КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Форма государственного устройства. Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и
Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную. Унитарное государство - понятие производное от латинского «unus», что значит один, единственный. Это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Понятие «федерация» производно от латинского «foedus», что значит союз, объединение. Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Федерализм (англ. federalism) - многозначная категория политологии, означающая форму институционального соглашения по типу суверенного государства, когда его региональные субъекты, согласно законодательно утвержденным процедурам, участвуют в процессе принятия решений центральным органом. В прошлом существовала и такая близкая к федеративной форма государственного устройства, как конфедерация. Основное отличие между конфедерацией и федерацией заключается в том, что федерация предполагает наличие центра, уполномоченного принимать решения от имени всех участников союза и осуществляющего по отношению к ним властные полномочия. Конфедерация же представляла собой более или менее гибко организованную, без какого-либо конституционного оформления, федерацию независимых государств (А. Моммен). В литературе выделяют следующие характеристики конфедерации: • конфедерация образуется на основе договоров, каждый ее член объединяется с другими в политический союз; • субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза; • суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим в ее состав; • в компетенцию конфедерации передается ограниченное число вопросов (оборона и внешнее представительство и некоторые другие); • в конфедерациях создаются только те государственные органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам (нет судебных органов, ограничено число исполнительных структур); • парламент конфедерации формируется представительными органами ее членов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать линии легислатуры, которую они представляют; • постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных полномочий: как правило, акты конфедеративных органов власти не имеют прямого действия, т.к. они адресованы не гражданам, а органам власти членов конфедерации; • субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании или применении актов конфедеративных органов власти; • бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее членов. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает; • члены конфедерации имеют право сохранять или устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению людей, товаров и капиталов; • в конфедерации, как правило, отсутствует единая система денежного обращения; • воинские формирования набираются субъектами конфедерации, и может сохраняться двойное их подчинение - органам конфедерации и ее членам; • в конфедерациях отсутствует союзное гражданство. Конфедерациями были: Швейцария с 1291 по 1798 и с 1815 по 1848 гг., Нидерланды с 1579 по 1795 гг., США в 1776-1787 гг., Германский союз в 1815 - 1867 гг., Швеция и Норвегия до 1905 г. В последние десятилетия XX в. предпринимались попытки создать конфедерации, например, Объединенную Арабскую Республику, которая просуществовала недолго. Последней по времени была Сенегамбия, возникшая в 1981 г. в результате объединения Сенегала и Гамбии в сложных условиях участия сенегальской армии в подавлении восстания в Гамбии. Был заключен договор, согласно которому президентом Сенегамбии стал президент Сенегала, вице-президентом - президент Гамбии. Однако и Сенегал, и Гамбия продолжали оставаться самостоятельными членами ООН. В 1988 г. конфедерация распалась. Опыт показывает, что конфедерация является промежуточной ступенью на пути либо к созданию федерации (США, Германский союз, Швейцария), либо к распаду на суверенные государства (Швеция и Норвегия). Сегодня конфедераций в полном смысле этого слова нет, хотя в официальном наименовании швейцарского и канадского государств употребляется это слово. Объединением, имеющим черты конфедеративного, публично-правового характера, является Британское Содружество - объединение стран, которые либо составляли часть Британской империи, либо находились под защитой короны. Сотрудничество и консультации, проводимые в странах Содружества, касаются вопросов культуры и образования. Его основным органом являются регулярно созываемые конференции/встречи глав правительств или их представителей, которые проходят, как правило, раз в два года. Эти конференции принимают рекомендательные решения. Ее Величество Королева Елизавета II является формальным главой Британского Содружества. Генеральный секретарь и секретариат Содружества находятся в Лондоне, но этот орган выполняет преимущественно технические функции. 51 государство имеет статус полноправных членов Содружества. В то же время некоторые черты конфедеративного объединения сохраняет Европейский союз - ЕС. Однако развитие общеевропейской интеграции показывает, что нынешняя структура ЕС не вписывается в модель конфедерации и может быть охарактеризована как предфедеральное образование5 или, как записано в проекте Конституции Европейского союза - «федерация суверенных государств Европы». Жак Делор в шутку назвал Европейский союз «неопознанным политическим объектом». Форма государственного устройства зависит от исторических условий образования и существования государства, традиций, степени территориальной и этнической общности в государстве и т.д. В конечном счете, форма государственного устройства отражает степень централизации или децентрализации государственного управления, соотношение центра и мест. Для унитарного государства характерны следующие признаки: единая конституция, единая правовая система, единая система высших органов государственной власти и управления, единое гражданство, единство судебной системы, деление на административно-территориальные единицы, статус органов управления в которых определяется общегосударственными правовыми нормами, подчинение этих органов центральным. В зависимости от степени централизации можно выделить несколько разновидностей унитарных государств: 1) выборные местные органы отсутствуют, функции управления осуществляют назначаемые из центра чиновники, налоги централизованы и национальные власти самостоятельно определяют объем финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий местных органов государственной власти; 2) есть местные выборные органы управления, но они поставлены под контроль назначаемых представителей центра, местные власти наделены правом участвовать в обсуждении решений по бюджетной политике государства; 3) выборные местные органы самоуправления косвенно контролируются центром, за местной властью признается определенная степень финансовой самостоятельности, заключающейся в том, что бюджетный и финансовый контроль со стороны национального правительства ограничивается прозрачностью финансовых потоков и контролем за законностью расходов; 4) в государстве существует определенная автономия для отдельных территорий, включающая внутреннее самоуправление и ограниченное право устанавливать некоторые виды налогов и издавать законодательные акты по вопросам местного значения. Такая автономия не меняет унитарного характера государства, ее наличие является основанием для деления унитарных государств на простые, территория которых состоит только из административно-территориальных единиц, и сложные, которые имеют в своем составе те или иные формы автономии (Италия, Испания, Нидерланды, Финляндия и др.). Значительная часть автономных образований создана по историко-географическому признаку (большинство областей Италии, острова Мадейра и Азорские в Португалии, Гренландия и Фарерские острова в Дании и др.), по национально-территориальному признаку созданы некоторые автономные образования в Испании и бывшем СССР. Идея федеративного государства восходит к Древней Греции и Риму. В обоих случаях федерализм выражался в объединении независимых городов-полисов перед лицом внешней военной угрозы. Сегодня 18 государств в мире являются федерациями: США, РФ, Канада, Швейцария, ФРГ, Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Австралия и др. Они охватывают порядка 41% территории планеты и в них проживает более трети населения Земли. Для федеративного государства характерны следующие признаки: 1) федерацию составляют государственные образования (штаты в США и Австралии, земли в ФРГ и Австрии, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде и Бельгии, республики в Югославии и бывшем СССР и др.), являющиеся ее субъектами и имеющие собственный круг властных полномочий; 2) субъекты федерации не обладают полным суверенитетом, несмотря на формальное провозглашение в некоторых федеративных государствах (РФ, Мексика, Швейцария); 3) наряду с общефедеральной конституцией и законами, действуют конституции и законы субъектов федерации при верховенстве общефедеральных. Обладая конституционной властью, субъекты федерации осуществляют самоорганизацию. Проводя свои собственные конституции, субъекты федерации задают конституционную базу легитимности своих властей и одновременно подтверждают свои конституционные полномочия как результата народного суверенитета, лежащего в основе государственной структуры, устанавливаемой в субъекте федерации. В то же время, например, в Индии конституцию имеет только один (Джамму и Кашмир) из 26 штатов, а в Пакистане их не имеет ни одна из четырех провинций - субъектов федерации; 4) помимо законодательных, исполнительных, судебных органов федерации обязательно имеются такие же органы субъектов федерации, при этом проводится разграничение компетенции в сфере законодательства и управления между федерацией и её субъектами; 5) в федеральном парламенте обеспечивается в разных формах представительство субъектов федерации (как правило, палата представительства субъектов); 6) субъекты федерации обладают бюджетной автономией, то есть правом и возможностью определять систему приоритетов при осуществлении бюджетных расходов; 7) субъекты федерации, хотя и в ограниченной форме, наделяются правом участвовать вместе с федеральным правительством в международных переговорах по тем вопросам, которые их непосредственно касаются; 8) еще один возможный признак - наличие двойного гражданства. Таким образом, под федерализмом понимается разграничение государственной власти по вертикали, что разрушает централизацию управления и монополизацию власти в стране. Взаимодействие и конкуренция между различными уровнями власти являются ключевыми элементами федерализма. Именно федерализм призван препятствовать установлению неограниченного суверенитета одного из уровней сложной системы власти. Не случайно федеративную форму государственного устройства жестко связывают с демократией. «Федеративное государство и субъекты федерации основываются на двух разных типах легитимности, при этом в основе обоих лежит принцип народного суверенитета, однако он относится к разным "народам", соответственно, народу федерации в целом и народам отдельных субъектов федерации», - пишут Т. Фляйнер и Л. Баста. Определяемый таким образом суверенитет в федеративном государстве разделен между разными уровнями власти. Основными системообразующими элементами суверенитета в федеративном государстве являются следующие: 1) государственный характер субъектов федерации; 2) их автономия и финансовый суверенитет субъектов федерации; 3) децентрализация процесса принятия решений; 4) участие субъектов федерации в принятии общефедеральных решений; 5) ответственность субъектов федерации перед федеральным центром. Существует несколько факторов, ограничивающих федеральный центр во всех демократических федерациях: • наличие у центра строго определенных предметов ведения и полномочий, выход за пределы которых недопустим; • разделение власти по вертикали и горизонтали, в т.ч. наличие второй (верхней) палаты парламента, которая призвана сочетать общенациональные интересы с региональными; • конституционное закрепление правового статуса субъектов федерации с их сферами ведения и компетенциями; • трудность перераспределения полномочий, закрепленных в федеральной конституции и законодательстве частей федерации; • независимая судебная система, которая призвана выступать арбитром в спорах по поводу предметов ведения и полномочий между участниками федеративных отношений. Не случайно это обстоятельство акцентируется в определении федерализма как «формы децентрализации государственной власти». По мнению Даниеля Дж. Элейзера, понятие «федерализм» имеет два значения: «В узком смысле оно обозначает взаимоотношения между различными правительственными уровнями, в более широком - сочетание самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации»[17].
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |