Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Софисты

ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Этика.

Учение о познании.

СЕКСТ. Демокрит иногда отвергает чувственно воспринимаемые явления и говорит, что ничто из них не является по истине, но лишь по мнению, по истине же существуют (только) атомы и пустота.

Это значит: чувственно воспринимаемые (явления) общим мнением признаются существующими, но на самом деле они не существуют, а существует только атомы и пустота. (Там же. С. 75.)

ДИОГЕН. Начала вселенной – атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении, чувственно воспринимаемые качества существуют условно в мнении, по природе же существуют атомы и пустота. (Там же. С. 77.) [с.33]

ДЕМОКРИТ. Ощущения ложны... ничто чувственно воспринимаемое не лежит в основе природы, т.к. атомы, образующие все (вещи), имеют природу лишенную всякого чувственно воспринимаемого качества. (Там же. С. 77.)

АЭЦИЙ, ЛЕВКИПП, ДЕМОКРИТ. ощущения и мысль суть изменения тела...
ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы. Ибо
никому не приходит ни одно ощущение или мысль без попадающего в него
образа. (Там же. С. 80.)

Счастье и несчастье в душе.

Счастье обитает не в садах и не в золоте, душа – местожительство этого демона.

Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

Предпочитающий душевные благa избирает божественную часть. Предпочитающий же блага телесного сосуда избирает человеческое...

Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум.

У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена.

Жить дурно, не разумно, невоздержанно и нечестно – значит, не плохо жить, но медленно умирать...

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего он не имеет, но радуется тому, что имеет... Быть хорошим (человеком) – значит не (только) не делать несправедливости, но и не желать (этого)... Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.

Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

И в каждой душе должен быть начертан закон: "Не делай ничего непристойного".

Истинный благодетель не тот, кто имеет в виду оплату, а тот, кто хочет делать добро.

Мужество делает ничтожными удары судьбы.

Мужественен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими удовольствиями, некоторые же царствуют над городами и в то же время являются рабами женщины...

Совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдавшего. Доступный подкупу никогда не может быть справедливым. Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно. (Там же. С. 155-158.) [с.34]

Классический этап охватывает период примерно с середины V в. до н.э. и до кон. IV в. до н.э. Этот период связан с деятельностью софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Софисты и Сократ были первыми гуманистами, они попытались ответить на вопрос, в чем же суть человека. В творчестве Платона и Аристотеля осуществился большой философский синтез, ставший вершиной античной мысли.

«Софист» в переводе с греческого означает мудрец, знаток, мастер, художник. Так назывались появившиеся в V в. до н.э. платные учителя философии и ораторского искусства. Они не представляли единой школы. Софисты сместили философскую рефлексию с проблемы физиса и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Темы софистики – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание и т.п. Главным вопросом для софистов был вопрос о соотношении мира и знания. Софисты учили, что нет объективной истины, она зависит от места, времени, условий и самого человека, то есть субъективна, а стало быть, мир непознаваем.

Утверждение об относительности истины влекло за собой и утверждение об относительности нравственных норм – что кому выгодно, то и хорошо; часто такая позиция перерастала в имморализм.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учение о бытии. АРИСТОТЕЛЬ. Элементы (стихии) – полное и пустое, называя одно из них бытием, другое – небытием бытие нисколько не более существует | Протагор
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.