КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Форма правления
Форма правления - это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками и определяющая структуру центральных государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Так, Дж. Ст. Милль под формой правления понимал способ организации верховной государственной власти с процедурой формирования отдельных властных и управленческих структур и институтов, а также тех норм и принципов, на основе которых последние строят свои отношения с населением[9]. Традиционно выделяются две основные формы правления - монархия и республика и их разновидности. Основное различие между ними состоит в определении источника верховной власти, порядке и условиях замещения поста главы государства. Известный русский правовед Б.Н. Чичерин писал: «В республиках верховная власть признается исходящей от народа; в монархиях устанавливается власть, независимая от народной воли»[10]. Сегодня монархии составляют не менее шестой части государств мира (включая государства - члены Британского Содружества). Монархия (классическая) характеризуется тем, что верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства - монарха и передается по наследству. Ш.Л. Монтескье под монархическим понимал правление, «при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов»[11]. Власть монарха не считается производной от какой-либо другой власти, органа или народа/избирателей (суверенитет монарха). Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Монарх является неприкосновенной особой, никакой ответственности не подлежит и не может быть досрочно смещен. Разновидности монархической формы правления. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя (монарх использует нормы права в отношении своих подданных, однако сам стоит над ним). В отличие от тираний, абсолютистское правление существует на легитимной основе. Монарх единолично представляет и символизирует своей персоной государство, в том числе и в отношениях с другими государствами. Он выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные решения приобретают силу закона для его подданных. От его имени вершится правосудие, ему принадлежит право помилования, сам же он не несет какой-либо персональной юридической ответственности. Принцип абсолютного суверенитета монарха в Новое время был необходим как объединяющий принцип, стоящий над множеством разобщенных и конфликтующих субъектов властных отношений. Абсолютистское государство монополизировало функции правосудия и легитимного насилия. В то же время современные исследователи не без основания утверждают, что европейский абсолютизм никогда не означал неограниченной власти, поскольку существовал в рамках традиций и норм обычного права, ограничивавших свободу действий монарха. Сегодня абсолютные монархии сохранились лишь в ряде арабских нефтедобывающих стран и некоторых странах Тропической Африки. В Европе же существует целый ряд конституционных монархий. Конституционная монархия предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя (подчинения его праву). В зависимости от степени ограничения власти главы государства различают дуалистическую и парламентарную конституционные монархии. Дуалистическая конституционная монархия - компромиссная форма правления. Полномочия монарха ограничены в сфере законодательства (как правило, в результате дарования конституции и появления представительного органа), но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска (Германия по Конституции 1871 г., Япония по Конституции 1889 г., Россия после 17 октября 1905 г. - конституционная монархия под самодержавным царем, Турция, Таиланд, Ливия и др.). Сегодня с точки зрения конституционных норм ее в чистом виде уже нет. Если судить по конституциям, то последние дуалистические монархии были упразднены в 1980 г. в Непале в связи с поправкой к конституции об установлении ответственности правительства перед парламентом, и в 1991 г. в Иордании в связи с провозглашением королем Хуссейном Национальной хартии. Однако фактически пережитки дуалистической монархии сильны во многих странах третьего мира. Парламентарная конституционная монархия существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Норвегии, Швеции, то есть в восьми из восемнадцати стран Западной Европы. Хотя формально конституционный монарх обладает всеми традиционными прерогативами главы государства (является верховным главнокомандующим вооруженных сил, участвует во всех официальных мероприятиях, в Великобритании является главой государственной англиканской и шотландской пресвитерианской церквей, несмотря на их существенные отличия в догматическом плане и т.д.), его власть фактически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право вето в отношении решений, принятых высшим законодательным органом, монарх фактически (а в ряде стран и формально) не осуществляет[12]. Монарх участвует в назначении правительства, однако оно формируется на основе парламентского большинства и несет политическую ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения главы правительства или соответствующего министра. Таким образом, «монарх царствует, но не управляет», а монархия сегодня - «слабое» политическое учреждение. Однако она, по мнению М. Вебера, обеспечивает дополнительную легитимацию власти, т.к. монарх - носитель традиции, символ единства нации, незыблемости и целостности политической системы, а династия - символическое олицетворение истории страны. Так, Конституция Японии прямо называет императора «символом государства и единства народа». В монархии зачастую видят, «элемент величественности», придающий легитимность государственной власти даже без четко определенной конституции и без обосновывающих эту законность норм, которые могли бы стать причиной разногласий. Кроме того, конституционная монархия «дает нейтрального руководителя государства и делает ненужным поиск приемлемого для всех кандидата на этот пост» (А. Лейпхарт). Конституционному монарху легче реализовывать идею «беспартийности» главы государства, чем президенту республики, так как он занимает свой пост вне зависимости от того, какая партия или коалиция партий победила на выборах и получила право формирования правительства. Таким образом, различие двух форм конституционной монархии коренится «...не в правовом статусе монархов, а в реальном механизме власти и управления, прежде всего отношениях парламента и монарха. В одном случае, когда центр тяжести государственной власти находится в парламенте, а его реальная роль в управлении значительно превышает роль монарха, мы получаем парламентскую монархию. Примером ее является Великобритания, где управление фактически осуществляется палатами от имени монарха. В другом случае, когда очевидный перевес оказывается у монархической власти, возникает обратная ситуация: управление фактически осуществляется монархом, а парламент играет вспомогательную роль... Наиболее полно он проявился в (кайзеровской) Германии»[13]. Особая разновидность монархии существует в некоторых государствах - членах Британского Содружества (Антигуа и Барбуда, Барбадос, Ямайка и др.). Они имеют своим главой монарха Великобритании, представленного в этих странах генерал-губер натором. Последний фактически назначается правительством данного государства, хотя это назначение подтверждается британским монархом. По существу, это своеобразная форма парламентарной монархии. В развитых странах различия между монархией и республикой практически не имеют значения: по степени демократичности порядка монархия Великобритании мало чем отличается от республики Франции. Однако в развивающихся странах такие различия могут быть существенными. Так, парламентские формы в Марокко по нормам конституции несущественно отличаются от Египта, однако королевская власть, реальное влияние короля в Марокко, несмотря на многопартийность и другие демократические институты, ведут к созданию такой структуры государственности, которая не схожа с египетской. Еще большие различия существуют между абсолютной монархией Саудовской Аравии и арабской светской республикой в Алжире. Таким образом, суть этой формы правления зависит не столько от конституционных положений, сколько от традиций страны, личности монарха, отношения населения к монархии и др. Республика (лат. res publica - общее дело граждан, государственные дела) - первоначально один из синонимов понятия «государство». С XVII в. этот термин стал означать форму правления «без короля», при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам («народу»), либо большинству их. От имени граждан (народа) управление осуществляется представительными органами, избираемыми либо прямым голосованием граждан, либо на основе особых процедур косвенного народного волеизъявления (доверенные лица, выборщики и др.). «В республиках, - писал Б.Н. Чичерин, - верховная власть признается исходящей от народа»[14]. Республиканские формы правления использовались уже в древнем мире (демократическая республика свободнорожденных граждан в Афинах, аристократическая республика в Риме), тогда и появляется само понятие «res publica» - общее дело. Республиками были и многие города-государства в средние века (Дубровник, Бремен, Новгород, Венеция, Флоренция и др.). Но наиболее широкое распространение эта форма получает в Новое время. Первой республикой Нового времени стали США. Известны две основные формы республиканского правления: президентская и парламентская республики. Президентская республика - форма правления, впервые появившаяся в США (1787 г.), и характеризующаяся особой ролью главы государства - президента. Президент одновременно и глава государства, и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или «по совету и с согласия сената» (практика США). Министры обязаны проводить политику, определяемую президентом, и несут ответственность перед ним. Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а порицание министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан. Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать без оглядки на парламент. Президент, кроме того, наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и активно им пользуется. Президентом становится лидер партии, победившей на президентских выборах, парламентское же большинство может принадлежать другой партии (в 1980-е гг. в США президент республиканец, большинство в Конгрессе - за демократами, в 1990 гг. - наоборот). Такое несовпадение невозможно в парламентской республике. Таким образом, президентская система предполагает: • всенародное избрание носителя верховной исполнительной власти (вне зависимости от того, является ли таковой единоличным или коллегиальным); • сроки полномочий носителя верховной исполнительной власти и законодательного органа фиксированы и не зависят от доверия сторон друг к другу (т.е. президент не может распустить парламент, а парламент - низложить президента, и отсутствует механизм досрочных выборов); • выборная исполнительная власть назначает правительство и определяет его состав[15]. Важнейшая отличительная черта президентской республики - наиболее полная реализация принципа разделения властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, однако существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей. Так в США, парламент не вправе вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе досрочно распустить парламент. В то же время парламент обладает правом на импичмент, т.е. правом привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц, в том числе и президента, однако у главы государства есть право отлагательного вето на решения парламента. Независимая судебная власть, формируемая президентом при участии парламента (сената), обладает правом конституционного контроля и правом на толкование Конституции (право на дискрецию). Таким образом, президент, обе палаты Конгресса и федеральные суды пользуются целой системой взаимосвязанных прав вето и для проведения в жизнь той или иной политики требуется согласие определенного числа игроков, обладающих этим правом. Характерно, что заимствование президентской системы другими странами не только не дало ожидаемого эффекта, но и привело к негативным следствиям. Как отмечает Ф. Риггс, президентская система оказалась наиболее популярной в странах третьего мира (более 33 стран), где она стала в конце концов прикрытием авторитарных режимов[16]. Парламентская республика: в мире существует не менее одной пятой государств с этой формой правления. Системы парламентского правления существенно отличаются от президентских, основанных на принципе разделения властей. Их важнейшая отличительная черта - формирование правительства на парламентской основе и его политическая ответственность перед парламентом. Глава государства занимает в системе властных органов скромное место. Единство действий президента и правительства обеспечивается правилом, согласно которому президент действует по указанию правительства. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии (коалиции партий), располагающих большинством мест в парламенте (его нижней палате). Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое. Правительство, формируемое из представителей партии (партий) парламентского большинства, получив вотум доверия, при помощи партийной дисциплины направляет деятельность этого большинства и тем самым приобретает контроль над парламентом в целом. Таким образом, правительство - главный орган управления страной, а глава правительства является фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу государства на второй план. «Большинство в парламенте и исполнительная власть образуют единое политическое целое. А именно правительственное. Разделение властей происходит не между парламентом и исполнительной властью, а между большинством в правительстве и оппозиционными силами. Совершенно иначе, чем в президентской системе», - отмечает немецкий исследователь П. Лёше. Типы парламентского правления различаются в зависимости от отводимой парламенту конституционной роли, а также от избирательной и партийной систем, которые во многом определяют их структуру и политическую организацию. Так, парламенты большинства европейских стран сталкиваются с ограничениями своих полномочий. В ФРГ, например, полномочия национального парламента ограничены федеральной конституцией, которая предоставляет автономную законодательную власть субъектам федерации - землям. В свою очередь, Конституционный суд существует как гарантии того, что парламент не примет ни одного закона, противоречащего писаной конституции. Степень полновластия главы правительства в парламентской системе также зависит от конкретной расстановки политических/партийных сил в стране, сложившихся правил взаимоотношения между парламентом и правительством и др. Президент парламентской республики избирается или парламентом (Греция, Турция), или парламентом при участии представителей административно-территориальных (автономных) единиц (Италия), или особой коллегией выборщиков, включающей депутатов парламента и представителей субъектов федерации на паритетной основе (ФРГ), реже - всеобщим голосованием избирателей (Австрия). Полномочия президента, кроме чисто представительских, осуществляются только с согласия правительства. Акты президента нуждаются в утверждении со стороны членов правительства, которые и несут за них ответственность. Глава государства призван выполнять функции интегратора нации, гаранта государственного единства, нейтрального арбитра, разрешающего споры, возникающие между ветвями и уровнями власти. Поэтому во многих государствах с парламентской формой правления сформировалась традиция, предписывающая лицу, избранному главой государства, оставить посты, которые он занимал в своей партии и не принимать участия в ее деятельности. Типичные парламентские республики: Австрия, Греция, Италия, ФРГ, Турция, Израиль. Среди форм правления есть такие, которые сочетают в себе признаки и президентской, и парламентской республик. Такова Пятая Французская республика, возникшая в результате принятия конституции 1958 г. Данная смешанная форма получила наименование премьер-президентской. Ее основные характеристики: 1) президент избирается на прямых всеобщих выборах; 2) президент наделен широкими властными полномочиями; 3) одновременно с президентом существуют и выполняют функции исполнительной власти премьер-министр и кабинет, ответственные перед законодательным собранием. По мнению М. Дюверже, это система, в которой в зависимости от того, поддерживает ли парламентское большинство (в Национальном собрании) действующего президента или нет, чередуются президентские и парламентские фазы. На президентской фазе президент играет ключевую доминирующую роль в системе высших органов государственной власти, на парламентской - вынужден делить властные полномочия с премьер-министром. Помимо Франции данная форма правления с определенными изменениями и ограничениями закреплена в конституциях Португалии (с 1976 г.), Финляндии (до 1991 г.), Исландии. Смешанная президентско-парламентская форма правления, с еще большим доминированием президента, характерна для ряда стран Латинской Америки (Перу, Эквадор, Колумбия, Уругвай), она же закреплена Конституцией 1993 г. в России и конституциях ряда стран СНГ (Белоруссия, Армения, Украина до 2006 г. и др.). Для этой формы правления характерно: 1) наличие всенародно избранного президента; 2) назначение и смещение президентом членов правительства; 3) члены правительства (его глава) должны пользоваться доверием парламента; 4) право президента при определенных условиях на роспуск парламента. Прежде всего, эта система наследует основной недостаток президентской формы правления - параллельную, или двойную» легитимность. Особая форма правления сложилась в Швейцарии. Здесь функции главы государства и правительства осуществляются «коллективным президентом» - Федеральным советом, который избирается парламентом в составе 7 человек на широкой коалиционной основе. Швейцарская конституция устанавливает, что от одного кантона в Федеральном совете не может быть более одного представителя. Однако федеральный парламент фактически по своему составу равномерно представляет все существующие конфессиональные и языковые группы страны. Председательствует в Федеральном совете президент, избираемый на один год из состава его членов и осуществляющий чисто представительские функции. Принцип парламентской ответственности Федерального совета отсутствует. М.С. Шугарт и Д.М. Кэри предложили называть такую систему ассамблейно-независилюй, в этом наименовании, по их мнению, указывается как «источник исполнительной власти, так и отсутствие необходимости во взаимном доверии законодательной ассамблеи и исполнительной власти».
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |