Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С учетом вышеизложенного представляется возможным дать определение понятию налогового права




На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что отношения в сфере налогообложения — это совокупность отношений, являющихся частью финансовых отношений.

Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер — выполнение налогового обязательства означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств.

В первую очередь необходимо отметить, что в основу классификации как непосредственно отрасли права, так и иных подразделений внутри нее теория права традиционно ставит предмет правового регулирования, т. е. круг общественных отношений, регулируемых нормами того или иного правового образования как первичного, так и, вторичного уровня.

Понятие и предмет П.П.

Любая отрасль права своими нормами призвана регулировать определенный круг общественных отношений, составляющих ее предмет.

Отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении и взимании налогов, тщательно регулируются правовыми нормами. В то же время совокупность этих норм, находя свое закрепление в нормативных актах различного уровня, взаимодействуя между собой и постоянно развиваясь, образует налоговое право.

Поскольку налоговое право — явление относительно новое и, главное, пока что мало исследованное в современной финансово-правовой науке, выявление особенностей его предмета и метода регулирования, правовой природы и отраслевой принадлежности представляет собой достаточно сложную, но актуальную задачу. Данное положение обуславливается также и тем, что в научно-методической литературе последнего периода этому вопросу уделяется мало внимания.

С. Алексеев на первичном уровне выделяет отрасли права (профилирующие и специальные), правовые институты (субинституты) и их объединения — подотрасли. На ином уровне выделяются вторичные образования: комплексные отрасли права, комплексные и смешанные правовые институты, использующие несколько юридических режимов регулирования в их сочетании.

Предметом налогового права выступают общественные отношения, носящие многоаспектный и комплексный характер. Кроме того, это довольно специфическая сфера социальных связей, существующих в обществе. Обусловлена она экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части


общественного продукта, что, собственно, и является предметом правового регулирования.

Однако «налоговые отношения» как термин в законодательстве практически не встречается (за исключением п. 3 ст. 2 ГК РФ), тогда как в юридической литературе были высказаны различные мнения по вопросу предмета налогового права. По мнению Л. Вороновой, предметом налогового права выступают отношения, возникающие в процессе взимания налогов. Однако, по нашему мнению, данный подход не учитывает существование целого комплекса налоговых отношений, связанных с установлением налогов, которые также подвержены налогово-правовои регламентации.

И. Денисова, наоборот, слишком широко рассматривает предмет налогового права, определяя его как «общественные отношения по установлению и взиманию в бюджеты разных, уровней и государственные внебюджетные фонды обязательных, индивидуально безэквивалентных денежных платежей». В то же время, как было указано выше, в систему обязательных бюджетных платежей входят не только налоги, но и иные неналоговые платежи, отношения по установлению и взиманию которых не являются предметом налогово-правового регулирования.

Представляется, что наиболее полно предмет налогового права определяет Е. Покачалова, по мнению которой предметом выступают «...общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные целевые фонды».

Однако проблема установления предмета налогового права этим не исчерпывается, поскольку налогообложение по своему содержанию и структуре — очень сложное и многоплановое явление.

Общественные отношения, входящие в налоговую сферу и тем самым в предмет налогово-правового регулирования, то они могут быть представлены в следующем виде:

— первая группа — отношения, связанные с установлением налогов и иных
налоговых платежей на федеральном, региональном и местном уровне
соответственно;

вторая группа — отношения, связанные с введением налогов и иных налоговых платежей на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;

третья группа — отношения по взиманию налогов, которые проявляются в процессе налогового производства, т. е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей. В эту же группу входят отношения, возникающие по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов, в том числе отношения, связанные с совершением налоговых деликтов (преступлений и правонарушений) и ответственностью за них.

Все иные отношения, в частности отношения в сфере налоговой политики государства, отношения, связанные с формированием и функционированием национальной налоговой системы государства, отношения, складывающиеся в результате международного налогообложения, и др., имеют сквозной характер и так или иначе проявляются в каждой группе вышеуказанных отношений.

Все эти отношения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет сделать вывод о том, что предметом налогового права является группа однородных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов.


Другим критерием при определении природы налогового права в системе права выступает метод правового регулирования, под которым понимается совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Метод правового регулирования реализуется также в степени влияния на поведение участников общественных отношений, на характер их взаимосвязей. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются задачи и цели правовой регламентации. Основной чертой метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные (централизованные, императивные) предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства (метод субординации).

Данный метод основан на властном подчинении одной стороны другой и свойствен и другим отраслям права, например административному, но при регулировании налоговых отношений данный метод приобретает свою специфику, которая заключается в конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. Так, характерной чертой метода налогового права выступает то обстоятельство, что властные предписания касаются круга плательщиков, порядка, условий и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования денежных средств и т. д. Круг государственных органов, уполномоченных давать предписания участникам налоговых отношений, составляют налоговые органы, относящиеся к финансовокредитным органам государства. Другой чертой метода налогового права является широкое применение императивных (т. е. однозначных, не допускающих выбора) норм налогового права в целях формирования государственного бюджета за счет доходов и имущества налогоплательщика.

Применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использования рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта-налогоплательщика (метод координации). Так, налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит (отсрочку платежа) на основе специального соглашения. Кроме того, частичная диспозитивность поведения налогоплательщика проявляется и в его возможности формировать свою налоговую политику.

Однако все эти черты метода в конечном итоге подчинены основному началу — методу властных предписаний.

Проанализировав состав отношений в сфере налогообложения, а также предмет и метод налогового права, можно сделать вывод, что вопросы об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права не решены в полной мере При этом, решение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение той или иной группы норм к определенной отрасли права означает ее включение в определенный отраслевой правоприменительный режим. В этой связи необходимо учитывать, что практически все налоговые отношения возникают в процессе перераспределения национального дохода и имеют финансовый характер.

Однако отношения в сфере налогообложения возникают исключительно в процессе деятельности государства по поводу планомерного формирования


централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. Перераспределительная деятельность государства охватывает более широкий сектор и включает в себя также отношения по распределению и использованию этих денежных фондов (финансовых ресурсов). В своей совокупности все эти отношения образуют единую систему финансовых отношений, которая является предметом регулирования права финансового.

Что касается уровня обособленности налогового права в системе финансового права, то здесь необходимо исходить из того, что практически все ученые-правоведы рассматривают налоговое право в качестве финансово-правового института.

Интересно, что вместе с тем в настоящий момент в системе правового регулирования финансовых отношений сложился примечательный парадокс, вызванный стремительным развитием практически всех составляющих финансового рынка страны. Речь в данном случае идет о степени институциональности финансового права как отрасли. Дело в том, что, с классических позиций, отраслевой режим регулирования складывается из совокупности элементов: метода регулирования, юридического инструментария, принципов, наличия отрасли законодательства и кодифицированного акта. В то же время эти элементы для финансового права, по нашему мнению, в настоящий момент характерны не в полном объеме. И хотя финансовое право рассматривается в качестве отрасли права, его бытие, на наш взгляд, формируется через становление и развитие ее составляющих: бюджетного права, налогового права, валютного права, банковского права, права ценных бумаг и т. д. Иными словами, при отсутствии общего идет развитие частного. Данная тенденция и ее дальнейшее развитие могут негативно сказаться на нормотворческих и правоприменительных процессах в финансовой сфере, так как недооценка общеотраслевых начал в правовом регулировании тех или иных общественных отношений может привести к несвязанности, противоречивости и конфликтности всей системы в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.