КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практика и габитус
В понятии «габитуса» для Бурдье важно не то, что он может быть представлен в качестве системы практических схем, а то, что он выполняет роль «посредника» между социальными отношениями и агентом. П. Бурдье не дает дефиницию габитусу через систему диспозиций, но просто соотносит его с нею, чтобы продемонстрировать место габитуса в ряду имеющихся социологических понятий. Габитус определяется своим происхождением — тем, что ой есть интериоризированный ансамбль социальных отношений; а также своим положением в системе производства практик — тем, что он является одновременно резулътатом интериоризации (объективных) социальных отношений и необходимым субъективным условием практик агентов; отсюда следует, что габитус делает возможным экстериоризацию интериоризированного, т. е. габитус выступает как механизм, порождающий практики. Таким образом, сущность габитуса заключается в том, он, во-первых, продукт интериоризации объективных социальных структур и, во-вторых, — необходимое индивидуальное условие их экстериоризации. Габитус необходимая инстанция, опосредующая включение агента в социальные отношения и порождающая практики на основ двуединого процесса интериоризации/экстериоризации социальных отношений; он — та «клетка», из которой вырастает многообразие практик агента. Таким образом, можно сказать, что, с одной стороны, габитус есть повседневное социальное отношение, в которое практически вступает каждый, а с другой стороны, — основа практик любого агента. Поскольку габитус рассматривается в качестве механизма, порождающего практики, его эмпирическое изучение не требует выделения в нем самостоятельных смысловых частей. В этом состоит его основное отличие от таких понятий как «менталитет» или «диспозиции». Принципиальным моментом исследования габитуса является то, он может (и должен) быть проанализирован как целостное явление и рассмотрен через подвижную систему габитусов агентов, занимающих различные позиции в социальном пространстве, без «атомистической», разлагающей его редукции. Такой ход мысли не исключает того, что в габитусе можно выделять функциональные сегменты, такие С. 397 Генетический структурализм Пьера Бурдье как «этос» и «экзис», а также исследовать его в диахронном плане: первичный и вторичный габитус, или в форме социологических обобщений: классовый и групповой габитус. Габитус функционирует как структурирующая структура. В качестве таковой он производит и структурирует практики и представления таким образом, что они оказываются объективно адаптированными к системе социальных отношений, продуктом которой сам он является. На этом основан эффект его гистерезиса (отставания, запаздывания): какое-то время после того, как социальные отношения изменились (или агент занял другую позицию в них), агент по-прежнему воспроизводит старые социальные отношения, продуктом которых является его габитус. Иными словами, габитус сохраняет постоянство в изменении, тем самым сообщая практикам свойства непрерывности и регулярности: «габитус обеспечивает активное присутствие прошлого опыта, который, существуя... в виде схем восприятия, мышления и действия, более убедительным образом, чем все формальные правила и установленные нормы, дает гарантию тождества и постоянства практик во времени» [6, 91]. Габитус функционирует как механизм, способный спонтанно производить в большинстве социальных ситуаций практики, выражающие один общий принцип. Иначе говоря, габитус систематическим образом проявляется во всех практиках агентов, его схемы переносимы из одной сферы з другую. Систематизируя практики агентов, габитус задает им относительное внутреннее единство, нечто вроде самосогласованности, когерентности, некий стиль. Сказать, что габитус есть место интериоризации внешнего и экстериоризации внутреннего [5, 175] или продукт истории, производящий практики в соответствии со схемами, порожденными историей [6, 185], все равно что в более привычных выражениях сказать: габитус есть воспроизводство внешних социальных структур под видом внутренних структур личности. В процессе интериоризации, которая есть не что иное как практическое освоение принципов производства практик, агент имитирует практики других агентов; он не овладевает «рефлективными моделями» практик, а присваивает modus operandi посредством как простого ознакомления и повторения чужих С. 398 Теоретико-методологическая рефлексия практик, так и посредством скрытых или явных, бессознательных или внушенных принципов, которые проявляются практически в навязанных практиках (см. [8, 62; 5, 189]). Процесс интериоризации означает способность спонтанно воспроизводить в своих практиках, представлениях и т. п. социальные отношения, существовавшие на момент интериоризации. В этом кроется одна из основных причин, по которой существующий социальный порядок сохраняется сравнительно долго и довольно просто. Формирование габитуса в процессе интериоризации социальных отношений осуществляется в несколько этапов: первичный габитус, сложившийся в семье, служит основой восприятия и усвоения школьного образования; вторичный (школьный) габитус выступает условием и предпосылкой восприятия и оценивания сообщений СМИ и т. д. Иными словами, логика интериоризации превращает габитус в хронологически упорядоченное множество диспозиций, в «некую структуру определенного ранга», которая уточняет границы структуры низшего ранга (генетически предшествующие) и структурирует структуры высшего [5, 188]. Практики, обязанные своей специфической формой законам, свойственным каждому из полей социального пространства, суть продукт диалектической связи между социальными ситуациями и габитусом. Габитус производит в различных полях практики, воспроизводящие законы этих полей. Он может реализовывать и один стиль в разных полях, если руководствуется принципом культурного господства той или иной социальной группы [8, 178]. Для понимания практик агента социологу следует реконструировать связь между социальными условиями, в которых габитус сформировался, и теми, в которых осуществляются практики. Именно в процессе взаимодействия габитуса как системы когнитивных и мотивационных структур и непрерывно меняющихся социальных отношений «...проявляются интересы, лежащие в основе перехода к действию, через которое реализуются и определяются диспозиции» [5, 206]. Габитус руководствуется принципом, подчиняющимся «практической логике» — логике неопределенности и приблизительности, свойственной обыденному отношению к действительности. Габитус стремится устранить случайные обстоятельства из любой социальной ситуации или события, с которыми С. 399 Генетический структурализм Пьера Бурдъе он сталкивается, и переформулировать их в задачу, решением которой он располагает. Габитус обладает способностью свободно производить модели восприятия, мышления, действия. В то же время габитус устанавливает жесткие рамки и ограничения этой производительной способности: социальные отношения, продуктом которых он является, управляют практиками посредством изначально заданных принуждений и ограничений его изобретательности. Габитус не допускает «...ни создания чего-либо невиданно нового, ни простого механического воспроизводства изначально заданного» [9, 92]. С точки зрения концепции габитуса «...агенты никогда не бывают свободны, но никогда иллюзия свободы (или отсутствия принуждения) не бывает столь полной, как в случае, когда они действуют, следуя схемам своего габитуса, т. е. объективным структурам, продуктом которых является сам габитус: в этом случае агенты ощущают принуждение не более, чем тяжесть воздуха» [6, 182]. Составляющие габитус практические схемы, производят и воспроизводят практики, адаптированные к определенным социальным отношениям. Габитус всегда воспроизводит именно ту систему социальных отношений, результатом которой он является; поэтому практики, порожденные габитусом, а priori адаптированы к социальным условиям лишь в той мере, в какой они остались похожими на те условия, в которых габитус сформировался. Поскольку практические схемы габитуса устойчивы и могут быть более долговечны, нежели социальные отношения их собственного производства, то всякий раз, когда условия функционирования габитуса слишком удаляются от условий, породивших его, он производит дезадаптированные практики. В этом случае практики, соответствующие уже не существующим социальным условиям, оказываются объективно неприспособлены к условиям настоящего. Интериоризированные и инкорпорированные диспозиции являются одновременно осознанными и бессознательными. При этом «вопрос отношения между сознанием и бессознательным затемняет более важный вопрос, а именно об отношении между схемами, порождающими практики, и представлениями, которые агенты выстраивают о своей практике» [5, 204]. В каждом из нас живет «вчерашний человек», писал Э. Дюркгейм, так как настоящее только в малой части срав- С. 400 Теоретико-методологическая рефлексия нимо с прошлым, в котором мы сформировались и откуда мы происходим. Мы его не рефлектируем, так как оно инкорпорировано в нас, составляет бессознательный уровень нашего сознания. Вследствие этого, мы не склонны принимать в расчет его законные притязания. И, наоборот, самые последние достижения цивилизации мы ощущаем очень живо, поскольку они еще не «перешли» в бессознательное. Подобно этому габитус есть история, «ставшая природой», и тем самым отрицаемая в качестве таковой [5, 204]: диспозиции, составляющие габитус, неосознанны. Это бессознательное есть память, которую производит сама история, воспроизводя социальные отношения в псевдоприродах, каковыми и являются габитусы. Переход от практического освоения к символическому предполагает некоторое расхождение между социальными условиями производства практик и социальными условиями производства габитуса, при котором спонтанная реакция габитуса оказывается неприспособленной к создавшейся ситуации, и тогда встает вопрос не столько отношения между сознанием и бессознательным, сколько отношения между практическими схемами, порождающими практики, и представлениями, которые выстраивают о них агенты. Самые основополагающие принципы производства практик могут проявляться в неявной форме, пока они действуют сами по себе, но их превосходство исчезает, как только ставится вопрос о том, могут ли они себя обосновать, т. е. как только столкновение различных способов «убеждения» вынуждает проговаривать то, что понятно без слов, доказывать то, что само собой разумеется и конституировать в долженствующее-быть и долженствующее-делать то, что переживается как единственный способ быть и делать, и, следовательно, воспринимать как основанное на произвольной институции закона то, что казалось бы вписано в саму «природу вещей» [5, 199]. Социологически сконструированный агент имеет, помимо прочего, свою собственную социальную траекторию развития. Бесконечное множество комбинаций социальных детерминаций траектории агента, несводимость временной серии позиций в социальных отношениях к другим и т. д. обеспечивает единичность габитуса агента. Структуры габитуса, произведенные прошлым опытом агента, постоянно конституируют его новый опыт; в свою очередь, новый С. 401 Генетический структурализм Пьера Бурдье опыт трансформирует его исходные структуры. Таким образом габитус реализует уникальную интеграцию, зависящую от хронологически упорядоченного опыта, определяемого социальной траекторией агента [9, 101—102]. Однако уникальность этих социальных траекторий относительна: например, их можно сгруппировать аналогично тому, как объединяют агентов в социальные группы — статистически. «Группе по траекториям» соответствует множество агентов, которые в среднем (т. е. статистически) имеют больше шансов пережить одни и те же социальные ситуации и события в одном и том же хронологическом порядке, чем агенты, соотнесенные с другой «группой по траекториям». Легко видеть, что если социальная группа сконструирована социологом адекватно, то она совпадает с «группой по траекториям», поскольку индивиды из одной и той же социальной группы будут гораздо чаще попадать в одни и те же ситуации, нежели индивиды из разных групп. Поэтому отношения между габитусами агентов, принадлежащих к одной социальной группе можно представить как отношение гомологии — разнообразия в сходстве — социальных условий становления габитусов [9, 101]. Эта гомология выражает тот фундаментальный факт, что социальная траектория агента есть ни что иное, как частный случай социальной траектории его группы, а индивидуальные габитусы представляют собой вариации группового габитуса. В качестве системы практических схем (диспозиций), т. е. схем восприятия, оценивания, мышления и действия, габитус является основой практик, выступая в качестве более или менее устойчивого, более или менее полного принципа объективного согласования практик агента или группы агентов. При отсутствии видимого принуждения агентов, принадлежащих к одной группе, габитус делает их практики «осмысленными» или «разумными», связанными, просто потому что в идентичных социальных условиях производятся схожие системы практических схем. Следовательно, габитус представляет собой, во-первых, условие согласования практик агентов, относящихся к одной группе, и, во-вторых, является самой практикой согласования. У агентов, обладающих одинаковым габитусом, не возникает нужды в согласовании для того, чтобы действовать С. 402 Теоретико-методологическая рефлексия аналогичным образом, например, когда речь идет о выборе супруга, профессии, депутата, мебели и т. п. Каждый прислушивается к своему «личному вкусу», реализуя свой «индивидуальный проект», спонтанно согласуясь при этом с тысячами других агентов, которые воспринимают, оценивают, думают и действуют, также как он. Конечно, коллективные практики тоже отчасти управляемы и соотнесены с общими планами, сознательно даваемыми и получаемыми указаниями, приказами, решениями, выработанными совместно. Но в главном коллективные практики обязаны своей связанностью и единством эффекту габитуса. В соответствии с концепцией П. Бурдье, любое социологическое исследование должно придерживаться нескольких основополагающих принципов, среди которых, во-первых, историзм и изучение становления объекта исследования; во-вторых, объективация исследовательской позиции и инструментария; в-третьих, радикальное сомнение и разрыв со здравым смыслом и, в-четвертых, борьба за сохранение или изменение существующего порядка вещей. Социологическое исследование, к какому бы предмету оно ни обращалось, должно быть вписано в исторический контекст. Исследователю необходимо проследить историю становления и развития предмета изучения для того, чтобы понять когда, при каких условиях и в каких формах возникла та или иная практика, то или иное поле, та или иная институция, чьим интересам отвечало его формирование. Важным аспектом исследования является изучение процесса автономизации различных полей и возникновения институтов, закрепляющих эту автономию. В широко распространенной практике анкетных опросов и зондажей общественного мнения этот принцип как правило не реализуется, а исследователь снимает лишь синхронный срез, лишь одно, сегодняшнее состояние предмета изучения, так, как если бы изучаемое явление не обладало ни прошлым, ни будущим. Важным исследовательским принципом служит принцип радикального сомнения — разрыва с существующими распространенными представлениями об изучаемом фрагменте социального мира. Предполагается, что за доксой, за наиболее распространенными и в силу этого как бы естественными представлениями и мнениями, обычно стоит большая политическая и символическая работа по созда- С. 403 Генетический структурализм Пьера Бурдъе нию того или иного «само собой разумеющегося» представления. «...Истина продукта — писал Бурдье, — даже если речь идет о таком специфическом продукте, как научная истина — заключается в особом виде социальных условий производства, говоря точнее, в определенном состоянии структуры и функционирования социального поля. Чистый универсум самой «чистой» науки — это такое же социальное поле, как и любое другое, со своими отношениями силы и монополиями, своей борьбой и своими стратегиями» [3, 103]. Чтобы объективировать свою исследовательскую позицию, социологу нужно быть включенным в изучаемое поле, знать о нем не по наслышке, но, чтобы правильно оценить свою позицию в поле, нужно быть на определенном расстоянии от него.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |