеджерской считается буржуазная революция, которая обусловила выход на историческую сцену новой фигуры — капиталиста, а по истечении определенного времени — наемного менеджера. Как только появился класс профессиональных менеджеров, отделившийся от класса капиталистов, стало возможным говорить о новом радикальном перевор

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы дизайн-графики | Стадии бюджетного процесса. Лекция 5. Локальные вычислительные сети (ЛВС)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.