Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ткани растений

Рекомендована література

Висновки


ЗМІСТ

Вступ……………………………………………………………………….………..

Тема 1.1. предмет, мета, завдання та зміст курсу креслення у старшій школі

…………………………………………………………….......................................

Тема 1.2. предмет, мета, завдання та зміст курсу креслення у професійно-технічних навчальних закладах…………………………………………………..

Тема 2. організація та планування процесу навчання креслення в старшій школі та професійно-технічних навчальних закладах………………………….

Тема 3. методика проведення уроків з креслення в старшій школі та птнз...

Тема 4. методика діагностики знань, умінь і навичок учнів із креслення в старшій школі та птоз……………………………………………………………...

Висновки……………………………………………………………………...…..

Рекомендована література……………………………………………………….


 

Навчальне видання видання

 

МЕТОДИКА ВИКЛАДАННЯ КРЕСЛЕННЯ У СТАРШІЙ ШКОЛІ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ. Курс лекцій для вчителів трудового навчання загальноосвітніх навчальних закладів, викладачів та студентів педагогічних навчальних закладів напрямку підготовки «Технологічна освіта»./Автори-укладачі: М.С. Янцур, Ю.В. Фещук,– Рівне: РДГУ, 2012.- c.

 

 

Автори укладачі: Микола Сергійович Янцур

Юрій Вікторович Фещук

 

Відповідальний редактор: проф. Янцур М.С.

Технічний редактор: Ю.В. Фещук

Комп'ютерна верстка: Ю.В. Фещук

Здано в набір. Підписано до друку.

Формат 60 * 84 1/16. Папір друкарський.

Гарнітура Times New Roman. Друк різографічний.

Умов. друк. арк. ….

Тираж примірників

Ціна договірна

Рівненський державний гуманітарний університет

м. Рівне, вул.. Остафова, 31

Тканью называется группа клеток, структурно и функцио­нально взаимосвязанных друг с другом, сходных по происхож­дению, строению и выполняющих определенные функции в орга­низме. Ткани возникли у высших растений в связи с выходом на сушу и наибольшей специализации достигли у покрытосемен­ных, у которых их выделяют до 80 видов. Важнейшими тканями растений являются образовательные, покровные, проводящие, ме­ханические и основные. Они могут быть простыми и сложными. Простые ткани состоят из одного вида клеток (например, коллен­хима, меристема), а сложные — из различных по строению кле­ток, выполняющих кроме основных и дополнительные функции (эпидерма, ксилема, флоэма и др.).

Образовательные ткани, или меристемы, являются эмбрио­нальными тканями. Благодаря долго сохраняющейся способности к делению (некоторые клетки делятся в течение всей жизни) меристе­мы участвуют в образовании всех постоянных тканей и тем самым формируют растение, а также определяют его длительный рост.

Клетки образовательной ткани тонкостенные, многогранные, плотно сомкнутые, с густой цитоплазмой, с крупным ядром и очень мелкими вакуолями. Они способны делиться в разных на­правлениях.

По происхождению меристемы бывают первичные и вторич­ные. Первичная меристема составляет зародыш семени, а у взрос­лого растения сохраняется на кончике корней и верхушках побе­гов, что делает возможным их нарастание в длину. Дальнейшее разрастание корня и стебля по диаметру (вторичный рост) обес­печивается вторичными меристемами — камбием и феллогеном. По расположению в теле растения различают верхушечные (апикальные), боковые (латеральные), вставочные (интеркалярные) и раневые (травматические) меристемы.

Покровные ткани располагаются на поверхности всех орга­нов растения. Они выполняют главным образом защитную функ­цию — защищают растения от механических повреждений, про­никновения микроорганизмов, резких колебаний температуры, излишнего испарения и т. п. В зависимости от происхождения раз­личают три группы покровных тканей — эпидермис, перидерму и корку.

Эпидермис (эпидерма, кожица) — первичная покровная ткань, расположенная на поверхности листьев и молодых зеленых побегов (рис. 8.1). Она состоит из одного слоя живых, плотно со­мкнутых клеток, не имеющих хлоропластов. Оболочки клеток обычно извилистые, что обусловливает их прочное смыкание. Наружная поверхность клеток этой ткани часто одета кутикулой или восковым налетом, что является дополнительным защитным приспособлением. В эпидерме листьев и зеленых стеблей имеют­ся устьица, которые регулируют транспирацию и газообмен рас­тения.

Перидерма — вторичная покровная ткань стеблей и корней, сменяющая эпидермис у многолетних (реже однолетних) растений (рис. 8.2.). Ее образование связано с деятельностью вторич­ной меристемы — феллогена (пробкового камбия), клетки кото­рого делятся и дифференцируются в центробежном направле­нии (наружу) в пробку (феллему), а в центростремительном (внутрь) — в слой живых паренхимных клеток (феллодерму). Проб­ка, феллоген и феллодерма составляют перидерму.

 

Клетки пробки пропитаны жироподобным веществом — субе­рином — и не пропускают воду и воздух, поэтому содержимое клетки отмирает и она заполняется воздухом. Многослойная пробка обра­зует своеобразный чехол стебля, надежно предохраняющий расте­ние от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Для газо­обмена и транспирации живых тканей, лежащих под пробкой, в последней имеются особые образования — чечевички; это разрывы в пробке, заполненные рыхло расположенными клетками.

Корка образуется у деревьев и кустарников на смену пробке. В более глубоко лежащих тканях коры закладываются новые уча­стки феллогена, формирующие новые слои пробки. Вследствие этого наружные ткани изолируются от центральной части стебля, деформируются и отмирают. На поверхности стебля постепенно образуется комплекс мертвых тканей, состоящий из нескольких слоев пробки и отмерших участков коры. Толстая корка служит более надежной защитой для растения, чем пробка.

Проводящие ткани обеспечивают передвижение воды и ра­створенных в ней питательных веществ по растению. Различают два вида проводящей ткани — ксилему (древесину) и флоэму (луб).

Ксилема — это главная водопроводящая ткань высших сосу­дистых растений, обеспечивающая передвижение воды с раство­ренными в ней минеральными веществами от корней к листьям и другим частям растения (восходящий ток). Она также выполняет опорную функцию. В состав ксилемы входят трахеиды и трахеи (сосуды) (рис. 8.3), древесинная паренхима и механическая ткань.

Трахеиды представляют собой узкие, сильно вытянутые в дли­ну мертвые клетки с заостренными концами и одревесневшими оболочками. Проникновение растворов из одной трахеиды в дру­гую происходит путем фильтрации через поры — углубления, за­тянутые мембраной. Жидкость по трахеидам протекает медленно, так как поровая мембрана препятствует движению воды. Трахеи­ды встречаются у всех высших растений, а у большинства хвощей, плаунов, папоротников и голосеменных служат единственным про-

водящим элементом ксилемы. У покрытосеменных растений на­ряду с трахеидами имеются сосуды.

Трахеи (сосуды) — это полые трубки, состоящие из отдель­ных члеников, расположенных друг над другом. В члениках на поперечных стенках образуются сквозные отверстия — перфо­рации, или эти стенки полностью разрушаются, благодаря чему скорость тока растворов по сосудам многократно увеличивается. Оболочки сосудов пропитываются лигнином и придают стеблю дополнительную прочность. В зависимости от характера утолще­ния оболочек различают трахеи кольчатые, спиральные, лестнич­ные и др. (см. рис. 8.3).

Флоэма проводит органические вещества, синтезированные в листьях, ко всем органам растения (нисходящий ток). Как и кси­лема, она является сложной тканью и состоит из ситовидных тру­бок с клетками-спутницами (см. рис. 8.3), паренхимы и механи­ческой ткани. Ситовидные трубки образованы живыми клетками, расположенными одна над другой. Их поперечные стенки про­низаны мелкими отверстиями, образующими как бы сито. Клет­ки ситовидных трубок лишены ядер, но содержат в центральной части цитоплазму, тяжи которой через сквозные отверстия в по­перечных перегородках проходят в соседние клетки. Ситовидные трубки, как и сосуды, тянутся по всей длине растения. Клетки-спутницы соединены с члениками ситовидных трубок многочис­ленными плазмодесмами и, по-видимому, выполняют часть фун­кций, утраченных ситовидными трубками (синтез ферментов, образование АТФ).

Ксилема и флоэма находятся в тесном взаимодействии друг с другом и образуют в органах растения особые комплексные груп­пы — проводящие пучки.

Механические ткани обеспечивают прочность органов рас­тений. Они составляют каркас, поддерживающий все органы рас­тений, противодействуя их излому, сжатию, разрыву. Основными характеристиками строения механических тканей, обеспечиваю­щими их прочность и упругость, являются мощное утолщение и одревеснение их оболочек, тесное смыкание между клетками, от­сутствие перфораций в клеточных стенках.

Механические ткани наиболее развиты в стебле, где они пред­ставлены лубяными и древесинными волокнами. В корнях меха­ническая ткань сосредоточена в центре органа.

В зависимости от формы клеток, их строения, физиологичес­кого состояния и способа утолщения клеточных оболочек разли-

чают два вида механической ткани: колленхиму и склеренхиму, (рис. 8.4).

Колленхима представлена живыми паренхимными клетками с неравномерно утолщенными оболочками, делающими их особен­но хорошо приспособленными для укрепления молодых растущих органов. Будучи первичными, клетки колленхимы легко растягива­ются и практически не мешают удлинению той части растения, в которой находятся. Обычно колленхима располагается отдельны­ми тяжами или непрерывным цилиндром под эпидермой молодо­го стебля и черешков листьев, а также окаймляет жилки в листьях двудольных. Иногда колленхима содержит хлоропласты.

Склеренхима состоит из вытянутых клеток с равномерно утол­щенными, часто одревесневшими оболочками, содержимое ко­торых отмирает на ранних стадиях. Оболочки склеренхимных кле­ток обладают высокой прочностью, близкой к прочности стали. Эта ткань широко представлена в вегетативных органах наземных растений и составляет их осевую опору.

Различают два типа склеренхимных клеток: волокна и склереиды. Волокна — это длинные тонкие клетки, обычно собранные в тяжи или пучки (например, лубяные или древесинные волокна). Склереиды — это округлые мертвые клетки с очень толстыми одревесневшими оболочками. Ими образованы семенная кожу­ра, скорлупа орехов, косточки вишни, сливы, абрикоса; они при­дают мякоти груш характерный крупчатый характер.

Основная ткань, или паренхима, состоит из живых, обычно тонкостенных клеток, которые составляют основу органов (отку­да и название ткани). В ней размещены механические, проводя­щие и другие постоянные ткани. Основная ткань выполняет ряд функций, в связи с чем различают ассимиляционную (хлоренхиму), запасающую, воздухоносную (аэренхиму) и водоносную паренхиму (рис. 8.5).

Клетки ассимиляционной ткани содержат хлоропласты и вы­полняют функцию фотосинтеза. Основная масса этой ткани со­средоточена в листьях, меньшая часть — в молодых зеленых стеблях.

В клетках запасающей паренхимы откладываются белки, углево­ды и другие вещества. Она хорошо развита в стеблях древесных рас­тений, в корнеплодах, клубнях, луковицах, плодах и семенах. У расте­ний пустынных местообитаний (кактусы) и солончаков в стеблях и листьях имеется водоносная паренхима, служащая для накопления воды (например, у крупных экземпляров кактусов из рода карнегия в тканях содержится до 2—3 тыс. л воды). У водных и болотных расте­ний развивается особый тип основной ткани — воздухоносная па­ренхима, или аэренхима. Клетки аэренхимы образуют крупные воз­духоносные межклетники, по которым воздух доставляется к тем частям растения, связь которых с атмосферой затруднена.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Завдання та вимоги діагностики | Педагогіка як наука, її становлення і розвиток
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.