Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспорт. Общая характеристика транспорта




ЛЕКЦИЯ №1 Введение

Територіальний моніторинг НС

Органи виконавчої влади України і місцевого самоврядування з метою запобігання НС здійснюють такі заходи:

– визначають найважливіші напрямки у сфері запобігання НС, які вимагають розробки нормативно-правових актів та внесення змін і доповнень до існуючих документів4

– організовують моніторинг і прогнозування НС, аналіз та управління ризиком НС природного і техногенного характеру, розробку паспортів безпеки територій, потенційно небезпечних об’єктів (ПНО);

– створюють і здійснюють підготовку та утримання в готовності органів управління сил і засобів до дій у НС;

– організовують розробку і реалізацію комплексу превентивних заходів за всіма напрямками запобігання НС;

– організовують підготовку керівного складу органів управління і населення до дій у разі загрози і виникнення НС;

– організовують систему оповіщення та інформування населення у НС;

– організовують взаємодію органів управління підсистем єдиної системи ЦЗ;

– створюють резерви фінансових і матеріальних ресурсів для запобігання і та ліквідації наслідків НС;

 

Транспорт во все времена и у всех народов играл важную роль, а на совре­менном этапе его значение неизмеримо возросло. Сегодня существование любого государства немыслимо без мощного, хорошо развитого транспорта, так как возросла потребность населения в перевозках, а изделия промышленности и про­дукция сельского хозяйства перевозятся к местам потребления на значительные рас­стояния.

Несмотря на несомненное внешнее различие разных видов транспорта, в строительстве, содержании и эксплуатации их путей сообщения имеется много об­щих черт. Поэтому человеку, работающему на каком-либо виде транспорта, необходимо иметь достаточно четкое представление о других, смежных видах транспорта.

Эту цель преследует и включение в учебные планы дисциплины "Общий курс транспорта", которая знакомит студентов с историей зарождения и развития, основными техническими характеристиками и особенностями ­ эксплуата­ции различных видов транспорта, тенденциями технического прогресса на транс­порте, раскрывая перспективы и творческий характер многосторонней деятельности транспортника.

Усвоение дисциплины существенно расширяет кругозор и эрудицию студента, позволяет реально оценивать современное состояние транспортной системы, понимать техническую политику ее дальнейшего развития и основные направления научно-исследовательских работ, проводимых на транспорте и для транспорта.

 

 

Потребность в перемещении грузов возникла на самых первых этапах человеческой культуры. На этом этапе развития человечества потребности в транспорте были минимальными, ограничиваясь обслуживанием собственных нужд.

Термин "транспорт" происходит от латинского слова "transporto", что значит "переношу, перевожу, перемещаю". В этом слове отражена суть транспорта - перемещать в пространстве любые вещества, предметы и живые объекты.

Однако кроме изначального смысла этот термин стал употребляться в других зна­чениях. Так, в определенном контексте под словом "транспорт" понимают:

1. отрасль народного хозяйства, имеющую своим назначением перевоз­ку грузов и пассажиров;

2. комплекс технических средств, обеспечивающих передвижение ма­териальной продукции и людей;

3. собственно процесс перемещения груза или людей (пассажиров) в пространстве, который чаще обозначается словом "транспортировка";

4. поток транспортных единиц, движущийся по водному пути (суда), по улице или дороге (автомобили);

5. отдельную партию груза, следующую в определенный пункт на­значения и конкретный адрес;

6. род человеческой деятельности или специальность.

Транспорту присущи все три непременных элемента, которые характерны для любой отрасли материального производства, а именно:

• средства труда, т. е. средства транспорта;

• предметы труда, т. е. объекты перевозки (грузы и пассажиры);

• целесообразная деятельность людей, т. е. труд.

Таким образом, транспорт по праву отнесен к категории материального производства, и вместе с тем он является особой отраслью, обладающей своей спецификой, которая определяет своеобразие на нем процесса произ­водства и его продукции, а также техники, технологии, организации и управления.

Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производ­ства в пределах процесса обращения. Процесс производства про­дукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту по­требления, поэтому транспорт есть продолжение процесса про­изводства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве. Конечный результат производства реализуется у потребителя, этим и определяется отношение к транспорту работников про­мышленности и сельского хозяйства, их забота об условиях пере­возки своей продукции, улучшении показателей использования подвижного состава и экономии транспортных затрат.

Во-вторых, продукция транспорта — перевозка грузов и пас­сажиров — неотделима от процесса транспортного производст­ва. Ее нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема ре­зервов на транспорте состоит в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирова­ние резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться по­всеместно, и в первую очередь на направлениях с быстрорасту­щими перевозками.

В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля за­работной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промыш­ленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себе­стоимости перевозок имеет увеличение производительности тру­да, улучшение использования транспортных средств, особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнер­гии на единицу перевозочной работы.

В-четвертых, кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства. На транс­портном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности, сле­довательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной про­дукции, конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу. Особое значение имеют ускорение и бесперебойность транспорт­ного процесса, сокращение сроков доставки и улучшение со­хранности грузов, безотказность в работе всех звеньев транспорт­ного конвейера, повышение качества работы каждого рабочего, бригады, каждого предприятия, производственного объединения, каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.

Понимание специфики транспорта имеет большое значение для определения места транспорта в системе народного хозяйства.

Важно понять, что в отличие от других отраслей материального про­изводства, продукция транспорта вырабатывается и реализуется одновре­менно и ее невозможно заготовить впрок или резервиро­вать в отличии от продукции материального производства, которую можно выработать и сложить в запас с тем, чтобы потом реализовать ее в период неожиданного сбоя или запланированного снижения текущего производст­ва. С этой точки зрения транспорт представляет более сложную отрасль, чем любое другое материальное производство.

Транспорт является одной из отраслей экономической инфра­структуры, которая, кроме всех видов магистрального транспор­та, включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство (водоснабжение, канализацию, удаление твердых отходов), а так­же такие инженерные сооружения, как плотины, сети ирригаци­онных и дренажных каналов. Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень развития ее цивилизации. Поэтому не­дооценка значения транспорта в государстве может весьма отри­цательно сказаться на экономике страны.

Непосредственно с транспортом связана работа многих отрас­лей народного хозяйства: машиностроения (автомобиле-, локо- мотиво-, вагоно-, судо- и авиастроения), топливоэнергетики, ме­таллургии и др.

Транспорт способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он спо­собствует повышению производительности труда, сокращая вре­мя доставки грузов или проезда до места работы.

Транспорт активно влияет на окружающую среду, причем это воздействие носит в основном негативный характер. Так, на до­лю транспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех про­дуктов производственной деятельности приходится 40%, в том числе основную долю загрязнений (более 80%) дает автомобиль­ный транспорт. Из этого следует, что практически уменьшение загрязнения атмосферного воздуха транспортом во многом опре­деляется решением экологической проблемы на автомобильном транспорте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.