КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные положения структурной реформы железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт Российской Федерации После распада Советского Союза и образования СНГ объем перевозок на железных дорогах Российской Федерации резко уменьшился и продолжал снижаться из-за нарушения экономических связей с бывшими союзными республиками. На состоянии и работе железных дорог негативно отразились экономические и финансовые трудности, обусловленные сложностью перехода страны на рыночные отношения. Сохранение в этих условиях единой управляемой сети железных дорог в России и странах СНГ явилось важным фактором, позволившим создать новое единое экономическое пространство. Деятельность железнодорожных администраций стран СНГ стал координировать созданный в 1991 г. Совет по железнодорожному транспорту, в работе которого участвуют также страны Балтии. На железнодорожном транспорте стран СНГ предусмотрен единый график движения поездов, существует единый план их формирования и действуют общие для этих стран правила безопасности. Разработана и введена система взаиморасчетов стран за использование вагонов, не являющихся их собственностью. Для преодоления трудностей, связанных со спадом объема перевозок, на железнодорожном транспорте России в середине 1990-х гг. начата перестройка системы управления и реорганизация перевозочного процесса применительно к новым условиям хозяйствования. Укрупнены ряд железных дорог и отделений, созданы диспетчерские центры управления в МПС России и на дорогах, а также специальная система фирменного транспортного обслуживания (СФТО), основанного на использовании современных методов и средств маркетинга. На железных дорогах в процессе внедрения сквозного экспедирования грузов при доставке их от склада производителя до склада потребителя организованы специализированные предприятия «Желдорэкспедиция». Для привлечения клиентуры железные дороги стали применять гибкую систему тарифов, предусматривающую, в частности, предоставление скидок, зависящих от расстояния и объема перевозок отдельных видов грузов. Обновление технических средств железных дорог потребовало реализации комплексной программы информатизации железнодорожного транспорта. Начавшийся рост промышленного производства в России сопровождается увеличением показателей перевозочной работы на железнодорожном транспорте. Железные дороги Российской Федерации по технической оснащенности и показателям перевозочной работы являются в настоящее время одной из крупнейших транспортных систем мира. На рубеже XX и XXI вв. в России начался процесс реформирования железнодорожного транспорта в целях повышения качества и эффективности его работы и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. Основные положения структурной реформы железнодорожного транспорта страны определены в Указе Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 732 «О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта в Российской Федерации» и Концепции структурной реформы Федерального железнодорожного транспорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 448. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте (далее — Программа) утверждена постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384. В Программе исходя из анализа работы железнодорожного транспорта России и зарубежных стран обоснована необходимость реформирования отрасли, определены цели, задачи и этапность реализации реформы. В соответствии с Программой целями структурной реформы являются: • повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития; • формирование единой гармоничной транспортной системы страны; • снижение совокупных затрат на перевозку грузов железнодорожным транспортом; • удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом. Для реализации структурной реформы и достижения ее целей Программой предусмотрены: • постепенное, поэтапное реформирование и минимизация риска необратимых процессов; • разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью; • переход от монопольного состояния отрасли к конкурентному для повышения эффективности и качества транспортных услуг; • разделение основных и неосновных видов деятельности; • формирование организационной структуры по основным видам деятельности (грузовые, пассажирские, пригородные перевозки и т.п.); • сохранение государственного регулирования и контроля над монопольным сектором (инфраструктурой); • сохранение за владельцем инфраструктуры части грузовых перевозок, по меньшей мере в течение первых лет реформирования, с поэтапным увеличением доли подвижного состава, принадлежащего независимым компаниям-операторам. На первом (подготовительном) этапе реформирования (2001 — 2003 гг.) функции хозяйственного управления выделены из ведения МПС России и переданы единственному хозяйствующему субъекту — ОАО «РЖД», все акции которого принадлежат государству. На втором этапе реформирования отрасли (2003 — 2005 гг.) из ОАО «РЖД» выделятся его дочерние структуры — акционерные государственные компании, в ведении которых будут находиться пригородные и дальние пассажирские перевозки, ремонт технических средств, производство запасных частей и т. п. Это обеспечит условия для реальной конкуренции. На третьем этапе (2006—2010 гг.) предполагается создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок. Особенность структурной реформы железнодорожного транспорта состоит в том, что она проводится одновременно с административной реформой, в ходе которой создаются три уровня федеральных органов исполнительной власти: министерства с правоустанавливающими функциями, федеральные службы с функциями надзора и контроля за исполнением законов и нормативных правовых актов и федеральные агентства с правоприменительными функциями. Понятие о комплексе устройств и сооружений и структуре управления на железнодорожном транспорте Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят железные дороги, предприятия, административно-хозяйственные, культурно- бытовые и медицинские учреждения, научно-исследовательские институты, вузы, техникумы, школы. Для осуществления перевозочного процесса железные дороги располагают техническими средствами, включающими в себя подвижной состав и инфраструктуру, в которую входят: • железнодорожный путь с необходимым путевым развитием в раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других операций; • сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров; • устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов; • устройства сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов; • сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов; • устройства электроснабжения, в том числе тяговые подстанции и контактная сеть на электрифицированных линиях; • устройства водоснабжения; • устройства материально-технического снабжения. Специфике работы железных дорог, связанной с размещением их по всей территории страны, необходимостью обеспечения регулярного движения поездов при любых условиях и четкого взаимодействия всех звеньев железнодорожного конвейера, свойственна особая структура управления, организованная по производственно-территориальному принципу. Благодаря этому обеспечиваются конкретность руководства и возможность проведения единой технологической политики на всей сети железных дорог страны. Единое централизованное руководство работой железнодорожного транспорта осуществляет ОАО «РЖД» во главе с советом директоров. Совету директоров подчиняется правление ОАО «РЖД» во главе с президентом акционерного общества. Вся железнодорожная сеть России разделена на 17 дорог, представляющих собой филиалы ОАО «РЖД». Кроме железных дорог филиалами ОАО «РЖД» являются перевозочные компании «Трансконтейнер», «Рефсервис», Федеральная пассажирская дирекция, Главный вычислительный центр (ГВЦ) и др. В состав ОАО «РЖД» вошли ряд научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций и внедренческих центров, в их числе Всероссийский научно-исследовательский и проектноконструкторский институт информатизации, автоматизации и связи (ВНИИАС), Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), Государственный институт технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта (ГипротрансТЭИ), проектно-изыскательские институты железных дорог (желдорпроекты). В составе ОАО «РЖД» образовано свыше 30 департаментов и управлений, которые руководят в оперативном и техническом отношениях деятельностью железных дорог по следующим отраслям: автоматика и телемеханика, вагонное хозяйство, дальние пассажирские перевозки, коммерческая работа в сфере грузовых перевозок, локомотивное хозяйство, управление перевозками, электрификация и электроснабжение и др. В управлениях железных дорог имеются службы и отделы по отраслям, в основном соответствующие департаментам ОАО «РЖД». Структурными подразделениями железных дорог являются отделения, которые руководят всей производственно-хозяйственной деятельностью отраслевых структурных единиц — станций, локомотивных и вагонных депо, дистанций пути, служб электроснабжения, автоматики и телемеханики и др. Там, где нет отделений, предприятия подчиняются непосредственно управлению дороги через соответствующие службы. На ряде дорог функции отдельных служб частично или полностью передаются государственным унитарным предприятиям и филиалам дорог без статуса юридического лица. Поэтапное реформирование железнодорожного транспорта в период до 2010 г. предусматривает соответствующие изменения в системе управления отраслью.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |