Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало экономических реформ. Принятие Конституции 1996 г





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Ужасное состояние, в котором оказалась экономика Украины в середине 1990-х гг, обусловливалось, прежде всего, отсутствием реальных реформ. Не отвечая за деятельность правительства, Верховная Рада особо не переживала о нехватке соответствующей законодательной базы. Политика левых партий, которые добились успеха на парламентских выборах, была безответственной: они тянули в прошлое, которого уже не существовало, на карту ставилась независимость государства. Все это усиливало оппозиционные настроения в обществе, вызвало острые социально-политические конфликты, подрывало доверие к власти, не способствовало укреплению международного имиджа Украины.

Такие настроения встревожили «партию власти». Провозглашенная Л. Кучмой в октябре 1994 г. стратегия экономических преобразований была одобрена основной частью депутатов Верховной Рады, которые убедились в опасности предыдущего курса выжидания. Реформы начались с либерализации цен и валютного курса.

Несколько ранее Национальный банк Украины, введя жесткую дефляционную политику, в июле 1994 г. добился самого низкого (2,1%) уровня инфляции против предыдущих 3 лет. Но монетарные ограничения не подкрепляло снижение бюджетных расходов. Кратковременное обуздание инфляции было достигнуто образованием задолженности по выплате заработной платы, пенсий и других социальных расходов и ростом кредиторской и дебиторской задолженности в народном хозяйстве. Задолженность другим странам на середину года возросло до 7 млрд. долларов США.

В конце 1994 г. общество стояло перед новым витком гиперинфляции. Курс карбованца стремительно падал. В ноябре в обращении появилась пятисоттысячная купюра, реальная стоимость которой не превышала 4 долларов США. Пытаясь помешать обесценению денег, правительство ввело фиксированный курс купонов относительно доллара и рубля. Но это привело только к росту оборотов «теневой экономики», сплошной бартеризации расчетов и оттока валюты за рубеж.

Чтобы сократить эмиссию необеспеченных товарной массой денег, правительство начало увеличивать удельный вес налогов на прибыль. Наконец, в Украине была установлено самая высокая в мире ставка подоходного налога с граждан - 90%. Поэтому и эти меры оказались ошибочными: в условиях чрезмерного налогообложения сворачивалась производственная и коммерческая деятельность. Когда же, с целью вхождения в мировой рынок, была ликвидирована монополия внешней торговли, Украина практически сразу же стала объектом колоссального товарной интервенции из-за рубежа. На первых порах ее осуществляли сотни тысяч так называемых «челноков». Отечественный товаропроизводитель этой конкуренции не выдержал. Тысячи предприятий прекратили или резко сократили производство. Эксперты Международного валютного фонда показали, что экономическая ситуация в Украине в 1994 г. стала хуже, чем в любой другой стране, за исключением воюющих.



Л. Кучма, стремясь получить международную поддержку реформаторского курса, вел активную внешнюю политику. Отныне она должна была стать концептуально определенной, многовекторной, прагматичной и взвешенной. Первым важным шагом на пути утверждения нового образа Украины стало решение Верховной Рады от 16 ноября 1994 г. о присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Развернулась активная работа по углублению украино-американских отношений. 20-24 ноября 1994 г. Президент Украины находится с государственным визитом в США. Положительные тенденции в развитии межгосударственных отношений закрепил официальный визит Президента США Б. Клинтона в Украину, который состоялся 11-12 мая 1995 г. Активизировались отношения с Канадой. Динамично начали развиваться отношения с Германией, Великобританией, Францией и др. Главным достижением в европейском направлении внешней политики стало принятие Украины в ноябре 1995 г. в Совет Европы. Предметом особого внимания стала перестройка отношений с государствами Центральной и Восточной Европы, прежде всего с Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Румынией.

Долго и трудно происходило налаживание взаимосвязей с Россией как основным стратегическим партнером. Только в мае 1997 г., после уступок России, было подписано соглашение о параметрах раздела Черноморского флота, об условиях пребывания российского Черноморского флота в Крыму и об аренде Севастопольской военно-морской базы до 2017 г. И тогда же 31 мая 1997 г. президенты обоих государств подписали в Киеве «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве»,в соответствии с которым Россия и Украина признавались суверенными, независимыми государствами, у которых нет территориальных претензий. Стороны основывали свои отношения на принципах стратегического партнерства, обязывались воздерживаться от участия или поддержки каких бы то ни было действий, способных нанести ущерб безопасности другой стороны. Первый государственный визит Президента Украины в Москву состоялся в феврале 1998 г. Главный его результат - заключение договора об экономическом сотрудничестве сроком на 10 лет.

Налаживание отношений с ведущими государствами мира открыло Украины путь к получению финансовой помощи. Кредиты, которые предоставлялись Европейским банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом, Всемирным банком, правительствами США, ФРГ, Италии и других стран, помогали Украине сводить концы с концами в платежном балансе. Без них, в частности, невозможно было расплатиться с Россией и Туркменистаном за поставку нефти и природного газа. Однако, добиваясь кредитов, правительства «проедали» эти средства, тратя их на текущие проблемы, решение же самих этих проблем отодвигалось на неопределенное будущее.

Общей ошибкой правительств Е. Марчука (с июня 1995) и П. Лазаренко (с мая 1996) было именно предоставление преимущества кредитной форме получения зарубежных средств. Тогда как страна нуждалась прямых инвестиций частного зарубежного капитала, прежде всего в промышленность. Обвинение П. Лазаренко в злоупотреблении служебным положением обусловило 2 июля 1997 его отставку, правда «по состоянию здоровья». Вскоре экс-премьер-министр оказался в тюрьме за рубежом. Масштабы выдвинутых к нему претензий со стороны правосудия поразили мировую общественность. Следующим главой правительства в июле 1997 г. был назначен В. Пустовойтенко. Достигнув определенного оздоровления экономической структуры, уменьшения дефицита бюджета, он вместе с тем не сумел остановить рост задолженности государства по выплатам зарплаты. Экономические показатели продолжали снижаться почти во всех отраслях. Страну сотрясали шахтерские забастовки. Плохо платились налоги, В Раде шли бесконечные споры о бюджете.



Отсутствие прозрачного законодательного поля для осуществления предпринимательской деятельности привела к созданию нерегулируемых законом региональных объединений. Во главе их стояли так называемые «олигархи». Используя связи с представителями исполнительной и законодательной власти, они присваивали объекты приватизации за мизерные суммы и наносили государству огромные убытки. По уровню коррумпированности Украина занимала третье место в мире.

На протяжении почти всех лет независимости государство находилось в состоянии экономического кризиса. За 1990-1999 гг. Валовой внутренний продукт (ВВП) страны сократился на 59,2%, объемы промышленной продукции - на 48,9%, сельского хозяйства - на 51,5%. Реальная заработная плата уменьшилась в 3,82 раза, выплаты пенсий - в 4 раза. Все это крайне отрицательно сказалось на жизненном уровне народа. Украина вошла в число стран не только с высоким, но и растущим уровнем бедности, что постоянно провоцировало политическую нестабильность и идеологическое противостояние различных общественных сил.

Наконец, попытки реформировать экономику начали приносить некоторые результаты. Максимальную ставку подоходного налога с физических лиц удалось уменьшить с 90% в 1994 г. до 40% в 1999 г. Соответственно, налог на прибыль снизился с 45 до 30%, налог на добавленную стоимость - с 28 до 20%. Существенно ослабили налоговый пресс на сельских товаропроизводителей и предприятия малого бизнеса, уменьшилось налоговое бремя на фонд оплаты труда. В специальных экономических зонах вводился режим льготного налогообложения. Несомненным успехом стало достижение относительной финансовой стабилизации. Осенью 1996 г. в обращение вошла гривна. Правда во время денежной реформы был установлен ее завышенный курс относительно доллара США и других валют, он не соответствовал реальной покупательной способности украинской валюты. Это существенно подорвало возможности отечественного экспорта. Осенью 1998 г. под влиянием российского дефолта гривна наполовину обесценилась, однако выдержала удар. С 1999 г. снижение ее курса по отношению к мировым валютам продолжалось, но в достаточно низких пределах. Прямые иностранные инвестиции увеличились с 484 млн. долларов США в 1994 г. до 3 122 млн. в 1999 г. На первый взгляд, эти темпы роста исключительно высоки, но их абсолютный уровень для экономики был недостаточным. Немало фирм свернули свою деятельность в Украине из-за нестабильности в правительственной политике в отношении иностранного капитала, коррумпированность чиновников, неблагосклонное отношение к иностранному капиталу значительной части общества.

Довольно сложно решался земельный вопрос. Оставался спорным вопрос о праве частной собственности на землю. В течение 1996 г. было осуществлено разгосударствление земли и ее передача в собственность юридических лиц. Затем начался второй этап земельной реформы: выдача сертификатов, удостоверяющих право на земельный пай.

Стали налаживаться экономические отношения с Россией. Кучма, не отказываясь от евроинтеграционных процессов, признавал необходимость экономического сотрудничества с Россией. Хотя периодически возникали споры о сахаре, йодированной соли, ценах по трубам, продаваемым в Россию и т.д.

Все же через несколько лет в экономике произошли необратимые изменения. К 2000 г. форму собственности изменили более 65 тыс. предприятий и организаций. Более 70% общего объема промышленной продукции стало производиться на негосударственных предприятиях. В отраслях промышленности, которые смогли выйти со своей продукцией на внешний рынок, произошла определенная стабилизация.

Принятие Конституции.Как и в России, в Украине шли долгие споры о президентской или парламентской республике, о принципе федерализма или унитарности в строительстве государственности. Конституционный процесс затянулся на 5 лет. Споры шли о функциях ветвей власти, статусе русского языка, статусе Крыма и др. С большим трудом удалось преодолеть противоречия между фракциями и принять Конституцию 28 июня 1996 г. Конституция усиливала роль президента и ограничивала роль Рады. Украина становилась президентско-парламентской республикой.

29 марта 1998 г. состоялись первые (в условиях действия новой Конституции) парламентские выборы. Они осуществлялись по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. 4% барьер преодолели 8 из 30 политических партий и блоков, участвовавших в выборах. Компартия Украины получила 84 депутатских места, Народный рух Украины - 32, блок СПУ-СелПУ - 29, Партия «зеленых» - 19, Народно-демократическая партия - 17, созданное накануне выборов экс-премьер-министром П. Лазаренко объединения «Громада» - 16, Прогрессивная социалистическая партия и Социал-демократическая партия (объединенная) - по 14 мандатов. Однако ни одна из политических сил не получила убедительного большинства в парламенте, что отчетливо проявилось при выборах Председателя Верховной Рады. После длительной «спикериады» 7 июля 1998 на 69 пленарном заседании этот пост занял один из лидеров Селянской партии А. Ткаченко.

31 октября 1999 г. стало датой очередных президентских выборов. Из 13 кандидатов больше всего голосов избирателей набрал Л. Кучма, на второе место вышел лидер коммунистов П. Симоненко. Повторное голосование (14 ноября) показало убедительную победу Кучмы. Повторное избрание Л. Кучмы изменило расстановку сил в парламенте, где постепенно было сформировано пропрезидентское большинство. Роль левых партий упала. Новым руководителем Верховной Рады стал И. Плющ. Главой правительства в конце 1999 г. был назначен руководитель Национального банка Украины В. Ющенко. Правительство Ющенко с конца 1999 г. стало проводить жесткий курс на укрепление позиций государства в ключевых, стратегических отраслях экономики. Поступление в бюджет средств из топливно-энергетического комплекса позволило ликвидировать острую проблему задолженностей.

Весной 2000 г. высказывались многочисленные пессимистические прогнозы относительно последствий президентского указа «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики». Однако итоги первого года хозяйствования в условиях фактического отсутствия колхозного строя оказались вполне успешными. Производство валовой сельскохозяйственной продукции выросло за 2000 г. на 9,2%. В 2001 г. был достигнут рекордный урожай зерновых (почти 40 млн.), а валовая сельскохозяйственная продукция выросла на 9,9%.

Главным итогом 2000 г. стало то, что впервые за всю историю независимости были предприняты решительные шаги, направленные на преодоление разбалансированности между экономическими и политическими преобразованиями, достижение первых экономических успехов. После затянувшегося экономического кризиса начался реальный рост: валовой внутренний продукт увеличился на 6%, промышленное производство - на 12,9%, валовая продукция сельского хозяйства - на 9,2%. В числе других положительных результатов - погашение задолженности по пенсиям, уменьшение внешнего долга, активизация инвестиционной, в т.ч. кредитной деятельности, рост экспортного потенциала экономики. Впервые наблюдалось положительное сальдо во внешней торговле. Доля экспорта в ВВП составляла почти 60% - это очень высокий показатель. Украине удалось избежать дефолта. Серьезно укрепилась бюджетная позиция. В 2001 г. прирост ВВП составил уже 9,1%, объем промышленной продукции вырос на 14,2%. Инфляция снизилась до 6%. Задолженность по зарплате сократилась наполовину, почти на треть выросли реальные пенсии. Валютные резервы увеличились с 1,5 млрд. до 3,2 млрд. долларов США. Ускорение темпов экономического роста впервые сопровождалось сокращением безработицы и опережающими темпами повышения реальной заработной платы. После снижения производства, которое длилось целое десятилетие, в течение 2 лет темпы экономического роста достигли одних из крупнейших в мире показателей.

Л.Кучма неоднократно пытался усилить полномочия президентской власти. С этой целью 16 апреля 2000 состоялся Всеукраинский референдум, который должен выяснить отношение народа к таким вопросам: имеет ли Президент в ряде случаев право досрочно прекращать полномочия Верховной Рады, необходимо ли создание двухпалатного парламента, ограничения депутатской неприкосновенности и уменьшение количества депутатов с 450 до 300 ? Народ Украины одобрительно отозвался на все вопросы. Однако процесс реализации результатов референдума затянулся на неопределенный срок. Оппоненты Кучмы упрекали его в авторитаризме, свертывании демократии, росте влияния спецслужб. Серьезный удар по репутации власти нанес так называемый «кассетный скандал», развернувшийся с 28 ноября 2000 г. Речь шла об исчезновении в сентябре того же года журналиста Г. Гонгадзе, который неоднократно критиковал президента, и о записях разговоров Президента с высокими должностными лицами, записанных майором Мельниченко, где Кучма якобы требовал от министра МВД Кравченко «убрать Гонгадзе». Оппозиция требовала отставки Л. Кучмы, и назначения президентом в соответствии с Конституцией премьер-министра В. Ющенко. Добиться отставки Л. Кучмы не удалось и большинство Верховной Рады, основу которой в день голосования, то есть 26 апреля 2001, составили депутаты от компартии, объединенных социал-демократов, «Трудовой Украины» и «Демократического союза», 263 голосами «За» отправили в отставку правительство В. Ющенко. Он стал восьмым премьером, которого постигла такая участь за 10 лет независимости, но, пожалуй, первым, выпавшим из власти не столько по экономическим, сколько по партийно-политическим соображениям. Президент Л. Кучма после длительных консультаций с различными политическими силами в парламенте предложил на должность премьер-министра А. Кинаха.

В преддверии очередных выборов активизируется политическая борьба. Начинается активная поддержка В.Ющенко национал-демократическими силами и Западом. Л. Кучмой снова начинает разыгрываться «российская карта». Опять обостряются споры о статусе русского языка, отношениях с Россией, о внешнеполитической ориентации Украины. Внешне наблюдалось некоторое улучшение отношений с Россией, Путин и Кучма встречались в 2001 г. в Харькове, все три президента приезжали в 2001 г. в Витебск на «Славянский базар». Начались переговоры о создании газотранспортного консорциума Россия - Украина –Германия.

31 марта 2002 г. прошли парламентские выборы, которые характеризовались активным вмешательством в дела Украины Конгресса США, заявившего, что будут признаны только демократические выборы. Запад открыто поддерживал Ющенко и его сторонников. Позволяли себе высказывания по поводу выборов в Украине и российские политики. По мнению политологов, Украина превратилась в футбольное поле, на котором играли чужие игроки. Выборы, прошедшие по пропорционально-мажоритарной системе, не обеспечили однозначной победы ни одной политической силы. Среди партий и избирательных блоков популярным в народе оказался блок «Наша Украина» во главе с В. Ющенко. Далее шли коммунисты, возглавляемый руководителем Администрации Президента В. Литвином блок «За единую Украину», блок Ю. Тимошенко, социалисты, а также объединенные социал-демократы. Партийные фракции пополнились и депутатами, избранными от одномандатных округов. Однако возможность перехода депутатов из одной фракции в другую привела к тому, что лидер избирательной гонки блок - «Наша Украина» оказался отодвинутым на второй план. Председателем Верховной Рады стал В.Литвин. Пост премьер-министра Украины занял В. Янукович, являвшийся лидером Партии регионов.

Л.Кучма, видя рост влияния оппозиции и думая о сохранении своего влияния, уже весной 2003 г. предложил политическую реформу, направленную на усиление роли парламента и трансформацию президентско-парламентской республики (по Конституции 1996 г.) в парламентскую. Речь шла о двухпалатном парламенте, увеличении срока его полномочий до 5 лет и росте полномочий. Появились и другие идеи, например, коммунисты предлагали избирать президента в Верховной Раде. Тогда против предложений Л.Кучмы выступили и В.Ющенко, и Ю.Тимошенко и лидер социалистов А.Мороз.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.