КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыночный механизм
Лекция 7. 1. Конкуренция: сущность и виды. Формы конкурентной борьбы. 2. Спрос и его детерминанты. 3. Предложение и его детерминанты. 4. Цена и ее функции. Равновесие цены. 5. Преимущества и недостатки рынка.
1. Конкуренция: сущность и виды. Формы конкурентной борьбы. Конкуренция - соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами- производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей' силой в условиях рынка. А. Смит назвал ее «невидимой рукой». бывают следующие виды конкуренции: . внутриотраслевая. Она ведется между фирмами одной и той же отрасли за выгодные условия производства и сбыта продукции, за получение максимально высокой прибыли. В результате формируется рыночная цена. При этом разоряются те, у кого индивидуальные затраты выше, чем рыночная цена, а те, у кого затраты ниже общественно необходимых - обогащаются. Она стимулирует снижение всех затрат, поощряет рост производительности труда, технический пpoгpecc и повышение качества продукции; . межотраслевая. Конкуренция. ведется между товаропроизводителями различных отраслей за выгодное приложение капитала, за выгодное перераспределение прибыли. При этом нормы прибыли могут быть в различных отраслях или у разных предпринимателей различными. Возникает естественное желание к максимизации прибыл.. Для этого есть средство - перепрофилировать свое дело или поменять акции одной отрасли на акции другой, более перспективной отрасли. Происходит пере лив капитала и вместе с ним и рабочей силы из отрасли в отрасль, где высока норма прибыли. Такая конкуренция стимулирует развитие наиболее перспективных, прибыльных отраслей; - совершенная Конкуренция. Она ведется на рынке, где взаимодействует большое количество производителей с однородной, стандартной продукцией (о чем будет сказано ниже). - несовершенная конкуренция. Число производителей сокращается, они имеют возможность влиять на цену, продукция становится дифференцированной (о чем также будет сказано ниже); - монополистическая Конкуренция. Она является смесью двух видов конкуренции - совершенной и несовершенной. Она приходит на смену свободной конкуренции. Фирмы конкурируют между собой на основе внешнего Вида, качества и других особенностей; . монопсония - конкуренция между производителями, а покупатель выступает в единственном числе; . олигополия - конкуренция между несколькими фирмами, продукция которых может быть разнородной (автомобили) или однородной (алюминий, сталь); . ценовая конкуренция осуществляется путем снижения рыночных цен, как следствие удешевления стоимости производимой продукции. Фактором снижения цен является рост производительности труда, а этого можно достичь путем внедрения достижений науки и техники в производство; . неценовая конкуренция ведется на основе улучшения качества продукции, выпуска новых товаров, совершенствования методов обслуживания и сбыта продукции, расширения ассортимента продукции. В итоге повышается эффективность производства, увеличивается прибыль, снижаются цены. Противоположностью конкуренции является монополия. Термин «монополия» греческого происхождения - «единственный продавец» («моно» - один). Монополия - это союз, соглашение, объединение предприятий в более крупное и господствующее данной отрасли. К таковым относятся Газпром, Единая энергосистема, Картели, синдикаты. В начале 50-60 гг. ХХ в. волна объединений вышла на международную арену. Появились межгосударственные (транснациональные) монополии, которые диктуют свои условия в зарубежных странах (ЕС, ЕОУС и д.) Различают искусственные и естественные монополии. К искусственным относятся картели, синдикаты, концерны и т.д. Создание их продиктована интересами отдельных лиц, групп лиц или государств. К естественным монополиям относятся фирмы объединения, продукция которых не подлежит замене или без которой невозможно существовать. К таковым относятся производство лекарственных препаратов, почтовая и телеграфная связь, железная дорога, коммунальные услуги (тепло-, вода-, энерго-, газоснабжение, транспортировка нефти, газа, угля, речные порты, аэропорты). Из этого следует, что избежать образования монополий в ряде отраслей невозможно. Например, нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, также получать тепло и воду от двух станций Й т. д. Не следует отождествлять монополию и монопольную власть. Последняя означает возможность фирмы влиять на цены и увеличивать прибыль за счет ограничения производства и сбыта продукции. В условиях монополистической конкуренции существуют следующие ее формы: 1) научно-техническое соперничество; 2),промышленно-производственное соперничество; 3) торговое соперничество. 1. Научно-техническое соперничество - борьба за повышение конкурентоспособности фирм ведется путем: разработки новых продуктов; внедрения современных технологических процессов; накопления и использования научно-технической информации; приобретения и использования патентов. При этой форме используются две.модели борьбы: конкретная.модель. Фирмы используют наиболее эффективную технику и технологию; монополистическая модель. Чистый монополист имеет большие финансовые возможности получать высокие прибыли за счет внедрения достижений науки и техники. 2. Промышленно - производственное соперничество проявляется в виде, наращивания производственных мощностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства. При этом используется два подхода: «эффект.масштаба» и «Х-неэффективности». «Эффект масштаба» состоит в том, что фирма по отношению к рынку должна быть большой, т. е. монополистической, которая способна эффективно производить продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемой продукции; 3. Торговое соперничество основано на использовании цен. Различают неценовую и ценовую конкуренции. Ценовая конкуренция осуществляется путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используют ценовую дискриминацию - данный продукт продается по разным ценам, но при этом они не обусловлены различиями в издержках (продукт может быть монополистическим, скоро портящимся и т. д.). Неценовая конкуренция происходит посредством совершенствования качества продукции, условий ее продажи, обслуживания, сбыта. Многие страны в целях сохранения конкуренции и оптимального функционирования монополий приняли антимонопольные законы. Антимонопольное законодательство - это система законов, ограничивающая монополизацию рынка одной или несколькими монополиями (фирмами). Существует два типа антимонопольного законодательства: - американский (США, Канада); - западноевропейский (Западная Европа, Япония). Американское законодательство отвергает любую форму монополистического союза. Закон Шармана (США, 1890 г;) является первым антитрестовским законом, Он направлен на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений со стороны монополий. В основе антимонопольного регулирования лежат три основных закона - закон Клейтона (1914 г.), закон правительственной торговой комиссии (1914 г.) и закон Целлера Кеоровера (1950 г.). За нарушение законов предусмотрены определенные меры наказания. Однако, несмотря на это, многие фирмы стремятся к максимальному росту и контролю над рынком. Западноевропейское законодательство выступает не против любой монополии, а лишь против тех, кто существенно ограничивает возможности соперничества на рынке. В России монополизация проявилась в монополии государства, центральных экономических учреждений, министерств, предприятий. В результате возникли тотальное огосударствление экономики, дефицит товаров, теневая экономика, коррупция. Поэтому принятые антимонопольные законы в России направлены на про ведение радикальных преобразований в экономике: разгосударствление и приватизацию, децентрализацию управления, конкуренцию, создание союзов потребителей и т. д.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |