Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория коммуникации Н. Лумана




Существо теории коммуникации Лумана заключается в его тезисе о невероятности коммуникации - это своего рода водораздел с теориями улучшения общества, который ставит во главу угла теоретико-познавательный вопрос о том, как возможны и как функционируют социальные системы? По Луману коммуникация является, подобно жизни и сознанию, эмерджентной реальностью, которая осуществляется посредством трех различных селекций, а именно: селекции информации, селекции сообщения этой информации и селективного понимания (или непонимания) этого сообщения и его дальнейшей реализации в в социальном поведении. Тезис о невероятности коммуникации содержит три условия, состоящих в преодолении, во-первых, невероятности понимания одним индивидом другого вообще в силу автономии людей. Однако социокультурная эволюция выработала много средств преодоления такой невероятности: язык, письменность, общие средства коммуникации, такие, как деньги. Вторая невероятность относится к достижению получателей, что на эмпирическом уровне не есть проблема социологии и здесь, как и первая невероятность, не рассматривается (Эта проблема решена развитием средств доставки сообщений, которыми пользуется и современная реклама, доставляя свои послания нужным целевым группам).

Третья невероятность коммуникации - это, по Луману, невероятность ее успеха, то есть принятия или непринятия содержания коммуникации. Даже если коммуникация будет понята, то это еще не означает, что она будет принята. Коммуникативным успехом является восприятие получателем селективного содержания коммуникации (информации) как предпосылки своего поведения и присоединение к этому селективному содержанию последующих, что лишь усиливает его селективность. Принятие коммуникации в качестве предпосылки своего поведения можно считать критерием успеха в отношении латентного содержания рекламного послания.

Таким образом, в теории социальной коммуникации Лумана исследовательский интерес представляет собой непосредственная верификация тезиса о невероятности коммуникации путем количественной и качественной оценки ее селективности коммуникации а) в отношении выразительных средств б) достижимости аудитории в) успешности, то есть реализации получателем в своем поведении латаного содержания рекламного сообщения, касающегося ценностей, стиля и образа жизни, пропагандируемого вместе с рекламируемым товаром. Вместе с тем теоретический плюрализм на уровне фундаментальных основ социологии представляется свидетельством ее отставания от других наук - с точки зрения концепций развития научного знания (Т. Кун, И. Лакатос). Настоящее исследование является эмпирическим и теоретическим анализом фундаментальной проблемы социальной коммуникации, способствующей дальнейшему развитию общесоциологической теории на основе системно-теоретического направления.

В теоретическом исследовании теории социальной коммуникации Лумана с учетом полученных эмпирических данных выясняются возможности его общей теории социальных систем стать основанием общесоциологической теории фундаментального уровня. Для этого проводится сравнительный анализ познавательных возможностей теорий коммуникации Н. Лумана, Ю. Хабермаса, других общих теорий социальной коммуникации. Полученные выводы используются при интерпретации материалов эмпирического исследования, делаются обобщения в отношении социальной коммуникации в малоструктурированных сложных социальных системах.

Источники:

Луман Н. Невероятность коммуникации // Официальный сайт факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Общая редакция и вступительная статья Н.А. Головина. СПб.: Издательство "Наука" РАН, 2007.

 


[1] История теоретической социологии. В 4 – х т. – Т. 3. Л.И. Ионин Возникновение и развитие феноменологической социологии. А. Шюц и этнометодология. М.: Канон. – 2002. – С. 295 - 302

[2] Эскалас Дж. Э., Беттман Дж. Р. Самоинтерпретация, референтные группы значение бренда. // Реклама: теория и практика.- 2006. - №3. – С. 183.

[3] Шарков Ф. И. Современные маркетинговые коммуникации. Словарь – справочник. М.: Альфа – Пресс, 2006. – С. 302.

[4] Кравченко С. А. Социологический энциклопедический англо – русский словарь. М.: «Руссо», 2002. С. 500.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 7794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.