КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологический аудит
Экологический аудит как эффективный инструмент в области охраны окружающей среды и рационального природопользования становится все более значимым для любого предприятия, оказывающего воздействие на окружающую среду, здоровье персонала и населения. Одним из важнейших экологических аспектов организаций независимо от сферы их деятельности является образование отходов производства и потребления. С вопросами обращения с отходами связаны практически все организации, осуществляющие те или иные виды хозяйственной деятельности, начиная с предприятий нефтегазовой отрасли, предприятий строительного комплекса, атомных электростанций и заканчивая офисными помещениями, школами и т. д. Перечисленные организации отличаются и по объемам образующихся отходов, и по их наименованиям, но в связи с ужесточением природоохранного законодательства, усилением контроля в области охраны окружающей среды, возможным вступлением во Всемирную торговую организацию, вопросы обеспечения экологической безопасности для всех типов организаций становятся актуальными. Таким образом, становится очевидной необходимость разработки и использования нетрадиционных подходов к решению существующих и потенциальных эколого-экономических проблем, изыскания новых резервов развития страны. Наиболее перспективным направлением деятельности является экологический аудит. Такая форма аудита настоятельно требует разработки научно-методических подходов к его осуществлению, потому что в нашей стране она появилась сравнительно недавно и в связи с экономическими преобразованиями получают все большее распространение. Как всякая новая область деятельности, экологический аудит нуждается в разработке концептуальных основ, методических и организационных форм. 1. стимулирования природоохранной деятельности предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности для осуществления национальных и, особенно, международных инвестиций в промышленность области, 2. увеличения выпуска готовой продукции за счет повышения эффективности использования и достижении экономии в производственном процессе ограниченных природных ресурсов, 3. повышения конкурентоспособности отечественной продукции за счет увеличения фактора экологичности, 4. увеличения покупательского спроса на продукцию, которому будет способствовать повышение «зеленого» имиджа предприятий, экологизации технологического процесса и внедрения энергосберегающих и малоотходных технологий, 5. предотвращения техногенных и экологических катастроф, своевременное предотвращение которых очень актуально в последнее время в связи с колоссальным износом транспортного, очистного и промышленного оборудования, 6. оздоровления окружающей среды, сохраняя здоровье будущих поколений.
Целью является разработка основ методологии и научно-методических подходов к проведению экологического аудита деятельности промышленных предприятий различных форм собственности в условиях рыночной экономики. 1. разработать информационно-методическую основу экологического аудита; 2. разработать методику комплексного экологического аудита и представить систему рабочей документации экологического аудитора по следующим направлениям: - аудит экологической политики предприятия; - экологический аудит производственной деятельности; - экологический аудит финансовой деятельности; - аудит экологической отчетности природопользователя. Одновременно с глобальными государственными задачами предпринимаются шаги, нацеленные на повышение качества оказываемых услуг в области обращения с отходами производства и потребления, на упрощение и оптимизацию схемы обращения с отходами, снижение затрат организаций в сфере обращения с отходами производства и потребления, на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе обращения с опасными отходами, и т. д. Подобные функции берет на себя Центр медико-экологической и радиационной безопасности "Координационный центр обращения с отходами производства и потребления", создаваемый при поддержке Министерства чрезвычайных ситуаций, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному контролю и др. Однако прежде чем внедрять систему управления отходами производства и потребления как на федеральном, региональном, муниципальном, так и на локальном (предприятие) уровнях, необходимо оценить деятельность какой-либо организации или образования в данной области (обращение с отходами). Для этих целей и существует экологический аудит, который является независимой экспертизой деятельности организации и иных образований в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Экологический аудит может проводиться как для всех экологически значимых аспектов деятельности предприятия, так и для каких-либо конкретных аспектов (отходы), которым организация хочет уделять максимальное внимание на данном этапе. Вся информация, полученная в ходе экологического аудита, является конфиденциальной. Необходимо отметить, что лишь оценка деятельности по обращению с отходами, проведенная не только на уровне предприятия, но и на уровне муниципального образования, может заложить основы для последующего внедрения эффективной и действенной системы управления отходами производства и потребления. Данный факт объяснятся тем, что по вопросам обращения с отходами аудируемая организация контактирует со множеством других как государственных, так и коммерческих учреждений, в совокупности с которыми составляет систему, общая деятельность которой должна координироваться и подчиняться единым правилам. Потенциальными выгодами для организации в результате проведения экологического аудита могут быть: · поддержание крепких государственных/общественных связей; · предоставление деловым партнерам (в том числе зарубежным) гарантии того, что существуют обязательства в отношении управления окружающей средой в соответствии с требованиями стандартов ISO 14000; · удовлетворение критериям инвесторов и расширение доступа к капиталу кредитующих организаций; · получение страховки на более выгодных условиях при снижении экологического риска; · усиление контроля издержек, связанных с природоохранной деятельностью и их снижение; · создание возможностей для экономии затрат (в том числе за счет применения более чистых технологий, минимизации отходов, сокращения используемых входных материалов, энергии); · улучшение связей с местными и государственными органами власти и природоохранными органами, содействие получению разрешений и полномочий; · повышение способности обеспечения соответствия природоохранному законодательству; · повышение конкурентоспособности на рынке услуг и при участии в тендерах; · улучшение мотивации и лояльность взаимоотношений с персоналом (охрана труда, риски, аварийные ситуации). По результатам проведенных работ организация может с легкостью внедрить Систему управления отходами производства и потребления как в рамках внедрения общей Системы управления окружающей средой, так и в качестве самостоятельной единицы и сертифицировать ее в дальнейшем на соответствие международным стандартам. Все вышеперечисленные инструменты и механизмы являются взаимосвязанными, поэтому невозможно гарантировать успех конечной операции без постоянного контроля качества выполняемых работ на каждом этапе. Для этих целей и было создано общефедеральное некоммерческое партнерство "Координационный центр управления отходами производства и потребления". Оно объединяет организации, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (сбор, сортировка, транспортировка, утилизация, переработка, захоронение, строительство объектов для переработки, утилизации и захоронения отходов и т. д.), разработчиков проектной природоохранной документации, производителей отходов, организации, осуществляющие экологический аудит (ООО "Эконедраконсалт"), внедрение систем экологического менеджмента, их сертификацию, сертификацию отходов и т. д. для координации деятельности по упомянутым выше направлениям и предоставления гарантии потребителям и всем заинтересованным сторонам качества, профессионализма, независимости и конфиденциальности выполняемых работ. Развитие экологического аудирования в настоящее время промышленные круги, общественность и правительство уделяет все больше внимания проблемам дальнейшего ухудшения экологической ситуации. Расширяющиеся связи с мировым сообществом настоятельно требуют использования такой процедуры как экологический аудит. В соответствии с международным стандартом под этим понятием понимают документированную проверку деятельности объекта аудита (предприятия или компании), предназначенную для оценки его воздействия на окружающую среду и установления соответствия заранее определенным критериям аудита, а именно: действующему природоохранному законодательству, установленным внутренним стандартам, экологической политике предприятия.
· оценка соответствия состояния объекта (или исследуемых мероприятий) законодательным требованиям и обязательствам данного объекта; · получение информации о деятельности предприятия в области охраны окружающей среды; · помощь предприятиям в проведении их природоохранной политики и создании необходимых инструментов ее реализации; · синтез деятельности в области природопользования и природоохранных мер с другой деятельностью объекта. Этим можно объяснить невозможность строгой формализации процедуры экоаудита, индивидуальные соглашения по требованиям между Заказчиком и Исполнителем, отсутствие фиксированного расписания его проведения, заключение в форме советов и рекомендаций. · субъекты (предприятия), деятельность которых влияет на состояние природной среды, например, экологически опасные объекты и военные комплексы, системы очистки промышленных вод, предприятия нефтехимической промышленности и т.д.; · программы и проекты, связанные с воздействием на окружающую среду, как в положительном, так и отрицательном смысле. Здесь можно указать приватизационные и инвестиционные проекты, решения отраслевых и местных администраций, контракты и кредитные соглашения. · оценка последствий и эффективности хозяйственной и природоохранной деятельности объекта; · оценка риска административных и инвестиционных решений, смены форм собственности. Субъектами экоаудита, то есть лицами, имеющими право на осуществление этой деятельности, являются: · экоаудиторы, имеющие квалификационный аттестат и лицензию; · экоаудиторские фирмы, имеющие соответствующие аккредитацию и лицензию. Существуют принципиальные различия между экологическим и финансовым аудитом, хотя сейчас разрабатываются меры по сближению этих моделей. Так, экологический аудит - прежде всего добровольная деятельность объекта, но очевидно, что обязательный экологический аудит также будет применяться в ситуациях, предусмотренных законодательством, по решению и поручению государственных органов (просматривается некоторая аналогия с внутренним и внешним финансовыми аудитами). Если рассматривать экологический аудит как добровольный акт, то в таком случае его проведение - внутреннее дело самого предприятия. Несомненное сходство между экологическим аудитом и финансовым состоит в объективности, независимости, компетентности аудиторов, предоставлении заказчику консультаций, информации о дополнительных возможных действиях, приводящих в конечном итоге к получению экономической выгоды; конфиденциальности получаемой информации; создании рынка аудиторских услуг. Для успешного развития экологического аудита необходима нормативно-правовая база, которая находится сейчас на начальном этапе своего развития. В последнее время появился проект Положения о порядке проведения экологического аудита предприятий г. Москвы. Этот документ базируется на стандартах ISO-14000, разработанных Международной организацией стандартов и принятых Европейским Союзом в апреле 1995 г., а входящий в него типовой отчет составляется по схеме, предложенной Европейским Банком реконструкции и развития для стадии прединвестиций. Согласно вышеупомянутому Положению, возлагаются функции по утверждению правовых актов, регламентирующих проведение обязательного экологического аудита, созданию системы взаимного признания государственных лицензий на его проведение и соответствующих международных сертификатов, регистрации объектов и субъектов экоаудита. Среди обязательных профессиональных качеств эколога-аудитора необходимо отметить способность аналитически мыслить, чтобы находить взаимосвязь между отдельными фактами и уметь выделить главное; независимость и непредвзятость (в противном случае это обязательно отразится на отчете); твердость, способность отстаивать свою точку зрения, если она основана на фактах; умение работать в сложной и неадекватной ситуации. Несмотря на предпринятые практические шаги по развитию экоаудита должно пройти немало времени, прежде чем в нашей стране сформируется устойчивый, надежный, хорошо функционирующий рынок экологических услуг. Основные сдерживающие факторы этого процесса: · отсутствие нормативно-правовой базы на федеральном уровне и тесно связанные с этим неопределенности в вопросах финансирования. Вероятно, деятельность Госкомэкологии России в области регулирования экоаудита будет финансироваться из федерального бюджета, а в случае заказ аудита органами государственного контроля его проведение - за счет экологических фондов; в остальных случаях - за счет Заказчика. Кроме того, не до конца определены границы ответственности экоаудитора: с одной стороны, получаемая им информация конфиденциальна, а с другой - он несет ответственность за ее сокрытие в особо важных случаях (например, возможности возникновения аварии). · недостаток информации о важности и необходимости экологического аудита в современном мире, разобщенность тех, кто занимается этим видом деятельности, что приводит к недопониманию его значения теми, кто мог бы активно способствовать развитию этой процедуры в России. Между тем, если российские фирмы хотят быть конкурентоспособными на мировом рынке и за счет своей рентабельности привлекать иностранные инвестиции, они должны быть готовы как можно скорее внедрять у себя экоаудит, имеющий прямой экономический эффект: снижение финансовых рисков возможных санкций и убытков от экологических катастроф. Для полного понимания вышесказанного необходимо обратиться к зарубежной теории и практике внедрения и развития экологического аудита, затрагивая попутно тему, неразрывно с ним связанную - экологическую отчетность компаний. Основные сведения из международной практики. Обратимся теперь к зарубежному опыту в области экоаудита и неразрывно связанного с ним экологического менеджмента и отчетности компаний. Задачами экологического менеджмента является управление окружающей средой, то есть оптимальное распределение финансовых ресурсов, поддержание качества окружающей среды, основываясь на рыночных механизмах хозяйствования. В ходе экологического аудита нередко подвергается анализу эффективность системы экоменеджмента, то есть все виды деятельности объекта, влияющие на состояние окружающей среды, его природоохранная политика, оценка программ по улучшению качества окружающей среды, Также можно назвать некоторые другие виды экологического аудита, непосредственно связанные с экоменеджментом: оценка экологических затрат, технологической документации, экологического риска, условий экологического страхования, соответствия деятельности предприятия Существуют и другие виды экологического аудита, имеющие отношение к инвестициям или приватизации предприятия, например, оценка состояния территории, на которую влияет предприятие; экоаудит как часть оценки инвестиционных рисков; экоаудит продукции при исследовании рынка Перейдем теперь к тому, для чего часто проводится экологический аудит на зарубежных предприятиях - к экологической отчетности компаний. Первые экологические отчеты появились в конце 80-х гг., в настоящее время их число растет. В 1993 г. ЕС принял Программу экологического менеджмента и аудита (ПЭМА), предполагающую добровольное введение компаниями системы экоменеджмента и публикацию отчетов об экологическом состоянии. После проверки независимым экспертом компания получает регистрацию в ПЭМА, что благотворно влияет на ее репутацию. Показатель экоэффектиености экологической деятельности компании можно получить, разделив сумму наиболее важных параметров, характеризующих ее производительность, на использованные ресурсы. Этим методом можно пользоваться при подсчете экоэффективности компании, производящих не только материальную продукцию, но и услуги. В качестве примера можно привести формулу, по которой рассчитывала свой индекс шведская компания SAS, занимающаяся авиаперевозками:
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |