КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовой статус депутата представительного органа МО
1. Понятие и общая характеристика правового статуса депутата ПОМО. 2. Формы работы депутата в ПОМО. 3. Формы деятельности депутата ПОМО в избирательном округе.
(1) Согласно отечественной теории МП считается, что в результате проведения муниципальных выборов депутат ПОМО получает официальное право выражать и представлять интересы избирателей своего округа в выборном органе МСУ, а также осуществлять иные полномочия, возложенные на него действующим российским законодательством. В настоящее время НП базу регулирования правового статуса депутата на муниципальном уровне составляет КРФ, 131ФЗ, Уставы МО и локальные МПА, действующие в каждом МО. Как показывает анализ большинства выше перечисленных МПА можно сделать вывод о том, что в отношении депутата ПОМО действует императивный депутатский мандат. В научной литературе к основным чертам природы императивного депутатского мандата принято относить юр связанность депутата при осуществлении своих полномочий, мнения и воли избирателей своего округа, возложением на него обязанности руководствоваться в своей деятельности полученными наказами избирателей и даваемым предвыборными обещаниями, а также установление четких оснований и порядка досрочного прекращения полномочий депутатов по инициативе избирателя. К факультативным признаком природы императивного депутатского мандата на муниципальном уровне следует отнести такие особенности: 1) стремление каждого депутата выявлять мнение избирателей округа по наиболее важным вопросам местного значения, входящие в компетенцию представительного органа МО и умение юр грамотно оформлять через принятие соответствующих актов выборного ОМСУ 2) обязанность каждого депутата организовывать исполнение вынесенных актов ПОМО в своем ИО 3) необходимость участия каждого депутат осуществлять систематический депутатский контроль за реализацией принятых решений представительным органом МО на территории своего ИО Наиболее принципиальное значение для правильного понимания сущности императивного депутатского мандата на муниципальном уровне имеет установление в действующем законодательстве определенных юр оснований и порядка досрочного прекращения полномочий депутатов путем осуществления процедуры его отзыва по предложению избирательного округа. Согласно 131 ФЗ единственным правовым основанием для постановки вопроса об отзыве депутат ПОМО по инициативе ИО является совершением им конкретных противоправных действий или бездействия, установленные судебным решением. К сожалению, ФЗ-во не расшифровывает конкретные случаи, при наступлении которых можно поставить вопрос об инициировании процедуры отзыва депутата ПОМО и по предложению избирателей округа. Однако в большинстве МПА к такого рода случаем относятся: 1. систематическое неучастие депутата в работе ПО МСУ, а именно не посещение его заседаний и без каких-либо уважительных причин 2. отказ депутата вести личный прием избирателей округа и уклонение его от встреч со своими избирателями 3. совершение депутатом проступка, порочащего высокое звание и честь депутата 4. совершение депутатом грубого (однократного) нарушения КРФ, актов Ф и Р зак-ва и уставов МО. В таких вышеперечисленных случаях, если они нашли подтверждение в судебном порядке, инициатива по отзыву депутата ПО МСУ может исходить от группы граждан, постоянно проживающей на территории МО (округа) и обладающая активным ИП в количестве не менее 100 человек. В дальнейшем, зарегистрированные в установленном законом порядке инициативной группе граждан предоставляется возможность собирать подписи среди ИО в поддержку инициативы по отзыву депутата ПО МСУ – не менее 5% от числа, зарегистрированных избирателей округа, а сроки продолжения сбора подписей не должны быть ранее 6 месяцев после избрании депутата и не позднее 9 месяцев до дня прекращения полномочий депутата. Затем инициативная группа граждан передает для проверки собранные подписи избирателей округа соответствующей изб комиссии. Если она не выявит каких-либо нарушений в указанной юр процедуре, то данный вопрос передается для рассмотрения по существу в ПОМО. На заседании выборного органа МСУ вправе присутствовать тот депутат, в отношении которого была возбуждена процедура его отзыва по инициативе избирателей округа. И он может давать свои официальные объяснения по поводу причин, послуживших основанием для постановки вопроса о досрочном прекращении полномочий депутат ПО МСУ. В том случае, если ПОМО принимает положительное решение и назначает дату проведения голосования по отзыву депутата, то дальнейшая реализация названной юр процедуры возлагается на МИК. В результате проведения голосования по отзыву депутата выборного органа МСУ, он считается отозванным, если за такое решение проголосовало не менее половины от числа зарегистрированных избирателей округа. Важнейшей характеристикой ПС депутата ПОМО является регулирование принадлежащих ему различных гарантий депутатской деятельности. Как правило, все гарантии деятельности депутат на муниципальном уровне принято классифицировать на 3 вида: 1. организационные гарантии 2. юридические 3. социальные К числу организационных гарантий депутатской деятельности на муниципальном уровне следует отнести: - право внесения предложений и замечаний в повестку дня сессионного заседания - право внесения депутатских запросов и обращений - право разрабатывать и вносить проекты МПА - право на получение и распространение любой информации о работе ОМСУ - право на предоставление служебного помещения и транспорта для встреч со своими избирателями - право безотлагательного и внеочередного приема ДЛ ОГВ и МСУ - право иметь своих помощников для работы в представительном органе МО и в избирательном округе
Юр. гарантии деятельности депутата ПОМО подразумевает регулирование права депутатского иммунитета и депутатского инденемента, а также на получение квалифицированной юр. помощи по вопросам, связанным с осуществлением депутатских полномочий. Право депутатского иммунитета – неприкосновенность личности, имущества депутата, особый порядок и основания привлечения его к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Согласно УПК представление о привлечении депутата выборного органа МСУ к УО вносится в указанный орган соответствующим руководителем следственного подразделения СК РФ. За исключением тех случаев, когда депутат был задержан с поличным на месте совершения преступления. Санкцию на проведение с ним всех необходимых следственных действий можно давать в ФСОЮ. Право депутатского инденемента – освобождение депутат от привлечения к ЮО за высказываемые им критические замечания в адрес ДЛ ОГВ и ОМСУ в связи с выполнением последним своих депутатских обязанностей, если они не содержат в себе факты клеветы или распространения других порочащих сведений. Социальные гарантии депутатской деятельности на муниципальном уровне предусматривают такого рода отдельные виды гарантий: 1) право на возмещение расходов из местного бюджета на период выполнения им своих обязанностей и участие в работе заседания ПОМО 2) гарантия запрещения увольнения депутата или перевода его на другую работу без согласия представительного органа МО 3) предоставление отсрочки от призыва на действительную военную или альтернативную гражданскую службу, военные сборы 4) для депутатов, работающих на постоянной основе – право на получение заработной платы и надбавок к ней в зависимости от замещаемой муниципальной должности 5) право на предоставление основного и дополнительного рабочих отпусков в суммарном исчислении до 45 календарных дней 6) право на получение выходного пособия и денежного содержания в течение 1 года после прекращения своих полномочий, если депутат не устроился на новое место работы 7) право на бесплатный проезд в муниципальном транспорте
(2) Основной организационно-правовой формой деятельности депутата в выборном органе МСУ является участие его в работе сессионного заседания. В таком случае депутат ПО СМУ наделяется такими полномочиями, как: 1. право избирать и быть избранным в выборные органы МСУ и на любые выборные должности 2. право вносить свои предложения и рекомендации в повестку дня сессионного заседания 3. право выступать с докладами и содокладами на сессиях и собраниях 4. право участвовать в прениях и голосовании 5. право самостоятельно либо совместно разрабатывать и вносить проекты МПА 6. право ставить вопрос о доверии персональному составу выборных ОМСУ 7. право вносить предложения о рассмотрении отчетов, сообщений должностных лиц ОМСУ 8. право подавать депутатские запросы и обращения 9. право инициировать вопрос о проведении депутатских проверок и расследовании 10. право знакомиться со всеми материалами нормативными документами о деятельности представительного органа МО. Особым видом полномочий депутата, участвующего в работе ПОМО выступает право вынесения депутатского запроса (это особое письменное обращение депутата, должностным лицам, ОГВ и МСУ, в котором затрагиваются наиболее важные вопросы местного значения либо содержатся факты нарушения действующего законодательства прав, свобод и законных интересов граждан). В таком случае поданный депутатский запрос подлежит незамедлительному рассмотрению в сроки, установленные представительным органом МО и о результатах его рассмотрения должен быть официально проинформирован выборный орган МСУ, о чем принимается соответствующее специальное решение. Не рассмотрение или ненадлежащее рассмотрение депутатского запроса по общему правилу влечет за собой наступление ЮО тех должностных лиц ОГВ и МСУ, которым был адресован соответствующий депутатский запрос. К другим факультативным орг-пр формам деятельности депутата на муниципальном уровне обычно в литературе принято относить следующее: а) участие депутата в составе депутатских объединений и групп б) работа депутата в постоянных и временных депутатских комитетах и комиссиях в) выполнение разовых поручений председателя представительного органа МО г) включение депутатов в состав коллегиальных совещательных органов, создаваемое при главе МО местной администрации с правом совещательного голоса
(3) Важнейшими орг-пр формами деятельности депутата ПОМО являются такие: 1. выступление с отчетами депутата перед избирателями округа 2. ведение личного деп приема в изб округе 3. рассмотрение обращений избирателей 4. участие депутата в составе территориальных депутатских групп Как показывает анализ большинства имеющихся МПА обычно каждый депутат ПО МСУ обязан не реже одного раза в пол года отчитываться о своей проделанной работе перед избирателями округа и они могут происходить непосредственно по месту жительства избирателя на собраниях избирателя по месту работы, учебы и службы, если депутат избирался по соответств кол работы. На такого рода проводимых отчетах перед изб-ми округа он призван информировать своих избирателей в целом о результатах проделанной работы выборного ОМСУ и принятых им НА, а также о своем личном вкладе в деятельности выборного органа МСУ. В случаях если присутствующие на таких собраниях избирели признают неудовлетворительной работу депутата, то названное решение может служить основанием для дальнейшей постановки вопроса об отзыве депутата представительного органа МО по предложению изб-ей округа.
Ещё одной важнейшей организационно-правовой формой деятельности депутата на муниципальном уровне в избирательном округе является проведение личного депутатского приема и рассмотрение поступивших обращений избирателей. На практике такого рода депутатские приемы избирателей округа могут происходить в представительном органе МО либо непосредственно по месту жительства избирателей не реже одного раза в месяц и в этих целях депутату предоставляется служебное помещение и транспорт. В некоторых случаях помимо самого депутата и его помощников вести депутатский прием избирателей округа по просьбе депутата могут также ДЛ местной администрации и руководители муниципальных предприятий, учреждений и организаций, в чьей компетенции находится разрешение того или иного вопроса местного значения, затрагиваемого в обращениях избирателей. Наконец одной из востребованных организационно-правовых форм работы депутата на муниципальном уровне в ИО может являться создание территориальной депутатской группы (это такое объединение 2х и более депутатов ПОМО, избранных от смежных ИО и созданное в целях совместного ведения работы среди избирателей, проживающих на части территории МО). Персональный состав ТДГ утверждается спец. решением ПО МСУ и её работа осуществляется путем проведения соответствующих заседаний не реже 1 раза в месяц. Непосредственно, в компетенции созданной ТДГ входит рассмотрение и разрешение следующего круга вопросов местного значения: 1) участие в разработке проектов местного бюджета, целевых программ и планов развития МО именно в части, закрепленной за данной ТДГ территории МО; 2) депутатский контроль за выполнением вынесенных актов ПО МСУ и деятельностью расположенных на подведомственной территории муниципальных предприятий, учреждений и организаций; 3) проведение депутатских проверок и расследований на местах 4) выступление с докладами и содокладами на сессиях (собраниях) выборного органа МСУ; 5) оказание организационной юр помощи каждому депутату, входящему в состав территориальной депутатской группы, ведение работы среди избирателей округа По общему правилу считается, что акты, принятые на заседании ТДГ имеют лишь рекомендательную юр силу и во всей своей текущей деятельности они обязаны взаимодействовать с постоянными депутатскими комитетами и комиссиями и органами территориального общественного самоуправления граждан по их месту жительства.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |