Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трансактный анализ (форма психотерапии), предложенная Э. Берном, позволяющая пациенту обрести «Зрелое эго», адаптироваться к социальным и культурным реалиям[4]

Transactional analysis» – трансактный (транзакционный) анализ – изучение социальных взаимодействий индивидов, целью которых является усовершенствование коммуникации.

Transactional analysis» - следует рассмотреть в качестве производного от «transaction» – трансакция, соглашение, сопровождаемое взаимными уступками. В коммуникавистике урегулирование различных коммуникационных проблем[3].

Вопрос 11. ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Лекция 2 Микроанализ взаимодействия и теории коммуникативного действия

1. Микроанализ акта взаимодействия: правила и ритуалы поддержания контакта. Отклонения в контактах (Э. Берн).

2. Этнометодология и этнометодологические исследования.

3. Новые правила исследования реальности: Э. Гидденс и топографическая социология

Литература:

Рощина М.Я. Социология потребления. М.:Издательский Дом ГУ ВШЭ. –2007. С. 110 – 120.

Гидденс, Э. Устроение общества. М.:Академический проект. – 2003. – 525с.

Ритцер Дж. Современные социологические теории

М., СПб, Н./Новгород, Воронеж, Р/на Дону, Екатеринбург, Самара, Киев и др.-2002. – 665с

Единицу социального взаимодействия Э. Берн называет транзакцией. Процесс коммуникации ученый рассматривает как реакцию одного человека на присутствие другого. Если два или больше человек соберутся вместе, рано или поздно один из них заговорит или каким-то другим образом покажет, что замечает присутствие остальных. Это называется транзакционным стимулом. Другой человек что-нибудь скажет или сделает в ответ на стимул, и это называется транзакционной реакцией. Всякие транзакции Э. Берн рассматривает с позиций социальных ролевых игр. В простейших транзакциях и стимул и реакция исходят от «Взрослых». Например, хирург в ходе операции понимает, что сейчас ему понадобится скальпель, протягивает руку. Операционная сестра, верно расшифровав этот жест и точно рассчитав расстояние и мышечные усилия, вкладывает рукоятку скальпеля прямо в ладонь хирурга. Чуть сложнее транзакция Ребенок – Родитель. Больной ребенок просит воды, и заботливая мама приносит ее.

Обе эти транзакции являются дополняющими, то есть реакция на стимул правильная, ожидаемая и вытекает из нормальных человеческих взаимоотношений. Первая транзакция (которая классифицируется как дополняющая транзакция типа 1) представлена на рисунке 1а. Вторая (дополняющая транзакция типа 2) – показана на рисунке 1б. Очевидно, однако, что транзакции связываются в цепочки таким образом, что каждая реакция в свою очередь становится стимулом.

Первое правило коммуникации таково: коммуникация будет осуществляться беспрепятственно, пока транзакции остаются дополняющими; коммуникация в принципе может продолжаться неограниченно долго. Это правило не зависит от природы или содержания транзакций; оно основано исключительно на направлении действий коммуникантов.

Реакция
Стимул
Р
В
Ре
Р
В
Ре
Агент
Респондент
Реакция
Стимул
Р
В
Ре
Р
В
Ре
Агент
Респондент

 


а) Первого типа б) Второго типа

 

Рис. 1. Дополняющие транзакции

Обратное правило таково: в случае пересеченной транзакции коммуникация прерывается. На рисунке 2а представлена наиболее распространенная пересеченная транзакция, которая вызывала и всегда будет вызывать наибольшие трудности в общении, идет ли речь о любви, браке, дружбе или работе (пересеченная транзакция типа 1). Этот тип транзакции наиболее интересен для психотерапевтов, в психоанализе он называется классической реакцией переноса. Стимул был задан типа Взрослый – Взрослый, например: «Может, нам стоит вместе подумать, почему ты в последнее время так много пьешь?» или «Ты не знаешь, где мои запонки?» Соответствующая реакция Взрослый – Взрослый должна быть такой: «Да, пожалуй. Я сам хотел бы это понять!» или «На письменном столе». Но если партнер вдруг вспылит, ответ может быть таким: «Ты всегда меня критикуешь, точно как мой отец» или «У тебя я всегда во всем виновата!» Обе эти реакции соответствуют типу Ребенок – Родитель, и, как видно на диаграмме, их векторы пересекаются. В таких случаях Взрослому придется временно забыть вопросы относительно выпивки или запонок и попробовать что-нибудь предпринять, чтобы векторы стали параллельными. На это может потребоваться от нескольких секунд, как в случае с запонками, до нескольких месяцев, как с проблемой выпивки. Либо Взрослый должен активизировать свое «Я-Родитель», чтобы дополнить неожиданно активизировавшегося Ребенка своего партнера, либо должно быть активизировано «Я-Взрослый» партнера в дополнение к «Я» первого Взрослого. Если служанка взбунтуется во время разговора о мытье посуды, разговор Взрослый – Взрослый о мытье посуды закончен; далее транзакция будет осуществляться на уровне Ребенок – Родитель, либо необходимо перейти к другой процедуре Взрослый – Взрослый, а именно к вопросу об увольнении служанки.

Реакция
Ст
Р
В
Ре
Р
В
Ре
Агент
Респондент
Ст
Реакция
Р
В
Ре
Р
В
Ре
Агент
Респондент

 


а) Первого типа б) Второго типа

Рис. 2. Пересеченные транзакции

На рисунке 2б представлен случай обратной пересеченной реакции первого типа. Это реакция контрпереноса, знакомая психоаналитикам: пациент делает объективное, Взрослое замечание, а терапевт пересекает вектор, отвечая как Родитель Ребенку. Это пересеченная транзакция типа 2. Так в повседневной жизни вопрос: «Не знаешь, где мои запонки?» может вызвать ответ: «Почему ты сам не следишь за своими вещами? Ты ведь уже не ребенок».

 

 
Агент
Респондент
 
 
 
 
 
Р
Р
В
В
Ре
Ре

 

 


Рис. 3. Диаграмма взаимоотношений

На рисунке 3 представлена диаграмма взаимоотношений, на которой показаны девять возможных векторов отношений между спрашивающим и отвечающим; эта диаграмма обладает некоторыми интересными геометрическими (топологическими) свойствами. Дополняющие транзакции между «психологически равными» представлены типами (1→1) (1←1), (5→5) (5←5) и (9→9) (9←9). Существуют еще три других дополняющих транзакции: (2→4) (2←4), (3→7) (3←7) и (6→8) (6←8). Все остальные комбинации представляют пересеченные транзакции, и в большинстве случаев этому соответствует пересечение векторов на диаграмме, например (3→7) (7←3): в этом случае два человека смотрят друг на друга, лишившись дара речи. Если ни один из них не сдается, коммуникация завершена и они должны разойтись. Обычное решение в таких случаях – ответ (7→3), который ведет к игре «Скандал», или, лучше, (5→5), когда оба рассмеются и пожмут друг другу руки.

Простые дополняющие транзакции чаще всего встречаются при поверхностных производственных или социальных взаимоотношениях и легко нарушаются простой пересеченной транзакцией. Такие взаимоотношения возникают при совместной деятельности, ритуалах и времяпрепровождении. Более сложными являются скрытые транзакции, в которых участвуют одновременно больше двух состояний «Я», – именно эта категория является основной для игр. Продавцы, к примеру, особенно искусны в угловых транзакциях, включающих три состояния «Я». Грубоватый, но яркий пример подобной игры иллюстрирует следующий диалог: Продавец. Эта лучше, но не уверен, сможете ли вы ее себе позволить. Домохозяйка. Вот ее-то я как раз и возьму.

Социальный уровень
Продавец
Покупательница
Психологический уровень
Реакция
Стимул
Р
В
Ре
Р
В
Ре
Анализ этой транзакции показан на рисунке 4.

Торго

 

Продавец, как «Взрослый», утверждает два объективных факта: «Эта вещь лучше» и «Вы не можете позволить ее себе». На видимом, или социальном, уровне оба утверждения адресованы Взрослому - домохозяйке, чей ответ от имени Взрослого должен был бы звучать так: «Вы правы в обоих отношениях». Однако скрытый, или психологический, вектор опытного и хорошо подготовленного продавца нацелен на Ребенка -домохозяйку. Правильность этого предположения подтверждается ответом Ребенка, который в сущности говорит: «Независимо от финансовых соображений, я покажу этому высокомерному наглецу, что я не хуже остальных его клиентов». На обоих уровнях транзакции дополняющие, поскольку продавец принимает этот ответ как реакцию Взрослого, решившего совершить покупку.

Социальный уровень
Стимул
Психологический уровень
Реакция
Реакция
Стимул
Р
В
Ре
Р
В
Ре
Ковбой
Девушка

 

а) Угловая б) Двойная

Рис. 5. Скрытые транзакции

Двойная скрытая транзакция связана с участием четырех состояний «Я» и обычно встречается в играх флирта.

- Ковбой. Не хотите ли посмотреть конюшню?
- Девушка. Ах, я с детства обожаю конюшни!

Как показано на рисунке 5б, на социальном уровне разговаривают Взрослые о конюшнях, а на психологическом – два Ребенка участвуют в сексуальной игре. Внешне кажется, что инициатива принадлежит Взрослому, но, как и в большинстве игр, исход определяется Ребенком, и участников может ожидать сюрприз.

Таким образом, транзакции можно классифицировать как дополняющие или пересеченные, простые или скрытые, а скрытые транзакции можно подразделить на угловые и двойные.

Объяснение коммуникативного процесса на основе трансактного анализа имеет ограничения. Выделим четыре основных:

üКонвенциональные ограничения. В данной социальной группе существует «конвенция» - обычай. Например, в автобусе не принято личного характера случайному спутнику (Вы сегодня может быть плохо спали?), или сообщать что – либо из своей личной жизни. Приняты лишь безличные транзакционные стимулы и реакции типа: «Разрешите? – Пожалуйста!». Конвеция, следовательно, вынуждает коммуникантов к «безличному» контакту, к общению масок.

üСитуативные ограничения. Они близки к конвенциональным. Это особые ситуации, в которых участие «личностей» лишь «портит» дело. Церемониал сдачи смены, или развода караула, чайная церемония у японцев.

üЭмоциональные ограничения. Коммуниканты эмоционально холодны или даже враждебны друг другу и, стремясь исключить конфликт пользуются в процессе коммуникации исключительно масками.

ü Насильственные ограничения. Один из коммуникантов возможно готов к межличностному общению, по другой – пресекает эти попытки, надевая маску и, вынуждая сделать то же самое второго коммуниканта.

В результате ограничения транзакционных реакций возникают психологические барьеры. Подлинное общение заменяется «стереотипами», стандартной транзакционной реакцией.

2. вопрос Термин этнометодология был сконструирован основателем этого направления в рамках феноменологической социологии – американским социологом Г. Гарфинкелем. Этнометодология отправилась дальше от пункта,где остановился Щюц (обыденный тип, нормальность и обыденная рациональность). Этнометодологии занялись анализом практического функционирования обыд. типов.

Продемонстрировали:

1. наличие фоновых ожиданий, представляющих видимые, но не замечаемые, постоянно реализующиеся в ходе взаимодействия, но не осознаваемые представления о структурах взаимодействия, в которых они участвуют.

2. существование этих представлений в форме моральных правил

3.обусловленность их целями взаимодействия

4. функции фоновых ожиданий или типических образов взаимодействия, состоящих в стандартизации и категоризации повседневных взаимодействий. Кроме того обнаружилась связь «повседневных типов» с «моральными эффектами».

Вывод: социолог, если хочет быть понятым должен быть

Вопрос 3.

Структура по Гидденсу означает некий код, объясняющий мифы и языковые выражения. Социальный мир переструктурируется благодаря рефлексивным актам взаимодействия, а система понятий социальной теории д.б. временной и чувствительной к непрерывным изменениям. Система означает взаимозависимость действий связанную замкнутыми гомеостатическими причинными целями, саморегуляцией через обратную связь, рефлексивной саморегуляцией.

Второй сквозной постулат: двойная герменевтика (толкование текстов)

С одной стороны, он отвергает практически все принципы, которые мы обычно связываем с постмодернизмом. Например, касаясь идеи о невозможности систематичного знания, Гидденс говорит, что такая точка зрения привела бы нас к «полному отка­зу от интеллектуальной деятельности» (1990, р. 47). Однако, считая, что мы жи­вем в эпоху «высокой* современности, Гидденс полагает, что уже сейчас наличе­ствует возможность получить некоторое представление о постсовременности. Этот мир, по его мнению, будет характеризоваться постдефицитной системой, все более многослойной демократизацией, демилитаризацией и гуманизацией технологии. Однако явно не существует никаких гарантий, что мир будет двигаться в направле­нии хотя бы некоторых, не говоря уже обо всех, свойств постмодерна. Рефлексив­ность проявляется в том, что, по мнению Гидденса, говоря о таких возможностях, он (и другие) может в определенной степени содействовать их осуществлению.

Современность и идентичность

Тогда как работа «Последствия современности» носит во многом макроориенти-рованный характер, в «Современности и самоопределении, (1991) боль­ше внимания уделяется микроаспектам эпохи поздней современности, особенно личности. Конечно, Гидденс рассматривает личность как диалектически связан­ную с институтами современного общества, однако основное внимание здесь он уделяет микростороне континуума. Мы тоже сосредоточимся на вопросах микро­порядка, однако не следует упускать из виду более обширную диалектику:

Трансформация самоопределени и глобализации... — это два полюса диалектики ло­кального и глобального в условиях высокой современности. Изменения в интимных ас­пектах личной жизни... непосредственно связаны с установлением социальных связей очень широкого масштаба... впервые в человеческой истории «личность» и «общество» взаимосвязаны в глобальной среде, 1991, р. 32)

Как мы видели, Гидденс определяет современный мир как рефлексивный и утверждает, что рефлексивность современности проникает внутрь личности... личность становится рефлексивным проектом» (1991, р. 32). То есть личность становится чем-то, о чем можно размышлять, что можно изменять и даже фор­мировать. Индивид не только делается ответственным за создание и сохранение собственной личности — эта ответственность имеет сплошной и всеобъемлющий характер. Личность становится продуктом самоисследования, а также развития тесных социальных взаимоотношений. В современном мире даже тело «вовле­кается в рефлексивную организацию социальной жизни». Мы ответственны за формирование не только нашей личности, но также (что с этим связано) наших тел. Центральное значение в рефлексивном создании и под­держании личности имеет телесный облик и его соответствующие проявления в разнообразных обстановках и условиях. Кроме того, тело подвергают множе­ству «режимов (например, книги по диете и физическим упражнениям), что не только помогает индивидам формировать тело, но также способствует самореф­лексивности, равно как и рефлексивности современности в общем. Результатом, в целом, становится свойственная современному миру одержимость своим те­лом и своей личностью.

Современный мир влечет за собой «секвестр опыта», или связанные процес­сы маскировки, отделяющие рутины обыденной жизни от следующих явлений: безумия; преступности; болезни и смерти; половой жизни; природы» СШеля. 1991, р. 149,156). Такой секвестр происходит в результате возрастания роли абст­рактных систем в повседневной жизни. Эта изоляция дает нам большую онтоло­гическую безопасность, однако ценой этого оказывается «исключение из социаль­ной жизни фундаментальных экзистенциальных вопросов, которые ставят люден перед важнейшими нравственными дилеммами».

Хотя современность схожа с обоюдоострым мечом, вызывая как позитивные, так и негативные изменения, Гидденс осознает фундаментальную «нависающую угрозу личностной бессмысленности! (1991, р. 201). Все значимое изъято из по­вседневной жизни; его подавили. Но диалектически, возрастающая саморефлек­сивность приводит к увеличению вероятности возврата того, что подверглось по­давлению. Гидденс считает, что мы вступаем в мир, в котором «на коллективном уровне и в повседневной жизни нравственные/экзистенциальные вопросы снова пробиваются на центр арены» (1991, р. 208). Мир постсовремешюсти есть, по Гид-денсу, мир, который характеризуется «реморализапией». Нравственные и экзис­тенциальные проблемы, которые изымались из социальной жизни, займут цент­ральное положение в обществе, которое, по мнению Гидденса, предвещается и предвосхищается саморефлексивностью эпохи поздней современности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепция социального контроля П. Бергера | Принцип двойного структурирования социальной действительности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.