Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная философия




Считается, что философия как особая, отличная от мифа и религии форма духовно-практической деятельности людей зародилась в древней Греции в VII-VI вв. до н.э. Посредством философии с ее проблематикой и характерным для нее способом решения проблем в культуре стало активно утверждаться качественно новое начало — рационально-теоретическое, т.е. основывающееся прежде всего на человеческом разуме и развивающееся по его законам (законам разума), познание окружающего мира, а так же места и роли человека в нем. Названная специфика философского мировосприятия привела к появлению науки и современных форм научного знания, что и определило основное направление развития западной техницистской культуры. И хотя ко времени зарождения философии у греческих народов научные знания в зачаточном виде уже существовали на Востоке (например, египетская арифметика и геометрия, вавилонская астрономия и т.п.), однако эти относительно скромные знания преследовали сугубо практические, ограничивающие само познание цели. Греки же в своей познавательной деятельности руководствовались преимущественно теоретическим духом, движимым любовью к чистому знанию.

С самого момента своего возникновения античная философия стремилась постичь сущность мира и человека, раскрыть действительную причину и первооснову всего существующего, понять соотношение материального и идеального начал в космосе, единство многообразных его явлений и процессов. Наряду с указанными онтологическими проблемами философы этой эпохи также ставили и решали проблемы, связанные с генезисом и природой самого знания, выявлением наиболее действенных способов познания окружающего мира, человека и общества. В рамках социально-этической проблематики рассматривались вопросы о цели и смысле человеческой жизни, о тайных нравственности и справедливом устройстве общества. Несомненным достижением греческой философской мысли стала диалектика, лучшие образцы которой мы находим в учениях Гераклита, Парменида, Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина и др. Наряду с диалектикой в качестве существенных черт, характеризующих, пожалуй, всю античную философию, несмотря на очевидную ее неоднородность и длительный период развития, можно выделить следующие ее особенности: космоцентризм («Космос все превосходит») как основной мировоззренческий принцип, приложимый практически ко всем областям знания, в целом натуралистический характер ее проблематики, а также влияние мифического мышления, с доминирующим в нем принципом панпсихизма («Все полно богов») [с.2]

В более чем тысячелетней истории античной греческой и греко-римской философии (с VII-VI вв. до н.э. по VI в. н.э., т.е. до момента, когда в 529г. по приказу императора Юстиниана были закрыты последние языческие школы философии) можно с определенной степенью условности выделить следующие этапы ее развития:

1. Первый этап охватывает период примерно с VII в. по V в. до н.э. Этот период принято именовать досократическим периодом, а философов, учивших в это время — досократиками, но так же и физиками. Последнее связано с тем обстоятельством, что центральной проблемой ранней греческой философии была проблема поиска первого основания всего сущего (физиса). К этому периоду относятся деятельность таких мыслителей и философских школ, как Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты (Левкипп, Демокрит).

2. Так называемый гуманистический период развития древнегреческой философии (V в. до н.э.). В философской деятельности софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Фразимах) и Сократа ставятся проблемы сущности и смысла бытия человека и человеческого самопознания.

3. Период большого синтеза, или, как его обычно характеризуют, классический период (вторая половина V в. — IV в. до н.э.). В философских системах выдающихся греческих мыслителей Платона и Аристотеля происходит открытие сверхчувственного (метафизического) мира и связанного с ним понятийного знания. Философия все больше и больше (особенно это относится к творчеству Аристотеля) приобретает характер научного знания.

4. Эллинистический период эпохи завоеваний Александра Македонского и греко-римских школ (конец IV в. до н.э. — III в. н.э.). Для этого периода развития античной философии характерен особый интерес к этической проблематике, развиваемой такими школами, как стоическая (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) и эпикурейская (Эпикур, Тит Лукреций Кар). Это время также стало периодом развития в философии скептицизма, ярчайшим представителем которого был Секст Эмпирик.

5. В III — V вв. н.э. в античной философии развивается и получает широкое распространение неоплатонизм. Основатель философии неоплатонизма Плотин, а так же его последователи, наиболее значительными из которых были Порфирий, Ямвлих и Прокл, заново переосмыслив и переработав философские взгляды Платона в контексте более поздних учений, создали стройное учение, которое составляло грандиозное завершение всей древней философии. Центральной для неоплатонизма стала проблема познания человеком высшего, божественного мира (Единого) и обретение на основе этого знания опыта подлинного бытия, понимаемого как слияние с божественным началом мира. Неоплатонизм оказал существенное влияние на формирование и развитие христианской средневековой философии.[с.3]

При подготовке использовались следующие издания:

 

Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. – М., 1969.

Аристотель. Сочинения в четырех томах. – М., 1976-1983.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

Лукреций Кар. О природе вещей. Т.1. – М., Л., 1946.

Марк Аврелий. Наедине с собой. – Киев, 1993.

Материалисты Древней Греции. – М., 1955.

Платон. Собрание сочинений в четырех томах. – М., 1990-1994.

Секст Эмпирик. Сочинения в 2тт. – М., 1976.

Сенека Луций Анней. Философские трактаты. – СПб., 2000.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. – М, 1989.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.