КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стоимость товара и ее измерение
Товар и его свойства. Классификация товаров. Товар и деньги как центральные категории рыночного хозяйства. Лекция 6.
1. Товар и его свойства. Классификация товаров. 2. Стоимость товара и ее измерение. 3. Деньги: сущность, функции и виды. Общая характеристика денежного обращения. 4. Денежная система: сущность и типы. Денежная реформа.
Товар — вещь, продукт труда, во-первых, удовлетворяющая какую-либо потребность людей, во-вторых, обмениваемая на другой товар. Товарную форму могут принимать и услуги, выступающие не в виде вещи, а в виде деятельности, полезного эффекта (ремонт, транспортировка грузов, услуги медицинских, зрелищных и других предприятий). Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления каталогов и прейскурантов, совершенствования системы стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований. Классификация товаров в совершенных условиях должна отвечать следующим требованиям: – гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции; – способствовать глубокому исследованию свойств товаров; – содействовать принципам кодирования товаров; – обеспечивать гибкость классификации, которая предполагает включение новых наименований в перечень продукции, не нарушая общей системы классификации. В настоящее время используется несколько классификаций товаров: товароведение, классификации товаров, применяемые в маркетинге и в международной торговле. · Товароведная классификация товаров. Товары как объекты коммерческой деятельности могут классифицироваться по многим признакам, но к основным из них относятся назначение, физико-химические свойства, состав, размеры, способ отделки. Так, по назначению все товары подразделяются на роды: – потребительские товары; Это товары, предназначены для индивидуальных потребителей для личного пользования; – товары промышленного назначения; Это товары предназначены для производства других товаров и создающие его сырьевого и технологического обеспечения; – оргтехнические товары; Это товары, предназначены для улучшения организации административно-управленческой деятельности. Каждый род товаров подразделяется на классы. Класс товаров – это множество товаров, которые удовлетворяют обобщенные группы потребностей. Так, род потребительских товаров делится на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары. Классы товаров подразделяются на подгруппы в зависимости от используемого сырья, назначения и других признаков; подклассы – на группы, подгруппы, виды и разновидности, наименования. Подкласс товаров, которые удовлетворяют аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия. Группа товаров – это подмножества товаров, которые удовлетворяют специфические группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых материалов, их отделкой, формой, фасоном изделий. Подгруппа товаров – это множество товаров, которые имеют общее с группой основное назначение, но отличатся от товаров других подгрупп только им присущим признакам. Вид товаров – это совокупность товаров, которые отличаются индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Разновидность товаров – это совокупность товаров одного вида, но отличаются рядом частных признаков. Наименование товаров – это совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, которые обусловлены подбором сырья, материалов, а так же конструкцией (формой, фасоном), технологией. Таким образом, классы, подклассы и группы составляют общую товарную классификацию потребительских товаров. По покупательскому спросу товары классифицируются: – товары повседневного спроса (хлеб, молоко, сахар); – товары предварительного выбора (одежда, мебель, телевизоры, радиоаппаратура); – товары особого спроса (модные товары, марочные вина); – товары пассивного спроса (страхование мебели, дома). При классификации товаров выделяют: – объективные параметры собственного изделия: качество, материал, цвет, вес, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкция; – рыночные параметры: цена, конкурентоспособность, широта выбора, удобство транспортирования, привлекательность товаров; – параметры, используемые в процессе потребления: прочность, простота ухода, срок замены. · Классификация товаров, применяемая в маркетинге. Все товары подразделяют на товары личного пользования и производственного назначения. Товары личного пользования классифицируются на следующие группы: - товары длительного пользования – например, автомашины, пылесосы, садово-огородный инвентарь, электронные игры. Это обычно наукоемкая продукция, достаточно сложная в употреблении; товары краткосрочного пользования. К их числу можно отнести одежду, обувь, косметику, моющие средства, продукты питания; - товары особого спроса – товары с уникальными свойствами, например, коллекции, раритеты; - услуги – действия, результатом которых является некоторый предполагаемый эффект. К ним относятся: пошив обуви, ремонт обуви, ремонт мебели, уборка помещений, поставка товаров. Товары производственного назначения подразделяются на следующие группы: - основное оборудование. Она предназначена для производства основных видов продукции; - вспомогательное оборудование. К нему можно отнести, например, воздуховоды, трубопроводы, лифты, подъемники. Границы между основным и вспомогательным оборудованием зависят от типа производства. - Узлы и агрегаты. Они включают в себя сборки, комплектующие соединения, обладающие конструктивной и технологической завершенностью. - Основные материалы. Это материалы, которые образуют основную объемную и массовую составляющую долю в выпускаемой продукции. - Вспомогательные материалы, необходимые для производственного процесса (смазка, ветошь, упаковочные материалы). - Сырье. Природный материал, нуждающийся в переработке и необходимый для производства. - Производственные услуги – осуществление разнообразных технологических операций. - Интеллектуальные товары, к которым можно отнести методики испытаний, наблюдений, проведения технологических операций, а также программы для ЭВМ и рецептуры. Приведенная классификационная схема позволяет достаточно четко систематизировать многообразие товаров. Данная классификация товаров оказывается исключительно полезной, так как она позволяет фирме очень четко формулировать свои цели, ставить задачи в маркетинговой деятельности и оценивать успехи и неудачи. · Классификация товаров, применяемая в международной торговле. В системе международной торговли все большее распространение получает другой, классификационный подход, основу которого образуют следующие классы товаров: - единичный товар. Характеризует товары как личного спроса, так и производственного назначения. - товар-группа. Характерен как для товаров личного пользования, так и для товаров производственного назначения – парфюмерные наборы, системы машин, установок, агрегатов, действующие в комплексе. - товар-объект. Необходимость развития системного подхода к производству и реализации продукции требует концентрации огромных материально-вещественных и трудовых ресурсов под единым финансовым, технологическим и административным контролем. - товар-программа. Это преимущественно интеллектуальный товар, создаваемый в области аэрокосмического бизнеса, автоматизированных систем управления, роботехники, интеллектуальных и биоинженерных технологий. Характерной особенностью, даже законом развития мирового рынка является возрастание потока интеллектуальных, наукоемких товаров. Под наукоемкими товарами понимают продукты интеллектуального труда, созданные на основе использования прогрессивных научно-технических идей и технологий, и обладающие значительными перспективами их применения. Любой товар обладает двумя основными свойствами — потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость — это способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Потребительная стоимость товара, определяемая его физико-химическими, механическими, биологическими и иными свойствами, образует вещественное содержание богатства любого общества. В этом смысле потребительная стоимость представляет собой вечную категорию. Но вместе с тем потребительная стоимость — категория историческая, преходящая. Во-первых, с развитием науки, техники и производства люди открывают и используют все новые полезные свойства продуктов труда. Во-вторых, потребительная стоимость на определенном историческом этапе производства и обмена становится общественной потребительной стоимостью. Это происходит тогда, когда вещи, изготовленные человеком, используются им не для собственного потребления, а для других людей. Не будут товарами вещи, созданные производителями для собственного потребления. Чтобы стать товаром, потребительная стоимость должна быть общественной потребительной стоимостью. Причем продукты труда, обладающие общественной потребительной стоимостью, становятся товарами, если они поступают в сферу потребления не путем безвозмездного отчуждения (например, как продукт крепостного крестьянина поступает в виде оброка феодалу), а лишь через куплю-продажу, через обмен. В последнем случае потребительные стоимости товаров становятся вещественными носителями общественных отношений — меновой стоимостью. Меновая стоимость — способность товара в определенных количественных пропорциях обмениваться на другие товары. Так, 1 кг мяса обменивается на 4 м ткани (1 кг мяса = 4м ткани). В данном количественном соотношении выражается меновая стоимость 1 кг мяса. При этом возникает вопрос о том, что является основой данной пропорции. Если брать потребительные стоимости этих товаров, то они качественно различимы, а поэтому количественно несоизмеримы, не могут непосредственно приравниваться друг к другу. Ведь полезность мяса и полезность ткани удовлетворяют различные потребности человека. Но эти товары однородны как продукты человеческого труда. Меновые соотношения показывают, что в данных товарах заключено одинаковое количество общественного труда, то есть они имеют одну и ту же стоимость. Как стоимости товары однородны. Различаются они лишь количественно, величиной затраченного на их производство общественного труда. Потребительная стоимость товара является его вещественным свойством, а стоимость — общественным свойством. Следовательно, стоимость товара есть овеществленный в нем общественный труд. Причем стоимость проявляется только через обмен одного товара на другой, через меновую стоимость, которая выступает как форма ее проявления. Являясь категорией исторической, стоимость существует лишь в условиях товарного производства, выражает производственные отношения между товаропроизводителями, их экономические связи друг с другом через обмен продуктов труда. За обменом товарами, вещами скрываются отношения между людьми. Общественная потребительная стоимость и стоимость — качественная и количественная противоположности, которые в единстве выражают сущность товара. Это противоречивое единство, единство противоположностей. Два свойства товара (общественная потребительная стоимость и стоимость), противоречия между ними обусловлены двойственным характером труда, создающего товар. Труд, воплощенный в товаре, является одновременно и конкретным, и абстрактным. Конкретный труд — это труд в качественно определенной форме, труд определенного вида, специальности. В результате конкретного труда товаропроизводителей (портного, столяра, пекаря и др.) создаются качественно несопоставимые потребительные стоимости: костюм, стол, булка и другие товары. Как создатель потребительных стоимостей конкретный труд является необходимым и естественным условием жизни общества, не зависит от способа производства. Выяснив понятие товара и его стоимости, перейдем к определению ее величины. В процессе обмена труд находит и свое измерение. Если стоимость товара представляет собой овеществленный в товаре труд, то величина стоимости определяется количеством затраченного труда, затраченным рабочим временем. Однако разные производители тратят неодинаковое количество времени на производство одинаковых товаров. Поэтому стоимость товара не может измеряться индивидуальными затратами труда. Ее величина определяется не индивидуальным, а общественно необходимым трудом, или общественно необходимым рабочим временем. Под ним понимается рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства, при среднем в данном обществе уровне технической вооруженности, умелости и интенсивности труда. Это обычно средние условия, при которых создается подавляющее количество товаров данного вида. На величину стоимости товара в обратной пропорции влияет производительность труда, определяющая степень эффективности конкретного труда. Так, если производительность труда повысилась в 3 раза, то за одно и то же рабочее время, например за 12 часов, изготовляется в 3 раза больше потребительных стоимостей — скажем, не одна, а 3 пары обуви. Стоимость каждой пары обуви снизилась с 12 До 4 часов труда. При этом повышение производительности труда не изменяет общей стоимости возросшей в 3 раза товарной массы, которая остается равной 12 часам. Однако теперь она воплощена не в одной, а в трех парах обуви. По-другому влияет на стоимость товара интенсивность j труда, характеризующая степень его напряженности. При росте интенсивности труда производитель затрачивает в одно и то же время большую массу труда. Например, если интенсивность труда выросла в 3 раза, то затраты абстрактного труда за данное время увеличились втрое. Соответственно в 3 раза выросла и созданная стоимость. Однако при этом в 3 раза увеличилось количество произведенных продуктов. Поэтому величина стоимости единицы товара осталась неизменной. Если же количество произведенных продуктов вырастает в 6 раз, то стоимость единицы товара сократится в 2 раза. Величина стоимости товара зависит от степени сложности труда. Последний может быть как простым (неквалифицированным), так и сложным (квалифицированным). Сложный труд, требующий подготовки и затрат на обучение работника, создает в единицу времени большую стоимость, чем простой труд. На рынке меньшее количество сложного труда косвенно приравнивается к большему количеству простого труда. Так, часы, сделанные за 10 часов сложного труда, обмениваются на дрова, на заготовку которых затрачено 20 часов неквалифицированного труда. Теория трудовой стоимости товара, получившая научное обоснование в трудах У. Петти, А.Смита, Д. Рикардо, К.Маркса и других ученых, необходима для понимания товарного (рыночного) производства, экономических закономерностей его развития. Это нашло выражение в раскрытии сущности закона стоимости, которая состоит в том, что производство и обмен товаров совершается в соответствии с количеством воплощенного в них общественно необходимого труда. Закон стоимости, являясь законом развития товарного производства, действует через механизм цен, спроса и предложения, конкуренции. Как будет показано в дальнейшем, он является стихийным регулятором производства и обращения товаров, стимулятором стихийного развития производительных сил, приводит к дифференциации товаропроизводителей. 3. Деньги: сущность, функции и виды. Общая характеристика денежного обращения. В опере Шарля Гуно «Фауст» посланец ада Мефестофель поёт «Люди гибнут за металл! Сатана там правит бал.» О деньгах говорят много все слои населения. Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег связано с 7 - 8 тыс. до н. э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты. Даже самые примитивные цивилизации в самых глухих уголках Земли создали свои виды денег.Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались - с переменным успехом - скот, сигары, раковины, камни, куски металла. Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения, - это и есть деньги. Действительно, деньги - это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров. Деньги, как и любое другое понятие, имеют свою сущность. Сущность денег проявляется через: 1) всеобщую непосредственную обмениваемость; 2) самостоятельную меновую стоимость; 3) внешнюю вещную меру труда. Кроме того, деньги имеют собственную классификацию. В частности, по форме существования деньги бывают наличные и безналичные. Наличные деньги в свою очередь подразделяются на реальные деньги (это монеты из драгоценных металлов, слитки), кредитные деньги (банкноты и казначейские билеты) и разменные монета. Безналичные деньги могут существовать как в рамках национальной денежно-кредитной системы в форме национальной валюты, так и в форме межнациональных платежных средств в системе международных расчетов. Деньги обладают определенными функциями. Функции денег: 1. Мера стоимости. Деньги выступают мерой стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов. 2. Средство платежа. Деньги выступают как средство платежа. Эта функция денег проявляется, прежде всего в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. 3. Средство обращения. Деньги выступают как средство обращения обслуживания товарооборота. Во-первых, прежде всего деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. И, представляя удобный способ обмена товарами, деньги позволяют обществу воспользоваться плодами географической специализации и разделения труда между людьми. 4. Средство накопления (сбережения). Деньги служат средством сбережения. Поскольку деньги наиболее ликвидное имущество, они являются наиболее удобной формой хранения богатства. 5. Мировые деньги. Функция “ мировые деньги “ - это деньги в системе международных экономических отношений. Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, опосредствляющее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка.
Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. Базовыми категориями денежного обращения являются денежная единица, денежная масса, денежная система и денежно-кредитная политика. Денежная единица - это исторически сложившаяся законодательно закрепленная национальная единица измерения количества денег, цен товаров и услуг. Денежная масса - это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа. Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (центральный банк, министерство финансов и т.д.). Денежная система представляет собой форму организации денежного обращения, которая имеет исторический характер и изменяется в соответствии с сущностью экономической системы и основами денежно-кредитной политики. Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах. Налично - денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются: для оплаты товаров, работ, услуг; для расчетов, не связанных с движением товаров и услуг (расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, стипендий, пенсий, по выплате страховых возмещении по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплате дохода по ним, по платежам населения, на хозяйственные нужды, на оплату командировок, на представительские расходы, на закупку сельхозпродукции и т.д.). Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, чеков, кредитных карточек). Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег. Высокий уровень безналичных расчетов в любой стране говорит о правильной, грамотной организации всего денежного оборота. Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, они образуют общий денежный оборот, в котором действуют единые деньги. В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям, т.е. безналичные расчеты за товары и услуги; по финансовым обязательствам, т.е. платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями. Значение безналичных расчетов состоит в том, что они ускоряют оборачиваемость средств, сокращают абсолютную величину наличных денег в обороте, сокращаются издержки на печатание и доставку наличных денег. Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между: ü предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях; ü юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита; ü юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам; физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств. Денежное обращение — достаточно сложная конструкция, соединяющая как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, и способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны. Роль денежного обращения, его правильная организация проявляются в следующих моментах: во-первых, отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы. Если нет этой отлаженности, то на пути движения денег возникают тромбы, замедляется хозяйственный и денежный оборот, растут неплатежи; во-вторых, способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров. В решении этой задачи исключительное значение имеет правильное определение количества денег в обращении, в-третьих, характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию. Избыточное насыщение деньгами хозяйственного оборота делает легкодоступным извлечение прибыли за счет роста цен, ослабляет конкуренцию. Недостаток денежной массы не только порождает натурализацию товарного обмена (бартер, взаимозачеты), нарушает ценовые пропорции, но и подрывает действенность налоговой системы, поскольку платежи в бюджет совершаются не "живыми" деньгами, а в натуральном эквиваленте; в-четвертых, хронический недостаток денежных средств у субъектов рынка для выплаты заработной платы, финансирования оборотных средств. Этот недостаток можно считать относительным, поскольку значительная часть денег циркулирует в теневой экономике, уходит от налогообложения и вывозится за рубеж, оседая на счетах оффшорных компаний.
4. Денежная система: сущность и типы. Денежная реформа. Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна. Денежные системы сформировались в Европе в XVI-XVII вв. в период укрепления государственной власти и формирования национальных рынков, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. Объективную необходимость в единой, стабильной и эластичной денежной системе обусловили следующие причины: феодальная раздробленность, в том числе в монетном деле, которая препятствовала образованию национального рынка; товарно-денежные отношения периода капитализма свободной конкуренции, которые требовали устойчивости денежной системы, относительного постоянства стоимости денежной единицы. Денежная система представляет собой форму организации денежного обращения, которая имеет исторический характер и изменяется в соответствии с сущностью экономической системы и основами денежно-кредитной политики. Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. Выделяются следующие элементы денежной системы: 1. название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара. 2. масштаб цен. 3. виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством. 4. порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение. 5. методы регулирования денежного обращения. Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части. В большинстве стран в настоящее время действует десятичная система деления. Так, 1 доллар США равен 100 центам, 1 английский фунт стерлингов равен 100 пенсам, 1 российский рубль равен 100 копейкам. Наименование денежной единицы складывается исторически. Однако в некоторых случаях (например, в период революции) государство может установить новое наименование денежной единицы. Так, во Франции, когда к власти пришел Бонапарт Наполеон, который стал императором Наполеоном I, было установлено такое наименование денежной единицы, как "наполендор". В России в период с 1922 по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: "рубль" и "червонец". Масштаб цен - это средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежный товар - металл -выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или ее кратных частей. Государства фиксировали масштабы цен в законодательном порядке. Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен, что даже нашло отражение в названии некоторых денежных единиц (например, фунт стерлингов представлял собой фунт серебра). Однако в ходе исторического развития масштаб цен постепенно обособлялся от весового содержания монет. Это было связано с порчей монет (т.е. уменьшением веса или пробы монеты при сохранении ее прежней номинальной стоимости, которое предпринималось государством в условиях металлического денежного обращения с целью получения дохода в государственную казну), их снашиванием, переходом к чеканке монет из более дешевых металлов вместо дорогих (медных вместо серебряных). С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл. И наконец, в результате валютной реформы 1976-1978 гг. (на основе Ямайкского соглашения) официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц были отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены. Виды денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет системы металлического обращения. Основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными платежными средствами в стране. Банкноты (банковские билеты) - это вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Появление банкнот было обусловлено развитием рыночных отношений в целом и кредитных в частности. Впервые банкноты были выпущены в обращение в конце XVII в. Центральные банки выпускали банкноты на основе учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями обеспечением банкнот являлось золото, находившееся в распоряжении центрального банка. Двойное обеспечение придавало "классическим" банкнотам высокую устойчивость и надежность. Выпущенные банкноты регулярно возвращались в центральный банк при наступлении срока платежа по учтенному векселю, а также при предъявлении их владельцами к размену на золото, так как в период золотого стандарта производился свободный размен банкнот на драгоценный металл. После мирового кризиса 1929-1933 гг. размен банкнот на золото был окончательно прекращен. В современных условиях ни в одной стране банкноты не размениваются на благородный металл. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства: в США обращаются банкноты в 1, 5, 10, 20, 50, 100 долларов, в Великобритании - 1, 5, 10 и 20 фунтов стерлингов, во Франции - 10, 50, 100 и 500 франков, в России - 5, 10, 50 и 100 рублей. Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государственным казначейством - министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие от банковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась. Разменная монета - слиток металла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки. Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков. Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах исторически осуществляли: центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла). В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов. В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. Чтобы оздоровить денежное обращение и снизить инфляцию, укрепить валюту, необходимо на основе развития производства осуществить соответствующие денежные реформы. Среди них можно выделить следующие: а) нуллификация — выпуск взамен старой новой валюты; б) реставрация валюты, применяемая в период золотого монометаллизма (например, возобновление размена банкнот на золото по номиналу); в) дефляция — изъятие из обращения части денег; г) девальвация — уменьшение золотого содержания денежной единицы или снижение ее валютного курса; д) деноминация — уменьшение номинальной стоимости выпускаемых денежных знаков и др.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |