Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о началах

Учение

Свидетельства о жизни и учении

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ. Говорят, что он предсказал падение камня, случившееся у Эгоспотамов: он сказал, что камень упадет с Солнца. Поэтому Еврипид, который был его учеником, назвал Солнце в «Фиэтоне» «золотым слитком». В другой раз, придя в Олимпию, он сел [на стадионе] в кожаном плаще, как если бы должен был пойти дождь – что и произошло. Еще говорят, что на чей-то вопрос, станут ли когда-нибудь горы в окрестностях Лампсака морем, он ответил: «Станут, нужно только время». Как-то его спросили, чего ради он родился на свет, на что он ответил: «Ради созерцания Солнца, Луны и неба». «Ты лишился афинян», [с.27] – сказал ему кто-то. «Нет – ответил он, – это они меня лишились». Увидав гробницу Мавсола, он сказал: «Роскошная гробница – призрак богатства, обращенного в камень». Страдавшему от того, что умирает на чужбине, он сказал: «Спуск в Аид отовсюду одинаков».

... Поговаривали, что он враждебно относился к Демокриту после того, как ему не удалось войти в круг его собеседников. Наконец, он уехал в Лампсак, где и умер. На вопрос городских властей, какое его желание исполнить, он ответил: «Пусть в месяц моей смерти детей ежегодно отпускают на каникулы», – и обычай этот соблюдается по сей день. Когда он скончался, жители Лампсака похоронили его с почестями, а на могиле высекли надпись:

Истины высший предел и границы Вселенной достигший

Здесь, под этой плитой, Анаксагор погребен.

(Фрагменты ранних греческих философов. С. 506–507.)

АРИСТОТЕЛЬ. Упоминают также изречение Анаксагора (обращенное к кому-то из его учеников) о том, что сущее будет для них таким, каким они его будут представлять.

КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы: Как сообщают Анаксагор из Клазомен сказал, что цель жизни – созерцание и проистекающая из него свобода.

АРИСТОТЕЛЬ. Евдемова этика: Говорят, что на чей-то недоуменный вопрос, чего ради предпочтительней родиться на свет, чем не родиться, Анаксагор ответил: «Ради созерцания неба и порядка Вселенной».

СТОБЕЙ. Анаксагор говорил, что есть два урока смерти: время до рождения и сон. (Там же. С. 512–513.)

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ. Анаксагор, сын Гегесибула или Эвбула, клазоманец. Он был слушателем Анаксимена и впервые присоединил к материи ум, начав свое сочинение – а оно написано приятным и исполненным величия слогом – так: «Все вещи были вперемешку, затем пришел ум и их упорядочил». Поэтому его прозвали «умом», и Типмон в «Силлах» говорит о нем так:

Анаксагор, отважный герой, – Умом его звали

Ибо учил он, что Ум, от спячки внезапно проснувшись,

Все воедино связал, что прежде в смешении было.

Он отличался не только знатоностью рода и богатством, но и высокомудрием, поскольку, отказался от наследственного имения в пользу родственников. Те обвиняли его в том, что он о нем не заботится, а он им и говорит: «Ну так позаботьтесь вы», – и в конце концов удалился от дел и предался умозрению природы, не интересуясь общественными делами, а в ответ на чей-то упрек «Тебе нет дела до родины» – сказал: «Типун тебе на язык! Мне до родины еще как есть дело!» – и указал перстом на небо. (Там же. С. 505.)

ГАРПОКРАТИОН. Анаксагор-софист [= «философ»], сын Гегесибула, клазоменец, ученик милетца Анаксимена. Его прозвали «Ум», так как он считал [с.28] [началами] материю и всеконтролирующий Ум. Ему принадлежит определение Солнца как раскаленной «глыбы». (Там же. С. 507.)

СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике»: Анаксагор, сын Гегесибула, клазоменец, примкнув к философии Анаксимена, первым реформировал воззрения о началах и восполнил недостающую причину. При этом телесных начал он принял бесконечно много: по его мнению, все подобочастные, как-то: вода, огонь или золото, безначальны и неуничтожимы, а их видимое (феноменальное) возникновение и уничтожение всецело обусловлены соединением и разделением [частиц], причем все [подобочастные] содержатся во всех, но каждое характеризуется по тому, что в нем преобладает. Так, золотом феноменально является то, в чем много золота, хотя при этом в нем содержится все. Действительно Анаксагор говорит, что «во всем содержится доля всего» и «чего в каждой отдельной вещи больше всего содержится, тем она с наибольшей ясноразличимостью была и есть». Анаксагор учит сходно с Анаксимандром... Но только Анаксагор присовокупил в качестве причины движения и возникновения Ум, разделяясь под действием которого [подобочастные вещества] и породили миры (космосы) и все остальные существа. «При таком толковании, – говорит [Теофраст], – можно было бы считать, что Анаксагор принимает бесконечное число материальных начал и одну причину движения и возникновения – Ум. но если истолковать смесь всех вещей как единую субстанцию, неопределенную и по виду [= качественно] и по величине, то выходит, что он полагает два начала: природу бесконечного и Ум, так что телесные элементы, как видим, он рассматривает сходно с Анаксимандром».

ИППОЛИТ. Опровержение всех ересей: После него [-Анаксимена] был Анаксагор, сын Гегесибула, клазоменец. Он считал началом всего ум и материю: ум – как творящую причину, материю – как становящуюся. Все вещи были вперемешку, а ум пришел и упорядочил. Материальные начала, по его словам, бесконечны [по числу], и малость их тоже бесконечна. Все вещи были приведены в движение умом, и подобное сошлось с подобным. Часть из них под действием кругового движения получила постоянное место на небе: плотное, влажное, темное, холодное и все тяжелое сошлись в середину (когда они затвердели, из них возникла земля), а то, что этому противоположное: горячее, светлое, сухое и легкое, устремилось в даль эфира. (Там же. С. 514-515.)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Начало – пол-целого дела | Космогония
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.