КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип двойного структурирования социальной действительности
Вопрос 3. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ ПЬЕРА БУРДЬЕ Теоретические воззрения любого крупного социолога имеют отличительные особенности, в том числе терминологические, выступающие его своеобразной «визитной карточкой». Говоря о концепции французского социолога П. Бурдье, нам следует обратиться к триаде «поле»—«капитал»—«габитус», вокруг которых и раскрывается его теория, набирая по мере развертывания целый арсенал взаимосвязанных и соопределяющихся понятий. Ни один из терминов, используемых П. Бурдье, не был «изобретен» им: он употребляет уже существующий научный лексикон, включая самое «экзотическое» понятие — «габитус». Вместе с тем, все указанные термины не остались неизменными, но, трансформировавшись, стали настолько специфичными, что ни один французский студент при упоминании габитуса не будет думать ни о Фоме Аквинском, ни о Э. Гуссерле, в работах которых это понятие также встречается. П. Бурдье, как и многие французские интеллектуалы поколения 60-х гг., в начале творческого пути был подвержен сильному воздействию марксизма, впоследствии он смог преодолеть его и в более поздних своих работах подверг острой критике. Наиболее ярко расхождение с марксизмом прослеживается в трактовке классов и социальной стратификации. Еще одним существенным направлением разрыва является совершенно естественный для марксизма экономизм, исследовательская позиция, при которой социолог а рпоп отдает пальму первенства экономическим отношениям, выводя из них и подчиняя им все остальные социальные отношения. Не отрицая важности экономических отноше- С. 387 Генетический структурализм Пьера Бурдъе
ний в обществе и конституирующей роли экономического капитала в структурировании социального пространства, П. Бурдье неизменно подчеркивает многомерный характер социальных отношений, в котором экономическая составляющая лишь одна из многих. На П. Бурдье также оказали большое влияние труды М. Хайдеггера, М. Мерло-Понти, Э. Гуссерля, А. Шюца. Они подтолкнули П. Бурдье к анализу обыденного опыта социального. Но наибольшее воздействие на концепцию П. Бурдье прослеживается со стороны структурализма. Это философское течение во Франции в 60-е гг. было очень влиятельно, поскольку, благодаря работам К. Леви-Стросса, структурализм в форме антропологии превратился в одну из немногих признанных в социальных науках дисциплину. Многие интеллектуальные установки, которые П. Бурдье разделял с поколением структуралистов (в частности, с Л. Альтюссером и М. Фуко), были реакцией на неприятие им экзистенциализма в его французской версии, поскольку в студенческой среде того времени это течение расценивалось как «вялый гуманизм», витающий в воздухе, как потворство «жизненному опыту» и некий «политический морализм». Вместе с тем, подчеркивая свою идейную близость со структуралистами, П. Бурдье к ним себя никогда не относил, во-первых, потому что находился от них на расстоянии одного поколения (они были его преподавателями) и, во-вторых, потому, что он стремился отбрасывать то, что казалось ему модой.
Концепция П. Бурдье представляет собой попытку синтеза структурализма и феноменологии и может быть охарактеризована как «генетический структурализм»: «Если бы мне нужно было охарактеризовать мою работу в двух словах, т. е., как это часто делается теперь, наклеить на нее этикетку, я говорил бы о constructivist structuralism или о structuralist constructivism1, взяв при этом слово структурализм в смысле, сильно отличающемся от того, который
1 Конструктивистский структурализм или структуралистский конструктивизм (англ.). С. 388 Теоретико-методологическая рефлексия ему придает соссюровская или леви-строссовская традиция. С помощью структурализма я хочу сказать, что как в социальном, так и в символическом мире, в языке, мифах и т. п. существуют объективные структуры, независимые от сознания и воли агентов, которые способны направлять или подавлять их практики или представления. С помощью конструктивизма я хочу показать, что существует социальный генезис, с одной стороны, схем восприятия, мышления и действия, которые являются составными частями того, что я называю габитусом2, а с другой стороны, — социальных структур и, в частности, того, что я называю полями или группами, и что обычно называют социальными классами» [1, 181—182]. Противопоставление объективизма и субъективизма, механицизма и целеполагания, структурной необходимости и индивидуальных действий является, согласно П. Бурдье, ложным, так как на практике эти пары терминов не столько исключают, сколько дополняют друг друга. Теоретической основой социологии П. Бурдье является концепция двойного структурирования, включающая в себя комплекс представлений, отражающих генезис и структуру социальной действительности. Генезис понимается им как установление причинно-следственных связей между социальными явлениями. П. Бурдье постулирует существование объективных (независящих от воли и сознания людей) структур, решающим образом воздействующих на практики3, восприятие и мышление индивидов; именно социальные структуры являются «конечными причинами» практик и представлений индивидуальных и коллективных агентов, которых эти структуры могут подавлять или стимулировать. С другой стороны, агентам имма-
2 От лат. habitus — свойство, состояние, положение. 3 Практики, по Бурдье — это не то же самое, что деятельность или активность. Образно говоря, практики — «все, что делает агент». Причем это «все» надо понимать в свете концепции двойного структурирования: с одной стороны, практики суть непосредственные действия, коммуникации, акты мышления и т. д., а с другой — структурные опосредования, социальные формы, вне которых социальной действие как таковое невозможно. Таким образом, практики являются не просто действительностью неких действий, но и осуществлением социальных структур. Это обстоятельство раскрывается формулой, предложенной П. Бурдье в работе «Различения»: <(габитус) х (капитал)> + поле = практики [4, 112]. Другое вводимое Бурдье понятие — «практические схемы» (или их синомимы «информационный схемы» и «схемы классификации») соотносится с «практикой» также, как «категории мышления» соотносятся с «мышлением».
С. 389 Генетический структурализм Пьера Бурдье нентно присуща активность, они являются источниками непрерывных причинных воздействий на социальную действительность. Социальная действительность оказывается структурированной дважды: во-первых, существующими объективно, т. е. независимо от сознания и воли людей социальными отношениями, и, во-вторых, практиками агентов (и, соответственно, их практическими схемами). П. Бурдье уточняет, что эта «...диалектика между структурами и действиями эквивалентна диалектике «объективных и инкорпорированных структур», той что совершается в любом практическом действии» [9, 70]. Указанная диалектика отражает процесс интериоризации/экстериоризации, связывающий объективные и субъективные структуры: социальные отношения, усваиваясь в ходе практической деятельности, превращаются в «практические схемы» (схемы производства практик) — интериоризированные в инкорпорированные (воплощенные в человеке) структуры, которые обусловливают экстериоризацию. Социальные структуры обусловливают практики и представления агентов, но, в свою очередь, и практики, производимые агентами, воспроизводят и/или преобразуют структуры. Указанные два аспекта генезиса социальной действительности для П. Бурдье отнюдь не равнозначны и не рядоположены. Он не ограничивается констатацией того, что оба эти аспекта находятся в «диалектической связи», но указывает на их иерархию. Определяющее воздействие социальных структур на практики и представления агентов осуществляется в ходе их производства и воспроизводства самими этими агентами. В силу того, что они не могут реализовывать свои практики вне и независимо от предпосланных им объективных структур, являющихся необходимыми условиями и предпосылками любых практик (как в объективированной форме предметов и средств осуществления практик, так и в субъективированной — в виде диспозиций, знаний, навыков и т. д.), агенты могут действовать исключительно «внутри» уже существующих социальных отношений, а потому способны лишь воспроизводить или изменять их. Говоря об активной роли агентов в воспроизводстве/производстве социальной действительности, П. Бурдье подчеркивает, что такое производство было бы невозможным без усвоения определенных практических схем, т. е. «принципов, предписывающих порядок
С. 390 Теоретико-методологическая рефлексия действия» [1, 121]. Таким образом, субъективное структурирование социальной действительности есть подчиненный момент структурирования объективного. Второй аспект двойного структурирования социальной действительности — структурный. Он состоит в том, что все в обществе структурировано: во-первых, социальные отношения неравномерно распределены в пространстве и во времени; во-вторых, агенты неравномерно вступают в различные социальные отношения — не все (индивидуальные и коллективные) агенты и не в одно и то же время принимают участие в одних и тех же социальных отношениях; в-третьих, неравномерно распределены между (индивидуальными и коллективными) агентами объективации социальных отношений, которые П. Бурдье называет капиталами; в-четвертых, инкорпорированные социальные отношения, к каковым относятся: диспозиции, социальные представления, практические схемы, — также распределены крайне неравномерно. Агенты, исходя из своих практических схем (интериоризированных социальных отношений), по-разному структурируют социальную действительность. Особенность общества заключается в том, что формирующие его структуры ведут «двойную жизнь»: они существуют, во-первых, как «реальность первого порядка», данная через распределение опредмеченных условий и предпосылок практик, средств производства дефицитных благ и ценностей («виды капитала»), и, во-вторых, как «реальность второго порядка», существующая в социальных представлениях, в практических схемах, т. е. как символическая матрица практик агентов. Говоря о социальном пространстве как «пространстве второго порядка», П. Бурдье отмечает, что оно есть не только «реализация социального деления», понимаемого как совокупность позиций, но и пространство «видения этого деления»: vision и division; не только занятие определенной позиции в социальном пространстве (поле) — position, но и выработка определенной (политической, научной и пр.) позиции, понимаемой как система взглядов, мнений — prise de position. Анализируя позиции агентов в пространстве, П. Бурдье подчеркивает, что социальное и физическое пространства невозможно рассматривать в «чистом виде»: только как С. 391 Генетический структурализм Пьера Бурдье социальное или только как физическое: «...Социальное деление, объективированное в физическом пространстве, функционирует одновременно как принцип видения и деления, как категория восприятия и оценивания, короче, как ментальная структура» [2, 37]. Понятие социального пространства «...позволяет избежать альтернативы номинализма и реализма в области социальных классов: политическая работа, нацеленная на производство социальных классов как corporate bodies, постоянных групп, обладающих собственными органами представительства, символикой и т. п., имеет больше шансов на успех, если агенты, которых хотят собрать, объединить в группу, близки в социальном пространстве (следовательно, принадлежат к одному классу)» [1, 190]. Утверждение П. Бурдье о том, что все социальные отношения в свою очередь структурированы, приводит его к формированию понятия «поле», понимаемого как относительно замкнутая и автономная система социальных отношений. Поле возникает как следствие общественного разделения практик. Поле — это подпространство, обладающее совокупностью специфических характеристик, отличающих его от любого другого подпространства. Так, например, поле экономики — это исторически сложившееся пространство экономических практик с их специфическими интересами и законами функционирования; это особая система отношений между индивидуальными и коллективными экономическими агентами, между разнообразными социальными силами (предприятиями, финансовыми и промышленными группами, социальными институтами, ассоциациями и т. п.), которые могут заключать союзы или, напротив, конфликтовать между собой. Таким образом, поле — это специфическая система объективных отношений между различными позициями, определяемыми социально и в большой степени независящими от индивидов, которые эти позиции занимают. Иными словами, при синхронном рассмотрении поли представляют собой структурированные пространства позиций. Поля характеризуются свойствами составляющих их позиций, которые могут быть проанализированы независимо от характеристик индивидов, эти позиции занимающих. Важной особенностью поля является то, что полиции в нем существуют независимо от конкретных инди- С. 392 Теоретико-методологическая рефлексия видов или коллективов и могут быть заняты в разное время разными агентами — индивидуальными или групповыми. Характеристики, свойственные определенной социальной позиции, присваиваются занимающим эту позицию индивидам и становятся его собственными характеристиками. Таким образом феномен личностного присвоения социальных характеристик, присущих занятой индивидом социальной позиции, существует реально. Структура поля есть состояние соотношения сил между агентами или институциями, вовлеченными в борьбу за распределение специфического капитала, накопленного в течение предшествующего периода борьбы за управление будущими стратегиями развития. Каждое поле обладает собственными специфическими интересами — «ставками» — несводимыми к интересам, существующим в других полях. Для того, чтобы поле функционировало, необходимо, чтобы «были сделаны» ставки в игре и агенты были готовы в нее играть, т. е. имели бы габитус, включающий знание и признание законов, присущих игре, ставкам и т. п. Вместе с тем, для П. Бурдье важна идея существования всеобщего закона полей: такие различные поля, как например, поле политики, поле экономики или поле религии имеют инвариантные законы функционирования. Особый интерес вызывает предложенное Бурдье понятие капитала. Рассматривая природу различных благ, которые индивиды ставят на карту в борьбе за занятие определенной позиции в поле, П. Бурдье пришел к выводу, что за всем богатством и разнообразием ставок скрываются три большие группы, три категории капиталов: экономический, культурный, социальный. Первый из них, экономический капитал представляет собой ресурсы, имеющие экономическую природу, к которым, исходя из их роли всеобщего эквивалента любого товара, можно отнести деньги, помогающие занять преимущественное место в поле, а также и любой товар в широком понимании этого слова. Под культурным капиталом следует понимать ресурсы, имеющие культурную природу, среди которых важнейшими являются образование (общее, профессиональное, специальное) и соответствующий диплом, а также тот культурный уронен* индивида, который ему достался в наследство от его семьи и усвоен в процессе социализации. И наконец, социальный капитал есть не что иное, как ре- С. 393 Генетический структурализм Пьера Бурдье гурсы, связанные с принадлежностью к группе: сеть святи, которыми нельзя воспользоваться иначе, как через посредство группы или через посредство людей, обладающих определенной властью и способных оказать «услугу зауслугу». Экономический и культурный капиталы являются источниками власти для тех, кто ими обладает. Они дают агенту власть над теми, у кого такого капитала меньше или кто вовсе его лишен. Следует заметить, что обозначенные три типа капиталов являются не только ставками и игре, ее выигрышем, но и условиями вхождения в саму игру. От наличия капиталов зависит, будет ли агент принят в игру, поскольку условия участия в социальных играх подразумевают более или менее высокие цены за право участия в них. Каждый агент стремится поместить свои капиталы более выгоднее и увеличить шансы на выигрыш. Несмотря на то, что все эти виды капиталов сильно отличаются по своей природе, они очень тесно связаны и при определенных условиях конвертируются один в другой, возможности конверсии капитала имеют определенный обменный ценз, они зависят от поля, от периода времени, от состояния рынка и спроса. Понятие «состояние рынка» играет важную роль в концепции Бурдье. По его мнению, благо, ресурсы становятся капиталом, приносящим прибыль, лишь при условии существования рынка, который устанавливает цены на них. Каждое поле в этом смысле является рынком, где производятся и продаются специфические капиталы. Невозможно установить иерархию между этими тремя видами капитала, выделить наиболее важный среди них, однако в разное время, в разных полях тот или иной вид капитала может доминировать над другими, быть решающим в борьбе за власть. П. Бурдье рассматривает совокупность социальных отношений как распределение различных видов капитала, которое обусловливает непосредственные взаимодействия и представления агентов, занимающих данные позиции. Позиции, их существование и свойства, которые они сообщают занимающим их агентам или институциям, определяются объективно в соответствии с их действительным или потенциальным положением (situs) в структуре распределения различных видов власти (или капитала), обла- С. 394 Теоретико-методологическая рефлексия дание которыми дает доступ к специфическим прибылям, являющимся ставками игры в данном поле, но, в то же время, каждая позиция объективно связана с другими позициями отношениями господства, подчинения, гомологии и т. д.» [7, 72—73]. Исходя из логики функционирования поля, можно предположить, что различные позиции, входящие в поле в данный момент времени и в данных условиях, создают некое пространство возможностей для каждого агента. Такое пространство возможного, состоящее из несовместимых с социологической точки зрения позиций, если рассматривать только небольшие фрагменты поля, с которыми имеет дело каждый отдельный агент, на деле определяется логикой борьбы за эти возможности. Так, каждая позиция в поле через противопоставление себя другой позиции в этом же поле определяет и свое собственное место и свои собственные характеристики, отличающие ее от других; конституируясь как отдельная, обособленная позиция, она тем менее отражает общую систему взглядов, оценок, интересов, сложившуюся в этом поле. Ориентация на изменения, по П. Бурдье, зависит, с одной стороны, от состояния системы возможностей в определенный период истории, которая определяет, что можно, а что нельзя делать или думать в данный период времени и в данном поле. А с другой стороны, она зависит также и от интересов (будь то материальные или символические, подчеркнуто бескорыстные), направляющих агента — в зависимости от близости его позиции к классу господствующему или подчиненному — к выбору устоявшихся, гарантированных возможностей или к поиску и даже созданию новых, рискованных возможностей. Между полем возможностей, структурой позиций и структурой продукции, производимой в данном поле, таким образом, прослеживаются отношения соответствия, так что борьба за сохранение или изменение своей позиции в поле и за изменение структуры поля — это и борьба за сохранение или изменение структуры продукции данного поля и инструментов ее производства. Научная или политическая позиция, мнения, воззрения — все то, что содержится в понятии «prises de position» определяет стратегии агентов или институций, включенных в борьбу в конкретном поле (экономическом, куль- С. 395 Генетический структурализм Пьера Бурдье турном, политическом и т. п.), и зависит от позиций агентов в структуре поля (positions) — той точки, с которой агент смотрит и видит социальный мир под определенным углом, причем позиция, в свою очередь, есть не что иное кок структура распределения специфического капитала, ннституционализированного или нет, получившего внутреннее признание или внешнюю поддержку. Вместе с тем, борьба (между агентами, обладающими властью, и претендующими на обладание ею) за признание, сохранение или изменение правил игры в поле происходит вокруг специфических, свойственных данному полю ставок игры или основ конфронтации агентов, а потому напрямую связана с состоянием существующей на данный период легитимной проблематики. В функционировании любого поля наблюдается определенный эффект «инерции», когда пространство возможностей, полученных как результат предшествующей борьбы, стремится определять пространство возможных точек зрения (prises de position) и направлять таким образом поиск путей развития специфической для данного поля продукции. Конечно, связь между позициями агентов в поле и их воззрениями не механическая. Каждый агент, производящий определенную практику (в равной степени и фабрикант обуви, и ученый-ядерщик), строит свои жизненные планы в зависимости от способности воспринимать существующие возможности, (эта способность обусловлена имеющимися у него категориями социального восприятия и оценивания, вписанными в его габитус), а также в зависимости от умения использовать или отвергать их. Можно «казать, что каждый агент, входя в игру, «молчаливо принимает присущие ей принуждения и возможности, которые он, а также все те, кто обладают чувством игры, воспринимает как то, что «нужно делать», как формы, которые нужно создать, как способы, которые нужно придумать, — короче говоря, как возможности, наделенные более или менее значительной «претензией на существование»» [6, 72]. Напряжение, возникающее между позициями агентов в поле, есть важнейшее условие и причина преобразований этого поля, которые осуществляются в борьбе за специфические для каждого поля главные ставки. И конечно, на результат этой борьбы всегда влияют внешние факторы. С. 396 Теоретико-методологическая рефлексия
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |