КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тенденции развития современного государства
Правовой и социальный этапы не завершают развитие конституционного государства. Некоторые политологи считают, что современные демократические государства вступают в новую, экологическую стадию. Для нее характерно выдвижение на первый план проблемы обеспечения экологической безопасности и экологических (экзистенциальных) прав личности, выживания всего человечества. В новых условиях государство вместе с общественностью призвано предотвратить ядерную и экологическую катастрофы, наладить адаптивный, поддерживающий экологическое равновесие образ жизни. В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из них — деэтатистская — состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, централизации ряда функций государства, усилении в деятельности некоторых его органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция — этатистская — проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налогов, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве. Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и планирование общественного развития. В государственной деятельности заметно сокращается применение принуждения. Оно все реже используется для решения крупных общественных проблем, уступая место кооперации различных социальных сил, хотя и остается важным средством в борьбе с нарушителями закона, криминальными и экстремистскими элементами. В целом же изменения, происходящие в государстве и обществе, не дают достаточных оснований говорить об отмирании государства в обозримом будущем. Еще более велика роль государства в переходные этапы общественного развития, как например в России и других постсоциалистических странах. Здесь государство выступает главным орудием реформирования общества, поддержания стабильности и порядка. При этом оно само подвергается глубоким изменениям, приобретает новые формы организации. 10.8. Форма государства[7] Современное государство обладает сложной структурой. Обычно выделяют три группы государственных институтов: высшие органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства. Структура, распределение полномочий и принципы взаимоотношений между государственными органами зависят от формы государства, а функциональная сторона - способы, методы, средства овладения, удержания, регулирования и использования государственной власти - во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма территориального (государственного) устройства ». В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Форма государства определяет организационно-функциональную структуру государственности, то есть способ организации и осуществления государственной власти в совокупности всех ее ветвей и уровней, включая методы осуществления прямой и обратной связи с населением. Форма государства определяется составляющими его элементами, в качестве которых выступают: «во-первых, властные органы государства (органы государственной власти); во-вторых, особые территориальные единицы государства - территориальные государственные суборганизации. Органы государственной власти подразделяются, в свою очередь, на центральные, региональные и местные. Они находятся в определенных внутренних взаимоотношениях друг с другом и гражданами или подданными государства... Таким образом, форма государства - это совокупность устойчивых взаимоотношений между властными органами государства и между его территориальными единицами, то есть способ их сосуществования друг с другом, в том числе способ распределения государственной власти между ее органами, способ их образования (формирования) и взаимной ответственности»[8]. Обычно выделяют три основные формы государства: моно-кратическую, сегментарную и поликратическую (плюралистическую). Монократическая - единовластная форма государства, характеризующаяся высочайшей степенью централизации власти в руках одного лица или органа, при этом несущественно, кто является этим лицом или органом: им может быть и теократический монарх (султанат Оман), и фюрер нации (фашистская Германия), военно-революционный совет (его глава) после переворота в развивающихся странах, военная хунта, как это было в Аргентине, Бразилии и других странах Латинской Америки, «коллективный монарх» (Совет эмиров в ОАЭ) и т.д. При данной форме разделение властей не признается, парламент отсутствует (Саудовская Аравия), считается лишь консультативным органом (Катар) или служит внешней декорацией; в государственном управлении существует высокая степень централизации, самоуправление на местах (субъектах федерации) практически отсутствует, в управлении доминируют авторитарные методы. Сегментарная - промежуточная форма. Она предполагает известное разделение ролей между институтами государства. Однако отсутствует «равновесие» элементов управления, система взаимных сдержек и противовесов. Решающая роль принадлежит либо монарху (Иордания, Непал), либо президенту («суперпрезидентские» республики в Латинской Америке и Тропической Африке). Федерация характеризуется ограничением полномочий ее субъектов (Венесуэла), административно-территориальные единицы не имеют выборных представительных органов или находятся под «административной опекой» центра. Доминируют авторитарные методы управления, хотя могут быть провозглашены и отчасти осуществляться демократические права и свободы (ограниченная многопартийность в Индонезии). Поликратическая - характеризуется развитой системой разделения властей, системой взаимных сдержек и противовесов, существованием нескольких центров власти и в центре, и на местном уровне. Преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными и «честными» выборами, политическим участием граждан, поисками консенсуса и компромиссов, гарантиями прав граждан. Она совместима со всеми формами государственного устройства, однако может быть или республикой, или парламентарной монархией. Одной из современных тенденций развития формы государства является возникновение различного рода гибридных и смешанных форм.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |