Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о бытии. АРИСТОТЕЛЬ. Элементы (стихии) – полное и пустое, называя одно из них бытием, другое – небытием бытие нисколько не более существует

ДЕМОКРИТ

(род. ок. 470 или 460 до н. э. – ум. в глубокой старости.)

АРИСТОТЕЛЬ.... Элементы (стихии) – полное и пустое, называя одно из них бытием, другое – небытием бытие нисколько не более существует, чем небытие, т.к. и пустота не менее реальна, чем тело.

Эти элементы они считали материальными причинами существующих вещей. И подобно тому, как почитавшие лежащую в основе вещей сущность единым (первоначалом), производят прочие вещи из видоизменений ее, точно также и они, полагая началами всего происходящего редкое и плотное, утверждают, что [с.32] причинами прочих вещей являются определенные различия в них.

А этих различий, по их Учению, три: Форма, порядок и положение.

Бытие различается только «очертанием, соприкосновением и поворотом», из них очертание есть Форма, соприкосновение – порядок и поворот – положение.

Атомы лишь находятся вблизи друг от друга и незначительно отстоят друг от друга, и вот это он называет соприкосновением, ибо он учит, что пустотами атомы разделяются совершенно... предполагая сущность атомов абсолютно плотной и полной, он называл их бытием, учил, что они носятся в пустоте, которую он называл небытием, и говорил, что, последнее существует не менее, чем бытие, все прочее состоит из неделимых тел последние же бесконечны числом и бесконечно разнообразны по формам: вещи же отличаются их положением и порядком. (Материалисты древней Греции. М., 1955. С. 55.)

СИМПЛИЦИЙ. Левкипп и Демокрит считают причиной неделимости первотелец не только непроницаемость, но также малость и отсутствие частей. (Там же. С.59.)

СЕКСТ. Демокрит говорит – лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – теплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота.

АЭЦИЙ. Атомов – бесконечное множество, пустота же беспредельна по величине.

Все ощущаемые качества возникают из соединения атомов, существуя лишь для нас, воспринимающих их, по природе же нет ничего ни белого, ни черного, ни желтого, ни красного, ни горького, ни сладкого.

Итак, атомы суть всевозможные маленькие тела, не имевшие качеств... по их учению первотела не могут ни в каком отношении изменяться ни один из атомов не нагревается, не охлаждается, равным образом не делается ни сухим, ни влажным и тем более не становится ни белым, ни черным и вообще не принимает никакого иного качества вследствие полного отсутствия изменения в атоме. (Там же. С. 60-61.)

ДИОГЕН. По Демокриту: начало вселенной – атомы и пустота, миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени, и ничто не возникает из небытия, ни разрушается в небытии. (Там же. С. 62.)

ПЛУТАРХ. Демокрит признал вселенную бесконечной до той причине, что она отнюдь не создана кем-либо. (Там же. С. 63.)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О природе. Мнения философов (Стобей): («Телесна ли душа и какова ее сущность»): Анаксимен, Анаксагор, Архелай, Диоген [полагают | Софисты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.