Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ №9. Железнодорожный транспорт




 

Железные дороги, являясь основой транспортной системы РФ, имеют чрезвычайно важное государственное, экономическое, со­циальное и оборонное значение. От них требуется своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения, грузоотправителей и грузополучателей в перевозках.

Железные дороги располагают различными инженерными со­оружениями, техническими устройствами и средствами, основ­ными из которых являются железнодорожные пути, подвижной состав (локомотивы и вагоны), локомотивное и вагонное хозяй­ства, сооружения и устройства сигнализации, связи, электро- и водоснабжения, железнодорожные станции и узлы.

Железнодорожный транспорт в значительной мере способству­ет освоению новых районов и их природных богатств, играет перво­степенную роль в развитии экономики страны, улучшении благо­состояния населения и укреплении культурных связей между на­родами. Благодаря единой железнодорожной сети стран СНГ и Балтии сохранились экономические связи между ними. Заказы на изготовление железнодорожной техники на российских предприя­тиях способствуют развитию отечественной промышленности и увеличению числа рабочих мест.

 

Краткая историческая справка развития железных дорог

Дороги дореволюционной России

Железные дороги нашей страны имеют богатую историю. Их прообразом являются заводские колейные лежневые пути.

В 1764 г. Кузьма Фролов применил механическую канатную тягу на Колывано-Воскресенских заводах на Алтае, оборудованных рель­солежневыми внутрицеховыми путями, имевшими форму желоба. Вагонетки, груженные рудой, перемещались по путям с помощью водяного колеса и канатов.

В 1788 г. А. С. Ярцевым в Петрозаводске на Александровском пу­шечном заводе сооружена рельсовая дорога с чугунными рельсами протяженностью 174 м, а через 21г. горный инженер Петр Фролов (сын Кузьмы Фролова) закончил строительство на Алтае чугун­ной дороги с конной тягой.

В 1809 г. создан Корпус инженеров путей сообщения для проек­тирования, строительства и эксплуатации дорог, гражданских и гидротехнических сооружений. В том же году образован институт Корпуса инженеров водных и сухопутных путей сообщения (в даль­нейшем Петербургский институт инженеров путей сообщения, Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспор­та (ЛИИЖТ), а в настоящее время — Петербургский государствен­ный университет путей сообщения (ПГУПС)).

Первая в мире железная дорога общего пользования с паровой тягой протяженностью 18 км создана в 1825 г. в Англии, между городами Стоктон и Дарлингтон под руководством Д. Стефенсо­на — изобретателя паровоза.

Первая в России железная дорога с паровой тягой построена на Урале в 1834 г. механиком Нижнетагильского завода Е. А. Черепа­новым и его сыном М. Е. Черепановым. Дорога протяженностью около 1 км соединяла рудник и завод. Они же создали и первый в России паровоз.

Первая в России железная дорога общего пользования протя­женностью 27 км построена в 1837 г. между Петербургом и Цар­ским Селом (ныне г. Пушкин) с продолжением до Павловска. Ши­рина колеи составляла 1829 мм. Дорога продемонстрировала воз­можность и целесообразность применения в России нового для того времени вида транспорта — железнодорожного.

Крупнейшее достижение русского инженерного искусства — постройка в 1851 г. Петербурго-Московской железной дороги. Двух­путная магистраль протяженностью около 650 км возводилась в течение 8 лет одновременно с двух сторон. Ее сооружение послужило отечественной школой формирования талантливых строителей железных дорог. Особая роль в проектировании и сооружении до­роги принадлежит инженеру (впоследствии академику) П. П. Мель­никову — первому министру путей сообщения страны, автору пер­вой в России книги о железнодорожном транспорте.

Эта магистраль имела важное экономическое значение. Бога­тый опыт ее постройки впоследствии использовали при сооруже­нии железнодорожных линий; в частности, ширину колеи 5 футов (1524 мм) приняли как нормальную (стандартную) для россий­ских железных дорог.

В I860 г. в России введены единые обязательные для всех линий габариты приближения строений и подвижного состава, разрабо­танные профессором Н. И. Липиным.

Развитие капитализма в России после отмены крепостного пра­ва и увеличение экспорта хлеба значительно активизировали строительство железных дорог, особенно в конце 60-х—начале 70-х гг. и во второй половине 90-х гг. XIX в. С 1865 по 1875 г. средне­годовой прирост протяженности железных дорог России состав­лял 1,5 тыс. км, а с 1893 по 1897 г. — около 2,5 тыс. км. Были по­строены линии Москва—Курск (1868 г.), Курск—Киев (1870 г.), Москва—Брест (1871 г.), Красноводск—Ташкент (1899 г.) и др. В 1891 г. начато строительство Великой Сибирской магистрали. Оно осуществлялось сразу с двух сторон: от Челябинска и Владивосто­ка. По завершении строительства в 1901 г. эта железная дорога ста­ла самой протяженной в мире (6503 км).

В конце 70-х—начале 80-х гг. XIX в. в России начато сооружение сортировочных станций, специально предназначенных для форми­рования поездов. Потребность в них связана с ростом грузовых пере­возок и подписанием соглашений о прямом бесперегрузочном сооб­щении по дорогам России. Первой в стране сортировочной станцией была станция Петербург-Сортировочный, построенная в 1879 г. К этому же времени относится и начало формирования железно­дорожных узлов, объединивших станции, расположенные в круп­ных городах (Петербургский, Московский и Ростовский узлы).

Расширение железнодорожного строительства и необходимость обеспечения безопасности движения обусловили разработку нор­мативно-технических документов, устанавливающих жесткий по­рядок работы железных дорог и организации движения поездов, требования к сооружениям, устройствам и подвижному составу и их содержанию.

В 1898 г. утверждены Правила технической эксплуатации желез­ных дорог общего пользования, построенных на средства казны, акционерных и частных обществ. К 1909 г. относится введение для всей сети Общих правил сигнализации железных дорог.

Первая мировая война вызвала необходимость срочной построй­ки новых железнодорожных линий. В 1916 г. в основном было за­кончено строительство Мурманской железной дороги (от Петро­заводска до Мурманска).

С первых лет существования железных дорог начали появляться крупные научные работы и изобретения русских ученых и инже­неров, способствовавшие развитию железнодорожной техники. Так, нашей стране принадлежит приоритет в применении термической обработки рельсов: она была введена в 1864 г. К. П. Поленовым. Важ­ное значение для железнодорожного транспорта имел способ рас­чета прочности рельсов, разработанный выдающимся ученым Н.П. Петровым — автором гидродинамической теории трения.

На железных дорогах постепенно совершенствовались средства сигнализации и связи. В 1852 г. на Петербурго-Московской магист­рали введена телеграфная связь. Начало применения жезловой си­стемы относится к концу 1870-х гг. В конце 1880-х гг. стали исполь­зовать телефонный способ регулирования движения поездов. К этому же времени относится начало внедрения централизованного уп­равления стрелками и сигналами из одного или нескольких постов. В 1885 г. по проекту профессора Я.Н.Гордеенко оборудована уст­ройствами взаимного замыкания стрелок и сигналов станция Саб- лино Петербурго-Московской железной дороги. Он же разработал систему механической централизации стрелок и сигналов. Полу­автоматическая блокировка введена на отдельных двухпутных ли­ниях в конце XIX—начале XX вв.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.