КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трудовые споры и порядок их разрешения
Под трудовыми спорами следует понимать разногласия, возникающие по поводу применения трудового законодательства, установления либо изменения условий труда. Эти споры решаются в предусмотренном законом порядке. Все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные трудовые споры - трудовые споры, возникающие между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также трудового договора (контракта). Коллективные трудовые споры. Предмет коллективного трудового спора- законные интересы и права трудового коллектива или коллективов двух и более предприятий, учреждений, организаций. Причиной такого рода споров могут быть разногласия по вопросам изменения норм выработки, сдельных расценок, установления систем заработной платы, режима рабочего времени, отпусков, охраны труда и др. Принципы рассмотрения трудовых споров КТС Равное право всех работников на защиту своих интересов. Быстрота рассмотрения. Гласность. Доступность обращения в органы рассмотрения трудовых споров. Учреждение профсоюза. Коллективность. Бесплатность рассмотрения. Гарантированность исполнения решений. Рассмотрение споров в точном соответствии с существующим законодательством. Трудовые споры рассматриваются: комиссиями по трудовым спорам; районными (городскими) судами. Комиссия по трудовым спорам - это первичный орган по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях (подразделениях), за исключением споров, по которым установлен иной порядок их рассмотрения. Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией. В соответствии с действующим законодательством работник может обратится в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. А КТС обязана рассмотреть спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. КТС принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Организация комиссий по трудовым спорам Комиссия по трудовым спорам- это выборный орган трудового коллектива, избираемый его общим собранием (конференцией). Общее собрание (конференция) решает, какой численный состав КТС и на какой срок надо избирать. А также тайно или открыто проводить выборы КТС. Избранными в состав КТС (в том числе и в КТС подразделения) считаются работники, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на собрании членов трудового коллектива, а на конференции - присутствующих делегатов конференций. Руководство КТС, т.е. его председатель, заместители и секретарь избираются уже самим выбранным составом КТС на ее первом организационном заседании. Компетенция комиссии по трудовым спорам Компетенция КТС - это правовая сфера ее деятельности, отражающая различные ее функции в области трудовых споров. КТС является обязательным первичным органом рассмотрения всех трудовых споров, возникающих из трудового правоотношения по применению трудового законодательства, кроме тех, для которых установлен иной порядок их рассмотрения. Срок обращения в комиссию по трудовым спорам Срок обращения в КТС - это исковой или давностный срок, как установленный законом отрезок времени для обращения в юрисдикционный орган за защитой нарушенного (по мнению истца) права или законного интереса. В КТС всегда с трудовым спором обращается работник. Администрации не дано законом такого права. Исковой срок для обращения работника в КТС с трудовым спором установлен трехмесячный со дня, когда, он узнал или должен был узнать о нарушении его права. Пропуск искового срока обращения в КТС без уважительных причин влечет для работника потерю права на защиту своего права в КТС. Поэтому исковой срок рассматривается как материальный срок по осуществлению защиты трудового права работника. И пропуск его без уважительных причин влечет принятие решения КТС об отказе в иске за пропуском давностного срока. КТС не может отказывать в принятии заявлении по трудовому спору из-за пропуска исковой давности. Лишь на своем заседании КТС выясняет причину этого пропуска. Она может восстановить исковой срок. Если причина его пропуска была уважительной, и рассмотреть спор по существу. Все заявления работников в КТС обязан регистрировать в журнале их регистрации работник, выделенный администрацией для организационно-технического обслуживания КТС. В этом журнале указывается срок поступления по трудовому спору. О чем спор и срок принятия решения КТС по данному спору. Порядок рассмотрения трудового спора в комиссии Статья 386 ТК РФ содержит основные положения о процессе рассмотрения спора. КТС может заседать по данному спору и не один раз, прерываясь для выяснения дополнительных вопросов, доказательств и т.д. Явка представителя - администрации и подавшего заявление работника на заседание обязательна. Заочное рассмотрение трудового спора возможно лишь по письменному о том заявлению работника. Он может в заявлении по спору указать, что просит рассмотреть спор в его отсутствие. Если работник вторично не является без уважительных причин на заседание комиссии, то КТС может принять решение о снятии его заявления с рассмотрения. Но это не лишает работника права подать повторно заявление по спору, если не пропущен трехмесячный исковой срок. Заседание КТС проводится в нерабочее удобное для заинтересованного работника время, заранее он и администрация извещаются о времени рассмотрения трудового спора. Представитель администрации должен присутствовать, чтобы высказать мнение администрации о требовании работника. Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС исключительно демократичен. Дело должно быть подготовлено к заседанию соответствующим образом председателем КТС или по его поручению членом КТС: вызваны необходимые свидетели по делу, проведена, если требуется, соответствующими специалистами техническая или бухгалтерская проверка и затребованы от администрации необходимые документы, расчеты, а она обязана их представить по требованию КТС. Закон точно не определяете порядок проведения заседания КТС. Но он определил, что заседание КТС является правомочным решать спор, если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов. При этом не считаются члены, выбывшие за смертью или уволенные. Комиссия решает спор, совещаясь и голосуя прямо в зале заседания в присутствии работника и других лиц. Этим обеспечиваете" широкая гласность и общественный контроль за работой КТС. Копия протокола заседания КТС обычно вывешивается для всеобщего ознакомления членов трудового коллектива. Порядок принятия решений по трудовым спорам Решение КТС считается принятым, если за него проголосовало (голосование открытое) большинство присутствующих на заседании членов комиссии. Протокол заседания КТС подписывают все присутствующие на заседании члены комиссии. В том числе и те, кто проголосовал против данного решения. При этом член комиссии, не согласный с решением большинства, подписывая протокол, вправе изложить в нем свое особое мнение. Трехдневный срок вручения работнику и администрации копий решения КТС - это процессуальный срок, установленный законом. Только подучив такую копию решения КТС, любая из спорящих сторон может его обжаловать в суд. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано заинтересованным работником или администрацией в районный (городской) суд в десятидневный срок со дня вручения им копий решения комиссии. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в приеме заявления, признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и рассмотреть этот спор по существу. Исполнение решения комиссии по трудовым спорам Решение КТС должно быть исполнено администрацией в добровольном порядке в трехдневный срок по истечении десятидневного срока на его обжалование, если в этот срок оно не было обжаловано. Решение же КТС о восстановлении на работе незаконно переведенного работника должно быть исполнено администрацией немедленно, то есть на второй день после вынесения решения КТС администрация обязана издать приказ о восстановлении его на работе и допустить к прежней работе, хотя бы она и обжаловала в суд решение КТС. Трудовые споры, рассматриваемые в районных (городских) судах Статья 391 ТК РФ предусматривает подведомственность трудовых споров суду. При этом различаются две группы трудовых споров. В части первой предусматривается обжалование суду решений КТС работником, администрацией или соответствующим профкомом, защищающим интересы работника - члена этого профсоюза, а также прокурором, считающим решение КТС незаконным. Таким образом, здесь суд принимает трудовой спор к рассмотрению, прошедший досудебную стадию его разрешения. Вторая группа трудовых споров, рассматриваемых судом, - это споры, непосредственно (т.е. без рассмотрения их в КТС) подведомственные суду. Непосредственно в суде без обращения в КТС рассматриваются следующие трудовые споры: по заявлению работников тех небольших производств, где КТС не избираются или где почему-либо не созданы; по заявлению уволенного работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате вынужденного прогула, за исключением споров по этим вопросам работников руководящих и других указанных в КТ РФ а также федеральных государственных служащих. Тем самым закон предусматривает непосредственно судебную защиту права на труд при увольнении всех работников, кроме вышеуказанных лиц. Не подведомственны ни суду, ни КТС споры выбранных работников о досрочном освобождении от должности по решению избравших их органов; по заявлению администрации о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению организации. Непосредственно в суде решаются также споры о необоснованном отказе в приеме на работу по заявлению: лица, приглашенного на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации; молодого специалиста, направленного по окончании профессионально обучения в установленном порядке на данное производство; другого лица, с которым администрация в соответствии с законодательством обязана была заключить трудовой договор, направленного, например, службой занятости в счет установленной данному работодателю квоты приема инвалида или подростка; беременной женщины или женщины, имеющей детей до трехлетнего возраста, одинокой матери? детей до 14-летнего возраста (ребенка-инвалида до 16 лет) при отказе в приеме по мотивам материнства. Непосредственно судом также рассматриваются все трудовые споры о возмещении работодателем вреда, причиненного работнику в связи с. увечьем или иным повреждением здоровья на работе. Если потерпевший не согласен с решением администрации по, его заявлению об этом или не получил в установленный 10-дневный срок ответа работодателя на его заявление. Сроки обращения за разрешением трудового спора в районный (городской) суд Заявление о разрешении трудового спора подается в районный (городской) суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении - в трехмесячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Эти сроки, более укороченные по сравнению с другими гражданскими делами, рассматриваемыми в суде, что отражает один из основных принципов порядка рассмотрения трудовых споров - быстрота разрешения этих споров. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров (конфликтов) Коллективные трудовые споры (конфликты), возникающие между администрацией предприятия, учреждения, организации и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом по вопросам установления новых или изменения существующих условий труда и быта, заключения и исполнения коллективных договоров и иных соглашений рассматриваются в соответствии с законодательством о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов). Коллективными трудовыми спорами называются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату). Заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых соглашений. Работники на общем их собрании (конференции) выдвигают, и формулируют письменно требования, принимая их большинством голосов. Одновременно они избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора. При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе создать единый орган для участия в разрешении коллективного трудового спора. Работодатель, получив в письменной форме требования работников, обязан рассмотреть их и сообщить о своем решении представителю работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований. Если требования работников работодатель удовлетворяет, то разногласия считаются урегулированными и коллективного спора не возникает. Если же работодатель полностью или частично отклоняет требования работников, то может уже возникнуть коллективный трудовой спор. Моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем своего решения по требованиям в установленный срок трех рабочих дней, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Коллективный спор разрешается, как правило, примирительными процедурами. Ими называется рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже. Представители работников- это органы профессиональных профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, а также органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им. Представителями работодателей являются руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, а также полномочные органы объединений работодателей или иные уполномоченные работодателями органы. Рассмотрение возникшего коллективного спора начинается с примирительной комиссии. Она создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора из представителей сторон, так и по их роли в вынесении решения комиссии. Спор ею должен быть рассмотрен в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Решение примирительной комиссии принимается, если есть соглашение на него спорящих сторон, а не путем голосования. Оно оформляется протоколом комиссии и имеет обязательную силу для сторон, а исполняется в порядке и сроке, установленные решением. Если в примирительной комиссии стороны не достигнут соглашения, то они продолжают примирительные процедуры с участием посредника. Это второй этап рассмотрения коллективного трудового спора, когда он не решен в примирительной комиссии. Но могут стороны договориться спор решать не с посредником, а в трудовом арбитраже сразу. Посредник приглашается по соглашению сторон по рекомендации Службы по урегулированию коллективных споров или независимо от нее. Если же стороны в течение до трех рабочих дней с момента обращения за посредником в Службу не достигнут соглашения о кандидатуре посредника, то он назначается Службой. Сам порядок рассмотрения спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со спорящими сторонами. А срок его рассмотрения - до семи календарных дней с момента приглашения (назначения) посредника. Завершается его рассмотрение принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий, если согласованного решения не принято. Трудовой арбитраж? это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Он создается спорящими сторонами и Службой, но из третьих лиц? трех трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных самими сторонами. Создается он в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. В состав трудового арбитража представители сторон входить не могут, но рассматривает он спор с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж оканчивает рассмотрение спора разработкой рекомендаций в письменной форме, которые передаются сторонами и имеют для них обязательную силу, если стороны в письменной форме заключили об этом соглашение. Закон предусмотрел права и обязанности государственного органа, содействующего разрешению коллективного трудового спора путем организации примирительных процедур и участия в них - Службы по урегулированию коллективных трудовых споров с ее органами на местах (в дальнейшем - Служба). Служба: формирует список посредников и трудовых арбитров и проводит их подготовку как разрешать коллективные трудовые споры; проверяет в случае необходимости полномочия сторон коллективного трудового спора; осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по уведомлению работодателей; выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению; оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров; организует финансирование примирительных процедур, т.е. оплату посредников, трудовых арбитров; организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров. Закон установил для членов примирительной комиссии, посредников, трудовых арбитров гарантии на время их участия в разрешении коллективного трудового спора: они освобождается на это время от основной работы с сохранением среднего заработка на срок в течение года - не более трех месяцев, т.е. они могут быть несколько раз освобождены в году, но в общей сложности не более трех месяцев. В период разрешения коллективного трудового спора участвующие в нем представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности (избранных собранием, конференцией работников) не могут быть уволены по инициативе администрации, переведены на другую или перемещены, а также подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа. Эти дополнительные специальные гарантии права на труд указанных работников введены впервые Законом РФ о коллективных трудовых спорах. Закон закрепил в соответствии со ст. 37 Конституции РФ право работников на забастовку при условиях и порядке, предусмотренных законом. Представители работодателей не вправе организовывать забастовку и участвовать в забастовке. Закон дал легальное определение понятию забастовки, указав, чтозабастовка- это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Она может быть лишь после попыток мирными процедурами его решить. Если примирительные процедуры не привели к разрешению спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение по коллективному трудовому спору, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку. Участие в забастовке добровольное и никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке, иначе лица, принуждающие к этому, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Забастовка может быть объявлена лишь по решению собрания (конференции) работников производства (филиала, представительства) или по решению профсоюзной организации, объединения профсоюзов. Для принятия такого решения о забастовке собрание (конференция) правомочны. Когда на нем присутствует не менее двух третей общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции). Решение это принимается, если на него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции). Собрание (конференция) избирает орган, возглавляющий забастовку. Этот орган предупреждает работодателя о начале забастовки в письменной форме не позднее, чем за десять календарных дней, указывая в предупреждении дату и время забастовки, ее продолжительность, количество участников. Закон предусмотрел и другой вид забастовки - предупредительную часовую. Она может быть объявлена после пяти календарных дней работы примирительной комиссии однократно. Работодатель о ней тоже должен быть предупрежден письменно, но не позднее, чем за три рабочих дня. Работодатель предупреждает о забастовке Службу. При проведении забастовки, в том числе и предупредительной, орган ее возглавляющий обязан обеспечить минимум работ, услуг. Этот орган вправе приостановить забастовку, но при ее возобновлении обязан не позднее трех рабочих дней предупредить об этом работодателя и Службу. Прекращаются полномочия органа, возглавляющего забастовку, подписанием соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или когда забастовка признается незаконной. Если иное не было предусмотрено собранием (конференцией) работников. Например, избирая этот орган, оно может возложить на него контроль за исполнением соглашения по спору. Спорящие стороны в период забастовки вместе с органом исполнительной власти (местного самоуправления) обязаны обеспечить общественный порядок, сохранность производственного имущества, а также работу машин, оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. В тех же производствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (транспорт, водоснабжение, снабжение, скорая помощь, больницы и т.п.) при забастовке должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг), который определяется соглашением сторон совместно с органом местного самоуправления (исполнительной власти) в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. Если этот минимум необходимых работ (услуг) не обеспечен, то забастовка может быть признана незаконной. В период забастовки стороны продолжить разрешение коллективного трудового спора путем проведения примирительных процедур. Забастовка может быть признана незаконной судом субъекта Российской Федерации (республики, края, области и т.д.) по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда о признании забастовки незаконной доводится до органа, возглавляющего забастовку, который обязан об этом немедленно проинформировать работников и они должны на следующий же день приступить к работе. Незаконными являются забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц; работников Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов Федеральной службы безопасности - если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства. Законом о чрезвычайном положении право на забастовку может быть ограничено. Законодательство о Федеральной государственной службе и о налоговой полиции этим работникам запрещает объявлять забастовки и принимать участие в забастовках. Отложить неначавшуюся забастовку, а начавшуюся - приостановить может суд на срок до 30 дней в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, например, забастовку медицинских работников во время эпидемии. Приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней вправе Президент Российской Федерации и Правительство России. Если забастовка в указанных законом случаях не может проводиться, то решение по коллективному трудовому спору принимает Президент Российской Федерации в 10-дневный срок. Закон закрепил в ст. 18 определенное правовое положение работников в связи с проведением забастовки и гарантии их права на труд. Так, участие в забастовке не является нарушением трудовой дисциплины и основанием расторжения трудового договора, кроме случаев продолжения забастовки, признанной решением суда, вступившего в законную силу, незаконной, или отсроченной или приостановленной забастовки. За участниками забастовки на время ее проведения сохраняются место работы и должность, а зарплату им за это время работодатель вправе не выплачивать. He участвующие в забастовке работники продолжают работать и получать; зарплату, а если из-за забастовки они не могут работать, то им оплачивается простой не по их вине, т.е. не менее двух третей тарифной их ставки. Коллективным договором, социально-партнерским соглашением или соглашением, достигнутым по коллективному трудовому спору могут быть предусмотрены компенсационные выплаты и участникам забастовки. Закон РФ от 20.Х.1995 г. в главе 4 предусмотрел ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |