Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и источники сознания. Сознание, самосознание и личность

Гилозоизм.В истории философии была и такая точка зрения на сознание, когда сознание рассматривалось как атрибут материи, её вечное свойство, присуще всем видам и формам. Все объекты одушевлены по-своему: такая точка зрения называется гилозоизмом.

Сознание - это высшая функция мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидений их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведением, тесно связанная с речью и свойственная…только человеку.

Вопрос о сущности сознания в философии и естествознании. Проблема сознания в различных философских системах.

На предыдущих лекциях мы с вами прямо ли косвенно касались, говорили о сознании, душе, разуме, идеальном. Без сознания не было бы и жизни. Как говорил Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, существую» т.е. без сознания не может быть нормальной, полноценной жизни. В книге Косенко и Ремезовой «Рассказы о жизни мозга» приведен случай. В 1913г. Родился необычный ребенок. Он все время спал, есть не просил, а когда кормили насильно он ел вяло, глотал с трудом, двигал беспорядочно руками и ногами, не улыбался и не чувствовал боли. Он никого не узнавал, не говорил, не понимал и его ничему не удалось научить. Оказалось, что у него не было больших полушарий мозга, а значит, не могло быть и сознания. Так что же такое сознание?

Сторонники биологических концепций языка и мышления выдвигают такие аргументы: пчела, найдя место пахучей растительности, осознанно спешит сообщить это всему составу улей, и это сообщение передаётся танцевальными движениями крыльев, которые можно назвать своеобразным языком; горные бараны, куропатки звуковыми сигналами предупреждают стадо или выводок о приближении опасности; домашние курицы - квочки звуковыми сигналами созывают к себе цыплят, петух, услышав пение другого, тут же взаимно отвечает ему; многие животные звуками выражают свои эмоции: кошка приятно мурлычет, когда её гладят по шерстке, собака рычанием,лаем выражает свой гнев; попугай может передать человеческую речь; тигры имитируют голоса своих жертв (искусно воспроизводят звук брачного призыва самки оленя, как бы приглашая к своему столу спешащих опередить друг друга соперников-самцов). Выходит, и тигры, и куры, и попугай и т.д. действуют осознанно и говорят. Однако попугай, повторяя вслед за человеком в результате долгой дрессировки его слова, может непрестанно повторять и такую глупость «Попка-дурак». Повторяя эту фразу, он вовсе ведь не осознает, не понимает, что ругает самого себя. Значит «говорение» попугая - это всего лишь звукоподражательные рефлексы, не содержащие никакой мысли. Лай или визг собаки, который может показаться человеку просьбой о чем-то, - это всего лишь опять - таки рефлексия неприятного, испытываемого им чувства голода или жажды. Звуки животных необъяснимы одними физиологическими законами: они связаны с восприятиями и сопровождающими их чувствами, но они не имеют значения, не понимаются и не служат средствами, чтобы вызывать понимание в других. Петух поёт в известную пору вовсе не затем, чтобы вызвать ответ другого, и другой отвечает не ему, а поёт сам себе, потому что его слуховые нервы, раздраженные криками первого, переносят своё движение на голосовые органы. Собака не понимает обращенного к ней слова, так как в голове её нет (не предполагается) той мысли, которая выражается в слове, но она побуждается звуком действия так, как могла бы быть возбуждена пинком, палкой. И это есть биологическая рефлексия. Что касается тигров, известный путешественник В.К. Арсеньев доказал, что «тигры дают эти звуки в обратном порядке». Так что и тут правильная имитация не получается. Все звуки, издаваемые животными, - лишь биологическое явление, основанное или на инстинкте, или на опыте. Звуки животных не имеют в их жизни и тени того значения, какое они имеют для человека. Возможность выживания, обеспеченная генетически заданным набором простейших атомов поведения, преобразуется в действительность через сигнальные механизмы регуляции жизнедеятельности. Нельзя отрицать того, что животные реагируют на внешние факторы рычанием либо мурлыканием, звуковыми сигналами либо имитирующими голосами, узнают местность, хозяина и т.д., тем не менее, такое реагирование - это биологическая форма отражения, основанная на инстинктивных, врождённых свойствах животных. И это отражение локальное, ограниченное, в нем нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Однако животное не идет далее смутных очертаний чувственного образа, а для человека эти очертания служат только основанием, исходной точкой дальнейшего творчества. А сознание человека творчески активно, оно не только отражает объективный мир, но творит его. Поэтому, как говорил Сеченов, «животное всю свою жизнь остается узким практиком, а человек уже в детстве начинает быть теоретиком». Язык животных никогда не достигает абстрактного смысла, так как абстрагироваться может только мысль. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась вместе с сознанием от ситуативности. Многие животные ведут стадный и статный образ жизни, обладают голосовыми органами. Например, шимпанзе может произносить тридцать три звука. Известно исследование зоопсихолога Н.Н.Ладыгиной-Котс. В течение нескольких лет она воспитывала вместе со своим ребенком и детёныша шимпанзе, наблюдала за ними, фиксировала их реакции. И, как отмечает экспериментатор, поначалу разница в поведении ребёнка и детёныша шимпанзе не сильно замечалась, но со временем всё увеличивалась, причём она была связана именно с тем, что ребёнок овладевал речью, а шимпанзе нет. Дальше узнавания себя в зеркале, выклянчивания лакомств и игрушек «самосознание» не развивается даже у шимпанзе, несмотря на изощренную его изобретательность. В пять лет наряду с овладением речью осуществляется «социализация» высшей нервной деятельности. Если же ребёнок рос среди животных, то этот процесс либо существенно затруднен, либо невозможен.

В 1920 году индийский психолог Рид Синг, обнаружив в волчьем логове вместе с волчатами двух человеческих детей, забрал их оттуда. Это были две девочки. Младшая вскоре умерла. Старшая прожила среди людей около 10 лет. За это время она научилась выговаривать и понимать всего сорок пять слов, хотя очень скоро отучилась от волчьих повадок: перестала ползать на четвереньках, выть по ночам, научилась есть руками. Но говорить, как человек, так и не научилась. В ней сызмальства укрепились навыки животной жизни, сызмальства она не слышала человеческой речи, поэтому научиться говорить стало для неё камнем преткновения. К семнадцати годам её умственное развитие было как у четырехлетнего ребенка. Известно много случаев, когда дети, попав в силу обстоятельств в животный мир, были вскормлены и «воспитаны» собаками, волками, леопардами, медведями, овцой…

Категория «сознания» имеет принципиально важное значение, как для философии, так и для естественных наук. На вопрос о том, что такое сознание, какова его природа и сущность, а также происхождение, различные философские направления и школы отвечали различным образом.

1. Религиозная философия. Сущность сознания в религиозной философии объяснялась так: Бог дал душу, бог взял душу.

2.Объективный идеализм. С точки зрения идеалистов, сознание также есть проявление «души», независящий от материи вообще, и от человеческого мозга, в частности, способной вести самостоятельное существование, бессмертной и вечной. Cторонники философского идеализма утверждают, что исходной и первичной реальностью мироздания выступает идеальное начало, и именно оно определяет развитие мира, все его явления, процессы и состояния. При этом под идеальным началом различные философы понимали также весьма различные объекты. Сторонники объективного идеализма (Пифагор, Платон, Гегель) подразумевали под таким идеальным началом некий Космический порядок, Мировой разум или Абсолютную идею мироздания, которая творит мир и руководит им. Религиозные философы и богословы также выступали сторонниками объективного идеализма, выдвигая в качестве всеобщего идеального начала Бога – творца и устроителя мира. Во всех этих концепциях идеальное начало признавалось объективным и независимым от человека и его сознания.

Платон полагал, что сознание - есть проявление человеческой души, существующей вечно в мире идей. Душа, по Платону, состоит из 3-х частей: разум, воля, чувственность. У Гегеля основу мира составляет абсолютная идея, мировое мышление. Согласно Г. Гегелю, сознание конкретного человека является частицей абсолютной идеи. Это проявления мирового духа в виде субъективного духа (сознание человека).

3. Субъективный идеализм. Вся существующая реальность, по мнению сторонников субъективного идеализма (Беркли, Фихте, Мах), есть не что иное, как порождение человеческого сознания, продукт познавательных возможностей субъекта. Субъективный идеализм представлен в двух вариантах: религиозный и атеистический. Религиозный – Дж. Беркли, полагал, что сознание человека есть порождение божественного разума. Атеистический – представители эмпириокритицизма. Так, швейцарский философ Авенариус в сочинении «Человеческое понятие о мире» писал: «Наш мозг не есть обиталище, седалище, созидатель, не есть инструмент или орган мышления», то есть мозг не является органом мысли, мысль не есть функция мозга. В.И.Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» назвал эту философию – «безмозглой» философией, поскольку сознание отрывается от материи.

5. Материалистическая философия. Знаменитые философы-материалисты древности – Аристотель, Эпикур и Лукреций – считали, что сознание зависит как от телесной организации человека, так и от воздействующих на его органы ощущений внешних предметов. При этом сознание, ум и душа человека не сводятся только к его телесным функциям, но обладают активностью и относительной самостоятельностью. Однако сознание производно от своей материальной основы, оно возникает с рождением человека и исчезает при необратимом разрушении его телесной оболочки.

В материалистической философии представители метафизического материализма (вульгарный материализм) сознание представляют как особый вид материи. Например, немецкие философы-материалисты 50-х годов XIX в. Карл Фогт, Людвиг Бюхнер и др. сводили сознание к материальному субстрату. Так, К. Фогт писал (Фогт К. Физиологические письма. СПб., 1867. С. 298): «Все способности, известные под названием душевной деятельности, есть только отправления мозгового вещества или, выражаясь несколько грубее, что мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени…», т.е. здесь сознание выступает как что-то материальное.

Диалектический материализм утверждает, что сознание является идеальным свойством материального мозга человека. Процессы мышления происходят на основе материальных нейрофизиологических процессов в коре головного мозга. Сущность сознания заключается в отражении действительности в мозге человека. Сознание является высшей формой отражения. Предпосылки его существуют в природе – это свойство отражения.

Проблема возникновения сознания является сложной в силу не вполне достаточных сведений о возникновении самого человека, а также наличия различных, часто противоположных, точек зрений на сущность сознания.

С учётом естественнонаучных данных можно утверждать, что предпосылки возникновения сознания заключены в естественной природе. К числу важнейших естественных предпосылок возникновения сознания относится такое свойство, как отражение. Впервые на всеобщность свойства отражения указал В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм», он отмечал: «Логично предположить, что вся материя обладает по существу родственным с ощущением свойством отражения».

В первом приближении можно сказать, что отражение – это «след», который остается от воздействия одного предмета на другой. Например, след на снегу – это отражение воздействующего объекта (след обуви человека, след от машины, след, оставленный животными).

Очень интересно в этом отношении дерево. В срезе дерева имеются кольца, каждое такое кольцо – прирост древесины за год (годичные кольца). На толщину годичных колец влияет температура, количество осадков, число солнечных дней, режим окрестных водоемов, нападение насекомых, вредителей и т. д. Дерево реагирует на все воздействия изменением толщины колец, оно отражает изменение внешней среды. Дерево отражает и процессы, происходящие в недрах солнца и галактик. По срезу дерева было замечено, что толщина колец меняется с периодом 11 лет, оказалось, что это совпадает с периодом солнечной активности. Так, на срезе дерева наблюдается повышенное содержание углерода, оказалось, что это приходится на те годы, когда зафиксированы взрывы сверхновых звезд (происходит увеличение изотопов углерода). В связи с этим родилась наука, получившая название дендрохронология – наука о закономерностях изменения толщины колец, роста растений. В целом можно отметить, что отражение есть свойство материальных систем специфически воспроизводить в своей организации те или иные черты, свойства, функции, структуру внешнего воздействия.

Отражение является всеобщим свойством. Оно наблюдается как в живой природе, так и в неживой природе, в обществе.

В неживой природе формы отражения пассивны, им соответствует пассивная приспособляемость. Здесь активная роль принадлежит внешней среде. Например, кусок мокрой глины изменяет свою форму, если на него надавить. Это изменение определяется действующим на него объектом, отражение носит чисто внешний механический характер.

В живой природе в ответ на внешние действия возникает активное противодействие живой системы. Активность отражения живой системы выражается в координированной приспособляемости, в основе которой лежит саморегуляция всей системы и различных уровней её организации; и заключается в выполнении координирующих функций приспособительного характера. В этом качественное различие форм отражения живой природы от неживой.

Первая форма отражения в органической материи наблюдается у одноклеточных живых систем – раздражимость (реакция на внешние раздражители изменениями положения, формы, химического состава тела).

У многоклеточных животных возникают более высокие формы отражения: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – живой организм различает раздражения не только по их интенсивности, но и по качеству (свет, звук, запах и др.). Ощущение даёт живому организму информацию об отдельных свойствах раздражителя, оно является субъективным образом воздействующего раздражителя.

Восприятие является синтезом ощущений. Оно даёт целостный образ предмета, воздействующего на организм.

Представление – это воспроизведение образа предмета, не действующего на органы чувств в данный момент. Представление возникает у живых с появлением механизмов памяти.

В целом образование и развитие этих форм отражения связано с образованием центральной нервной системы и органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

В процессе эволюции уже у беспозвоночных зарождается сигнальная функция, которая достигает своего развития у высших позвоночных животных, обладающих корой головного мозга. Появляется первая сигнальная система.

С появлением сигнальной функции нервной системы связана качественно новая форма отражения – психическая – более высшая форма отражения, чем физиологическая.

Психика – (греч. psyche – душа) продукт сигнального взаимодействия живой системы с окружающим миром. Различают философское и конкретно- научное понимание психики. Философское понимание: психика – это особое свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме идеальных образов. Это сигнальное отражение, которое образуется с появлением первой сигнальной системы в виде реакций на звуковые сигналы и жесты. Основано на рефлекторной деятельности. Сигнальное отражение, в отличие от конкретно-образного отражения, дает обобщенные образы. Поэтому можно дать следующее философское определение психики:

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям. Этому отражению соответствует рефлекторная деятельность. Рефлексы – реакции организма, которые вызываются раздражением органов чувств и осуществляются при участии центральной нервной системы (ЦНС). Рефлексы бывают безусловные и условные. Безусловные – это простые врожденные рефлексы. Условные рефлексы – характерный для высших организмов вид нервной деятельности. Это индивидуальные приобретенные рефлексы, которые возникают у отдельного индивидуума в результате его повседневной деятельности и на основе безусловных рефлексов. Условные рефлексы –важнейшие и совершеннейшие приспособления организма позвоночных к условиям жизни. Еще И. М. Сеченов, впервые предложивший изучать физиологическими методами высшую нервную деятельность человека, показал, что она обусловлена воздействием на организм внешней среды.

Следующей ступенью в эволюции живых систем является возникновение высшей формы психического отражения объективного мира – сознания. Проблема возникновения сознания является сложной в силу не вполне достаточных сведений о возникновении самого человека. С учетом естественнонаучных данных, можно утверждать, что предпосылки возникновения сознания заключены в естественной природе. К числу важнейших естественных предпосылок возникновения сознания относится такое свойство как отражение. Например, след на снегу, это отражение воздействующего объекта.

Основу сознания составляют и обусловливают два взаимосвязанных фактора:

1) Физиологический (физиологическую основу человеческого сознания составляет появление второй сигнальной системы действительности – членораздельная речь, язык);

2) Социальный фактор, который связан с условиями общественной жизни.

Вторая сигнальная система функционирует как единство рефлекса, слова, понятия. Такие элементы сознания, как понятие, суждение и умозаключение свойственны только человеку.

Понятие – процесс мысли, при котором происходит абстрактное отражение объекта по его существенному свойству, признаку.

Суждение – это такой процесс мысли, при котором происходит абстрактное отражение состояния и изменений объекта. Формально суждение представляется в виде предложений, в которых что-либо утверждается или отрицается. Умозаключение – такой процесс мысли, при котором на основе нескольких исходных суждений получается новое как следствие («Все частицы вещества обладают массой покоя»; «Атом – частица вещества», следовательно, «Атом обладает массой покоя»).

 

Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся меж собой в закономерных отношениях. Сознание человека обладает сложной структурой. Выделяют чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни сознания. Чувственно-эмпирический уровень включает в себя два подуровня: социально-психологический и обыденное сознание. Социально-психологический подуровень составляют эмоциональные настроения, чувства, он выражается в различных эмоциях (радости, удовлетворенности, угнетённости, психического негодования и др.). Обыденное сознание включает в себя систему обыденных знаний, умений, навыков, которые формируются в процессе ежедневной практической деятельности человека. На этом уровне происходит накопление житейской мудрости.

Абстрактно-теоретический уровень возникает у людей в результате их обучения различным наукам. Этот уровень, в свою очередь, включает в себя также два подуровня: теоретическое сознание и теоретическую идеологию, научное теоретическое мышление. Как на уровне чувственно-эмпирическом, так и на уровне абстрактно-теоретическом функционируют различные формы сознания, такие, как этическая, эстетическая, религиозная, правовая, политическая, философская, естественнонаучная. Все эти формы присутствуют у различных людей в различной степени. Каждая форма сознания представляет собой особое видение мира. Так, например, этическая форма сознания – это видение мира в категориях добра и зла, хорошего и плохого и др. Эстетическая форма сознания – это видение мира с точки зрения прекрасного и безобразного и т. д.

Рассмотрим следующие компоненты сознания:

1) Сознание – это в первую очередь совокупность знаний о мире и о самом человеке.

2) Ощущения, восприятия, представления, понятия образуют ядро сознания.

3) Следующий важный элемент сознания – внимание, способность концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе.

4) Компонентом сознания является память – способность накапливать информацию, хранить, воспроизводить её, использовать ранее приобретенные знания.

5) Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся чувства – радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти: гнев, ярость, ужас и т.д.

6) Существенным компонентом сознания является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение. Воля – это психический процесс, направленный на удовлетворение потребностей.

7) Движущей силой поведения и сознания людей является потребность – состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то.

8) Наконец, важнейшей составляющей сознания является самосознание.

Самосознание – это осознанное человеком своих мыслей, чувств, действий, своего места в обществе, осознание себя как особой и единой личности.

В развитии динамике самосознания можно выделить 3 уровня:

1-ый – уровень самочувствия, который можно свести к элементу осознания человеком своего тела и его включаемости в систему окружающих вещей.

2-ой – самосознание реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе.

3-ий – Самый высокий уровень самосознания – возникновение сознания «Я» которое хоть и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки.

Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами -предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мыслимые образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же – это размышление личности о самой себе, это так называемый взгляд во внутрь себя, во внутренний дух, мир.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сознание | Сознательное и бессознательное
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.