Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: методика работы с текстом на уроках русского языка




ЛЕКЦИЯ № 13

План:

1. Текст, содержание обучения.

2. Характеристика признаков текста и организация работы над ними:

2.1. Тематическое единство текста.

2.2. Развёрнутость текста.

2.3. Последовательность текста.

2.4. Смысловая цельность текста.

2.5. Связность теста.

2.6. Законченность текста.

3. Принципы обучения текстообразованию.

 

1. Текст: содержание обучения. Коммуникативно-ориентированное обучение русскому языку выдвинуло в качестве главной дидактической единицы текст, в котором наиболее полно реализуются основные функции языка и отражается его система.

Ученые определили объём понятия «текст», выявили и охарактеризовали его признаки, логико-композиционные типы, описали прагматические установки текстов, средства объединения предложений и частей в связных высказываниях разной жанрово-стилистической ориентации. Кроме того, выяснили текстообразующую роль языковых явлений, грамматических категорий и синтаксических единиц.

Современная методика преподавания русского языка в данном направлении успешно решается такими российскими учеными, как Т. А. Ладыженская, Л. И. Величко, Н. А. Плёнкин, Т. И. Чижова, Н. А. Ипполитова, Г. Я. Солганик, А. Ю. Купалова и др., а также белорусскими учеными Л. А. Муриной, Г. И. Николаенко и др.

Методисты утверждают, что повышение эффективности развития речи учащихся непосредственно связано с обучением текстообразованию, когда текст становится и объектом, и средством обучения. Поэтому важным элементом содержания современного школьного курса русского языка являются теоретические сведения о тексте, на основе которых формируются коммуникативные умения и навыки логично, четко, конкретно выражать собственные мысли, избирая для этого необходимые композиционные формы и языковые средства, и адекватно понимать чужие высказывания.

Первоначальное представление о тексте ученики получают в начальной школе. Затем данное понятие расширяется за счет знакомства с признаками текста (тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, целостность, законченность).

Впоследствии, повторяя изученное, школьники знакомятся со смысловой и структурной связностью, зависимостью способа связи предложений, частей в тексте от смысла, типа, стиля речи. В 7-ом классе полученные знания повторяются с целью их углубления; восьмиклассники получают представление о внутренней и внешней форме текста. В курсе 9-го класса все сведения по теории текстообразования повторяются на более высоком уровне, а в курсе 10-го класса обобщаются и систематизируются.

Таким образом, работа над текстом проходит через весь школьный курс русского языка как обязательная составная часть.

Текст, как и слово, принадлежит к числу трудно определяемых понятий. Слово «текст» употребляют в узком и широком значении. Текстом в узком значении может называться любое высказывание, в том числе однословное или состоящее из нескольких предложений (микротекст), текстом в широком значении называют целую книгу или ряд книг (макротекст). Употребление термина «текст» в широком и узком значении позволяет считать текстом и части речевого произведения. Таким образом, текст может быть и очень кратким по своему объёму (афоризм, загадка, пословица, поговорка, газетное информационное сообщение и др.), и весьма обширным. Нижняя граница текста может быть установлена с привлечением грамматического критерия - это предложение, верхняя такого критерия не имеет.

Текст, как всякое структурно-смысловое образование, включает упорядоченно организованные языковые единицы, а также структурные составляющие: предложение - сложное синтаксическое целое (ССЦ) - фрагмент - глава - часть - законченное произведение.

В школьной практике объектом рассмотрения являются тексты, равные предложению, сложному синтаксическому целому и фрагменту.

Изучение текста начинается со знакомства с его отличительными признаками, которые позволяют отграничить связное высказывание от не связанных друг с другом предложений и от «квазитекста» (псевдотекста) и знания о которых являются надежным ориентиром при создании учащимися собственных текстов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.