Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование и особенности финансирования научных организаций




Особенности финансирования образовательных учреждений

Типы и формы образовательных учреждений

Базовые принципы современной образовательной политики регламентированы в Федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. Образовательная политика определена и в докладе Государственного совета Российской Федерации «Образовательная политика на современном этапе».

В Федеральном законе «Об образовании» оно трактуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который предполагает констатацию гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверяемых соответствующим документом.

Граждане Российской Федерации вправе получать образование без ограничений, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Российское государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и профессионального начального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Права граждан на образование реализуются посредством формирования системы образования и условий его получения. Сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации система образования - весьма сложный объект, описание которого приводится в Федеральном законе «Об образовании».

Ее составляющие включают: сеть образовательных учреждений, образовательные стандарты и программы, ресурсное, кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое обеспечение, организация сотрудничества с другими образовательными системами, управление.

Неотъемлемым элементом российской системы образования выступает сеть образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс. Она имеет весьма сложную структуру, состоящую из следующих типов учреждений:

1) Дошкольные;

2) Общеобразовательные, состоящие из трех ступеней: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В состав этой группы входят: лицей, гимназия, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, центр образования, открытая (сменная) образовательная школа;

3) Для детей с отклонениями в развитии;

4) Для детей-сирот;

5) Дополнительного образования взрослых;

6) Дополнительного образования детей;

7) Специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников, детей, остающихся без попечения родителей (законных представителей);

8) Другие учреждения, проводящие образовательный процесс.

Существенным элементом, раскрывающим содержание образования, выступают образовательные программы, конкретизирующие суть образования определенного уровня и направленности.

По содержанию они встречаются - общеобразовательные и профессиональные, которые могут быть основными и дополнительными. Первые включают дошкольное, начальное, общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется начальное, среднее, высшее (в том числе с получением диплома о незаконченном высшем образовании, бакалавра, специалиста-магистра) и послевузовское (аспирантура, докторантура) образование.

Образовательные программы с учетом потребностей и возможностей личности могут быть освоены образовательными учреждениями очной, заочно-очной (вечерней) и заочной формах.

Усвоение программ имеет место и в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Образовательные учреждения различаются по организационно-правовым формам. Они могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями общественных и религиозных организаций, объединений). Государственный статус образовательного учреждения определяется уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ, регулируемых Типовыми положениями об образовательных учреждениях, утвержденными Правительством Российской Федерации. Негосударственные образовательные учреждения придерживаются Типовых положений лишь примерно.

В зависимости от характера деятельности, уровня и спектра реализуемых образовательных программ в Российской Федерации устанавливаются следующие типы высших учебных заведений: университет, академия, институт.

К образовательной деятельности тесно примыкает профессиональная подготовка, обеспечивающая ускоренное приобретение учащимися профессиональных навыков для выполнения конкретной работы, но не предполагающая повышение образовательного уровня. Эту подготовку проводят общеобразовательные учреждения профессионального начального образования, межшкольные учебные комбинаты, учебно-производственные мастерские и другие. Следующим элементом системы образования выступают органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Управление образованием проводится на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровне и непосредственно на уровне образовательного учреждения.

 

Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.

Последовательное и широкое привлечение средств населения характерно для развития высшего образования. Этот процесс развивается в следующих направлениях:

а) внедрение платного обучения;

б) введение платы за административные расходы;

в) расширение негосударственного сектора послешкольного образования;

г) выделение платных студенческих кредитов;

д) сокращение количества субсидий в виде грантов

е) повышение удельного веса работающих студентов, способных самостоятельно оплачивать образовательные услуги.

В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюджетов разных уровней. За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения; осуществление федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.

В современных условиях происходит передача ответственности за финансирование профессионального образования с федерального на региональный и муниципальный уровни.

Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона «Об образовании» можно выделить Федеральные законы «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.

На региональном уровне зачастую разрабатываются положения, в которых перечисляются виды платных услуг, оказываемых образовательными учреждениями. В их состав могут входить следующие виды услуг:

а) образовательные услуги: обучение студентов по дополнительным образовательным учебным программам сверх часов и сверх программы по указанной дисциплине; изучение специальных, не предусмотренных учебным планом, предметов; услуги психологической службы и тьюторство (сверх услуг, финансируемых из бюджета); подготовительные курсы к школе; подготовительные курсы к поступлению в высшие учебные заведения; создание специальных учебных групп обучения детей с отклонениями в развитии;

б) развивающие услуги: предметные кружки по интересам; создание различных студий, групп, школ по обучению музыке, танцам, живописи, народным промыслам и др.;

в) спортивно-оздоровительные мероприятия: организация секций и групп по укреплению здоровья детей.

Оказание дополнительных платных образовательных услуг возможно лишь при наличии в образовательном учреждении лицензии, программы с календарно-тематическим планированием занятий, утвержденных руководителем образовательного учреждения, согласованных с соответствующим региональным научно-методическим центром, находящимся в ведении учредителя на право занятия соответствующим видом деятельности.

Средства, полученные образовательным учреждением от оказания дополнительных услуг, относятся к внебюджетным источникам образовательного учреждения и расходуются в соответствии с Положением об использовании внебюджетных средств. Решение вопросов о направлении расходования внебюджетных средств возложено на представительный орган
образовательного учреждения. В его состав входят: совет образовательного учреждения, Попечительский совет или другие структуры, действующие в соответствии с Уставом образовательного учреждения.

 

В ст. 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» упоминается о двух видах субъектов научной деятельности: физические лица (научные работники) и юридические лица (научные организации, когда их научная деятельность предусмотрена учредительными документами).

Научным работником считается гражданин, обладающий необходимой квалификацией и занимающийся профессионально научной и (или) научно-технической деятельностью. К научной организации относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, которое в основном осуществляет научную и (или) научно-техническую деятельность, а также
подготовку научных работников и действует в рамках учредительных документов. Научные организации классифицируются на научно-исследовательские, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-технологические и другие организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность. Научной организацией признается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации.

В РАН входят отраслевые академии наук научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы. Финансирование РАН, ее региональных отделений и отраслевых академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Бюджетное финансирование фундаментальных научных исследований осуществляется следующими способами:

1) институциональным;

2) программно-целевым (селективным).

При институциональном способе финансовые средства выделяются на содержание всей научной организации в соответствии с составленной и принятой к финансированию сметой. При селективном методе проводится строго целевое финансирование отдельной темы. Программно-целевой способ финансирования считается прогрессивным при ограниченных финансовых ресурсах, ибо содействует созданию работоспособного коллектива для достижения поставленной научной цели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.