Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Композиционная структура типов речи




Повествование: начало события (зачин); завязка, развитие события, кульминация; развязка (концовка).

Описание: общее впечатление от описываемого (зачин); существенные и несущественные признаки описываемого (средняя часть); оценка описываемого (концовка).

Рассуждение: тезис (зачин); аргументы (средняя часть); вывод (концовка).

Тексты, представляющие собой чистую разновидность того или иного типа речи, крайне редки. Чаще текст - это объединение нескольких типов речи: один из них является основным, другой (другие) - дополнительным: повествование с элементами описания; описание с элементами повествования; рассуждение с элементами описания; повествование с элементами рассуждения и т. д.

Для осмысления учащимися признака последовательности текста и правильного структурирования содержания создаваемого связного высказывания можно использовать такие вопросы и задания:

1. Прочитайте сложное синтаксическое целое (ССЦ). Найдите в нем зачин, среднюю часть, концовку.

2. В тексте-описании прочитайте часть, где передается общее впечатление об описываемом; часть, в которой характеризуются признаки описываемою; часть, где содержится общая оценка описанного.

3. Прочитайте текст-повествование. Назовите элементы его композиции: начало действия, его развитие, кульминацию, развязку.

4. В тексте-рассуждении найдите тезис, аргументы, вывод.

5. Данные предложения расположите в нужной последовательности, чтобы получилось связное высказывание.

6. Восстановите нарушенный порядок следования частей текста.

7. Установите, какая композиционная часть отсутствует в тексте.

8. К данному тезису подберите аргументы. К данным аргументам сформулируйте тезис.

9. Прочитайте текст. Какие типы речи он включает?

10. Составьте композиционную схему прочитанного текста.

11. Продолжите повествование поданному началу.

12. Расширьте текст-описание элементами рассуждения

13. В текст-повествование введите описание участников события.

14. Составьте текст определенного стиля на указанную тему по данной композиционной схеме.

2.4. Смысловая цельность. Данный признак предполагает единообразие отбора лексических единиц, грамматических форм и синтаксических моделей для реализации авторского замысла в соответствии с коммуникативной задачей, получающей воплощение в тексте определенного стиля и типа речи.

Специфику лексико-грамматических средств, обеспечивающих смысловую цельность, можно выявить с помощью текстов, раскрывающих одну тему, но по-разному, в зависимости от прагматической установки автора. Например: 1) сообщить научные сведения о предмете речи; 2) создать его художественный образ с целью воздействия на чувства читателя; 3) повлиять на личность, чтобы побудить её к совершению нравственных и социально значимых поступков или приобщить к системе человеческих ценностей. Для этого сравним следующие тексты:

1. Снег - твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы - снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шестилучевых звездочек, выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0°С. (Энциклопедический словарь.)

2. Разве снег, с высот летящий

На леса, поля и чащи,

Разве он, как мертвый мел,

Только вея, бел, бел?

Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно-розов,

Он вдали, в тени, в низине,

Голубой и даже синий! Н. Браун

3. Сегодня в Минске и Минской области облачная погода, днем сильный снегопад, метель, максимальная температура минус 7-9° ветер северный, 10-15 метров в секунду, на дорогах заносы.

Целевая установка первого текста - сообщение точных научных сведений о снеге как атмосферном явлении - нашла воплощение в реальной модальности предложений, сообщения в которых мыслятся вне времени; в отборе терминов, которые при чтении выделяются логическим ударением (атмосферные осадки, кристаллы, шестиугольные пластинки, шестилучевые звездочки; причём суффикс -к- в словах пластинки, звездочки не имеет оценочного значения, а обозначает реальный размер предметов); в прямом порядке слов в двусоставных предложениях, одно из которых осложнено обособленными членами.

Информация о погоде в третьем тексте сообщается в форме сложного бессоюзного предложения, части которого аналогичны односоставным номинативным и эллиптическим предложениям с опорными тематически однородными словами погода, снегопад, метель, температура, ветер, заносы и их обязательными распространителями со значением признака.

Второй стихотворный текст, назначение которого - описать красоту и многоцветье падающего снега, включает различные по цели и выражаемым чувствам высказывания, осложненные обособленными и однородными членами, с инверсионным порядком слов. Смысловая нагрузка падает на слова со значением признака, выраженные полной и краткой формами прилагательных.

Таким образом, в каждом из текстов смысловая цельность достигается не только тематическим единством, но и специальным набором лексико-грамматических средств, участвующих в реализации авторского замысла.

Для того чтобы показать учащимся значимость смысловой цельности, можно организовать работу с искусственно созданным текстом, методику которой предложила учительница Е. С. Антонова [3, 3-11]:

Прочитайте «текст». О чем он?

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил - привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает, верёвка всё короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь оказался не простым. Монгольская рать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах - ещё крепче веревку натянул.

1. Кто является адресатом текста? Каков его жанр? Стиль?

2. Каков замысел автора?

3. Последователен ли автор в раскрытии замысла текста?

4. Развёрнута ли тема текста?

5. Обладает ли «текст» смысловой цельностью? Реализуется ли она с помощью лексико-грамматических средств?

После ответов на вопросы учащиеся убедятся, что перед ними три разных текста, каждый из которых ориентирован на собственную коммуникативную задачу, и для её решения используются жанрово и стилистически обусловленные лексико-грамматические средства. Так, например, в стихотворении используются формы будущего времени, в сказке - прошедшего совершенного, в отрывке из учебника истории - прошедшего несовершенного.

Для предложений одного и того же стиля и типа речи характерно лексико-семантическое единообразие нового, сообщаемого об известном. Новое в каждом предложении выделяется логическим ударением; для его представления используются однотипные морфологические средства.

Так, в предложениях текста-описания помещения новым являются предметные имена, называющие элементы общей пространственной картины и выделяемые логическим ударением;

На пыльных высоких стенах висят темные портреты... На круглых столах лежат альбомы, выцветшие фотографии в просторных стенных шкафах хранятся стопки писем (И. С. Соколов-Микитов).

В предложениях текста-описания предмета или лица логическим ударением выделяются сказуемые, выраженные именами прилагательными или образованными от них именами существительными со значением качественной характеристики:

1. Лелька была существом фантастически вялым и пассивным, но зато она была красивой. Она была самой хорошенькойдевочкой в нашей школе, и поэтому абсолютно никого не интересовало, активна она или пассивна, глупа или умна. Она была красивой, а значит, и умной. (Г. Корнилова.)

2. Окись хрома нерастворима в воде, зеленого цвета, отличается высокой твердостью и тугоплавкостью. (Ю. Ходаков.Неорганическая химия, учебник.)

В текстах, в которых повествуется о действиях живых существ и лиц, логическим ударением выделяются глагольные сказуемые. Новое может включать, кроме глагола, и его именные распространители:

1. [Царевна-лебедь] И крылами замахала, Воду с шумом расплескала И обрызгала его с головы до ног всего. Тут он в точку уменьшился, Комаром оборотился, Полетел и запищал, Судно на море догнал, Потихоньку опустился на корабль и в щель забился (А. С. Пушкин.)

2. Желтухин сытно покушал, почистил носиком перья, попрыгал вдоль подоконника, глядя на воробьев, высмотрел одного старого, с драным затылком, и начал его дразнить, вертеть головой, пересвистывать... Воробей рассердился, распушился и с разинутым клювом кинулся кЖелтухину - ткнулся в марлю... Затем снова появился Никита, просунул руку, на этот раз пустую, и слишком близко поднёс её. Желтухин подпрыгнул, со всей силы клюнул его в палец, отскочил и приготовился к драке. (А. Н. Толстой.)

Итак, в структуре текста новое предыдущего предложения вступает в смысловые отношения с новым последующих предложений, обеспечивая смысловую цельность текста, которая осуществляется с помощью грамматических форм времени и наклонения глагола-сказуемого, типов предложений по цели высказывания, синтаксического параллелизма,порядка слов, эллипсиса.

Наблюдение над лексико-грамматическими средствами, формирующими цельность текста, можно организовать, привлекая следующие задания и вопросы к текстам на стр. 64.

1. Прочитайте текст-описание помещения. На какие слова падает логическое ударение? Что они обозначают? Подчеркните подлежащие и сказуемые. Каков порядок их следования? Сказуемые предложений текста обозначают конкретные физические действия или состояние, положение предметов в пространстве? Какие лексико-грамматические средства обеспечивают цельность текста-описания помещения?

2. Прочитайте тексты-описания лица (1) и предмета (2). Определите их стиль. На какие слова падает логическое ударение? Какие типы сказуемых используются в предложениях текста? Какими частями речи они выражены? Как располагаются по отношению к подлежащему? Как обеспечивается цельность текста описания предмета на лексико-грамматическом уровне?

3. Прочитайте тексты-повествования (1) и (2). На какие слова падает логическое ударение? Какими частями речи выражены сказуемые в предложениях текстов? Каков вид глаголов? Полными или неполными являются предложения первого текста? Каков порядок следования состава подлежащего и сказуемого во втором тексте? Как достигается цельность текста-повествования?

2.5. Связность текста. Связность текста осуществляется на разных уровнях: на уровне слов, предложений, ССЦ, фрагментов и всего текста в целом. Различают внутреннюю (смысловую) и внешнюю (структурную) связность.

Внутренняя связность основывается на коммуникативном и смысловом единстве текста. Оно создается намерением автора сообщать новую информацию об известном в каждом последующем предложении, опираясь на смысл предшествующего, что обеспечивает развитие темы. Такое намерение осуществляется по-разному:

1) связь через новое (цепная, последовательная, связь): новое предыдущего предложения становится известным (И) в последующем:

 

 

И1→ Н1

И2 — Н2

И3→ Н

 

И1 Н1 И2 = Н1

Например: Юла/ не просто лесной жаворонок. Это птица

Н2 И3 = Н2 Н3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.